ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело №А22-806/2010
04 февраля 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 г.,
полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Фриева А.Л., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баймурзаевым Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 по иску ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к ООО «Байр» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании задолженности по оплате за воздушное судно и процентов, при участии в судебном заседании представителя ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» ФИО1 (доверенность №10-64 от 16.07.2010), в отсутствие ООО «Байр», извещенного о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к ООО «Финанс-Лизинг Авиа» о взыскании задолженности по договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 и процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: 2 787 065,68 долларов США долга по оплате за воздушное судно за период с августа 2007 г. по июнь 2009 года и 342 218,95 долларов США процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.09.2007 по 22.12.2009; 192 527,20 долларов США долга по уплате процентов за рассрочку платежей согласно графику платежей и 3930,72 долларов США процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2009 по 22.12.2009; 5 488 241,53 руб. долга по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по соглашению о новации от 03.08.2007, из них: 5305 436,19 руб. НДС по ставке 20% и 182 805,33 руб. НДС по ставке 18%, и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1017655,31 руб., рассчитанные, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 9%, за период с 01.12.2007 по 22.12.2009, из них: 983758,69 руб. - проценты на сумму НДС по ставке 20% и 33 896,62 руб. - проценты на сумму НДС по ставке 18%, также взыскании с ООО «Финанс-Лизинг Авиа» судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины по иску в сумме 100 000 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.05.2010 произведена замена ответчика - ООО «Финанс-Лизинг Авиа» на его правопреемника ООО «Байр» (далее – ответчик), дело №А72-252/2010 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкии.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.06.2010 заявление ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» принято к производству, делу присвоен номер А22-806/2010.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной задолженности, указав на непредставление доказательств регистрации воздушного судна в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации воздушного судна) и первичной бухгалтерской документации, подтверждающей частичную оплату долга по договору купли-продажи воздушного судна от 17.09.2003.
В Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на решение от 01.10.2010, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, изложенных в решении. Заявитель указывает на необоснованность вывода суда о недоказанности сторонами факта владения воздушным судном, поскольку свидетельство о государственной регистрации воздушного судна не является документом, подтверждающим факт владения воздушным судном, и выдается только для целей государственной регистрации. Акты сверки расчетом являются надлежащими доказательствами наличия спорной задолженности.
ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» представлены письменные пояснения по апелляционной жалобе с обоснованием расчета задолженности по иску. Доказательства их своевременного направления ООО «Байр» приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», уполномоченный доверенностью, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования и просила: взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму НДС 5 488 241,53 руб. по соглашению о новации от 03.08.2007 по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату подачи иска – 8,75 % (а не по ставке 9 %, как указано в расчете задолженности по иску) и принять отказ от иска в части взыскания процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 28 268,21 руб., начисленных на сумму НДС 5 488 241,53 руб., предусмотренную соглашением о новации от 03.08.2007, в связи с перерасчетом процентов с учетом банковской ставки 8,75%.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 Кодекса).
Отказ ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, в связи с чем принимается апелляционным судом.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части требований о взыскании процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 28 268,21 руб., начисленных на сумму НДС 5 488 241,53 руб., предусмотренную соглашением о новации от 03.08.2007, подлежит прекращению.
Представитель ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» также пояснила, что денежные обязательства по договору купли-продажи воздушного судна от 17.09.2003 выражены в иностранной валюте (доллар США), в связи с чем просила взыскать соответствующие суммы задолженности и начисленные на них проценты в долларах США по курсу рубля, установленного Центральным Банком Российской Федерации на дату платежа.
ООО «Байр» отзыва не представило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания (по юридическому адресу, а также адресу для направления корреспонденции, указанному представителем), в судебное заседание своего представителя не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 17.09.2003 между ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (продавец) и ООО «Финанс-Лизинг Авиа» (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец передал в собственность покупателю воздушное судно ТУ-204-100, регистрационный номер RA-64019, оснащенный двигателями ПС90А № 3949042902003 и № 3949044601010. Цена, сроки и порядок оплаты установлены в Приложении № 3 к договору и определены в графике платежей к договору. Цена воздушного судна установлена в сумме, эквивалентной 17 100 000 долларов США. Стороны установили, что оплата цены воздушного судна производится в следующем порядке: 11 600 000 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа перечисляются покупателем на расчетный счет продавца в течение 30 дней со дня передачи воздушного судна в собственность покупателя по акту приема-передачи, 5 500 000 долларов США – оставшаяся часть стоимости воздушного судна оплачивается покупателем по графику платежей. За предоставление рассрочки платежей на оставшуюся часть стоимости воздушного судна в размере 5 500 000 долларов США покупатель обязуется выплачивать продавцу проценты в размере 12 % годовых от оставшейся части стоимости воздушного судна. Выплата процентов осуществляется по графику платежей. По дополнительному соглашению сторон платежи могут быть произведены векселями или иным, не запрещенным способом (Приложение № 3 к договору купли-продажи).
24.12.2003 по акту приема-передачи воздушное судно передано ООО «Финанс-Лизинг Авиа».
27.02.2004 стороны заключили дополнительное соглашение к договору купли-продажи, согласно которому был принят график платежей в новой редакции (от 27.02.2004).
03.08.2007 между ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (кредитор) и ООО «Финанс-Лизинг Авиа» (должник) заключено соглашение о новации, согласно которому стороны подтвердили наличие задолженности ООО «Финанс-Лизинг Авиа» перед ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» по договору купли-продажи и договорились о прекращении обязательств ООО «Финанс-Лизинг Авиа» перед ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», вытекающих из договора купли-продажи в части 33 031 007,67 руб., из них: 31 302 073,50 руб. задолженность по уплате рассрочки в соответствии с графиком платежей, 1 198 390,54 руб. неустойка за нарушение сроков погашения рассрочки, часть платежа по предоставленной рассрочки в размере 530 543, 63 руб. за август 2007 года, выдачей ООО «Финанс-Лизинг Авиа» векселей ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на сумму 27 542 766,14 руб. и уплатой суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), рассчитанной исходя из подлежащей прекращению по соглашению о новации суммы задолженности в размере 5 488 241,53 руб. (пункты 1.1. – 1.5 соглашения о новации). Пунктом 1.6 соглашения о новации стороны установили, что векселя подлежит передаче кредитору не позднее дня, следующего за днем заключения настоящего соглашения. С момента передачи векселей кредитору обязательства должника прекращаются. Должник обязуется в срок до 30.11.2007 перечислить кредитору НДС в сумме 5 488 241,53 руб. (пункт 1.7 соглашения о новации).
Актом приема-передачи от 03.08.2007 ООО «Финанс-Лизинг Авиа» передало кредитору простые векселя на сумму 27 542 766,14 руб.
Обязательства по перечислению ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» НДС в сумме 5 488 241,53 руб., предусмотренные соглашением о новации, ООО «Финанс-Лизинг Авиа» не исполнены.
19.10.2009 ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» в адрес ООО «Финанс-Лизинг Авиа» направлена претензия (исх. № 09-02/1126 от 16.10.2009) о выполнении обязательств, предусмотренных договором купли-продажи воздушного суда №159 от 17.09.2003, условий соглашения о новации в части уплаты НДС, а также уплате процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Претензия оставлена без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» в арбитражный суд с иском к ООО «Финанс-Лизинг Авиа» о взыскании спорной задолженности. В результате правопреемства между ООО «Финанс-Лизинг Авиа» и ООО «Байр», надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору признан ООО «Байр».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств владения сторонами воздушным судном, а именно свидетельства о государственной регистрации воздушного судна. Между тем, суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (абзац 2 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) следует, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу пункта 1 абзаца второго статьи 33 Закона о госрегистрации впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
Порядок регистрации гражданских воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов в 2003 году регулировался Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 N ДВ-110 и действовавшими до 14.12.2004.
Согласно Правилам государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - это документальное подтверждение государственным органом Российской Федерации распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и международных соглашений. Эксплуатантом гражданского воздушного судна является физическое или юридическое лицо, использующее воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом Российской Федерации. Собственником гражданского воздушного судна является физическое или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности.
Пунктом 1.8 Правил предусмотрено, что на гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации, в котором указываются как собственник воздушного судна, так и его эксплуатант.
Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил. Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
Согласно п. 3.6 Правил акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности юридического лица на этот объект.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил при изменении собственника воздушного судна в главную инспекцию представляется, в частности, копия договора купли-продажи воздушного судна, платежные поручения, иные документы, подтверждающие право собственности юридического лица на воздушное судно.
Таким образом, право собственности на воздушное судно возникает на основании договора купли-продажи воздушного судна.
При изложенных обстоятельствах, отсутствие свидетельства о государственной регистрации воздушного судна не свидетельствует о недоказанности факта владения воздушным судном на каком либо вещном праве. Ответственность за неисполнение условий договора купли-продажи воздушного судна не связана с моментов регистрации воздушного судна.
В рассматриваемом случае, в обоснование иска представлен договор купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003, а также соглашение о новации от 03.08.2007, которым новированы обязательства ООО «Финанс-Лизинг Авиа» перед истцом по договору купли-продажи, имеющиеся на момент заключения соглашения о новации.
Договор купли-продажи воздушного судна, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, вышеназванным Правилам, регистрации не подлежит и в соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с момента его подписания сторонами. Договор купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 фактически исполнялся сторонами, что подтверждается актом приема-передачи воздушного судна от 24.12.2003, подписанным сторонами, соглашением о новации от 03.08.2007, заключив которое стороны признали наличие неисполненных обязательств по договору купли-продажи, а также актами сверки расчетов по договору купли-продажи по состоянию на 31.05.2007, 31.12.2007, 31.01.2008, подписанными уполномоченными лицами обеих сторон. Из текста договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 следует, что сторонами достигнуто соглашению по всем его существенным условиям. Кроме того, действительность договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 в судебном порядке ответчиком не оспорена.
Таким образом, договор купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 является надлежащим доказательством возникновения у ООО «Финанс-Лизинг Авиа» обязательств по оплате воздушного судна согласно графику платежей, являющемуся неотъемлемой частью договора, а также по уплате процентов за рассрочку платежей в согласованном сторонами размере.
Согласно пунктам 2.1 и 2.3 договора купли-продажи № 159 от 17.09.2003, абзацам 3-5 пункта 2 Приложения № 3 к договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003, графику платежей в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2004, оплата за воздушное судно производится в следующем порядке: 11 600 000 долларов США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа перечисляются покупателем на расчетный счет продавца в течение 30 дней со дня передачи воздушного судна в собственность покупателя по акту приема-передачи, 5 500 000 долларов США – оставшаяся часть стоимости воздушного судна оплачивается покупателем по графику платежей. За предоставление рассрочки платежей предусмотрены проценты в размере 12 % годовых. Выплата процентов осуществляется по графику платежей.
Согласно актам сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2007 и 31.08.2008, графику платежей в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2004, а также расчету задолженности по иску, представленному суду апелляционной инстанции, долг ООО «Финанс-Лизинг Авиа» по оплате воздушного судна составляет 2 787 065,68 долларов США за период с 31.08.2007 по 30.06.2009 с учетом сроков оплаты, установленных в договоре купли-продажи. При расчете долга за август 2007 года (сумма платежа по графику – 130 000 долларов США) учтена сумма 20728,81 долларов США, новированная векселями согласно пункту 1.4 соглашения о новации от 03.08.2007. В последний платеж вошла переплата 2205,51 доллара США, образовавшаяся на 26.12.2003. Расчет суммы долга по оплате воздушного судна проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.
В соответствии со статьей 317 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
В Приложении № 3 к договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 стороны согласовали, что оплата воздушного судна, установленная в иностранной валюте (доллар США), перечисляется на расчетный счет продавца (ОАО «Финансовая Лизинговая Компания») в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации. Таким образом, стороны установили дату определения курса иностранной валюты (доллара США) в договоре. Исходя из буквального толкования условий договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации), под датой оплаты, на которую определяется курс иностранной валюты, следует понимать дату фактического платежа за товар.
С учетом положений статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 задолженность ООО «Финанс-Лизинг Авиа» по оплате воздушного судна составляет сумму, эквивалентную 2 787 065,68 долларам США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического платежа, и подлежит взысканию с правопреемника ООО «Финанс-Лизинг Авиа» – ООО «Байр», ответчика по настоящему делу, в пользу истца.
На указанную сумму задолженности (2 787 065,68 долларов США) ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» начислены проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 342 218,95 долларов США по ставке 9 %. Период взыскания процентов определен с учетом периода просрочки оплаты за воздушное судно - с 31.08.2007 по 30.06.2009.
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.11.2002 N 70 "О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда на сумму денежного обязательства, выраженного в соответствии с пунктом 2 статьи 317 Кодекса, начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Кодекса) или иные проценты в размере ставки банковского процента, такая ставка определяется в порядке, предусмотренном пунктом 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В качестве одного из возможных официальных источников информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора, судам следует рассматривать "Вестник Банка России", в котором публикуются средние по России ставки по таким краткосрочным кредитам.
Согласно статье 395 Кодекса при взыскании долга в судебном порядке суд удовлетворяет размер процентов за пользование чужими денежными средствами, определяется, исходя из ставки на день предъявления иска или на день вынесения решения. В силу пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.
Средняя процентная ставка кредитных организаций России по краткосрочным кредитам в долларах США на дату подачи иска (наиболее близкая по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами) по данным Вестника Банка России составляла 9 % годовых.
Так как указанное в договоре купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 обязательство по оплате воздушного судна выражено в иностранной валюте (доллар США), при исчислении процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит применению средняя процентная ставка кредитных организаций России по краткосрочным кредитам в долларах США – 9%. Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет сумму, эквивалентную 342 218,95 долларам США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, и подлежит взысканию с правопреемника ООО «Финанс-Лизинг Авиа» - ООО «Байр», ответчика по настоящему делу в пользу истца.
За рассрочку платежей на часть стоимости воздушного судна в размере 5 500 000 долларов США договором купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 предусмотрены проценты в размере 12 % годовых от указанной суммы. Стороны согласовали, что выплата процентов осуществляется по графику платежей (пункт 2 Приложения № 3 к договору купли-продажи).
Согласно графику платежей в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2004 с учетом сроков оплаты, установленных в договоре купли-продажи воздушного судна № 159, у ООО «Финанс-Лизинг Авиа» имеется задолженность по оплате процентов за рассрочку платежей на часть стоимости воздушного судна в размере 5 500 000 долларов США за период с 01.08.2009 по 22.12.2009 в размере 192 527,20 долларов США. Доказательств оплаты указанной суммы материалы дела не содержат.
С учетом положений статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 задолженность ООО «Финанс-Лизинг Авиа» по оплате процентов за рассрочку платежей составляет сумму, эквивалентную 192 527,20 долларам США в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического платежа, и подлежит взысканию с правопреемника ООО «Финанс-Лизинг Авиа» - ООО «Байр», ответчика по настоящему делу, в пользу истца.
На указанную сумму (192 527,20 долларов США) ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» начислены проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 3 930,72 долларов США по ставке 9 %. Период взыскания процентов определен с учетом периода просрочки оплаты процентов за рассрочку платежа - с 01.08.2009 по 22.12.2009.
Поскольку денежное обязательство по оплате процентов за рассрочку платежей на часть стоимости воздушного судна в размере 5 500 000 долларов США определено в иностранной валюте, проценты за пользование чужими денежными средствами составляют сумму, эквивалентную 3 930,72 долларам США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа, и подлежат взысканию с правопреемника ООО «Финанс-Лизинг Авиа» - ООО «Байр», ответчика по настоящему делу, в пользу истца.
На основании изложенного, задолженность по договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003, подлежащая взысканию с ООО «Байр» в пользу ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», составляет сумму, эквивалентную 2 979 592,88 долларам США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа (долг по оплате за воздушное судно – 2 787 065,68 долларов США + проценты за рассрочку платежей – 192 527,20 долларов США). Общая сумма процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленных на сумму задолженности по договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003, составляет сумму, эквивалентную 346 149,67 долларам США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату платежа (проценты, начисленные на сумму долга по оплате за воздушное судно – 342 218,95 долларов США + проценты, начисленные на задолженность по уплате процентов за рассрочку платежей – 3930,72 долларов США). Подробное обоснование указанных сумм приведено в расчете задолженности по иску, представленному ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» суду апелляционной инстанции. рочку платежей - 192 долларов США + воздушное судна - 2 анка Российско й овору купли-продажи или иным, не запрещенным способом.тный счет прочасти
Согласно статье 414 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Существо новации заключается в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством с одновременным прекращением первоначального обязательства. Если стороны намерены совершить новацию, то они должны это определенно выразить.
В договоре договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 стороны предусмотрели возможность заключения дополнительного соглашения о произведении платежей векселями или иным, не запрещенным способом (пункт 4 Приложения № 3 к договору купли-продажи).
Соглашение о новации от 03.08.2007, заключенное между ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (кредитор) и ООО «Финанс-Лизинг Авиа» (должник), содержит условие о прекращении вытекающих из договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 обязательств в части 33 031 007,67 руб., их заменой другим обязательством - выдачей ООО «Финанс-Лизинг Авиа» векселей ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» на сумму 27 542 766,14 руб. и уплатой суммы НДС, рассчитанной исходя из подлежащей прекращению по соглашению о новации суммы задолженности в размере 5 488 241,53 руб. Соглашение о новации подписано уполномоченными лицами (руководителями организаций) и заверено печатями сторон. Условия соглашения о новации не противоречат закону и направлены на прекращение обязательств по договору купли-продажи путем замены первоначального обязательства новым обязательствомпутем замены первоначального обязательства новым льств равомерным и подлежит удовлетворению.
по договору купли-продажи воздушбязательством.
В силу статьи 414 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства ООО «Финанс-Лизинг Авиа», вытекающие из договора купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 на дату заключения соглашения о новации - 03.08.2007, считаются прекращенными другим обязательством - передачей векселей на сумму 27 542 766,14 руб. и уплатой суммы НДС в размере 5 488 241,53 руб.
Обязательства в части передачи векселей на сумму 27 542 766,14 руб. ООО «Финанс-Лизинг Авиа» исполнены. Доказательств уплаты суммы НДС в размере 5 488 241,53 руб. материалы дела не содержат.
Сумма НДС - 5 488 241,53 руб., предусмотренная соглашением о новации от 03.08.2007, является задолженностью по договору купли-продажи воздушного судна № 159 от 17.09.2003 и включает в себя: сумму начисленного с реализации воздушного судна НДС по ставке 20% за период с сентября 2006 года по июль 2007 года – 5 217 012,25 руб. (абзац 2 пункта 1.2. соглашения о новации), сумму начисленного с неустойки за нарушение сроков погашения рассрочки по оплате самолета НДС по ставке 18% - 182 805,34 руб. (абзац 3 пункта 1.2. соглашения о новации), а также сумму НДС, включенного в часть платежа за август 2007 года, подлежащего уплате на дату заключения соглашения о новации - 03.08.2007, в размере 88 423,94 руб. (пункты 1.3 и 1.4. соглашения о новации). Подробное обоснование указанных сумм приведено в расчете задолженности по иску, представленному ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» суду апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ и действовал на момент заключения соглашения о новации) сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.
В силу указанной нормы, безденежные формы расчетов, в том числе погашение долга путем новации, осуществлялись на сумму без НДС. Сумма НДС подлежала перечислению отдельным платежным поручением. Налог мог приниматься к вычету лишь при условии, что он был перечислен отдельным платежным поручением.
В связи с изложенным, условие соглашения о новации от 03.08.2007 об уплате НДС в сумме 5 488 241,53 руб. не противоречат действовавшему на момент его заключения законодательству.
Поскольку доказательств уплаты суммы НДС в размере 5 488 241,53 руб., предусмотренной соглашением о новации 03.08.2007, материалы дела не содержат, требование ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» о взыскании указанной суммы является правомерным и подлежит удовлетворению.
На сумму задолженности по уплате НДС в размере 5 488 241,53 руб. ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» начислены проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01.12.2007 по 22.12.2009 (с учетом срока платежа суммы НДС в размере 5 488 241,53 руб., установленного пунктом 1.7 соглашения о новации – 30.11.2007) по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 8,75 % на дату подачи иска (согласно штемпелю на почтовом конверте исковое заявление сдано на почту 30.12.2009), что составляет 989 387, 10 руб. (с учетом уточненных требований и заявленного в суде апелляционной инстанции отказа от части требований). Поскольку ООО «Финанс-Лизинг Авиа» допустило просрочку оплаты предусмотренной соглашением о новации от 03.08.2007 суммы НДС 5 488 241,53 руб., требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 989 387, 10 руб. заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, по соглашению о новации от 03.08.2007 с правопреемника ООО «Финанс-Лизинг Авиа» - ООО «Байр», ответчика по настоящему делу, в пользу ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» подлежит взысканию задолженность в сумме 5 488 241,53 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 989 387, 10 руб.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 100 000 руб. (платежное поручение № 654 от 22.12.2009) и по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. (платежное поручение № 199 от 15.10.2010), понесенные ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», подлежат взысканию с ответчика - ООО «Байр».
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на нормах права, что в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 (за исключением части решения, подлежащей отмене в связи с прекращением производства по делу ввиду заявленного в апелляционной инстанции отказа истца от части иска).
Руководствуясь статьями 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2010 по делу № А22-806/2010 отменить.
Взыскать с ООО «Байр» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) задолженность по договору купли-продажи воздушного судна от 17.09.2003, заключенному между ООО «Финанс-Лизинг Авиа» и ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», в рублях в сумме, эквивалентной 2 979 592,88 долларам США и проценты в сумме, эквивалентной 346149,67 долларам США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день платежа, задолженность по соглашению о новации от 03.08.2007, заключенному между ООО «Финанс-Лизинг Авиа» и ОАО «Финансовая Лизинговая Компания», в сумме 5 488 241,53 рублей и проценты в сумме 989 387, 10 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 100 000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
В остальной части производство по делу прекратить в связи с принятием отказа истца от части исковых требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи Г.В. Казакова
А.Л. Фриев