ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ессентуки Дело № А63-1394/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., при участии представителя Министерства экономического развития Ставропольского края – ФИО1 по доверенности № 41 от 25.12.2019 и представителя Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю – ФИО2 по доверенности № 5 от 11.01.2019, в отсутствие иных процессуальных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2020 по делу № А63-1394/2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражного суда Ставропольского края с заявлением обратилось Министерство экономического развития Ставропольского края (далее – министерство, заявитель) к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными пункта 1 представления Управления от 16.12.2019 № 21-10- 10/21/131 и пункта 1 предписания Управления от 31.12.2019 № 21-10-10/21-136 в части суммы, подлежащей возврату из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет (с учетом уточнений).
Решением суда заявление Министерства экономического развития Ставропольского края удовлетворить частично. Пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю от 16.12.2019 № 21-10-10/21/131 и пункт 1 предписания Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю от 31.12.2019 № 21-10-10/21-136 в части суммы, подлежащей возврату из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет, в размере 22 256 070 рублей, признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Суд привлек к участию в деле третьих лиц: Министерство финансов Ставропольского края;
Заявитель обжаловал решение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции.
Апеллянт полагает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство возражает против доводов жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Учитывая, что казначейство обжалует в апелляционном порядке часть решения и министерство не заявило возражений против решения суда в не обжалованной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность решения суда в обжалованной казначейством части.
Из материалов дела усматривается.
Управлением в период с 14.10.2019 по 08.11.2019 в отношении министерства проведена внеплановая проверка на предмет исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, за истекший период 2019 года (далее – Правила).
На основании проведенной проверки составлен акт, в адрес министерства внесено представление от 16.12.2019 № 21-10-10/21-131 (далее - Представление), в соответствии с пунктом 1 которого управление требует от министерства устранить выявленное бюджетное нарушение путем возврата из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет 48 073 000 рублей (код цели 18-А14; КБК РФ 370 0412 3510655230 521) в срок до 25.12.2019.
Управлением 31.12.2019 вынесено предписание № 21-10-10/21-136 (далее - Предписание), в соответствии с пунктом 1 которого на министерство возложена обязанность осуществить в срок до 31.03.2020 возврат из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет 48 073 000 рублей.
Заявитель не согласился с вынесенным предписанием и обратился с заявлением в суд первой инстанции.
Министерство является ответственным исполнителем подпрограммы «Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (далее - Госпрограмма) в части государственной поддержки инвестиционных проектов.
Между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России) и Правительством Ставропольского края 14.02.2018 заключено соглашение № 370-08-2018-018 о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы» (далее - соглашение).
Как установлено пунктом 6.1.1 соглашения, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим взаимодействие с Минкавказом России, на который со стороны Ставропольского края возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является министерство.
На реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, выделены денежные средства в размере 531 914 894 рубля, в т.ч.: 500 000 000 рублей - средства федерального бюджета, 31 914 894 рубля - средства бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению № 1 к соглашению мероприятием, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, является осуществление имущественного взноса Ставропольского края в акционерное общество «Агентство инвестиционного развития» (далее - АО «АИР») на реализацию следующих инвестиционных проектов: - «Закладка интенсивного фруктового сада на территории Кавказских Минеральных Вод в Минераловодском городском округе Ставропольского края»; - «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров»; - «Организация производства прицепной техники в Ставропольском крае»; - «Организация производства хлебобулочных изделий».
Согласно Приложению № 2 к соглашению показателем результативности исполнения мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, является «Объем инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций), направленных на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы субъекта» с установленным значением - 737,5 млн. рублей (далее - показатель результативности).
Пунктом 4.3.6.1 соглашения Правительство Ставропольского края обязано обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам (далее - график) в течении 2018 года.
Окончательные сроки устранения нарушений выполнения установлены правилами: показателя результативности - до первой даты представления отчетности о достижении значения показателя результативности в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии (до 16 февраля года следующего за годом предоставления субсидии); графика - до 1 апреля года следующего за годом предоставления субсидии.
В целях реализации Госпрограммы создано АО «АИР», 100% акций которого находится в государственной собственности Ставропольского края.
На основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 21.03.2018 № 107-рп министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление от имени Ставропольского края функций и полномочий учредителя, прав акционера АО «АИР».
Между Министерством и АО «АИР» заключен договор от 22.05.2018 № 1 о предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением и государственным или муниципальным унитарным предприятием, за счет средств бюджета Ставропольского края (далее - договор).
Участие АО «АИР» в реализации проектов по социально экономическому развитию Ставропольского края предусмотрено 531 914 894 рубля, в том числе: участие в капитале ООО «Агроальянс Инвест» в целях реализации инвестиционного проекта «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» - 359 500 000 рублей; участие в капитале ООО «Кубаночка Ставрополья» в целях реализации инвестиционного проекта «Организация производства хлебобулочных изделий» - 20 500 000 рублей; участие в капитале ООО «Ставропольский селекционный центр плодово-ягодного питомниководства» в целях реализации инвестиционного проекта «Закладка интенсивного фруктового сада на территории Кавказских Минеральных Вод в Минераловодском городском округе Ставропольского края» - 99 886 894 рублей; участие в капитале ООО «СТАВПРИЦЕП-ИНВЕСТ» в целях реализации инвестиционного проекта «Организация производства прицепной техники» - 52 028 000 рублей.
Между инвесторами и АО «АИР» по всем указанным проектам заключены инвестиционные соглашения.
По состоянию на 31.12.2019 показатель результативности и графики по инвестиционным проектам не выполнены (письма от 15.01.2019 № МЭР-03/154 и от 15.01.2019 № МЭР-03/155 соответственно).
Пунктом 4.3.4 соглашения 13.02.2019 министерством в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет» размещен отчет о достижении значения показателя результативности в размере 750 млн. рублей с учетом подтвержденных освоенных инвесторами денежных средств в 2017 году и денежным обязательствам по заключенным договорам на закупку сырья и материалов в 2018-2019 годах.
В ходе проведенных в марте 2019 года рабочих встреч с сотрудниками Минкавказа России высказана позиция о необходимости уточнения значения показателя результативности с учетом объема освоенных денежных средств инвесторами без включения в него объема денежных средств, освоенных в 2017 году, и принятых, но неоплаченных денежных обязательств в 2018-2019 годах.
На основании вышеуказанного, министерством письмом от 04.04.2019 № МЭР-03/1821 направлен уточненный отчет об освоении денежных средств в рамках реализации инвестиционных проектов, согласно которому по состоянию на 01.04.2019 значение показателя результативности составило 471 139 173 рубля.
В адрес Минкавказа России письмом от 03.04.2019 № МЭР-03/1777 направлен отчет об исполнении графика, согласно которому по инвестиционным проектам:
«Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» - нарушение составило 1 день; «Организация производства хлебобулочных изделий» - нарушения отсутствуют; «Закладка интенсивного фруктового сада на территории Ставропольского края» - на дату направления отчета график не выполнен; «Организация производства прицепной техники» - на дату направления отчета график не выполнен.
Письмом Минкавказа России от 17.04.2019 № ГЯ-2-01712 в адрес Правительства Ставропольского края направлено требование по возврату из бюджета Ставропольского края в доход федерального бюджета средств субсидии, предоставленной в 2018 году, за нарушение сроков выполнения показателя результативности и графика в объеме 48 073 000 рублей, в том числе по проектам:
«Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров» - штраф составил 33 793 000 рублей за нарушение сроков выполнения мероприятий (предельный срок до 01.04.2019) и неполное освоение собственных средств (предельный срок - 16.02.2019). Сроки нарушений составили 1 день и 2 месяца соответственно;
«Организация производства прицепной техники в Ставропольском крае» - штраф составил 4 890 632 рублей за нарушение сроков выполнения мероприятий (предельный срок до 01.04.2019) и неполное освоение собственных средств (предельный срок – 16.02.2019). Обязательства инвестором не выполнены, в связи с чем, принято решение о расторжении соглашения;
«Закладка интенсивного фруктового сада на территории Ставропольского края» - штраф составил 9 389 368 рублей за нарушение сроков выполнения мероприятий (предельный срок до 01.04.2019) и неполное освоение собственных средств (предельный срок -16.02.2019). Сроки нарушений составили 8 месяцев и 9 месяцев соответственно.
В адрес Минкавказа России и Минфина России Губернатором Ставропольского края и Правительством Ставропольского края были неоднократно направлены обращения с объяснением причин нарушений в рамках реализации указанных проектов и просьбой о снижении размера штрафных санкций в отношении проекта «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров», так как на момент предъявленного требования все обязательства по проекту были выполнены (письма от 22.04.2019 № 05-22/6473, от 06.05.2019 № 01-25/7244, от 01.07.2019 № 05-22/10237, от 05.07.2019 № 05-22/10551).
Предложения о снижении штрафных санкций не поддержаны Минкавказом России (письмо от 23.05.2019 № БО-2-02251).
В адрес Минкавказа России направлено письмо Министерства экономического развития Ставропольского края от 04.06.2019 № МЭР03/3090 о невозможности выполнения требования по возврату из бюджета Ставропольского края в доход федерального бюджета 48 073 000 рублей в связи с ограниченностью средств бюджета Ставропольского края.
В связи с неоплатой штрафных санкций в срок до 01.06.2019 Управлением в адрес министерства внесено Представление, а далее - Предписание с требованием о возврате в срок до 31.03.2020 из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет 48 073 000 рублей.
Доводы заявителя относительно исполнения графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» уд первой инстанции правомерно признал обоснованным.
Кроме того, управлением не принято во внимание то, что дата выполнения графика – 01.04.2019 является последним днем срока по выполнению графика, так как 30 и 31 марта 2019 года являлись нерабочими днями (суббота и воскресенье соответственно).
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу статьи 193 ГК РФ установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно части 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» на 01.04.2019 подтверждается актами о приемке выполненных работ за 2019 год.
Нарушение по проекту «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров» состоит только в отставании срока достижения значения показателя результативности, которое по состоянию на 16.02.2019 вместо 359 500 000 рублей составило 320 000 000 рублей.
Судом первой инстанции верно оценены обстоятельства исполнения министерством графика выполнения мероприятий по инвестиционному проекту «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» следует, что расчет штрафных санкций по инвестиционному проекту «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров» произведен управлением не верно.
Пунктом 16 Правил, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения предусмотренных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле, закрепленной в данной правовой норме.
Согласно пункту 19 Правил, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению Графика выполнения мероприятий, предусмотренных соглашением, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.
Таким образом, в случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации предусмотренных соглашением значений показателей результативности (результатов) использования субсидии, а также Графика выполнения мероприятий возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Данной правовой нормой устанавливается ответственность субъекта Российской Федерации за нарушение Графика выполнения мероприятий только в случае, если до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены (относительно рассматриваемых правоотношений - до 01.04.2019).
Подлежащей возврату из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет в отношении инвестиционного проекта «Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1700 коров» должен производиться по формуле, закрепленной в пункте 16 Правил.
Расчет штрафных санкций при нарушении выполнения показателей результативности и графиков по вышеуказанным проектам судом апелляционной инстанции проверен.
Сумма штрафных санкций по трем указанным проектам составляет 25 816 930 рублей (4 890 632 + 9 389 368 + 11 536 930), что на 22 256 070 рублей меньше суммы, указанной в оспариваемых актах управления (48 073 000 – 25 816 930).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, о том, что требование управления об осуществлении министерством возврата из бюджета Ставропольского края в федеральный бюджет в части суммы 22 256 070 рублей предъявлено с нарушением норм, установленных ГК РФ и Правилами, незаконно возлагает на министерство обязанность по уплате штрафных санкций и влечет за собой необоснованные расходы бюджета Ставропольского края в указанном размере.
Довод управления о том, что суд первой инстанции не исследовал представленные доказательства. Является необоснованным и опровергается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции исследовал представленную управлением хронометрическую последовательность процессуального поведения присутствующих в судебном заседании и зафиксированная на аудиозаписях судебных заседаний от 23.06.2020 и от 02.07.2020. Судебная коллегия не усмотрела процессуальных нарушений, в ходе проведения судебных заседаний судом первой инстанции.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2020 по делу № А63-1394/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи М.У. Семенов И.А. Цигельников