ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А15-946/2022
20.12.2023
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2023
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2023
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Счетчикова А.В., судей: Демченко С.Н., Мишина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, при участии в судебном заседании представителей администрации сельского поселения «село Алмак» ФИО2 и ФИО3 (доверенности от 25.04.2023), представителя общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Алмакский» ФИО4 (доверенность от 21.03.2023), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации сельского поселения «село Алмак» Казбековского района Республики Дагестан и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, учредителей общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Алмакский» - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 по делу № А15-946/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Совхоз «Алмакский» (далее - ООО «Совхоз «Алмакский», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании ООО «Совхоз Алмакский» правопреемником совхоза «Алмакский» Казбековского района Республики Дагестан (далее - совхоз).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МР «Казбековский район», администрация СП «село Алмак», ИФНС по Ленинскому району
г. Махачкалы, Управление Росреестра по Республике Дагестан, Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, АО «ЧиркейГЭСстрой», ОАО «ДагТЭК», МРИ ФНС России № 17 по РД, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Правительство Республики Дагестан.
Решением суда 02.05.2023 заявление удовлетворено, общество признано правопреемником совхоза.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрацией СП «село Алмак» подана апелляционная жалоба, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО «Совхоз «Алмакский». Жалоба мотивирована тем, что согласно материалам регистрационного дела общество было создано не через реорганизацию путем выделения, а учреждено как новое юридическое лицо. АО «ЧиркейГЭСстрой» также не подтвердило факт приватизации совхоза в составе АО «ЧиркейГЭСстрой». Кроме того, апеллянт ссылаясь на ненадлежащую оценку судом показаниям представителя МРИ ФНС России № 17 по РД ФИО10, полагал, что материалами дела достоверно не подтвержден факт правопреемства от совхоза к обществу.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, учредителями ООО «Совхоз «Алмакский» - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 также поданы жалобы в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители администрации СП «село Алмак» поддержали доводы поданной апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель ООО «Совхоз «Алмакский» поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Относительно поданных апелляционных жалоб в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обжалование не вступившего в законную силу решения в порядке апелляционного производства имеют лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвующие в деле, вправе обжаловать судебный акт, если он принят об их правах и обязанностях.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном в суде апелляционной инстанции» (далее - постановление Пленума № 12), в случае когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Исходя из изложенного, лицо, не участвующее в деле и подавшее апелляционную жалобу, обязано доказать, что обжалуемый судебный акт принят о его правах и обязанностях (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов. Необходимо наличие суждений о его правах и обязанностях непосредственно в судебном акте, то есть в силу судебного акта у лица должны возникнуть или прекратиться какие-либо конкретные права и обязанности. Вынесение такого судебного акта должно с очевидностью нарушать права субъекта спорных правоотношений на рассмотрение дела судом с его участием.
В жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан ссылается на то, что о вынесенном решении заявителю стало известно из обращения администрации СП «село Алмак», поступившего 07.09.2023 от Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в целях рассмотрения по существу вопросов, изложенных в нем.
Вместе с тем, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан не обосновало, каким образом затрагиваются его законные права и интересы рассмотрением настоящего требования об установлении правопреемства. Доказательств того, что рассмотрение настоящего дела каким-либо образом связано с землями федерального значения, материалы дела не содержат.
Кроме того, как пояснило общество подача настоящего заявления никоим образом не связано со спором о праве.
Само по себе, рассмотрение Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан обращения администрации СП «село Алмак» не свидетельствует о нарушении прав апеллянта и не может являться основанием для его обязательного привлечения к участию в настоящем деле.
Жалобы учредителей ООО «Совхоз «Алмакский» мотивированы тем, что исковое заявление подписано неуполномоченным лицом ввиду фальсификации протокола
№ 1/2019 от 05.12.2019.
Вместе с тем, факт фальсификации данного протокола в установленном порядке не подтвержден, приговор суда в отношении лица, виновного в совершении подделки протокола № 1/2019 от 05.12.2019, не постановлен. Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель ООО «Совхоз «Алмакский» выразил сомнения относительно действительности подписания учредителями ООО «Совхоз «Алмакский» данных апелляционных жалоб.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически доводы жалоб учредителей ООО «Совхоз «Алмакский» связаны с возможным корпоративным конфликтом в обществе и не могут свидетельствовать о нарушении их законных прав и интересов принятым решением.
Из обжалуемого решения не усматривается, что оно принято о правах и об обязанностях учредителей ООО «Совхоз «Алмакский» и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, в тексте судебного акта отсутствуют какие-либо выводы в отношении данных лиц, заявители не являются участниками правоотношений по рассматриваемому спору.
Обращаясь с апелляционными жалобами, заявители не обосновали свое право на подачу апелляционных жалоб, не указали, чем именно нарушены их права и законные интересы принятым по настоящему делу решением суда.
Заявителем жалобы не приведено письменных относимых и допустимых доказательств того, что оспариваемым судебным актом затронуты их права, как и не представлено доказательств того, что выводы суда по данному делу нарушают их права.
Учитывая изложенное, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, учредители ООО «Совхоз «Алмакский» в силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обладают правом на обжалование решения суда первой инстанции от 02.05.2023, в связи с чем, производство по апелляционным жалобам подлежит прекращению.
По вышеуказанным основаниям, а также с учетом особенностей рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебной коллегией отклонены ходатайства о привлечении учредителей ООО «Совхоз «Алмакский» к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы администрации СП «село Алмак», отзывов, заслушав сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, чторешение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 по делу № А15-946/2022 следует оставить без изменения исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об установлении: 1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; 2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; 3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; 4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если Федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов в порядке особого производства суд устанавливает (констатирует) имевшие место в действительности обстоятельства - юридические факты - с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей.
По делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении заявления суду необходимо выяснить, не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Приказом Министерства Сельского хозяйства РСФСР от 19.06.1978 № 672 «Об организации совхоза «Алмакский» в Дагестанской АССР», изданного во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 07.06.1978 №804-р, постановлено принять Алмакское отделение КазбековскогомехлесхозаМинлесхоза РСФСР в ведение Министерства сельского хозяйства Дагестанской АССР, с общей земельной площадью 1668 га, в том числе пашня 135 га; образовать Совхоз «Алмакский» с общей земельной площадью 1668 га, в том числе пашня 135 га; установить производственное направление совхоза «Алмакский» - оленеводческое; подчинить совхоз «Алмакский» Министерству сельского хозяйства Дагестанской АССР.
Актом от 20.10.1978, утвержденным директором Казбековскогомехлесхоза и директором совхоза «Алмакский», комиссией проведена натурная проверка переданной в соответствии с вышеназванным приказом земельной территории, также установлено, что с баланса Казбековскогомехлесхоза на баланс совхоза «Алмакский» необходимо передать и участок лесных культур площадью 462 га.
Во исполнение приказа Госагропрома РСФСР от 25.10.1988 № 752 приказом Государственного агропромышленного комитета Дагестанской АССР № 428 от 01.11.1988 решено организовать производственное экспортно-импортное объединение «Дагагроэкспорт» с головным экспортно-импортным предприятием «Махачкалинское»; в состав производственного объединения «Дагагроэкспорт» на правах самостоятельного структурного подразделения приказано ввести совхоз «Алмакский» Казбековского района.
В связи с реорганизацией производственного объединения «Дагагроэкспорт», приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Дагестанской АССР от 18.10.1991 №350«А» «О передаче совхоза «Алмакский» Казбековского района в непосредственное подчинение Минсельхозпроду ДАССР» совхоз «Алмакский» подчинено в непосредственно Минсельхозпроду ДАССР, Управлению экономики и совершенствования экономических взаимоотношений, отделу материальных балансов приказано заключить двусторонний договор об экономическом сотрудничестве на 1991 год.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации, установлены перечни объектов, относящихся к федеральной собственности; объектов, которые могут передаваться в собственность республик в составе Российской Федерации; а также объектов, относящихся к муниципальной собственности. Зверосовхозы отнесены к объектам, которые могут передаваться в собственность республик в составе Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» совхозы и колхозы обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом 23.01.1992 установлен перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие указанного постановления.
Согласно пункту 2 данного перечня зверосовхозы с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале могут преобразовываться как целостные производственные комплексы без права выделения из их состава земли и имущества.
В постановлении Совета Министров Дагестанской АССР от 20.02.1992 № 55 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» Совет Министров Республики Дагестан постановил, что совхозы, колхозы и другие сельскохозяйственные предприятия обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом Республики Дагестан «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Данным постановлением также установлен перечень колхозов, совхозов и других предприятий, не подпадающих под действие настоящего постановления и предназначенных для выполнения целевых сырьевых программ в АПК республики (приложение №2), из которого следует, что совхоз «Алмакский» не подпадает под действие постановления.
Письмом от 06.03.1992 № 10-08/ро в адрес совхоза «Алмакский» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Дагестанской АССР разъяснило, что предприятия с долей государственных инвестиций в основном капитале, не подпадающие под действие постановления Совета Министров Дагестанской АССР от 20.02.1992 № 55, могут преобразоваться как целостные производственные комплексы без права выделения из своего состава земли и имущества.
25.08.1992 проведено собрание трудового коллектива совхоза «Алмакский» с повесткой дня о переводе з/совхоза «Алмакский» в систему УС Чиркейгэсстроя. Из протокола собрания трудового коллектива совхоза «Алмакский» от 25.08.1992 вытекает, что на собрании присутствовали 164 члена трудового коллектива, единогласно принято решение выйти с ходатайством о переводе зверосовхоза «Алмакский» в систему УС Чиркейгэсстроя.
Кроме того, к указанному протоколу приложен Список о согласии выхода с ходатайством о переводе з/совхоза «Алмакский» в состав УС «Чиркегэсстрой», из которого следует, что свое согласие перевести зверосовхоз в состав УС «Чиркегэсстрой» выразили и подписи проставили 315 членов.
Комиссией из представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия ДАССР и УС Чиркейгэссрой составлен акт передачи имущества з/совхоза «Алмакский» УС Чиркейгэссрой по состоянию на 01.06.1992, в количестве: активы всего 10051 т.р., пассивы всего 10051 т.р.
Приказом начальника УС Чиркейгэсстрой от 16.11.1992 № 546 «О создании сельскохозяйственного предприятия «Алмакский» при Управлении строительства Чиркейгэсстрой на правах дочернего предприятия, создано подсобное сельскохозяйственное предприятие - совхоз «Алмакский» с местонахождением в с. Алмак Казбековского района Дагестана, а имущество совхоза «Алмакский» включено в сводный баланс УС Чиркейгэсстрой.
На основании указанного приказа и заявления начальника УС Чиркейгэсстрой от 16.11.1992 № 871 решением Исполнительного комитета Казбековского районного Совета народных депутатов от 03.12.1992 № 159 зарегистрирован утвержденный УС Чиркейгэсстрой и согласованный решением трудового коллектива с/з «Алмакский» (протокол от 25.08.1992) Устав подсобного сельскохозяйственного предприятия Чиркейгэсстроя - совхоза «Алмакский».
Согласно пункту 1.4 Устава подсобного предприятия данное предприятие является юридическим лицом, имеет на праве полного хозяйственного ведения обособленное имущество, счета в банках, печать и свое наименование, несет самостоятельную имущественную ответственность.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также утвержденным АО «Чиркейгэсстрой» протоколом от 05.03.1994 заседания балансовой комиссии по зверосовхозу «Алмакский» АО «Чиркейгэсстрой» за 1993 год, на котором обсуждались вопросы о деятельности совхоза «Алмакский», его кредиторской и дебиторской задолженности, также предметом обсуждения был вопрос работы отдела кадров совхоза при оформлении списков на акции Чиркейгэсстроя.
Представленные в материалы дела протокол собрания работников совхоза от 19.01.1998 и протокол собрания жителей села от 20.01.1998 свидетельствуют о том, что при реформировании ОАО «Чиркейгэсстрой» возник вопрос о выводе из его состава непрофильных предприятий, и коллективу зверосовхоза были предложены четыре варианта развития хозяйства, на собраниях работников совхоза и жителей села принято решение подсобному сельскохозяйственному предприятию совхоз «Алмакский» войти в состав создаваемого торгового дома.
На учредительном собрании (протокол от 06.05.1998) приняты решения об учреждении ОАО «ДагТЭК», утверждении его устава, вносимых учредителями долей.
Актом приема-передачи вклада от 01.06.1998 ОАО «Чиркейгэсстрой» передал в уставной капитал ОАО «ДагТЭК» имущество в виде основных и оборотных средств в сумме 7 526 459 рублей по перечню, являющемуся приложением к данному акту.
Объемы основных, оборотных средств и других активов, пассивов по статьям, передаваемых от АО «Чиркегэсстрой» в ОАО «ДагТЭК» по совхозу Алмак выведены в таблице отдельно и составили 4 210 139 руб.
Актом от 01.06.1998 приема-передачи оборотных, внебюджетных активов и обеспечивающих пассивов от ОАО «Чиркейгэсстрой» ОАО «ДагТЭК» произведена передача внебюджетных, оборотных активов и обеспечивающих пассивов от ОАО «Чиркейгэсстрой» к ОАО «ДагТЭК» в валюте 19 867 285 рублей.
Постановлением Казбековской районной администрации от 13.07.1998 № 132 зарегистрирован Устав открытого акционерного общества Дагестанской топливно-энергетической компании - ОАО «ДагТЭК», и выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия.
Приказом генерального директора ОАО «Чиркейгэсстрой» от 18.08.1998 № 415 «О выделении с-за Алмакский из состава ОАО «Чиркейгэсстрой» совхоз «Алмакский» с 01.04.1998 выделен из состава ОАО «Чиркейгэсстрой» и передан в ОАО «ДагТЭК», создана комиссия для передачи имущества совхоза в ОАО «ДагТЭК», также дано указание составить разделительный баланс.
Переход совхоза «Алмакский» из структуры ОАО «Чиркейгэсстрой» в ОАО «ДагТЭК» подтверждается также актом от 08.02.1999 приема-передачи скорректированных статей передаточного баланса совхоза «Алмакский» от ОАО «Чиркейгэсстрой» в ОАО «ДагТЭК», составленным комиссией в составе представителей ОАО «Чиркейгэсстрой» и ОАО «ДагТЭК», в связи с тем, что при передаче совхоза «Алмакский» из состава ОАО «Чиркейгэсстрой» в состав ОАО «ДагТЭК» изменения в статьях баланса совхоза «Алмакский», происшедшие во втором квартале 1998 года, не вошли в статьи передаточного баланса (баланс был представлен на 01.04.1998).
Совхоз «Алмакский» Казбековского района РД при его преобразовании и вхождении в состав иных организаций оставался отдельной структурной единицей: в составе УС Чиркейгэсстрой - подсобное сельскохозяйственное предприятие Чиркейгэсстроя - совхоз «Алмакский», действующее на основании своего Устава; после передачи в ОАО «ДагТЭК» - обособленное подразделение - предприятие «Алмакский» со своим расчетным счетом, печатью и отдельным балансом, действующее на основании Положения о дочернем предприятии «Алмакский»; структурной единицы и обособленном подразделении ОАО ДагТЭК; а после выделения из ОАО «ДагТЭК» - ООО «Совхоз Алмакский», действует на основании своего Устава.
В связи с тем, что зверосовхоз «Алмакский» был включен в список подлежащих приватизации и государственной регистрации в 2000 году, ОАО «ЧиркейГЭСстрой» письмом от 22.06.2000, адресованным Госкомимуществу РД, Министерству сельского хозяйства РД, Администрации Казбековского района РД и Правительству РД, сообщает, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» учреждено открытое акционерное общество «Чиркейгэсстрой», являющееся правопреемником УС Чиркейгэсстрой. В уставный фонд открытого акционерного общества «Чиркейгэсстрой» включено имущество УС Чиркейгэсстрой, в том числе имущество подсобного сельскохозяйственного предприятия Чиркейгэсстроя - совхоза «Алмакский». В письме также указывается, что при приватизации ОАО «Чиркегэсстрой» трудовой коллектив УС Чиркейгэсстрой принял 1 вариант льгот в соответствии с пунктом 5.4 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, на основании чего работникам УС Чиркейгэсстрой, в том числе и его подсобного предприятия совхоза «Алмакский», были предоставлены акции РАО «ЕЭС России».
Также указывает, что на сегодняшний день совхоз «Алмакский» находится в ведении ОАО «ДагТЭК», т.е. входит в состав юридического лица, и соответственно не требует повторной перерегистрации и приватизации.
Таким образом, совхоз «Алмакский», впоследствии подсобное сельскохозяйственное предприятие УС Чиркейгэсстроя - совхоз «Алмакский» был приватизирован в составе АО «Чиркейгэсстрой». Данное обстоятельство подтверждается и тем, что при приватизации АО «Чиркейгэсстрой» работникам совхоза «Алмакский» в 1994 году были выданы свидетельства о владении привилегированными акциями РАО «ЕЭС России».
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.08.2000 № 157 утверждены перечни государственных предприятий, подлежащих приватизации в 2000-2001 годах по отраслям, и государственных предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации.
Совхоз «Алмакский» Казбековского района включен в перечень предприятий, подлежащих реорганизации или ликвидации (приложение № 2).
Во исполнение Постановления Правительства Республики Дагестан от 29.08.2000 № 157 Министерством государственного имущества РД издано распоряжение № 401-рот 19.09.2000 о закреплении перечня объектов, подлежащих приватизации в 2000-2001 г.г., совхоз «Алмакский» в данном перечне отсутствует.
Следовательно, совхоз «Алмакский» подлежал реорганизации или ликвидации.
20.04.2002 проведено общее собрание акционеров ОАО «ДагТЭК» (протокол от 20.04.2002) с вопросом повестки дня: Об оценке деятельности и принятия решения по структурному подразделению зверосовхоз «Алмакский», входящего в состав ОАО «ДагТЭК».
В связи с тем, что от деятельности структурного подразделения зверосовхоз «Алмакский» установлена большая кредиторская задолженность, что убыточно влияет в целом на ОАО «ДагТЭК», в целях возможности санации акционерного общества, собранием принято решение разработать план мероприятий по выделению из состава ОАО «ДагТЭК» зверосовхоза «Алмакский», одобрить участие ОАО «ДагТЭК» в ООО «Совхоз Алмакский» с валютой баланса структурного подразделения зверосовхоз «Алмакский».
Согласно выписке из протокола общего собрания акционеров ОАО «ДагТЭК» от 27.04.2002 на собрании приняты решения об учреждении ООО «Алмак», единственным участником которого является ООО «ДагТЭК»; оценить и внести в уставный капитал ООО «Алмак» полностью все имущество зверосовхоза «Алмакский».
Также на состоявшемся 27.04.2002 годовом общем собрании акционеров ОАО «ДагТЭК» принято решение одобрить участие ОАО «ДагТЭК» в ООО «Совхоз Алмакский», утвердить Устав ООО «Совхоз Алмакский», и уставный капитал ООО «Совхоз Алмакский» в размере 9 526 459 рублей (протокол от 27.04.2002 № пр/01).
Во исполнение решения общего собрания акционеров ОАО «ДагТЭК» от 27.04.2002 (протокол №1) ОАО «ДагТЭК» 29.04.2002 принято решение № 1 реорганизовать структурное подразделение з/совхоз «Алмакский» в ООО «Совхоз Алмакский» с уставным капиталом в размере 3 200 000 рублей; внести в уставной капитал вклад в основном полностью имуществом з/совхоза «Алмакский», согласно перечню от 29.04.2002; зарегистрировать ООО «Совхоз Алмакский» в установленном законодательством порядке по юридическому адресу: Казбековскй район, сел. Алмак.
29.04.2002 генеральным директором ОАО «ДагТЭК» утвержден перечень имущества, вносимого в уставный капитал ООО «Совхоз Алмакский» (имущество, переданное структурному подразделению ОАО «ДагТЭК» зверосовхоз «Алмакский»), также установлены объемы оборотных средств и других активов, пассивов по статьям, переданных в уставный капитал ООО «Совхоз Алмакский».
По сведениям из ЕГРЮЛ ООО «Совхоз Алмакский» зарегистрирован налоговым органом 30.08.2002.
При регистрации общества в налоговом органе способом образования юридического лица указано создание юридического лица.
Однако, в графе выписки из ЕГРЮЛ «Сведения об учете в налоговом органе» датой постановки юридического лица ООО «Совхоз Алмакский» на учет в налоговом органе указана дата 10.08.1994. Аналогичная запись содержится и в выписке от 14.10.2009, имеющейся в представленном налоговым органом в суд регистрационном деле общества.
Из представленной заявителем в материалы дела копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица следует, что совхоз «Алмакский» Казбековского района РД поставлен на учет в налоговом органе 10.08.1994, то есть дата постановки совхоза «Алмакский» на учет в налоговом органе и дата постановки ООО «совхоз Алмакский» на налоговый учет совпадают.
Также в материалы дела заявителем представлена копия Устава общества 2002 года с записью «Зарегистрировано МРИ МНС РФ № 16 по РД 30.08.2002 № 42», с подписью сотрудника налогового органа. В пункте 1.1 данного Устава указано, что ООО «Совхоз Алмакский» является правопреемником зверосовхоза «Алмакский».
Согласно действующему Уставу общества от 2019 года ООО «Совхоз Алмакский» является полным правопреемником зверосовхоза «Алмакский».
Как пояснил в суде первой инстанции представитель МРИ ФНС России № 17 по РД, документы на регистрацию в налоговом органе от ООО «Совхоз Алмакский» как специалист налогового органа принимал он, в период регистрации ООО «Совхоз Алмакский» в налоговом органе и внесения сведений в ЕГРЮЛ Федеральный закон о регистрации юридических лиц только начали реализовывать, рекомендации, письма и разъяснения по конкретным спорным вопросам не имелись, при внесении сведений в государственный реестр не обращали внимание на указание способа образования юридического лица, все поступившие документы приобщались к регистрационному делу.
Факт правопреемства между совхозом «Алмакский» и ООО «Совхоз Алмакский» подтверждается также тем, что имуществом и земельными территориями совхоза «Алмакский» владеет и пользуется ООО «Совхоз Алмакский»; на некоторые объекты недвижимости за ООО «Совхоз Алмакский» зарегистрировано право собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН; Минимуществом РД с ООО «совхоз Алмакский» заключены договоры аренды земель отгонного животноводства, принадлежавших ранее совхозу «Алмакский»; Администрация МР Казбековский район постановлением № 184 от 30.07.2014 утвердила акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 25 га на территории Казбековского района, которым ранее владел правопредшественник общества.
Из имеющихся в материалах дела платежных поручений и налоговых деклараций следует, что ООО «Совхоз Алмакский» оплачивается земельный и имущественный налоги на все находящееся в его владении земли и имущество.
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Совхоз Алмакский» является правопреемником совхоза «Алмакский» Казбековского района.
В материалы дела не представлены доказательства существования в настоящее время совхоза «Алмакский», его реорганизации в иную организацию, или же ликвидации совхоза.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение», заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей заявителя факт правопреемства имеет для заявителя юридическое значение, так как согласно вышеназванным правовым актам, правопреемники реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий наделялись рядом прав в экономической сфере, общество является инвестором государственной программы, которая реализует инвестиционный проект создания на базе ООО «Совхоз Алмакский» туристско-оздоровительного комплекса «Алмак» государственного значения, в инвестировании проекта принимают участие и иностранные инвесторы.
Из материалов дела усматривается, что требование заявителя, сформулированное как заявление об установлении факта правопреемства, не связано с установлением оснований возникновения и наличия каких-либо прав как таковых заявителя либо его правопредшественников в отношении имущества или земельных участков, то есть с разрешением вопросов права.
В предмет доказывания в рамках настоящего дела входит ограниченный объем правоотношений, регламентированных положениями законодательства, регулирующего правопреемство юридических лиц.
В силу универсальности произведенного правопреемства объем приобретенных обществом прав не зависит от наличия или отсутствия передаточного акта, или от формы составления передаточного акта - рукописный или заполненный на бланке варианты, как об этом указывает администрация СП «село Алмак».
Поскольку права и обязанности в случае правопреемства переходят к правопреемникам юридического лица в полном объеме и передаточный акт сам по себе не имеет статуса правоустанавливающего документа, факт наличия спора о праве в отношении имущества, в том числе и земельных участков, возможен только при оспаривании оснований возникновения права на данные имущество и земельные участки у лица, которому они первоначально предоставлялись, а именно правопредшественника заявителя - совхоза «Алмакский».
Доказательства оспаривания права совхоза «Алмакский» на имущество и земельные участки, находящиеся во владении ООО «Совхоз Алмакский», в материалы дела не представлены.
Постановлением Президиума Казбековского райсовета народных депутатов от 26.06.1991, в соответствии с Указом Президента СССР от 05.01.1991 «О задачах по реализации земельной реформы» и закона РСФСР и ДССР о земельной реформе из земель совхоза «Алмакский» изъяты и в ведение Алмакского сельского Совета народных депутатов переданы 451 га земель, согласно чертежу и экспликации земель, за совхозом «Алмакский» постановлено сохранить 1811 га земель. Дагестанским проектным институтом Даггипрозем в сентябре 1991 года установлены конкретные границы земель, переданных в ведение Алмакского сельского Совета народных депутатов, составлена карта земельного участка.
При этом, как было указано выше, ООО «Совхоз Алмакский» уже обладает правом собственности на ряд объектов недвижимости, ранее принадлежавших совхозу.
В материалы дела не представлено доказательств того, что подачей ООО «Совхоз Алмакский» заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, преследуется цель разрешения спора о праве.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Доводы жалобы о том, что согласно материалам регистрационного дела общество было создано не через реорганизацию путем выделения, а учреждено как новое юридическое лицо, а также о ненадлежащей оценки судом показаниям представителя МРИ ФНС России № 17 по РД ФИО10, подлежат отклонению апелляционным судом.
Так, представитель МРИ ФНС России № 17 по РД ФИО10 отметил, что указание в регистрационном деле о создании нового общества обусловлено введением нового законодательного регулирования и неопытностью сотрудников при работе с программой. Поэтому данная запись имела технический характер и могла не соответствовать фактическим обстоятельствам.
Фактически доводы апелляционной жалобы администрации СП «село Алмак» были предметом исследования суда первой инстанции, выражают несогласие с выводами, сделанными судом первой инстанции по результатам оценки всей совокупности обстоятельств и учитывая преюдициальный характер обособленных споров по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы администрации СП «село Алмак» не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 42, 150, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционным жалобам Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, учредителей общества с ограниченной ответственностью «Совхоз «Алмакский» - ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 по делу
№ А15-946/2022, прекратить.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.05.2023 по делу
№ А15-946/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения «село Алмак» Казбековского района Республики Дагестан – без удовлетворения.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку от 14.11.2023 уплатившему за ФИО5.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку от 14.11.2023 уплатившему за ФИО6.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку от 14.11.2023 уплатившему за ФИО7.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку от 14.11.2023 уплатившему за ФИО8.
Возвратить ФИО11 из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку от 14.11.2023 уплатившему за ФИО9.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Счетчиков
Судьи С.Н. Демченко
А.А. Мишин