ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2355/19 от 16.07.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                Дело № А18-278/2019

19 июля  2019 года                                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года,

полный текст постановления изготовлен 19 июля  2019 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей  Семенова М.У., Цигельникова И. А., в отсутствие  лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дарб» на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2019 по делу № А18-278/2019 (судья Аушев М.А.),

                                                        УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее – заявитель, служба, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дарб»  (далее – общество, ООО «Дарб») о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Решением  Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2019  общество привлечено  к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности общества   сроком на тридцать суток.

Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым решением в части назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заменив   административное наказание на административный штраф  в размере от 100 000 рублей до 200 000 рублей.

Указывает о том, что  административное наказание в виде  приостановления деятельности на 30 суток, является несоразмерным наказанием, вынесено без учета имущественного и финансового положения общества;  судом первой инстанции не доказано угрозы  наступления  неблагоприятных последствий жизни и здоровью людей,  в связи с чем, административное наказание можно назначить в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 0000 руб.

До начала судебного заседания от административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

Общество   имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в рамках оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения от 31.03.2015 № ФС-99-02-004547, действует бессрочно, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на осуществление фармацевтической деятельности в рамках розничной торговли лекарственными средствами для медицинского применения от 22.11.2013 № ЛО-06-02-000107; действует бессрочно, выдана Министерством здравоохранения Республики Ингушетия.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с планом проверок, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации на 2019 год, на основании приказов Росздравнадзора от 24.01.2019 №438 «О проведении плановой выездной проверки общества, от 08.02.2019 № 916 в период с 31 января по 27 февраля 2019 года проведена плановая выездная проверка ООО «Дарб», в том числе по соблюдению лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации, при осуществлении фармацевтической деятельности по адресам; 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20; 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с, Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76; 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82; 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35.

О проведении проверки уведомлен генеральный директор ООО «Дарб» Омархаджаев Муса Зеинудинович  (приказ от 01.06.2018 № 02) телеграммами от 24.01.2019; письмом-уведомлением с копией приказа от 24.01.2019 № 02-2909/19, приказ получен по электронной почте 24.01,2019 в 17 час. 21 мин., вручен нарочно 25.01.2019 в 11 час. 44 мин. С приказом ознакомлен 31.01.2019 в 09 час 10 мин.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения подпунктов «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее -Положение о лицензировании фармацевтической деятельности): по адресу: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20 (организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения; аптека готовых лекарственных форм) с 9 ч 10 мин до 13 ч 00 мин.31.01.2019; по адресу: 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35 (аптека готовых лекарственных форм) с 13 ч. 20 мин до 14 ч. 20 мин. 01.02.2019, с 14 ч. 00 мин. по 14 ч. 40 мин. 12.02.2019; по адресу: 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76 (аптека готовых лекарственных форм) с 14 ч. 40 мин. до 15 ч. 50 мин. 31.01.2019, с 11 ч. 25 мин. до 12 ч. 25 мин. 12.02.2019; по адресу: 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82 (аптека готовых лекарственных форм) с 11 ч. 30 мин. по 12. ч. 10 мин. 01.02.2019.

15.02.2019  по итогам проверки, административным органом составлен  акт проверки № 8, в котором зафиксированы выявленные нарушения (т.1 л.д. 79-89).

В ходе плановой проверки проводилась фотосъёмка выявленных нарушений, о чем имеется запись в акте.

С актом проверки ознакомлен и копию акта проверки получил генеральный директор общества,  о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 89).

15.02.2019 административным органом обществу  выдано  предписание № 8-п об устранении выявленных нарушений  в срок до 25.03.2019 (т.1 л.д. 90-101).

Копию данного предписания  получил директор общества 15.02.2019, о чем собственноручного расписался (т.1 л.д. 101).

15.02.2019 административный орган  вынес уведомление, в котором предложено законному представителю общества с надлежаще оформленными полномочиями, явиться 15.02.2019 в 17 часов 30 минут для составления протокола об  административном правонарушении и дачи пояснений по факту правонарушения (т.1 л.д. 59).

Данное уведомление вручено лично генеральному директору Омархаджаеву М.З., о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 59).

15.02.2019  службой составлен протокол об административном правонарушении № 4 (т.1 л.д. 44-57).

Протокол составлен в присутствии  генерального директора общества, которому разъяснены его процессуальные права и обязанности, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 45).

Директор общества дал письменные объяснения, в которых указал, что выявленные нарушения  будут устранены в установленный срок; частично нарушения устранены до составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д. 57).

В соответствии с настоящим протоколом об  административном правонарушении в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ (т.1 л.д. 56).

Копию данного протокола получил  директор общества 15.02.2019, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 57).

Административный орган   обратился  в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением  о привлечении ООО «Дарб» к административной ответственности.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 КоАП  РФ подведомственны арбитражным судам.

Согласно п. 5, 6 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объективная сторона вменяемого правонарушения предусматривает осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо.

Примечанием к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ).

В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензионными требованиями, в частности, являются: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в частности аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (подпункт «г»); соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт «з»).

Статьей 58 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что хранение лекарственных средств осуществляется аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1); правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 646н утверждены Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, из которых следует, что: отделка помещений (внутренние поверхности стен, потолков) для хранения лекарственных препаратов должна допускать возможность проведения влажной уборки и исключать накопление пыли (пункт 25); лекарственные препараты необходимо хранить с учетом требований, нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами (пункт 47); лекарственные препараты размещают в помещениях и (или) зонах для хранения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями нормативной документации и (или) требованиями, указанными на упаковке лекарственного препарата, с учетом, в том числе фармакологических групп (пункт 49).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, которыми установлено следующее: в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (пункт 3); помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми (пункт 4); в помещениях для хранения аптечных и медицинских организаций лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом, в том числе фармакологических групп (пункт 8); хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства); при использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств (пункт 10); хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав (пункт 40); организации должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42).

В ходе проведения проверки выявлены нарушения подпунктов «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее -Положение о лицензировании фармацевтической деятельности): по адресу: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20 (организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения; аптека готовых лекарственных форм) с 9 ч 10 мин до 13 ч 00 мин.31.01.2019; по адресу: 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35 (аптека готовых лекарственных форм) с 13 ч. 20 мин до 14 ч. 20 мин. 01.02.2019, с 14 ч. 00 мин. по 14 ч. 40 мин. 12.02.2019; по адресу: 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76 (аптека готовых лекарственных форм) с 14 ч. 40 мин. до 15 ч. 50 мин. 31.01.2019, с 11 ч. 25 мин. до 12 ч. 25 мин. 12.02.2019;  по адресу: 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82 (аптека готовых лекарственных форм) с 11 ч. 30 мин. по 12. ч. 10 мин. 01.02.2019.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

Соблюдения лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения для медицинского применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: - аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п. 40 Правил надлежащей аптечной практики: руководителем общества не утвержден порядок отбора и оценки поставщиков товаров аптечного ассортимента с учетом в том числе следующих критериев: соответствие поставщика требованиям действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; деловая репутация поставщика на фармацевтическом рынке, исходя из наличия фактов отзыва фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента, неисполнение им принятых договорных обязательств, предписаний уполномоченных органов государственного контроля о фактах нарушения требований законодательства Российской Федерации; востребованность товаров аптечного ассортимента, предлагаемых поставщиком для дальнейшей реализации, соответствие качества товаров аптечного ассортимента требованиям законодательства Российской Федерации; соблюдение поставщиком требований, установленных настоящими Правилами, к оформлению документации, наличию документа с перечнем деклараций о соответствии продукции установленным требованиям, протокола согласования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; соблюдение поставщиком температурного режима при транспортировке термолабильных лекарственных препаратов, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов; предоставление поставщиком гарантии качества на поставляемые товары аптечного ассортимента; конкурентоспособность предлагаемых поставщиком условий договора; экономическая обоснованность предлагаемых поставщиком условий поставки товара (кратность поставляемых упаковок, минимальная сумма поставки); возможность поставки широкого ассортимента; соответствие времени поставки рабочему времени субъекта розничной торговли.

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 22 Правил надлежащей аптечной  практики по адресам: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д,20; 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35; 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76    на вывеске субъекта розничной торговли отсутствует полное наименование субъекта розничной торговли.

В нарушение п.35 Правил надлежащей аптечной практики по адресам: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д,20; 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76; 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82; 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35     лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, не размещаются в закрытых шкафах с отметкой «по рецепту на лекарственный препарат».

В нарушение п. 46 Правил надлежащей аптечной практики: в представленных накладных не указаны: дата приемки товара, подпись материально-ответственного лица ООО «Дарб», осуществляющего приемку товаров, а также отсутствует печать субъекта розничной торговли.

В нарушение части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: по адресам: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20; 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76; 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82; 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35 на момент проверки отсутствуют лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно: парацетамол, сироп или суспензия для приема внутрь (для взрослых). В нарушение п. 3 Правил регистрации операций: по адресам: 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35 (аптека готовых лекарственных форм), 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82(аптека готовых лекарственных форм) По адресу: 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76(аптека готовых лекарственных форм) форма представленных журналов учета не соответствует утвержденной, Правилами регистрации операций (приложение № 2).

В адрес ООО «Дарб» отгружался ЗАО фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК» лекарственный препарат «Тропикамид», гл. капли, 0,5% 10 мл., в количестве 1 уп. (накладная от 09.02.2018 №87375933-001).

Также в адрес ООО «ДАРБ» отгружался АО НПК «Катрен» лекарственный препарат «Тропикамид», гл. капли, 1% 10 мл., в количестве 2 уп. (22.02.2018 и 26.06.2018), лекарственный препарат «Прегабалин Канон» 0,075 № 14, капе, в количестве 4 уп. (08.11.2018 и 12.1 ] .2018), лекарственный препарат «Прегабалин Канон» 0,3 № 14 капе, в количестве 1 уп. (27.08.2018).

Выявлены нарушения: п. 7 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для  медицинского  применения,   подлежащих   предметно-количественному  учету,   в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н: на странице 4 представленного «Журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» не указана дата приходной накладной;  п. 9 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н;        приходные документы (их копии) на вышеуказанные лекарственные препараты на момент проверки отсутствовали, а также рецепты на указанные препараты представлены не в полном объеме;  по адресу: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20 (организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения) (далее - склад).

В нарушение п. 18 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: отсутствует валидированная система, заменяющая разделение зон хранения, в том числе посредством электронной обработки данных, которая должна обеспечивать требуемый уровень безопасности.

В нарушение п. 21, 23, 36, 37 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; п. 4 Правил хранения лекарственных средств: отсутствует оборудование в зонах, предназначенных для приемки лекарственных средств, в экспедиции, в помещениях основного хранения (вентиляционная система) для выполнения операций с лекарственными препаратами, обеспечивающее их хранение в соответствии с требованиями Правил.

В нарушение п. 22 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: не представлены документы, подтверждающие факт проведения температурного картирования.

В нарушение п. 25 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, п. 6 Правил хранения лекарственных средств: отделка помещений (внутренние поверхности стен, потолков) для хранения лекарственных средств не допускает возможности проведения влажной уборки и не исключает накопление пыли. Имеются трещины и неровности (помещения приемки и экспедиции, помещения основного хранения лекарственных средств).

В нарушение п. 26 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: в помещениях для хранения лекарственных препаратов не обеспечена защита от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

В нарушение п. 27 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: стандартными операционными процедурами не определены лица, имеющие право доступа в помещения для хранения лекарственных средств.

В нарушение п. 10 Правил оптовой торговли: при проведении погрузочно-разгрузочных работ не обеспечена защита поступающих лекарственных средств от воздействия низких и высоких температур.

На момент проверки в помещениях склада лекарственные препараты для медицинского применения отсутствовали.

По адресу: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20 (аптека готовых лекарственных форм):

В нарушение п. 26 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения  не обеспечена защита помещений для хранения лекарственных препаратов от проникновения насекомых, грызунов или других животных в аптечных организациях общества.

В нарушение п. 30 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: лекарственные препараты с истекшим сроком годности не были изолированы в специально выделенное помещение (зону) и находились в местах хранения лекарственных препаратов, предназначенных для реализации, а именно: Камфора, мазь для наружного применения 10%, серия: 10714, срок годности: до 08.2018, производитель ЗАО «Ярославская фармацевтическая фабрика», хранилась в торговом зале аптеки, в количестве 4 уп.; в торговом зале аптеки готовых форм, хранился лекарственный препарат «Ликопид», серия: 090316, срок годности: до 03.2021,прошедший предпродажную подготовку, но без инструкции и вторичной упаковки.  Товарно-сопроводительные документы, подтверждающие поступление указанного лекарственного препарата, в том числе информации о прохождении приемочного контроля, не представлены.

В нарушение п. 29 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов, а также холодильники, не имеют стеллажных карт, находящихся в видимой зоне; что не обеспечивает идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.

В нарушение п. 38 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; пункта 7 Правил хранения лекарственных средств: холодильник № 3 в торговом зале оборудован не поверенными в установленном порядке органами метрологического контроля приборами для измерения параметров температуры.

В нарушение п. 47 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения пункта 40 Правил хранения лекарственных средств: лекарственные препараты хранятся без учета требований, нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также требований, установленных настоящими Правилами, а именно: Ротокан, экстракт жидкий для приема внутрь и местного применения, 50 мл., серия: 50718, срок годности: до 08.2020, производитель ОАО «Тверская фармацевтическая фабрика», хранился в шкафу в торговом зале при температуре + 20°С (гигрометр психрометрический ВИТ-1 № 48), на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить при температуре от +12 до +15°С», в количестве 4 фл.; Пустырника настойка, 25 мл., серия: 111018, срок годности: до 10.2020, производитель ОАО «Флора Кавказа», хранилась в шкафу в торговом зале при температуре + 20°С (гигрометр психрометрический ВИТ-1 № 48) на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить в прохладном месте», в количестве I уп. ОФС. 1.1.0010.18 «Хранение лекарственных средств» Государственной Фармакопеи Российской Федерации XIV определяет режим хранения «прохладное место» как хранение при температуре от +8 до +15°С.

По адресу: 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35 (аптека готовых лекарственных форм):

В нарушение п. 21, 23, 36, 37 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; п. 4 Правил хранения лекарственных средств: отсутствует оборудование (системы кондиционирования) в помещении, предназначенном для хранения лекарственных препаратов (материальная комната), обеспечивающее их хранение в соответствии с требованиями Правил.

В нарушение п. 26 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; в помещениях для хранения лекарственных препаратов не обеспечена защита от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

В нарушение п. 29 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов, а также холодильники, не имеют стеллажных карт, находящихся в видимой зоне; что не обеспечивает идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.

В нарушение п. 47 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения пункта 40 Правил хранения лекарственных средств: лекарственные препараты хранятся без учета требований нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также требований, установленных настоящими Правилами, а именно: Пустырника настойка, 25 мл., серия: 111018, срок годности: до 10.2020, производитель ОАО «Флора Кавказа», хранилась на стеллажах в материальной комнате при температуре + 22°С (гигрометр психрометрический ВИТ-2 № н720) на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить в прохладном месте», в количестве 56 у п..; Пустырника настойка, 25 мл., серия: 111018, срок годности: до 10.2020, производитель ОАО «Флора Кавказа», хранилась в шкафу в торговом зале при температуре + 22°С (гигрометр психрометрический ВИТ-2 № и4233) на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить в прохладном месте», в количестве 12 уп.; Хлорофиллипт, таблетки для рассасывания, 25 мг., серия: 010418, срок годности: до 05.2020, ЗАО «ВИФИТЕХ», хранились на полке в торговом зале при температуре + 22°С (гигрометр психрометрический ВИТ-2 № и4233) на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить при температуре не выше + 20°С», в количестве 1 уп..

В нарушение п. 11 Правил хранения лекарственных средств:             учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией ведется с нарушениями: не все лекарственные препараты с остаточным сроком годности вносятся в журнал учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности, не указываются номера серий препаратов. СОП «Организация работы по учету лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности», утвержденная руководителем ООО «Дарб», устанавливает остаточный срок годности для лекарственных препаратов 6 месяцев. Однако, на 31.01.2019 в аптеке в торговом зале хранился лекарственный препарат «Депакин Хроносфера», гранулы, 30 пак., серия: 7М0017, срок годности: до 02.2019.

По адресу: 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76 (аптека готовых лекарственных форм):

В нарушение п. 26 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: в помещениях для хранения лекарственных препаратов не обеспечена защита от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

В нарушение п. 29 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов, а также холодильники, не имеют стеллажных карт, находящихся в видимой зоне; что не обеспечивает идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.

В нарушение п. 47 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения пункта 40 Правил хранения лекарственных средств: лекарственные препараты хранятся без учета требований нормативной документации, составляющей регистрационное досье на лекарственный препарат, инструкции по медицинскому применению, информации, содержащейся на первичной и (или) вторичной упаковке лекарственного препарата, транспортной таре, а также требований, установленных настоящими Правилами, а именно: Ибупрофен, мазь для наружного применения 5% 25,0, серия: 1941217, срок годности: до 01.2020, производитель ОАО «БИОХИМИК», хранился в торговом зале при температуре +23°С (гигрометр психрометрический ВИТ-2 № н0526), на упаковке производителем указаны условия хранения «хранить в прохладном месте», в количестве 3 уп.

В нарушение пп. 46, 48 Правил надлежащей аптечной практики: в торговом зале аптеки готовых форм хранились лекарственные препараты, прошедшие предпродажную подготовку: Миропристон, 200 мг., серия: 20318, срок годности: до 04.2023, хранился на полке в торговом зале, в количестве 1 уп. (на упаковке препарата содержится информация: «Препарат может поставляться только в медицинские акушерско-гинекологические учреждения, относящиеся к государственной системе здравоохранения, а также в учреждения муниципальной и частной собственности, имеющие лицензии на этот род деятельности»). Миролют, 200 мкг, 4 таб., серия: 30418, срок годности: до 05.2021, хранился на полке в торговом зале, в количестве 1 уп. (на упаковке препарата содержится информация: «Отпуск только в медицинские акушерско-гинекологические учреждения, относящиеся к государственной системе здравоохранения, а также в учреждения муниципальной и частной собственности, имеющие лицензию на этот род деятельности»).

По адресу: 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82(аптека готовых лекарственных форм):

В нарушение п. 21, 23, 36, 37 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения; п. 4 Правил хранения лекарственных средств: отсутствует оборудование (системы кондиционирования) в помещении, предназначенном для хранения лекарственных препаратов (материальная комната) для выполнения операций с лекарственными препаратами, обеспечивающее их хранение в соответствии с требованиями Правил.

В нарушение п. 26 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: в помещениях для хранения лекарственных препаратов не обеспечена защита от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

В нарушение п. 29 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: стеллажи и шкафы для хранения лекарственных препаратов, а также холодильники, не имеют стеллажных карт, находящихся в видимой зоне, что не обеспечивает идентификацию лекарственных препаратов в соответствии с применяемой субъектом обращения лекарственных препаратов системой учета.

По адресам: 386140, Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Солнечная, д.20 (аптека готовых лекарственных форм); 386203, Республика Ингушетия, Сунженский р-н, с. Орджоникидзевская, ул. Калинина, д.76(аптека готовых лекарственных форм); 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Нурадилова, д.82(аптека готовых лекарственных форм); 386231, Республика Ингушетия, г. Карабулак, ул. Джабагиева, д. 35(аптека готовых лекарственных форм):

В нарушение п. 56 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: субъект обращения лекарственных препаратов при подготовке к перевозке лекарственных препаратов не обеспечивает согласование с получателем лекарственных препаратов остаточные сроки годности поставляемых лекарственных препаратов.

В нарушение п. 58 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: информация о перевозке лекарственных препаратов не фиксируется способом, обеспечивающим контроль их перемещения.

В нарушение п. 62 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: отсутствует оборудование, обеспечивающее соблюдение качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов при их перевозки.

В ходе проверки выявлены нарушения в части уничтожения лекарственных средств; Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 674 (далее - Правила уничтожения лекарственных средств): В нарушение п. 11 Правил уничтожения лекарственных средств:  в актах об уничтожении лекарственных средств не указаны: место уничтожения лекарственных средств, фамилии, имена, отчества лиц, принимавших участие в уничтожении  лекарственных   средств,   их   место  работы,   должность,   обоснование уничтожения лекарственных средств, серии лекарственных средств, тара или упаковка лекарственных средств, наименование производителя лекарственных средств (акт выполнения работ- услуг(уничтожения) от 19.01.2019).

В нарушение п. 13 Правил уничтожения лекарственных средств: - акт об уничтожении лекарственных средств или его копия в течение 5 рабочих дней со дня его составления не направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в уполномоченный орган (территориальный орган Росздравнадзора по Республике Ингушетия) (акт выполнения работ- услуг(уничтожения) от 19.01.2019).

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом хотя бы одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.

Суд первой инстанции верно установил, что  в результате плановой выездной проверки, проведенной Росздравнадзором, установлено нарушение ООО «Дарб» требований подпунктов «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что является грубым нарушением.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности  факта вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.

Административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к обществу  о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности назначается в случае угрозы жизни и здоровью граждан и только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В рассматриваемом  случае угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан заключается в реализации рецептурных лекарственных препаратов без рецепта, в том числе подлежащих предметно-количественному учету.

Кроме того, выявленное несоблюдение обязательных требований к условиям хранения реализуемых лекарственных препаратов, влечет за собой возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с утратой качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов.

До устранения выявленных Росздравнадзором многочисленных грубых нарушений соответствующего законодательства продолжение деятельности юридического лица будет сопряжено с угрозой причинения вреда охраняемым публичным интересам, а именно - жизни и здоровью граждан.

Суд первой инстанции, оценив представленные документы, пришел  к правильному выводу о том, что  в рассматриваемом случае обеспечить достижение цели административного наказания сможет только административное приостановление деятельности.

Частью 5 ст. 29.6 КоАП РФ, установлено, что дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (часть пятая введена Федеральным законом от 09.05.2005 №45-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2010 № 171-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ).

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ).

Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.

По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание в установленного санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. 

Апелляционный суд  также считает   об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ  и признания правонарушения малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценивая характер совершенного правонарушения, апелляционный суд учитывает, что в рассматриваемом случае состав правонарушения является формальным, то есть ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных материальных последствий.

Оценивая личность правонарушителя, апелляционный суд учитывает, что общество, будучи профессиональным участником рынка, обязано принять все меры для соблюдения требований законодательств.

Оценивая роль правонарушителя, апелляционный суд учитывает, выдача лицензии возлагает на лицензиата (общество) повышенные требования государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий. Получая лицензию, общество приняло на себя ответственность за их соблюдение и по смыслу законодательства о лицензировании не могло не знать о таких требованиях, однако фактически пренебрежительно отнеслось к их исполнению.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, и к интересам потребителей, которому государством гарантируется организация и осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с лицензионными требованиями и условиями.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не наступлении негативных материально-правовых последствий, а в пренебрежительном отношении лицензиата, к требованиям действующего законодательства, возложенным на него в силу получения лицензии. При этом совершенное им правонарушение отнесено законодателем к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности.

Выявленные и нарушения законодательства могут представлять угрозу жизни и здоровью неограниченному кругу лиц, что является существенным нарушением охраняемых общественных отношений. Кроме того, общество не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.

Возможность освобождения общества от административной ответственности, используя квалификацию совершенных им административных правонарушений в качестве малозначительных, без учета нарушения им федерального законодательства о фармацевтической деятельности, в данном случае способствует формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя. Указанные нарушения в совокупности не могут быть квалифицированы апелляционным судом как малозначительные.

Оценив характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Довод апелляционной жалобы о том, что  административное наказание в виде  приостановления деятельности на 30 суток, является несоразмерным наказанием, вынесено без учета имущественного и финансового положения общества;  судом первой инстанции не доказано угрозы  наступления  неблагоприятных последствий жизни и здоровью людей,  в связи с чем, административное наказание можно назначить в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 0000 руб. – отклоняется.

Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в указанной сфере деятельности. Осуществление деятельности в сфере реализации лекарственных препаратов населению с нарушением лицензионных требований характеризуется высокой степенью общественной опасности, посягает в данном конкретном случае на права и интересы неопределенного круга лиц.

Апелляционный суд, учитывая пренебрежительное отношение общества к соблюдению лицензионных требований, установленных действующим законодательством, а также характер совершенного правонарушения, приходит к выводу    о том, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности  сроком на 30 суток.

Повторно оценив соразмерность назначенного судом первой инстанции обществу административного наказания за совершенное правонарушение, характеру и тяжести данного правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для смягчения административного наказания.

Апелляционный суд, учитывая множественность выявленных нарушений, особую опасность правонарушения, выразившуюся в угрозе причинения  вреда жизни и здоровью населения,  соглашается  с тем, что в целях прекращения противоправного деяния и причинения вреда жизни и здоровью граждан, иной вид наказания, как приостановление деятельности на 30 суток, не обеспечит цели наказания, определенные статьей 3.1 КоАП РФ.

Апелляционный суд считает, что назначенное судом наказание в виде приостановлении деятельности на 30 суток  соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания, соразмерно совершенному деянию.

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.

Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины   общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, учел характер содеянного, личность виновного отсутствие смягчающих  обстоятельств, в связи с чем, отсутствуют основания для признания решения суда первой инстанции незаконным.

Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2019 по делу № А18-278/2019.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь  статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 29.04.2019 по делу № А18-278/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                    Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                   М.У. Семенов      

                                                                                              И.А. Цигельников