ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2761/13 от 07.10.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А63-3683/2013

07 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013

Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2013

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2013 по делу № А63-3683/2013 (судья Жарина Е.В.)

по заявлению Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования (<...>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю (<...>, А1, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 14.01.2013, обязании осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности от 28.12.2012 № 02/05 ФИО1

от заинтересованного лица – представитель по доверенности от 20.06.2013 №108 ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 14.01.2013, обязании осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2013 заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что изменения в структуру фонда вносятся Постановлением Правительства Ставропольского края. Данный орган является полномочным по внесению изменений в структуру фонда. Законом инспекции не предоставлено право по проверке представленных документов на предмет законности.

Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что единственным документом, которым руководствуется фонд, является положение о территориальном фонде. Государственная регистрация изменений будет являться незаконной. Факт регистрации изменений ранее не имеет значения для существа рассматриваемого спора.

Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании инспекция поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Фонд просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 24.05.2011 Постановлением Правительства Ставропольского края №194-п утверждено Положение о Ставропольском краевом фонде обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.05.2011 №198-п утверждена структура фонда.

02.06.2011 по заявлению фонда по форме Р13001 инспекция внесла изменения в сведения о юридическом лице, связанные с внесением изменений в учредительные документы.

12.07.2012 Постановлением Правительства Ставропольского края №240-п также внесены изменения в структуру фонда.

28.12.2012 фонд обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, приложив Постановление от 12.07.2012 №240-п.

Однако, решением инспекции от 14.01.2013 в государственной регистрации изменений отказано в связи с непредставлением фондом документов для регистрации.

Считая, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации изменений является недействительным, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для отказа в государственной регистрации изменений структуры фонда.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

На основании статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом
 основанием для внесения данных изменений; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона; г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно статье 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

В силу пункта 3 статьи 17 Закона о некоммерческих организациях в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться сведения о филиалах и представительствах, что соответствует положениям статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано в статье 13 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС) территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что для реализации полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.

Положение о Ставропольском краевом фонде обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства Ставропольского края от 24.05.2011 № 194-п (далее - Положение).

Органом управления территориальным фондом в соответствии с разделом 6 Положения является директор.

Пунктом 21 Положения установлено, что директор территориального фонда представляет для утверждения в Правительство Ставропольского края предельную численность, фонд оплаты, структуру территориального фонда.

Удовлетворяя заявление фонда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом специфики правового статуса фонда изменения в его структуру вносятся не самим юридическим лицом, а органом исполнительной власти субъекта, в данном случае – Правительством Ставропольского края согласно статье 13 Закона об ОМС на основании сведений директора фонда.

Исполнительным органом власти субъекта 26.05.2011 и 12.07.2012 утверждены изменения структуры фонда, которые подлежат регистрации в установленном порядке путем внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ относительно фонда.

Директор фонда на основании полномочий, предоставленных ему Положением, предоставил в инспекцию заявление о регистрации изменений с приложением учредительных документов фонда, которыми в данном случае является Положение о фонде, утвержденное Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.05.2011 №194-п.

Решением о внесении изменений в учредительные документы и самими изменениями является Постановление Правительства Ставропольского края от 12.07.2012 №240-п, устанавливающим новые положения о структуре фонда. Принятия иных актов, которые должны не только вносить изменения, но и отдельно устанавливать эти изменения, законом не предусмотрено, поэтому суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что спорное Постановление от 12.07.2012 №240-п является одновременно документами, установленными пунктами «б» и «в» статьи 17 Закона о государственной регистарции.

При наличии у регистрирующего органа данного пакета документов он не имел права отказывать фонду в государственной регистрации, поскольку заявителем представлены все документы для регистрации, предусмотренные статьей 17 Закона о государственной регистрации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа изменений в учредительные документы фонда, а поэтому ее апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы инспекцией, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.07.2013 по делу А63-3683/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов