ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2699/14 от 07.12.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А61-141/2014

12 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самариной К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2016 по делу №А61-141/2014 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Беслан) (ОГРН 1081511000581, ИНН 1511017599) к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (ОГРН 1062632033760, ИНН 2632082700) в лице филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Северной Осетии-Алании, третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа (судья Ясиновская Т.Д.), при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи: от Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации - Аликовой С.Н., доверенность № 365 от 18.05 2016, Езеевой З.М., доверенность № 280 от 14.04.2016; от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - Гриненко И.В., № 178-16 от 18.01.2016; от общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» - не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ «СК ММЦ») обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице филиала общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Северной Осетии-Алании об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа на 2014 год.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия Алания от 11.06.2014 по делу №А61-141/2014 исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации удовлетворены.

Постановлением Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.06.2014 по делу №А61 -141/2014 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.06.2014 по делу №А61 -141/2014 и постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 по делу №А61-141/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Определением от 16.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз».

Решением от 01.09.2016 суд принял спорные пункты договора в редакции ответчика.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд первой инстанции незаконно распространил действие спорного договора на отношения сторон в 2014 году, урегулированные договором на поставку газа от 10.10.2012 и не установил правовых предпосылок, послуживших основанием для продажи газа ответчику по предельно максимальной цене.

Ответчик направил отзыв и письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители истца просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей истца и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

В статье 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что поставщик (газоснабжающая организация) - это собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Потребителем газа является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее -Правила).

В пункте 3 Правил определено, что газораспределительной организацией являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 названной статьи).

Таким образом, в силу норм статьи 426 ГК РФ спорный договор поставки газа №39-4-0821/14К является публичным.

Результатом разрешения преддоговорного спора является такой судебный акт, которым отношениям сторон будет придана правовая определенность и все существенные условия договора будут определены либо соглашением сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ), либо решением суда (статья 446 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации; определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставки газа и Правилами пользования газом, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

В соответствии с предусмотренными Законом о газоснабжении полномочиями Правительством Российской Федерации постановлением от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, закрепленные в них положения обязательны для всех юридических лиц, участвующих в поставке газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, данных Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктами 9 и 10 Правил предусмотрено, что предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа; предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

В силу пункта 11 Правил согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации). В случае, если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда. Таким образом, пунктом 11 Правил предусмотрен правовой механизм, при котором покупатель путем конклюдентных действий (продолжение отбора газа) подтверждает свое согласие на заключение договора поставки газа на условиях поставщика, а при несогласии с предложенными поставщиком условиями договора покупатель может реализовать свое право на обращение в суд. При этом до вступления в законную силу решения суда покупатель имеет возможность либо прекратить отбор газа, либо продолжить его отбор на условиях договора, заключенного на предыдущий период.

В соответствии с пунктом 12 (1) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

Пунктом 29 названных Правил предусмотрено, что в договорах указываются цены на газ и тарифы на его транспортировку в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Следовательно, условия об объемах поставляемого газа и порядке определения его цены является существенными для договора поставки газа.

В силу положений части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Юридические лица свободны в заключении договора. Заключение договора и формирование его условия носят добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон, определяемом их частными интересами.

Как установлено статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с Законом о газоснабжении постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), определяющие принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

В силу пункта 3 Основных положений цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В пункте 2 Основных положений содержится понятие оптовой цена на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, под которой понимается оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) его потребителям соответствующих групп.

Регулируемая оптовая цена на газ - это утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.

Кроме того, пункт 2 Основных положений также определяет понятия предельный максимальный уровень оптовых цен на газ как уровня оптовых цен, превышение которого в договорах поставки газа не допускается, и предельного минимального уровня оптовых цен на газ как уровня оптовых цен, ниже которого установление стоимости газа в договорах поставки газа не допускается.

Согласно пункту 15 Основных положений цены на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.

В соответствии с пунктом 15.1 Основных положений оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения): а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007; б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

Согласно пункту 15.2. Основных положений в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ для потребителей, предусмотренных пунктом 15.1 настоящих Основных положений, до 1 января 2011 года используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен, а после 1 января 2011 года - оптовые цены, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) по формуле цены на газ с учетом установленных минимального и максимального уровней цен, рассчитываемых по указанной формуле.

В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ для потребителей, предусмотренных пунктом 15 (1) настоящих Основных положений, до 01 января 2011 года используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен и увеличенные в 2007 году на 60 процентов, в 2008 году - на 50 процентов, с 01 января 2009 года - на 40 процентов, с 01 июля 2009 года - на 30 процентов, с 01 января 2010 года - на 20 процентов и с 01 июля 2010 года - на 10 процентов, а после 01 января 2011 года используются оптовые цены на газ, определяемые федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) по формуле цены на газ с учетом установленных минимального и максимального уровней цен, рассчитываемых по указанной формуле, увеличенные на 10 процентов.

Согласно подпункту 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N332 (далее - Положение), действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям ФСТ России было отнесено принятие методических указаний (методик) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Согласно подпункту 5.3.1 Положения ФСТ России осуществляла следующие полномочия в установленной сфере деятельности: устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам; оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).

Приказом ФСТ России от 26.09.2013 № 177-э/2 была утверждена на 2014 год оптовая цена на газ, используемая в качестве предельно минимального и предельно максимального уровня оптовых цен на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанных в пункте 15.1 Основных положений, где предельная минимальная цена для РСО-Алания установлена в размере 4149 руб./1000м3, а предельная максимальная - 4 564 руб./1000 м3.

Согласно этому же Приказу оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта. Оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1000 м3), приведенную к следующим условиям: температура (t град.) +20 град. C; давление 760 мм рт. ст.; влажность 0%; расчетная объемная теплота сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле, который соответствует общим подходам к формированию цены на газ, утвержденным Приказом ФСТ России от 14.07.2011 N 165-э/2 (ред. от 06.03.2014) «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа».

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 323 (ред. от 04.09.2015) "О реализации природного газа на организованных торгах» и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" установлено, что: в отношении природного газа, реализуемого в соответствии с настоящим постановлением, не применяются принципы государственного регулирования оптовых цен на природный газ, предусмотренные Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021.

Из пункта 2.1. проекта договора поставки газа от 01.11.2013 следует, что по данному договору поставщиком поставляется газ покупателю по оптовой цене, определяемой в соответствии с пунктами 15.1-15.3 Основных положений.

В соответствии с пунктом 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

ФГБУ «СК ММЦ» является потребителем, в отношении которого применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений.

Установление предельной максимальной цены в договорах, заключенным между ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» №К-5-Д1-71-0061/14 от 20.12.2013 на поставку газа в 2014 году сверх договорных объемов 2007 года, и договорах, заключенных с другими потребителями, в отношение которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 -15.3 Основных положений, по цене равной предельно максимальной обусловлено следующими экономическими причинами.

С 2007 года деятельность по поставке газа ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является убыточной. Эффективность поставки газа в РСО-Аланию в 2014 составила - 16,4 %. Эффективность поставки газа населению РСО-Алания в 2014 составила -29,3%. Эффективность поставки газа промышленным потребителям РСО-Алания в 2014 году составила 2,9 %. Расходы на поставку газа потребителям РСО-Алания с учетом общесистемных затрат превышают предельно минимальную цену за газ, установленную ФСТ России в размере 4 149 руб./1000 м3.

Ответчик пояснил, что только установление предельно максимальной цены как в договорах, заключенных между ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», так и в договорах, заключенных между ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с потребителями, в отношение которого применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 -15.3 Основных положений, позволяет сохранять эффективность поставки газа промышленным потребителям на положительном уровне.

В случае установления предельной минимальной цены эффективность поставки газа промышленным потребителям будет с отрицательным знаком.

Согласно пункту 2.1. Устава Общества целью его деятельности является бесперебойная поставка газа покупателям в соответствии с заключенными договорами, а также извлечение прибыли. Продажа газа потребителям, в том числе истцу, по предельно максимальной цене позволяет возмещать затраты по поставке газа, иметь низкую, но положительную норму прибыли, поддерживает баланс интересов сторон договора поставки газа при урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на поставку газа.

Истцом не приведены никакие бесспорные доказательства в обоснование своего требования и не указаны, какие существенные обстоятельства изменились по сравнению с предыдущими годами.

Довод о том, что истец является бюджетной организацией, также не может быть принят судом, Данное обстоятельство не изменено с момента возникновения правоотношений.

Кроме того, как указал суд кассационной инстанции в постановлении от 22.12.2014 по делу №А61-141/2014 и постановлении от 14.06.2016 по делу №А61-4353/2014, то обстоятельство, что истец является бюджетным учреждением, само по себе не является достаточным для установления судом предельно минимальной цены.

Из материалов дела следует, что 18.12.2013 ответчик направил истцу проект договора поставки газа на 2014, истец направил протокол разногласий в части пунктов 3.5. и 2.1. договора. Пункт 3.5. договора предложил исключить из договора, а пункт 2.1 (таблицу 2) договора, отражающую стоимость газа, просил изложить в иной редакции.

Ответчик в письме от 23.12.2013 пункт 3.5. в редакции истца принял, редакцию пункта 2.1. отклонил.

Из представленного в материалы дела письма ПАО «Газпром» № 08/17-1260 от 20.07.2016 следует, что эффективность поставки газа в РСО-Аланию в 2014 году составляет «-6,4%», эффективность поставки газа промышленным потребителям «2,9%».

Расходы на поставку газа, учитывая стоимость добычи, транспортировки, стоимость услуг по хранению газа в 2014 году составила 4088,8 руб./тыс.м.куб. (без общесистемных затрат на поставку ПАО «Газпром» на внутренний рынок, которые в 2014 году составляли 76,5 руб./тыс.м.куб.).

Следовательно, стоимость добычи газа с учетом общесистемных затрат составляет 4165,3 руб./тыс.м.куб., что превышает предельно минимальную цену на газ, установленную ФСТ Росси на 2014 год, которая составляет 4149 руб./тыс. куб.м.

Согласно пункту 15.3. Основных положений поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительным соглашением к указанным договорам).

Учитывая, что потребность в природном газе для потребителей республик Северного Кавказа выше, чем зафиксировано в договорах на поставку газа в 2007 году, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заключило с ООО «Газпром межрегионгаз» договор №К-5-Д1-71-0061/14 от 20.12.2013 на поставку газа в 2014 году сверх договорных объемов 2007 года, то есть для реализации потребителям в соответствии с условиями п. 15.1 Основных положений. Газ, поставляемый по данному договору предназначен для последующей реализации потребителям республик Северного Кавказа, в том числе потребителям в РСО-Алания по цене, равной предельно максимальной оптовой цене.

Таким образом, предложенная ответчиком цена соответствует стоимости газа, установленной Приказом ФСТ России от 26.09.2013 № 177-э/2, позволяет возмещать экономически обоснованные расходы на поставку газа, поддерживает баланс интересов сторон договора поставки газа при урегулировании разногласий, не ущемляет интересы истца, соответствует стоимости газа, приобретаемого ответчиком у ООО «Газпром межрегионгаз».

Предложенный истцом способ определения цены противоречит нормам Закона о газоснабжении, Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 Приказу ФСТ России от 26.09.2013 № 177-э/2, Приказу ФСТ России от 14.07.2011 N 165-э/2 (ред. от 06.03.2014) «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа».

Законодательно закреплены разные принципы и механизмы определения цены на газ по регулируемым ценам и при свободной реализации газа на бирже, установление цены газа для покупателя, в отношении которого применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений, в зависимости от итогов торгов на бирже является недопустимым.

Предложенная истцом редакция следующих пунктов договора: пункта 5.3, абзаца первого пункта 5.1., предложения второго пункта 8.1. договора, исключения абзаца второго пункта 5.1 договора, исключение абзаца 10 и таблицы 2 пункта 2.1 напрямую связаны со способом определения цены на газ, исходя из результатов торгов на бирже.

Абзац первый пункта 2.1 договора, абзац 8 пункта 2.1 таблица 1 договора, пункт.8.1 договора в проекте договора устанавливали срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014, в редакции истца устанавливают срок действия договора с даты вступления в силу решения суда по 31.12.2016.

Проект договора направлялся ответчиком в ноябре 2013 года с целью заключения договора поставки газа на 2014 год, обе стороны договора указывали срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014, истец в протокол разногласий указанные пункты не включал, несогласие с периодом поставки газа не заявлял.

Ккак указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2014 №ВАС -19520/13, согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом с одной стороны истец не лишен возможности корректировать требования (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а ответчик может представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований (в том числе и измененных истцом). Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.

Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания сторонами. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Вместе с тем истец, если он начал получать коммунальный ресурс ранее заключения договора, должен обосновать нарушение своих прав включением ответчиком в договор условия о распространении его действия на отношения, возникшие с момента начала поставки ресурса (то есть до заключения договора). Такого обоснования истец не предоставил.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2016 по делу №А61-141/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.И. Джамбулатов

Судьи Н.Н. Годило

Е.В. Жуков