ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2167/2012 от 27.08.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А63-9233/2012

28 августа 2012 г.

Резолютивная часть объявлена 27 августа 2012 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2012 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2012 по делу № А63-9233/2012

по заявлению муниципального унитарного предпри­ятия «Участок благоустройства», с. Арзгир, ОГРН <***>

к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края, с. Арзгир, ОГРН <***>

о признании незаконным и отмене решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края от 28.03.2012 № 03600412РК0002898 в части установления размера штрафа, (судья Ермилова Ю.В.)

при участии в судебном заседании:

от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края: ФИО1 по доверенности № 1 от 10.01.12., ФИО2 по доверенности № 3 от 14.05.12;

от муниципального унитарного предпри­ятия «Участок благоустройства»: ФИО3 по доверенности от 24.08.12., ФИО4 – начальник.

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Участок благоустройства», с. Арзгир, ОГРН <***> (далее - заявитель, МУП «Участок благоустройства») обратилось в Арбит­ражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному учреждению - Управ­лению Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края, с. Арзгир, ОГРН <***> (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд) о признании незаконным и отмене решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края от 28.03.2012 № 03600412РК0002898 в части установления размера штрафа.

Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительными реше­ния Управления Пенсионного фонда России по Арзгирскому району Ставропольского края от 28.03.2012 № 03600412РК0002898 в части размера штрафных санкций. Уточнения приняты судом.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2012 требования удовлетворены частично, суд, учитывая смягчающие обстоятельства, сократил размер штрафа до 500 рублей.

Управ­ление Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на несоразмерность снижения штрафа.

Муниципальное унитарное предпри­ятие «Участок благоустройства», с. Арзгир просит решение суда, ссылаясь на то, что суд несоразмерно снизил размер штрафа.

МУП «Участок благоустройства» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2012 подлежит оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается.

МУП «Участок благоустройства» зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе пенсионного фонда (рег. номер 036-004­041017) и является плательщиком страховых взносов в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ.

Специалистами Управления Пенсионного фонда проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного мещан­ского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пла­тельщиком страховых взносов МУП «Участок благоустройства» на основании расчета, пред­ставленного страхователем в ГУ-УПФ по Арзгирскому району 16.02.2012 отчетный 2011 год.

По результатам проведенной документарной проверки составлен акт от 22.02.2012 № 03600430000939.

В акте указано, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, страхова­тель вправе предоставить в течение 15 дней со дня получения акта письменные возражения и документы, обосновывающие возражения.

МУП «Участок благоустройства» представлены возражения на акт проверки от 22.02.2012 № 03600430000939. Муниципальное приятие просило учесть в качестве смяг­чающих обстоятельств незначительный пропуск срока для представления отчета; привлече­ние к ответственности впервые; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов; от­сутствие негативных последствий для третьих лиц.

На основании акта камеральной проверки, расчета за 4 квартал 2011 № РС 0062161, возражений МУП «Участок благоустройства» от 07.03.2012 № 16 фондом вынесено решение от 28.03.2012 № 03600412РК0002898 о привлечении к ответственности за нарушение законо­дательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 в сумме 9 537,75 руб.

Недоимка по страховым взносам в ходе проведения проверки не выявлена, пени не начислены.

На основании решений пенсионного фонда, вступивших в законную силу, страховате­лю выставлено требование от 25.04.2012 № 03600440094444 об уплате штрафа в срок до 15.05.2012.

Полагая, что решение пенсионного фонда нарушает его права, МУП «Участок благоустройства» обратилось в суд.

Согласно статье 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полно­той и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его террито­риальные органы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - За­кон № 167-ФЗ) МУП «Участок благоустройства» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Не позднее 15 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным пе­риодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

В силу требований пункта 3 части 2 статьи 28 и пункта 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны представить в орган контроля расчет по начисленным и упла­ченным страховым взносам: за 1 квартал - до 15 мая, за полугодие - до 15 августа, за 9 меся­цев - до 15 ноября, за год - до 15 февраля соответствующего года.

МУП «Участок благоустройства» расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год представлен в орган контроля за уплатой страховых взносов 16.02.2011 года, что отражено в протоколе входного контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона № 212-ФЗ).

Факт несвоевременного представления расчета по начисленным и уплаченным стра­ховым взносам за 2011 год в орган контроля за уплатой страховых взносов, заявителем не оспаривается.

Из представленного расчета следует, что сумма начисленных страховых взносов за 4 квартал 2011 года по коду строки 114 составила 190 755,0 руб. Решением от 28.03.2012 № 03600412РК0002898 управлением начислен штраф в размере 9 537,75 руб. (190 755,0*5%).

Из материалов дела следует, что сумма штрафа рассчитана пенсионным фондом исхо­дя из суммы всех начисленных страховых взносов за последние три месяца (в том числе и уплаченных), согласно строке кода 114 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Рос­сийской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмот­рения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонаруше­ния, предусмотренного данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 указанного закона обстоятельствами, смяг­чающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответствен­ности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень не является закрытым и может быть расширен как судом, так и ор­ганом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливо­сти и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифферен­циацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих ин­дивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответст­венности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.

Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятель­ства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по ре­зультатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статей 44 Федерального закона № 212-ФЗ.

Суд первой инстанции правомерно учел смягчающие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, незначительный срок просрочки (1 день) и сократил размер штрафа до 500 рублей, признав недействительным решение пенсионного фонда о начислении штрафа в оставшейся сумме 9 037,75 руб.

Довод апелляционной жалобы о том, что МУП «Участок благоустройства» допустило нарушения срока предоставления расчетов и размер штрафа должен исчисляться в соответствии со статьей 46 Федерального закона 212-фз (в редакции, действующей с 01.01.2012) от суммы начисленных страховых взносов за последние три месяца является правильным.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд несоразмерно сократил размер штрафа, отклоняется, так как суд правомерно руководствовался статьями 39, 44 Федерального закона № 212-фз, оценив в совокупности представленные доказательства в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ.

МУП «Участок благоустройства» заявил ходатайство о сокращении размера госпошлины до 100 рублей, отказавшись от требования возложения расходов по государственной пошлине на пенсионный фонд. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство, сократил размер госпошлины до 100 рублей, излишне уплаченная сумма 1900рублейподлежит возврату из федерального бюджета. В порядке статьи 49 АПК принят отказ от требований и производство по делу в этой части прекращено.

Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.2012 по делу № А63-9233/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Производство по делу в части взыскания с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Арзгирскому району Ставропольского края государственной пошлины – прекратить.

Выдать муниципальному унитарному предпри­ятию «Участок благоустройства», с. Арзгир, ОГРН <***> справку на возврат государственной пошлины в размере 1900 (тысяча девятьсот) рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Д.А. Белов

М.У. Семенов