ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2574/2014 от 01.12.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

08 декабря 2015 года                                                                Дело № А22-755/2014    

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря  2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря  2015  года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н., 

судей: Бейтуганова З.А, Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                   Халиной В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Элисты  на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия   от  19.06.2015  по делу  № А22-755/2014

по  заявлению   индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Администрации города Элисты,

третье лицо – Министерство по земельным  и имущественным отношениям Республики Калмыкия,

о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и обязании выдать разрешения (судья  Д.В. Челянов),

при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.12.2014

в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

 индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Элисты (далее – ответчик, администрация) о признании незаконными отказы Администрации г. Элисты в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по следующим адресам: <...> северо-западнее ЦОД «Элистинский лицей»; <...> севернее дома №10; Республика Калмыкия; <...> южнее дома №247; Республика Калмыкия, г. Элиста, на пересечении ул. Ленина и ул. 28-ой Армии, а также обязать Администрацию г. Элисты выдать разрешение на установку рекламных конструкций согласно договорам аренды земельных участков на территории г. Элисты от 04.05.2012 № 459-д/а (участок площадью 2,0 кв. м. с кадастровым номером 08:14:030531:839), от 04.05.2012 № 461-д/а (участок площадью 2,0 кв. м. с кадастровым номером 08:14:000000:3524), от 04.05.2012 № 464-д/а (участок площадью 11,0 кв. м. с кадастровым номером 08:14:030247:145), от 04.05.2012 № 465-д/а (участок площадью 3,0 кв. м. с кадастровым номером 08:14:030535:270).

Решением арбитражного суда от 28.05.2014 требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в выдаче предпринимателю разрешения на установку рекламных конструкций и обязал администрацию выдать предпринимателю разрешение на установку рекламных конструкций согласно договорам аренды земельных участков на территории города Элисты Республики Калмыкия N 459-д/а (участок площадью 2,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:030531:839), N 461-д/а (участок площадью 2,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:000000:3524), N 464-д/а (участок площадью 11,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:030247:145), N 465-д/а (участок площадью 3,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:030535:270).

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 20.10.2014 решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.05.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.

При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.12.2014 к участию в деле № А22-755/2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – министерство).

Решением  от 19.06.2015  суд заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации города Элисты удовлетворил.

Администрация не согласилось с решением  суда, и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает на противоречие проектов размещения требованиям технического регламента, а также не соответствие виду разрешенного использования земельного участка при размещении двух самостоятельных, отдельно стоящих рекламных конструкций одного формата и разных по типу (билборд, сити-формат).

Проверив решение  Арбитражного суда Республики Калмыкия   от  19.06.2015  по делу  № А22-755/2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как установлено из материалов дела, что в соответствии со ст. ст. 29, 68 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», (далее - Закон о рекламе), п. 3 ст. 3, ст. 4 Закона Республики Калмыкия от 09.04.2010 № 177-IV-3 «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия издало распоряжение от 21.11.2011 № 2171 о формировании на территории г.Элисты земельных участков из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для установки рекламной конструкции, в том числе земельные участки с адресными ориентирами <...> южнее дома № 247, площадью 2,0 кв.м., <...> севернее дома № 10, площадью 2,0 кв.м., г. Элиста, на пересечении улиц Ленина и 28-ой Армии, площадью 11,0 кв.м. (т. 5, л.д. 69).

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 21.03.2012 №538 «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для установки рекламной конструкции» принято решение о проведении торгов в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договоров аренды по сформированным земельным участкам.

На основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 21.03.2012 № 538 «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для установки рекламной конструкции» в газете «Хальмг унн» от 29.03.2012 опубликовано извещение № 1/2012 о проведении торгов в форме аукциона.

В соответствии с протоколами о результатах аукциона от 28.04.2012 № 18/09, № 20/09, № 23/09 и № 24/09 комиссия по проведению торгов решила признать ФИО1 победителем аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для установки рекламной конструкции.

На основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для установки рекламной конструкции» от 21.03.2012 № 538 и протоколов о результатах аукциона от 28.04.2012 № 18/09, № 20/09, № 23/09 и № 24/09, между министерством и предпринимателем 04 мая 2012 года заключены сроком на 5 лет договора аренды земельных участков на территории города Элисты Республики Калмыкия, предназначенных для установки рекламных конструкций.

В соответствии с пунктом 1.1 договоров земельные участки предназначены для установки рекламных конструкций..

Как следует из материалов дела, договора аренды от 04.05.2012 зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем на них имеются отметки регистрирующего органа.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 5, 5.1, 6 ст. 19 Закона о рекламе, ст. 447 Гражданского кодекса В силу ст. 606 ГК РФ и ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, по договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с ч. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 31.05.2010 № АК/16754 разъяснила следующее. Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в самостоятельный вид, соответственно в нем могут содержаться положения, как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.

На основании ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия распоряжением от 21.11.2011 № 2171 осуществило кадастровые работы, сформировало земельные участки с кадастровыми номерами 08:14:030531:839, 08:14:000000:3524, 08:14:030247:145, 08:14:030535:270, определило вид разрешенного использования земельных участков - установка рекламных конструкций, а также на основании распоряжения от 21.03.2012 № 538 приняло решение о проведении торгов, опубликовано сообщение о проведении торгов.

По результатам проведения торгов на основании протоколов аукционов №№ 18/09, 23/09, 20/09, 24/09 от 28.04.2012 предприниматель признан победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды вышеуказанных земельных участков для установки рекламных конструкций; между министерством и заявителем заключены договоры №№ 465-д/а, 461-д/а, 459-д/а, 464-д/а аренды вышеуказанных земельных участков, предназначенных для установки рекламных конструкций сроком на пять лет.

Как следует из текста договоров аренды земельных участков №№ 459-д/а, 461-д/а, 464-д/, 465-д/а, на основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 21.03.2012 №538 «О проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для установки рекламной конструкции» и протоколов № 18/09, 23/09, 20/09, 24/09 от 28.04.2012 «О результатах аукциона» министерство (арендодатель) сдало, а заявитель (арендатор) принял на условиях аренды сроком с 04.05.2012 по 03.05.2017 земельные участки из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для установки рекламных конструкций.

Судом первой инстанции установлено, что арендодатель земельных участков осуществил образование вышеуказанных земельных участков, оформил землеустроительную документацию, определил вид разрешенного пользования земельного участка - размещение рекламной конструкции, установил характеристики рекламных конструкций для каждого земельного участка, организовал торги, на право заключения договора, заключил договор аренды земельных участков с установлением права размещения на них двух разных видов конструкций в зависимости от разрешенного землепользования - рекламных конструкций и рекламного щита.

Следовательно, в соответствии с договорами от 04.05.2012 арендодатель предоставил истцу земельные участки во временное владение и пользование, а так же право на установку и эксплуатацию в течение всего срока действия договоров рекламного щита (рекламной конструкции); торги в форме аукциона на право заключения вышеуказанных договоров осуществлялись в соответствие со ст. 447 ГК РФ и ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе; договоры были заключены с победителем торгов, предложившим наибольшую цену; цена торгов определялась с учетом того, что земельные участки предназначаются для установки рекламных конструкций. Следовательно, нормы Закона о рекламе и гражданского законодательства при заключении вышеуказанных договоров были соблюдены.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что министерство и предприниматель заключили смешанные договоры от 04.05.2012 № 459-д/а (в отношении участка площадью 2,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:030531:839), № 461-д/а (в отношении участка площадью 2,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:000000:3524), № 464-д/а (в отношении участка площадью 11,0 кв. м с кадастровым номером 08:14:030247:145), № 465-д/а, в которых содержаться элементы двух различных договоров, предусмотренных законом - договора аренды и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что в целях получения разрешений на установку рекламных конструкций на земельных участках с адресными ориентирами <...> северо-западнее ЦОД «Элистинский лицей»; <...> южнее дома №247; <...> севернее дома №10; г. Элиста, на пересечении улиц Ленина и 28-ой Армии, предприниматель 04.06.2013 и 24.07.2013 обратилась в администрацию с заявлениями и приложенными к ним документами (т. 1. л.д. 121, 129, 138, 142).

Письмами от 02 и 12 августа 2013 года администрация отказала предпринимателю ФИО1 в выдаче испрашиваемых разрешений по причине несоответствия территориального размещения рекламных конструкций требованиям технического регламента ГОСТ Р 52044-2003, а также не представления полного перечня документов.

В связи с чем, предприниматель 29.11.2013 повторно обратилась в администрацию с заявлениями и приложенными к ним документами на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Письмом от 30.12.2013 администрация повторно отказала предпринимателю ФИО1 в выдаче испрашиваемых разрешений.

Как следует из материалов дела, письмом от 04.06.2013 №Б-6004 Администрация г. Элисты отказала предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> севернее дома №10 на основании п. 15 ст. 19 Закона о рекламе обосновывая отказ тем, что территориальное размещение рекламной конструкции не соответствует требованиям технического регламента ГОСТ Р 52044-2003. Кроме того, в договоре аренды от 04.05.2012 № 461-д/а указан земельный участок с кадастровым номером 08:14:000000:3524, площадью 2.0 кв.м., предназначенный для установки рекламной конструкции.

Письмом от 02.08.2013 № Б-6006/01-44 Администрация г. Элисты отказала предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> северо-западнее ЦОД РК «Элистинский лицей», на основании п.15 ст. 19 Закона о рекламе связи с тем, что к заявлению приложены не заверенные надлежащим образом копии схемы территориального размещения рекламной конструкции, согласованной с УГИБДД МВД РК, МУП «Элиставодоканал», ОАО «КЭК», филиал ОАО «Ростелеком», отсутствуют привязка к существующим объектам (здания, строения, дороги), не указаны расстояния существующих объектов.

Письмом от 24.07.2013 № Б-8417/01-44 Администрация г. Элисты отказала предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: на пересечении ул. Ленина и ул. 28-ой Армии, в связи с тем, что к заявлению не приложены копия договора аренды, проектная документация на рекламную конструкцию, эскизный проекте с фотографическом снимком и схема территориального размещения рекламной конструкции

Полагая, что принятые администрацией решения об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по 4 спорным адресам не соответствуют Закону о рекламе и нарушают права предпринимателя в сфере экономической деятельности, препятствуют в ее осуществлении, предприниматель ФИО1 обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Согласно ст.ст. 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.

В соответствии с ч. 5.1 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 19 Закона о рекламе на период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1 – 5.7 и 9.1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 26.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В судом первой инстанции установлено, что постановлением Мэрии города Элисты Республики Калмыкия от 27.06.2012 №1278 утвержден Административный регламент предоставления Мэрией города Элисты муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций» (далее - регламент № 1278).

В подпункте 2.6.1 пункта 2.6 регламента № 1278 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на установку рекламной конструкции.

В п. 2.7 регламента № 1278 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Основаниями для отказа в приеме документов являются:

1) отсутствие в заявлении сведений о заявителе и рекламной конструкции;

2) заявление не поддается прочтению;

3) представление документов, не соответствующих пункту 2.6 настоящего регламента.

В соответствии с подпунктом 3.1.2. пункта 3.1 регламента № 1278 «Рассмотрение заявления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и необходимых документов и принятие решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в его выдаче» при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и необходимых документов специалист отдела готовит лист согласования размещения рекламной конструкции. Документы, поступившие от заявителя, с листом согласования специалист отдела передает на утверждение начальнику отдела.

Начальник отдела утверждает перечень уполномоченных органов, указанных в листе согласования, и возвращает специалисту отдела для непосредственного получения согласования, необходимого для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции.

Специалист отдела отправляет лист согласования и документы, поступившие от заявителя, на рассмотрение в уполномоченные органы для получения согласований, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в его выдаче.

Заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в отдел.

После получения согласования от уполномоченных органов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а также при отсутствии оснований, указанных в пункте 2.8 настоящего регламента, начальник отдела поручает специалисту подготовку решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и разрешения на установку рекламной конструкции.

В случае наличия одного или нескольких оснований, указанных в пункте 2.8 настоящего регламента, начальник отдела поручает специалисту подготовку мотивированного решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

В подпункте 2.8.1 пункта 2.8 установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции.

Из материалов дела следует, что заявления предпринимателя ФИО1 от 04.06.2013, 27.07.2013 и 29.11.2013 с приложенными документами приняты и зарегистрированы администрацией, о чем на заявлениях имеются штампы с указанием входящих номеров.

Исчерпывающий перечень документов, необходимый для получения разрешения на установку рекламной конструкции установлен в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 регламента № 1278.

В соответствии с п. 2.7 регламента № 1278 одним из оснований для отказа в приеме документов является предоставление документов, не соответствующих пункту 2.6 регламента.

В соответствии с регламентом № 1278 администрация вправе возвратить заявление при наличии оснований, указанных в пункте 2.7 регламента.

Регистрации в общем отделе Администрации города Элисты подлежит принятое заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с необходимыми документами (абзац 8 подпункта 3.1.1 пункта 3.1 регламента).

Таким образом, администрация регистрирует только те заявления, которые соответствуют требованиям подпункта 2.6.1 регламента № 1278. В противном случае администрация в соответствии с подпунктом 3.1.1 регламента № 1278 должна информировать заявителя об отказе в приеме документов с объяснением содержания выявленных недостатков и возвратить представленные документы для устранения выявленных недостатков.

Следовательно, администрация, зарегистрировав заявления предпринимателя ФИО1 о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, признала факт предоставления предпринимателем документов, соответствующих пункту 2.6 регламента.

В соответствии со ст.ст. 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявления предпринимателя зарегистрированы администрацией, арбитражный суд приходит к выводу, что отказ администрации в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в связи с предоставлением предпринимателем несоответствующих документов, является необоснованным и противоречащим ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе.

Кроме того установлено, что отказы администрации в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на земельных участках, с кадастровым номером 08:14:030531:839 (<...> южнее дома №247), 08:14:000000:3524 (г. Элиста, ул. Ю. Клыкова севернее дома №10), 08:14:030535:270 (<...> северо-западнее ЦОД РК «Элистинский лицей») содержит довод о несоответствии их территориального размещения требованиям технического регламента ГОСТ Р 52044-2003.

Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В силу ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 – 7 настоящей статьи владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Таким образом, установка рекламной конструкции возможна только после получения разрешения на установку, выдаваемого органом местного самоуправления.

В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

Пунктом 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии и от 22.04.2003 № 124-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы». Указанный ГОСТ действует в редакции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 № 117-ет.

На основании запроса суда Управление ГИБДД МВД по РК представило акты обследования улично-дорожной сети г. Элисты от 08.06.2015, в суде установлено, что в соответствии с актами обследования эксплуатационного состояния улично–дорожной сети города Элиты от 08.06.2015 по адресам:

- ул. Клыкова, севернее д. № 10: в ходе проверки обнаружена рекламная конструкция, установленная с нарушением требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, а именно размещение в населенных пунктах средств наружной рекламы сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (т. 5, л.д. 99);

- пересечение ул. Ленина и ул. 28-й Армии: в ходе проверки рекламных конструкций не обнаружено, в связи с чем нет возможности представить сведения о соответствии (несоответствии) с требованиями ГОСТа Р 5204-2003 (т. 5, л.д. 100);

- ул. Ленина, южнее д. № 247: в ходе проверки рекламных конструкций не обнаружено, в связи с чем нет возможности представить сведения о соответствии (несоответствии) с требованиям ГОСТа Р 5204-2003 (т. 5, л.д. 101);

- ул. Пушкина северо – западнее ЦООД «Элистинский лицей»: в ходе проверки рекламных конструкций не обнаружено, в связи с чем нет возможности представить сведения о соответствии (несоответствии) с требованиям ГОСТа Р5204-2003 (т. 5, л.д. 102).

Исследовав вышеуказанные акты, арбитражный суд установил, что в актах отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать земельные участки с кадастровыми номерами 08:14:030531:839, 08:14:000000:3524, 08:14:030247:145 и установленные на них рекламные конструкции.

Суд первой инстанции правильно установил, что в соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества г. Элисты от 20.04.2015, представленной Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты, по адресу: г. Элиста, на пересечении улицы Ленина и 28 Армии находится рекламная конструкция, балансодержателем которой является МКУП «Дирекция заказчика-застройщика строительства г. Элисты» (т.5, л.д.115).

Как следует из составленных МУП «АПБ г. Элисты» схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами 08:14:030531:839, 08:14:000000:3524, 08:14:030535:270 и 08:14:030535:270, на данных земельных участках какие-либо рекламные конструкции отсутствуют (т.5, л.д.110-113).

В суде первой инстанции представитель заявителя и предприниматель пояснили, что в связи с отсутствием соответствующих разрешений администрации на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 08:14:030531:839, 08:14:000000:3524, 08:14:030535:270 и 08:14:030535:270 какие-либо рекламные конструкции отсутствуют, предприниматель рекламные конструкции на данных земельных участках не устанавливала. Представитель администрации пояснил, что в соответствии с заключением МУП «АПБ г. Элисты» и схемами расположения земельных участков на земельных участках с кадастровыми номерами 08:14:030531:839 (<...> южнее дома №247), № 08:14:000000:3524 (г. Элиста, ул. Ю. Клыкова севернее дома №10), № 08:14:030535:270 (<...> северо-западнее ЦОД РК «Элистинский лицей») и № 08:14:030247:145 (г. Элиста, на пересечении улиц Ленина и 28-й Армии) отсутствуют рекламные конструкции.

Таким образом, отсутствие рекламных конструкций на спорных земельных участках сторонами не оспаривается.

В свою очередь по смыслу абзаца 12 пункта 6.1 ГОСТа Р 5204-2003 определение соответствия рекламной конструкции требованиям ГОСТа Р 5204-2003 возможно только после установки такой рекламной конструкции. Определение соответствия рекламной конструкции требованиям ГОСТа Р 5204-2003 возможно до установки рекламной конструкции исходя из расположения конкретного земельного участка и его размеров, а также схемы расположения и габаритов рекламной конструкции.

В свою очередь отказы ответчика в отношении земельных участков с кадастровым номером 08:14:030531:839, 08:14:000000:3524не содержат указаний какое именно правило размещения средств наружной рекламы, согласно ГОСТ Р 5204-2003, может быть нарушено размещением рекламной конструкции, которая предполагается к размещению в границах выделенных земельных участков.

Просто упоминание о нарушении технического регламента ГОСТа Р 5204-2003, без указания нарушения конкретного правила размещения средств наружной рекламы п. 6 ГОСТа Р 5204-2003, не может являться мотивированных основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в порядке п. 15 ст. 19 Закона о рекламе.

В отказе ответчика в отношении земельных участков с кадастровым номером 08:14:030535:270 указано, что расстояние от предполагаемого места расположения рекламной конструкции до бровки земляного полотна автомобильной дороги по ул. Пушкина составляет 5 метров, что не соответствует техническому регламенту ГОСТ Р 5204-2003. В свою очередь ответчик определяет несоответствие ГОСТ Р 5204-2003 без учета расположения конкретного земельного участка и его размеров, хотя к каждому заявлению заявителем был подан кадастровый паспорт.

Ни один из оспариваемых отказов не содержит описания и определения места расположения на местности точки бровки земляного полотна сбоку автомобильной дороги, от которой осуществлялись замеры, каким образом определяется ближайший край рекламной конструкции, не описана методика проведения замеров.

В своем письме в ответ на № Б-6006 от 04.06.2013 не указывает, каким образом им было произведено определение совместимости или несовместимости координатных точек границ земельного участка в фотоэскизе и схеме территориального размещения рекламной конструкции, а также каким образом определялись сами координатные точки.

Ответчиком не представлены доказательства того, когда, кем, в присутствии кого были определены точки бровки земляного полотна автомобильной дороги и точки края средства наружной рекламы, расстояние между которыми не соответствует ГОСТ Р 5204-2003, каким образом определялись указанные точки, их координаты, перевод координат точек края средства наружной рекламы из системы координат эскизного проекта в систему координат проекта территориального размещения рекламных конструкций (таблица переводы из одной системы координат в другую), осуществлялся фактический замер расстояния между точками края средства рекламы и бровкой земляного полотна сбоку автомобильной дороги, отсутствуют схемы осуществления фактических замеров, описания местоположения и координат точек земляного полотна сбоку автомобильной дороги, от которых производился замер, и конкретных точек края средства рекламы, расстоянием между которыми, согласно замеров составляет меньше 5 м., каким средствами измерения производились замеры, реквизиты сертификата средства измерения, прошли ли средства измерения необходимые поверочные мероприятия, компетенция специалиста, осуществлявшего указанные замеры.

Ответчиком не представлены доказательства и обоснование, почему оспариваемые отказы были осуществлены на основании схем расположения без учета габаритов рекламных конструкций и размеров земельного участка.

При этом тот факт, что вид разрешенного использования спорных земельных участков Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия был согласован с государственным надзорным органом в области безопасности дорожного движения (УГИБДД по РК) ответчиком не оспаривается.

В апелляционной жалобе ответчиком добавлены основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении земельного участка с кадастровым номером 08:14:030535:270, в частности предполагаемое размещение рекламной конструкции ближе 25 метров от остановки маршрутных транспортных средств и светофора, в пределах границ наземного пешеходного перехода менее 50 метров.     

В соответствии со ст.ст. 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Однако каких-либо доказательств обстоятельств, послуживших основанием для предъявления дополнительных аргументов нарушения ГОСТ Р 5204-2003 при установке рекламных конструкций в суд апеллянтом не представлено.

Таким образом, отказ администрации в выдаче предпринимателю разрешения на установку рекламной конструкции в связи с тем, что рекламные конструкции не соответствуют требованиями ГОСТа Р 5204-2003, является необоснованным, немотивированным.

Довод о нарушении заявителем вида разрешенного использования земельного участка подлежит отклонению, поскольку цель использования – установка рекламной конструкции соответствует виду разрешенного использования земельного участка. При этом конструктивные особенности устанавливаемых рекламных конструкций в данной ситуации, при рассмотрении вопроса целевого использования спорных земельных участков, правового значения не имеют.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования предпринимателя ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В апелляционная жалоба не представлены основания для обжалования решения со ссылкой на законы, и иные нормативно правовые акты, обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие неправильное применение судом норм материального и процессуального права и то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.06.2015  по делу  № А22-755/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               Н.Н. Годило

Судьи                                                                                                            З.А. Бейтуганов

                                                                                                              Е.В. Жуков