ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А61-5868/2019
17 сентября 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Годило Н.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марковой М.Е., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.06.2020 по делу № А61-5868/2019, принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к ответчику Индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>) о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 61 950 руб.
Определением суда от 15.01.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 16.03.2020 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцом не представлено доказательств нецелевого использования ответчиком выделенных денежных средств. Следовательно, оснований для взыскания излишне выделенной субсидии не имеется.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта допущены нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 28.07.2020 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.06.2020 по делу № А61-5868/2019 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства РСО-Алания от 28.10.2013 № 392 «О государственной программе Республики Северная Осетия - Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы», в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разработана Государственная программа РСО-Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 -2020 годы (далее - Государственная программа).
Постановлением Правительства РСО-Алания от 15.02.2013 № 40 «Об утверждении Правил предоставления субсидий за счет средств республиканского и федерального бюджетов на поддержку отдельных подотраслей растениеводства», утверждены Правила предоставления и распределения субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - Правила № 40).
13.04.2015 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания в соответствии с Правилами № 40 был утвержден приказ № 28 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления субсидий за счет средств республиканского и федерального бюджетов на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» (далее - Приказ №28).
Согласно пункту 2 Правил № 40 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализациюреспубликанских программ, предусматривающих поддержку отдельных подотраслей растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджета республики, по следующим направлениям: а) возмещение части затрат на приобретение элитных семян; б) возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями; в) возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками; г) возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 40 субсидии предоставляются при соблюдении следующих требований: для предоставлении субсидий по направлению, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, - наличие сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории Республики Северная Осетия-Алания посевных площадей под сельскохозяйственными культурами, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная ОсетияАлания (при условии, что элитные семена сельскохозяйственных культур относятся к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска (для защищенного грунта – по световой зоне).
Ответчиком направлен запрос на включение в реестр на предоставление субсидий из средств федерального и республиканского бюджетов на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
Согласно приложенной к запросу справке-расчету, предоставление субсидий из федерального бюджета составляет 96 250руб., из республиканского бюджета 4 810руб. на приобретение семян кукурузы.
Данный запрос получен истцом 14.10.2016 (вх. № 1437), согласно штампу входящей корреспонденции.
Платежным поручением от 08.12.2016 № 308626 (л.д. 15) истец перевел на расчетный счет ответчика 96 250руб. на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, согласно назначению платежа.
22.05.2018 Службой финансового контроля Республики Северная Осетия-Алания был составлен акт (л.д. 55-92) по результатам проверки законности и эффективности расходов денежных средств, выделенных Министерству сельского хозяйства ипродовольствия Республики Северная Осетия-Алания на выполнение Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2020 годы.
По результатам данной проверки был выявлен факт неправомерного выделения ответчику субсидий в размере 61 950руб., в связи с указанием завышенного количества семян кукурузы, в отсутствие необходимой для высева площади сельскохозяйственных земель.
В адрес ответчика было направлено письмо с требованием о возврате денежных средств в размере 61 950руб. Требование оставлено без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Исходя из статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства из бюджета выделяются посредством бюджетных ассигнований, в том числе на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящейстатьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
На основании положений статей 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств,который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, единственным основанием для возврата гранта (субсидий) является его нецелевое использование.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их использование на цели, не соответствующие условиям получения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Бюджетное законодательство не предусматривает особую процедуру возврата неосновательно полученных субсидий, поэтому к спорным имущественным отношениям могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
По смыслу статей 1102, 1104, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретение или сбережение имущества, в том числе денежных средств, одним лицом (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований образует неосновательное обогащение, которое приобретатель обязан потерпевшему возместить в натуре или по действительной стоимости.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, неосновательное обогащение подлежит взысканию при доказанности факта получения ответчиком имущественной выгоды за счет истца в виде пользования имуществом или получения (сбережения) денежных средств в отсутствие к этому законных оснований, периода получения и размера такой выгоды.
Так ответчиком во исполнение Правил от 15.02.2013 № 40к справке–расчету на предоставление субсидий в подтверждение целевого расходования средств приложены: - договоры аренды земельных участков от 26.11.2007 № 07-145 (л.д. 40-45) и от 23.04.2008 № 08.192 (л.д. – 31-34), заключенные между Администрацией МО Дигорский район и ответчиком; - дистрибьюторский договор от 23.11.2015 № 01/16, заключенный между ССПК ККЗ «Кубань» (Завод) и Сельскохозяйственным кооперативом «Нива» (Дистрибьютор), всоответствии с которым Завод предоставляет, а Дистрибьютор принимает на себя право размещения и продажу товара (семян кукурузы гибридов первого поколения F1); - агентский договор от 28.03.2016 № 03/001 (л.д. 35-36), заключенный между Сельскохозяйственным кооперативом «Нива» («Агент») и ФИО1 («Принципал»), согласно которому Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства поставить семена кукурузы «Краснодарский F1 291 MB» в количестве 9 625 кг, а Предприятие обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную Договором денежную сумму. Общая стоимость товара составила 818 125руб.
Кроме того, ответчик заключил договор с Сельскохозяйственным кооперативом «Нива» на поставку семян кукурузы, во исполнение которого ответчику поставлены семена кукурузы в количестве 9 625 кг, общей стоимостью 818 125руб., что подтверждается товарной накладной от 28.03.2016 № 03/001 (л.д. 38).
Платежным поручением от 30.03.2016 № 8 ответчик осуществил оплату поставленных семян кукурузы. Также, ответчиком представлены сертификаты соответствия приобретаемых семян (л.д. 47).
Как следует из акта проверки от 22.05.2018, и не оспорено истцом, у ответчика на праве аренды находятся 149 га земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждает наличие посевных площадей.
Из материалов дела усматривается, что обязательства по перечислению Предпринимателю средств субсидий исполнены в полном объеме. Следовательно, Министерством признано право предпринимателя в предоставлении субсидии на основании предоставленных документов.
Из содержания Правил № 40 и Приказа № 28 не усматривается необходимость расчета количества предоставляемых семян (посевных единиц) от количества земель, находящих у предпринимателя. В связи с чем, вывод министерства о том, что предпринимателю для засева арендованного земельного участка необходимо меньшее количество семян, чем то, которое им приобретено, является необоснованным и противоречащим Правилам № 40.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований министерства.
Кроме того, для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения, т.е. использование выделенных денежных средств по нецелевому назначению (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, министерством в нарушении положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства подтверждающие использование выделенных ответчику денежных средств по нецелевому использованию.
Следовательно, оснований полагать, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований министерства.
При таких обстоятельствах, оснований для переоценки выводов, изложенных в решении суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что представленная жалоба не содержит доводов, лишь выражает свое несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции определение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом определении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного судаРеспублики Северная Осетия-Алания от 18.06.2020 по делу № А61-5868/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | З.А. Бейтуганов | |
Судьи | Н.Н. Годило Е.Г. Сомов |