ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2718/18 от 20.08.2018 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2018 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Джашакуевым М.Б., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:  <...>, апелляционную жалобу  Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны России на решение Арбитражного суда  Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018 года по делу № А61-1852/2018  (судья Коптева М.Б.), 

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения  «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России ОГРН -  <***>, ИНН – <***>, 

к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору ОГРН - <***>, ИНН – <***>, 

о признании незаконным и отмене постановления № 471-з/10.1 от 03.04.2018, 

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и  месте проведения судебного заседания 

УСТАНОВИЛ:


Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконным  постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору Кавказского управления Ростехнадзора (далее – КУ Ростехнадзора, управление) об  административном правонарушении № 471-з/10.1 от 03.04.2018 о привлечении к  административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в  размере 200000 рублей. 

Решением от 13.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично.  Постановление Кавказского управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору № 471-з/10.1 от 03.04.2018 о привлечении  Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны России (ОГРН <***>, ИНН  <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменено  в части меры административной ответственности, размер административного штрафа  снижен до 100000 рублей. 

В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда от 13.06.2018 отменить  и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц,  надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело

по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив  в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим  оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим  основаниям. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при  проведении 59 военной прокуратурой гарнизона (далее – прокуратура) совместно с КУ  Ростехнадзора проверки исполнения законодательства об обеспечении промышленной  безопасности опасных производственных объектов в структурном подразделении ФГБУ  «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО России жилищно- эксплуатационном (коммунальном) отделе № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮФО)  (далее – ЖЭ(К)О № 2). 


В ходе проведенной проверки за соблюдением требований Федерального закона от  21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) был обследован опасный производственный объект  ЖЭ(К)О № 2, сеть газопотребления (III класс опасности), эксплуатируемый по адресу: РСО- Алания, г.Моздок, ул.Полевая, д.138 (военный городок № 64). 

Проверкой установлено, что в выданной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лицензии от  10.01.2018 № ВХ-01-008393 отсутствуют сведения об адресе осуществления  лицензируемого вида по месту нахождения опасного производственного объекта (ЖКО),  сети газопотребления, эксплуатируемая по адресу: РСО-Алания, <...>, военный городок № 64, что является нарушением требований статьи 9 Закон №  116-ФЗ, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ). 

Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения 02.03.2018  прокуратурой дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ  и направлении материалов проверки в КУ Ростехнадзора для решения вопроса о  привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности. 

В присутствии законного представителя учреждения (ФИО1 по доверенности   № 5/1 от 15.01.2018) в отношении заявителя вынесено постановление № 471-з/10.1 о  привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде  административного штрафа в размере 200000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обжаловало его в суд.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли 


законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №  401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору",  органом, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере промышленной  безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору. 

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору и ее территориальные подразделения являются компетентными  органами, в полномочия которых входит привлечение к административной ответственности  по части 1 статьи 9.1 КоАП. 

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований  промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности  в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот  тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста  суток. 

Объектом вменяемого правонарушения является установленный порядок в области  обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов. 

Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате  которых нарушаются требования промышленной безопасности или условия лицензий на  осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности. 

Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных  производственных объектов состояние защищенности жизненно важных интересов  личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий  указанных аварий. 

Согласно статье 2 Закона № 116-ФЗ к опасным производственным объектам (далее –  ОПО) отнесены предприятия или их цех, участки, площадки, а также иные  производственные объекты, указанные в перечне № 1 к Закону № 116-ФЗ, которые  подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном  Правительством РФ. 

Согласно статье 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности  понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, 


содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах,  принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ,  нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в  области промышленной безопасности. 

 Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО,  обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области  промышленной безопасности, подлежащего лицензированию, в соответствии с  законодательством РФ. 

 Согласно статье 12 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация  взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов  опасности подлежит обязательному лицензированию. 

Судом установлено и заявителем не оспорено, что учреждение эксплуатирует  опасный производственный объект «сеть газопотребления» (III класс опасности),  Доказательства обратного суду не представлены. 

Факт допущенных нарушений учреждением подтвержден материалами дела, а  именно отсутствует лицензия на эксплуатацию ОПО на территории военного городка № 64  в <...>. Доказательства обратного суду не представлены. 

Изложенное свидетельствует о не соблюдении учреждением требований  промышленной безопасности, что образует объективную сторону правонарушения по части  1 статьи 9.1 КоАП РФ

Поскольку на момент проведения проверки имели место нарушения требований  промышленной безопасности, заявитель правомерно привлечен к административной  ответственности. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения  правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что учреждение, имея  возможность эксплуатировать объект опасного производства с соблюдением требований  промышленной безопасности, в нарушение норм действующего законодательства  осуществляло хозяйственную деятельность не соблюдая положения действующего  законодательства. 


Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от  него меры по соблюдению требований действующего законодательства, суду не  представлено. 

Судом проверен порядок привлечения заявителя к административной  ответственности, положения статей 4.5, 28.2, 28.4, 25.1, 29.7 КоАП РФ административным  органом соблюдены. 

При рассмотрении административного дела управлением были учтены все  смягчающие административную ответственность обстоятельства, наказание назначено с  учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность  обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1  КоАП РФ

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной  ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 "О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется. 

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что  имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии в действиях  учреждения события и состава вмененного административного правонарушения. 

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о повторности  привлечения учреждения к административной ответственности за одно и то же  правонарушения (дело № А61-415/2018), на основании следующего. 

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести  административную ответственность дважды за одно и то же административное  правонарушение. 

Выполнение правила о том, что никто не может нести административную  ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение,  обеспечивается закреплением в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ положения, в  соответствии с которым при наличии по одному и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении  административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об  административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела  производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а  начатое производство подлежит прекращению. 


Из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях следует, что наличие по одному и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного  наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об  административном правонарушении. 

Вопрос о том, являются ли действия учреждения эпизодами одного и того же  правонарушения либо образуют разные правонарушения, подлежит разрешению в  соответствии со сложившейся судебно-арбитражной практикой с учетом объективной  стороны состава, предусмотренной статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, по которой правонарушитель привлекается к  административной ответственности. 

Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением учреждение привлечено к  административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за эксплуатацию  ОПО (сеть газопотребления) в отсутствие сведений об адресе осуществления  лицензируемого вида деятельности по месту нахождения ОПО (РСО-Алания, <...>, военный городок № 64), в выданной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ  лицензии от 10.01.2018 № ВХ-01-008393. 

Вместе с тем, постановлением КУ Ростехнадзора № 2872-з/10.1 от 17.01.2018,  оспоренным заявителем в деле № А61-415/2018 учреждение привлечено к  административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки за соблюдением Закона   № 116-ФЗ прокуратурой был обследован ОПО ЖЭ(К)О № 2, сеть газопотребления (3 класс  опасности) по адресу: РСО-Алания, г.Моздок, военный аэродром, военный городок № 64 и  выявлено: отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически  опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности; отсутствие положения о  производственном контроле; отсутствие договора на обслуживание с профессиональной  аварийно-спасательной службой или аварийно-спасательным формированием для  обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;  отсутствие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и  ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством РФ; отсутствие  паспортов на шкафной ГРП, газопроводы. 

Данные нарушения послужили основанием для возбуждения прокуратурой  07.12.2017 дела об административном правонарушении № 2872-з/10.1по части 1 статьи 9.1  КоАП РФ и вынесения постановления № 2872-з/10.1 от 17.01.2018, о привлечении ФГБУ  «ЦЖКУ» МО РФ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб. 


Оценив представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел  к верному выводу, что состав и событие правонарушения в постановлениях № 2872-з/10.1  от 17.01.2018 и № 471-з/10.1 от 03.04.2018 не совпадают, описания событий  административного правонарушения не идентичны. 

Оценив вмененные в вину учреждения нарушения, судом не установлено  достаточных оснований для признания неверной их квалификации административным  органом. 

Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление от  03.04.2018 № 471-з/10.1 вынесено по иному факту совершения противоправных действий,  по которому учреждение уже было привлечено к административной ответственности. 

Вместе с тем суд счел возможным изменить оспариваемое постановление в части  размера административного штрафа. 

 В силу пункта 16 Постановления ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых  вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение  об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК  РФ, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ), учитывая при этом положения 19 пункта 2 части 1  статьи 30.7 КоАП РФ

В соответствии с целями административного наказания, перечисленными в статье  3.1 КоАП РФ, устанавливаемые Кодексом размеры административных штрафов должны  соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных  правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для  соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства  запретов. 

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания  юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного  правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица,  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства,  отягчающие административную ответственность. 

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П,  положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19,  частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные  размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, 


совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в размерах  100000 рублей и более признаны не соответствующими Конституции РФ, её статьям 17  (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой  эти не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела,  указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют  обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. 

В пункте 2 резолютивной части данного постановления Конституционного Суда РФ  указано, что впредь до внесения в КоАП надлежащих изменений размер  административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим  административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за  которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже  низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей  административной санкцией, на основе требований Конституции РФ и правовых позиций  Конституционного Суда РФ, выраженных в данном постановлении, а именно с учётом  последствий совершённого административного правонарушения, степени вины  привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его  имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное  значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и,  соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного  наказания. 

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994   № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного  Суда РФ обязательны, в том числе и для судебных органов государственной власти. 

Учитывая изложенное и принимая во внимание фактические обстоятельства дела,  отсутствие доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий от  допущенного правонарушения, факт совершения правонарушения впервые, а также исходя  из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного  наказания, индивидуализации ответственности за совершённое правонарушение, суд  первой инстанции правомерно пришел к выводу, что наложение административного  штрафа в сумме 200000 руб. в данном конкретном случае не отвечает целям  административной ответственности и повлечёт ограничение прав юридического лица, в  связи с чем, снизил размер назначенного учреждению штрафа ниже низшего предела до  100000 руб. 

 Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются,  поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат 


материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также  опровергнуты приведенными выше правовыми нормами. 

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной  отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено. 

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом  оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к  выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по  делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено  законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда  отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда  Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018 года по делу № А61-1852/2018. 

Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018  года по делу № А61-1852/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд  первой инстанции. 

Председательствующий Д.А. Белов 

Судьи  Л.В. Афанасьева   С.А. Параскевова