ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2902/2016 от 29.08.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                   

05 сентября 2016 года                                                                                Дело № А20-4753/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015 (судья Цыраева Ф.А.)

по иску заместителя прокурора Кабардино- Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики о признании соглашения от 27.12.2013 № 82 недействительным и применении последствий недействительности сделки,

при участии представителей:

 от Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики представитель ФИО2 (по доверенности № 86-22-2016 от 11.08.2016);

от главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 представитель ФИО3 (по доверенности№ 49 от 06.02.2016),

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - глава КФХ ФИО1) о признании соглашения от 27.12.2013 № 82 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 500 000 рублей предоставленных главе КФХ ФИО1 недействительным; о применении последствий недействительности ничтожной сделки, в виде обязания главы КФХ ФИО1 возвратить денежные средства в федеральный бюджет в размере 439 580 руб.50 коп., в республиканский бюджет - в размере 60 419 руб. 50 коп.

Судом приобщено к материалам настоящего дела, ранее находившееся в производстве суда дело № А20-3894/2014.

Определением от 29.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015 в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Не согласившись с решением суда первой инстанции от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015, Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Жалоба мотивированна тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, принято незаконное и необоснованное решение.

Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016, апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 29.08.2016.  

В судебном заседании представитель Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель главы крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.  

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015 в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции надлежит отменить и принять новый судебный акт по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» от 22.03.2013 №262/17, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 № 83-ПП «О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы» и от 20.04.2012 № 82-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах», приказом министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013 №24 «Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ» образована Конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы».

На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи» (далее - Порядок), утверждены условия участия в отборе, Порядок и критерии отбора.

В дальнейшем на основании приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи», конкурсной комиссией 15.11.2013 в средствах массовой информации республики, в частности «Официальная Кабардино-Балкария» и официальном сайте Министерства сельского хозяйства КБР, были объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): - осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации; -получавшие выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации КФХ, главой которого является заявитель.

На основании постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 № 83-ПП «О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы», от 20.04.2012 № 82-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах» и приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР ФИО4 от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи», индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1, обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес - проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

По результатам конкурсного отбора (протокол от 25.12.2013) между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и главой КФХ ФИО1 заключено соглашение от 27.12.2013 № 82 «О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» (далее соглашение) в размере 500 000 руб.

30.12.2013 на основании заключенных соглашений Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, с использованием электронной системы «АЦК финансы» (автоматизированный центр контроля) направлен список заявок «Оплата согласно Реестру получателей бюджетных средств из федерального бюджета от 30.12.2013 № 216 на поддержку начинающих фермеров».

30.12.2013 Управление Федерального казначейства по КБР платежным поручением от 30.12.2013 № 830998 произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет главы КФХ ФИО1, получателя гранта по программе «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы», в размере - 439 580 руб. 50 коп. (том 1, л.д. 77).

Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет главы КФХ ФИО1 произведено Министерством финансов КБР платежным поручением от 14.02.2014 № 12010 в сумме 60 419 руб.50 коп. (том 1, л.д. 76).

В ходе проведения проверки финансовой деятельности Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики было установлено, что в нарушение п.п. 2.1 п. 2 «Условий подачи гражданином Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержка начинающих фермеров» (далее Условия), утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 №197 (в ред. Приказов Минсельхоза России от 28.12.2012 №659 от 02.10.2013 №370) и п. 3 «Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидии) и (или) единовременной помощи», утвержденного приказом и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87, главой КФХ ФИО1 при подаче заявки на участие в конкурсном отборе в п. 10 Заявки представлены сведения, о том, что ФИО1 не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации.

Вместе с тем исходя из сведений Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике было установлено, что ФИО1 в период с 2004 по 2013 годы являлся индивидуальным предпринимателем, в связи с чем был зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304072129300160, прекратил свою деятельность 05.04.2013, а 09.07.2013 был зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 3130 71819000081 как глава крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 63, 69,72, том 1 дела №А20-3894/2014, том 1, л.д. 26-29, 30-32 дела № А20-4753/2015).

Истец, полагая, что в результате предоставления сведений не соответствующих действительности, главой КФХ ФИО1 существенно нарушены охраняемые законом интересы государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, предназначенные для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, поэтому Министерством незаконно предоставлены главе КФХ ФИО1 денежные средства в виде субсидии в размере 500 000 руб., обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 № 197 и приказ и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, в связи с чем, несоответствие условия соглашения указанным документам не влечет его недействительности в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласен с учетом следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 утверждены «Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (далее – Правила №166).

Правила №166 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

В подпункте «а» пункта 2 Правил №166 указано понятие «начинающий фермер» - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а в подпункте «б» указано понятие «заявитель» - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Этими же Правилами определено, что субсидии (грант и единовременная помощь) предоставляются в соответствии с региональной программой поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным министерством сельского хозяйства, а также в соответствии с условиями, установленными этим министерством.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 (зарегистрирован в Минюсте 13.04.2012 № 23836) (далее - Приказ № 197) утвержден Порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение № 1 к приказу) и Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение № 2 к приказу).

В приложении № 2 к Приказу № 197 в пункте 2.1 указано, что в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.

На основании приказа и.о. министра сельского хозяйства КБР от 14.11.2013 № 87 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи», конкурсной комиссией 15.11.2013 в средствах массовой информации республики, в частности в «Официальная Кабардино-Балкария» и на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.

Пунктом 3 Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации.

Как видно из заявки главы КФХ ФИО1 в конкурсную комиссию от 06.11.2013 в пункте 10 заявки ФИО1 указал о том, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, глава КФХ ФИО1 в заявке от 06.11.2013 указал недостоверные сведения, что не соответствует критерию, установленному пунктом 3 Порядка, и служило бы основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий ФИО1

При таких обстоятельствах, предоставление ФИО1 субсидий из федерального и республиканского бюджетов привело к нарушению законных интересов государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, которые предназначались для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, тем самым предоставленные главе КФХ 500 000 рублей не отвечают условиям, предусмотренным подпунктом 2.1 пункта 2 Условий и Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидий) и (или) единовременной помощи.

Указанные пункт Условий и Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидий) и (или) единовременной помощи, которым введены ограничения по отбору лиц получающих грант, не отменен и не признан недействительным.

В соответствии с частью 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Как видно из приговора Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному делу №1-786/14, вступившим в законную силу, бывший заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, бывший также председателем конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы» ФИО5 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (то 1, л.д. 37-46).

Как установлено приговором, в результате противоправных действий ФИО5, не принявшего должных мер согласно обязанностям, возложенных на председателя конкурсной комиссии Порядком, в частности получения свидетельств на заявителей о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, т.е. несоблюдение пункта 4.3 Порядка, согласно которому к участию в конкурсе не допускаются заявители, не соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка, в связи с чем в декабре 2013 года в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов незаконно получили денежные средства 19 индивидуальных предпринимателей глав КФХ, в том числе и ФИО1

Приговором установлено, что в результате противоправных действий председателя конкурсной комиссии ФИО5 из федерального бюджета в декабре 2013 года необоснованно были выплачены денежные средства в сумме 8 311 588 рублей 10 копеек, а в феврале 2014 года из республиканского бюджета было незаконно выплачено субсидии в сумме 1 142  411 рублей 90 коп.

Следовательно, соглашение о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.12.2013 № 82, заключенного с нарушением Правил предоставления в Кабардино-Балкарской Республики грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских хозяйств) от 25.12.2013 противоречит действующему законодательству, регулирующему предоставление и использование бюджетных средств.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

С учетом установленных обстоятельств и указанных выше норм бюджетного законодательства суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции об отсутствии нормативного основания для возврата субсидии ошибочным.

Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что поскольку главой КФХ ФИО1 были допущены нарушения Правил, Порядка и Условий, установленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению сведений для участия в программе по предоставлению субсидий, а Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики допущены нарушения в работе конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы», исковые требования Прокуратуры Кабардино Балкарской Республики являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением на главу крестьянского (фермерского) хозяйства  ФИО1 обязанности возвратить денежные средства в федеральный бюджет в размере 439 580 руб.50 коп. и в республиканский бюджет в размере 60 419 руб. 50 коп.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что представленные предпринимателем суду первой инстанции светокопии документов в обоснование доводов возражений против заявленных требований о надлежащем исполнении условий соглашения от 27.12.2013 № 82, не соответствуют требованиям пункта 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а поэтому не являются письменными доказательствами.

Кроме того, доводы возражений не подтверждаются надлежащими доказательствами, которые должны быть представлены Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

При этом суд апелляционной инстанции считает, что поскольку сторонами соглашения  о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.12.2013 № 82, были нарушены Порядок и Условия получения субсидии, предшествующие заключению соглашения, полученные главой КФХ ФИО1 субсидии подлежат возврату в соответствующие бюджеты в согласно подпункту 3 пункта  3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ссылка представителя предпринимателя на подпункт 2.1 Порядка отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров в редакции Приказа Минсельхоза России от 26.11.2014 № 473, в котором указано, что заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанные изменения были приняты после получения субсидии предпринимателем.

Более того, предприниматель, действуя разумно, обязан был указать в пункте 10 заявления на предоставление субсидии от 06.11.2013 достоверные сведения и представить в конкурсную комиссию надлежащие доказательства о том, что не осуществлял в течение трех лет предпринимательскую деятельность.

В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, допущенные судом первой инстанции нарушения привели к принятию необоснованного и незаконного  решения, следовательно, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015 в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта на основании статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьями 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчиков, в связи с тем, что Министерство сельского хозяйства КБР в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, с предпринимателя  в доход федерального бюджета подлежат взысканию 50% подлежащей уплате пошлины, а именно 3 000 рублей пошлины по иску и 1 500 рублей пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 по делу № А20-4753/2015 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять новый судебный акт.

Исковые требования заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.

Признать недействительным соглашение от 27.12.2013 № 82 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 500 000 рублей, предоставленных главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в федеральный бюджет денежных средств в размере 439 580 руб. 50 коп. и в республиканский бюджет в размере 60 419 руб. 50 коп.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                   Г.В. Казакова

Судьи                                                                                                 О.В. Марченко

                                                                                                            З.М. Сулейманов