ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны России на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018 года по делу № А61-1852/2018 (судья Коптева М.Б.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России ОГРН - <***>, ИНН – <***>,
к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ОГРН - <***>, ИНН – <***>,
о признании незаконным и отмене постановления № 471-з/10.1 от 03.04.2018,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконным постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кавказского управления Ростехнадзора (далее – КУ Ростехнадзора, управление) об административном правонарушении № 471-з/10.1 от 03.04.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 200000 рублей.
Решением от 13.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 471-з/10.1 от 03.04.2018 о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны России (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ изменено в части меры административной ответственности, размер административного штрафа снижен до 100000 рублей.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение суда от 13.06.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело
по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении 59 военной прокуратурой гарнизона (далее – прокуратура) совместно с КУ Ростехнадзора проверки исполнения законодательства об обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов в структурном подразделении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО России жилищно- эксплуатационном (коммунальном) отделе № 2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ЮФО) (далее – ЖЭ(К)О № 2).
В ходе проведенной проверки за соблюдением требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) был обследован опасный производственный объект ЖЭ(К)О № 2, сеть газопотребления (III класс опасности), эксплуатируемый по адресу: РСО- Алания, г.Моздок, ул.Полевая, д.138 (военный городок № 64).
Проверкой установлено, что в выданной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лицензии от 10.01.2018 № ВХ-01-008393 отсутствуют сведения об адресе осуществления лицензируемого вида по месту нахождения опасного производственного объекта (ЖКО), сети газопотребления, эксплуатируемая по адресу: РСО-Алания, <...>, военный городок № 64, что является нарушением требований статьи 9 Закон № 116-ФЗ, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения 02.03.2018 прокуратурой дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и направлении материалов проверки в КУ Ростехнадзора для решения вопроса о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности.
В присутствии законного представителя учреждения (ФИО1 по доверенности № 5/1 от 15.01.2018) в отношении заявителя вынесено постановление № 471-з/10.1 о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обжаловало его в суд.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли
законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", органом, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере промышленной безопасности, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные подразделения являются компетентными органами, в полномочия которых входит привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом вменяемого правонарушения является установленный порядок в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых нарушаются требования промышленной безопасности или условия лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 2 Закона № 116-ФЗ к опасным производственным объектам (далее – ОПО) отнесены предприятия или их цех, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в перечне № 1 к Закону № 116-ФЗ, которые подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно статье 3 Закона № 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования,
содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 12 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Судом установлено и заявителем не оспорено, что учреждение эксплуатирует опасный производственный объект «сеть газопотребления» (III класс опасности), Доказательства обратного суду не представлены.
Факт допущенных нарушений учреждением подтвержден материалами дела, а именно отсутствует лицензия на эксплуатацию ОПО на территории военного городка № 64 в <...>. Доказательства обратного суду не представлены.
Изложенное свидетельствует о не соблюдении учреждением требований промышленной безопасности, что образует объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Поскольку на момент проведения проверки имели место нарушения требований промышленной безопасности, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что учреждение, имея возможность эксплуатировать объект опасного производства с соблюдением требований промышленной безопасности, в нарушение норм действующего законодательства осуществляло хозяйственную деятельность не соблюдая положения действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, суду не представлено.
Судом проверен порядок привлечения заявителя к административной ответственности, положения статей 4.5, 28.2, 28.4, 25.1, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
При рассмотрении административного дела управлением были учтены все смягчающие административную ответственность обстоятельства, наказание назначено с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии в действиях учреждения события и состава вмененного административного правонарушения.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о повторности привлечения учреждения к административной ответственности за одно и то же правонарушения (дело № А61-415/2018), на основании следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Выполнение правила о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, обеспечивается закреплением в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ положения, в соответствии с которым при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вопрос о том, являются ли действия учреждения эпизодами одного и того же правонарушения либо образуют разные правонарушения, подлежит разрешению в соответствии со сложившейся судебно-арбитражной практикой с учетом объективной стороны состава, предусмотренной статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой правонарушитель привлекается к административной ответственности.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за эксплуатацию ОПО (сеть газопотребления) в отсутствие сведений об адресе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту нахождения ОПО (РСО-Алания, <...>, военный городок № 64), в выданной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ лицензии от 10.01.2018 № ВХ-01-008393.
Вместе с тем, постановлением КУ Ростехнадзора № 2872-з/10.1 от 17.01.2018, оспоренным заявителем в деле № А61-415/2018 учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки за соблюдением Закона № 116-ФЗ прокуратурой был обследован ОПО ЖЭ(К)О № 2, сеть газопотребления (3 класс опасности) по адресу: РСО-Алания, г.Моздок, военный аэродром, военный городок № 64 и выявлено: отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности; отсутствие положения о производственном контроле; отсутствие договора на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии; отсутствие резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством РФ; отсутствие паспортов на шкафной ГРП, газопроводы.
Данные нарушения послужили основанием для возбуждения прокуратурой 07.12.2017 дела об административном правонарушении № 2872-з/10.1по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и вынесения постановления № 2872-з/10.1 от 17.01.2018, о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что состав и событие правонарушения в постановлениях № 2872-з/10.1 от 17.01.2018 и № 471-з/10.1 от 03.04.2018 не совпадают, описания событий административного правонарушения не идентичны.
Оценив вмененные в вину учреждения нарушения, судом не установлено достаточных оснований для признания неверной их квалификации административным органом.
Таким образом, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление от 03.04.2018 № 471-з/10.1 вынесено по иному факту совершения противоправных действий, по которому учреждение уже было привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем суд счел возможным изменить оспариваемое постановление в части размера административного штрафа.
В силу пункта 16 Постановления ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ), учитывая при этом положения 19 пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
В соответствии с целями административного наказания, перечисленными в статье 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц,
совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в размерах 100000 рублей и более признаны не соответствующими Конституции РФ, её статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В пункте 2 резолютивной части данного постановления Конституционного Суда РФ указано, что впредь до внесения в КоАП надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в данном постановлении, а именно с учётом последствий совершённого административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда РФ обязательны, в том числе и для судебных органов государственной власти.
Учитывая изложенное и принимая во внимание фактические обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий от допущенного правонарушения, факт совершения правонарушения впервые, а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершённое правонарушение, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что наложение административного штрафа в сумме 200000 руб. в данном конкретном случае не отвечает целям административной ответственности и повлечёт ограничение прав юридического лица, в связи с чем, снизил размер назначенного учреждению штрафа ниже низшего предела до 100000 руб.
Доводы учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат
материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018 года по делу № А61-1852/2018.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 13 июня 2018 года по делу № А61-1852/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Л.В. Афанасьева С.А. Параскевова