ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3036/2022 от 20.09.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А63-16330/2021

27.09.2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2022.

Полный текст постановления изготовлен 27.09.2022.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговой Ю.Б., судей: Демченко С.Н., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акаевой У.В., при участии в судебном заседании представителя истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (по доверенности № 14542/09 от 08.09.2022), в отсутствии представителей ответчиков - Администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (ст. Ессентукская, ОГРН <***>, ИНН <***>), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (г. Краснодар, ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), государственного казенного учреждения Ставропольского края «Управление Строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2022 по делу № А63-16330/2021,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее – администрация), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – управление, ТУ Росимущества в СК) о признании права собственности, в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), как на самовольные постройки, на следующие объекты недвижимого имущества:

- третий пусковой комплекс объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь 3-ий и 4-ый пусковой комплекс», участок № 5, протяженность: 1 300 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район, на левом берегу реки Подкумок в 730 м. от конца берегоукрепительного сооружения 4-го участка вниз по течению реки протяженностью 1300 м. (участок № 5);

- четвертый пусковой комплекс объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь 3-ий и 4-ый пусковой комплекс», участок № 6, протяженность: 478 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район, участок № 6, расположен на левом берегу в 320 м. от конца 5-го участка вниз по течению реки протяженностью 478 м;

- четвертый пусковой комплекс объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь 3-ий и 4-ый пусковой комплекс», участок № 7, протяженность: 455 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район, участок № 7, расположенный на правом берегу в 314 м. от конца 5-го участка вниз по течению реки протяженностью 455 м;

- «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», пятый пусковой комплекс, участок № 8, протяженность: 210 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район в границах муниципального образования Подкумский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, левый берег реки Подкумок. Ось участка берегозащитной дамбы берет начало в окончании пятого участка берегозащитной дамбы в районе поселка Белый уголь;

- «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», шестой пусковой комплекс, участок № 9, протяженность: 370 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Подкумский сельсовет, Предгорного района Ставропольского края, правый берег реки Подкумок. Ось участка берегозащитной дамбы берет начало от существующей берегозащитной дамбы с креплением мокрого откоса камнем. Окончанием участка берегоукрепления является существующая берегозащитная дамба с железобетонным креплением перед автодорожным мостом на пос. «Совхоз Ессентукский»;

- «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», шестой пусковой комплекс, участок № 10, протяженность: 682 м., местоположение объекта недвижимости: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Подкумский сельсовет, Предгорного района Ставропольского края, правый берег реки Подкумок. Участок берегозащитной дамбы берет начало в 20 метрах от автодорожного моста на пос. «Совхоз Ессентукский» ниже по течению реки Подкумок. Окончание дамбы в районе пионерского лагеря;

- 7-ой пусковой комплекс «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» протяженность: 110 м., местоположение объекта недвижимости: Российская Федерация Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, участок № 11, правый берег р. Подкумок, длиной 85 м. от существующей берегозащитной дамбы длиной около 90 м., окончание - ПКО участок 11 за автодорожным мостом на пос. Совхоз Ессентукский;

- 7-ой пусковой комплекс «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» протяженность: 77 м., местоположение объекта недвижимости: Российская Федерация, Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, участок № 12. Левый берег р. Подкумок, длина участка дамбы - 77 м., начало существующая подпорная стенка в 77 метрах от автодорожного моста на пос. Совхоз Ессентукский выше по течению реки, окончание - сразу за мостом на пос. Совхоз Ессентукский;

- 7-ой пусковой комплекс «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», протяженность: 110 м., местоположение объекта недвижимости: Российская Федерация, Ставропольский край, Предгорный р-он, участок № 13. Правый берег р. Подкумок, длиной 80 м.

К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление Строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (далее - ГКУ СК «Управление СКССПН»).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2022 в удовлетворении заявленных требований министерства отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не представил суду доказательств, что спорные объекты соответствуют строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью людей.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает на то, что вывод о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, содержится в заключениях, утвержденных Распоряжениями Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 19.12.2014, от 20.08.2015,от 19.05.2016. Судом первой инстанции не принято во внимание, что функциональное назначение спорных объектов соответствует разрешенному использованию земельных участков.

Отзывы на жалобу суду не представлены.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 10.08.2022 17:22:45 МСК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе «Картотека арбитражных дел» и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ и с этого момента является общедоступной.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, также дал пояснения по обстоятельствам спора.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Из материалов дела установлено, что ОАО «Севкавгипроводхоз» в 2007 году разработало проект на строительство объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь»
(том 1, л. д. 18 – 48).

Подрядные работы на объекте производились на основании государственных контрактов № 209267 от 05.11.2013, № 138717 от 16.12.2014, № 341025 от 15.12.2015 на выполнение подрядных работ по 3-му, 4-му, 5-му, 6-му, 7-му пусковым комплексам объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» для государственных нужд Ставропольского края заключенных между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и ОАО «Передвижная Механизированная Колонна № 38» (том 1, л. д. 49 – 87).

Приказом Минприроды от 25.02.2013 № 52 на государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (далее - ГКУ СК «Управление СКССПН») возложены функции заказчика - застройщика, включая организацию и осуществление строительного контроля при строительстве сооружений природоохранного назначения, капитальном ремонте гидротехнических сооружений и мероприятиям по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия вод на территории  Ставропольского края, в том числе на объекте «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь»
(том 1, л. д. 89 – 93).

Администрацией муниципального образования Подкумского сельсовета Предгорного района Ставропольского края Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края были выданы разрешения на строительство (том 1, л. д. 94 – 102):

- от 23.12.2013 № Ru 26521308-02 (3 пусковой комплекс, участок № 5);

- от 23.12.2013 № Ru 26521308-03 (4 пусковой комплекс, участок № 6);

- от 23.12.2013 № Ru 26521308-01 (4 пусковой комплекс, участок № 7);

- от 15.12.2014 № Ru 26521308-025 (5 пусковой комплекс, участок № 8);

- от 15.12.2014 № Ru 26521308-026 (6 пусковой комплекс, участок № 9);

- от 15.12.2014 № Ru 26521308-027 (6 пусковой комплекс, участок № 10);

- от 22.12.2015 № 26-521-308-232-2015 (7 пусковой комплекс, участок № 11);

- от 22.12.2015 № 26-521-308-234-2015 (7 пусковой комплекс, участок № 12);

- от 22.12.2015 № 26-521-308-233-2015 (7 пусковой комплекс, участок № 13).

Объект «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» расположено в границах следующих земельных участков с кадастровыми номерами, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости:

- 26:29:000000:6932, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства третьего пускового комплекса объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» (участок № 5), площадь: 24 301 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, на левом берегу реки Подкумок в 730 м. от конца берегоукрепительного сооружения 4-го участка вниз по течению реки протяженностью 1 300 м. (участок № 5), (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:000000:6932-26/474/2021 - от 02.09.2021) (том 1, л. д. 103 – 105);

- 26:29:160206:265, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства четвертого пускового комплекса объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» (участок № 6), площадь: 11 913 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, участок № 6, расположен на левом берегу в 320 м. от конца 5-го участка вниз по течению реки  протяженностью 478 м., (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель - Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края правообладатель – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:160206:265-26/474/2021-1 - от 02.09.2021) (том 1, л. д. 106 – 108);

- 26:29:160206:263, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства четвертого пускового комплекса объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь» (участок № 7), площадь: 9 088 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, участок № 7, расположенный на правом берегу в 314 м. от конца 5-го участка вниз по течению реки протяженностью 455 м. (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:160206:263-26/001/2020-1 от 19.03.2020) (том 1, л. д. 109 – 113);

- 26:29:160206:317, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», пятый пусковой комплекс, участок № 8, площадь: 5 483 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район в границах муниципального образования Подкумский сельсовет, Предгорного района Ставропольского края, левый берег реки Подкумок. Ось участка берегозащитной дамбы берет начало в окончании пятого участка берегозащитной дамбы в районе поселка Белый уголь (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:160206:317-26/001/2019-1- от 12.09.2019) (том 1, л. д. 114 – 118);

- 26:29:000000:11269, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», шестой пусковой комплекс, участок № 9, площадь 9 424 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Подкумский сельсовет, Предгорного района Ставропольского края, правый берег реки Подкумок. Ось участка берегозащитной дамбы берет начало от существующей берегозащитной дамбы с креплением мокрого откоса камнем. Окончание участка берегоукрепления является существующая берегозащитная дамба с железобетонным креплением перед автодорожным мостом на пос. «Совхоз Ессентукский» (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:000000:11269-26/001/2019-1 от 14.11.2019) (том 1, л. д. 119 – 123);

- 26:29:000000:11270, категория земли: земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: «Противопаводковые мероприятия на реке Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодск до пос. Белый уголь», шестой пусковой комплекс, участок № 10, площадь 17 177 кв.м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Подкумский сельсовет, Предгорного района Ставропольского края, правый берег реки Подкумок. Участкок берегозащитной дамбы берет начало в 20 метрах от автодорожного моста на пос. «Совхоз Ессентукский» ниже по течению реки Подкумок. Окончание дамбы в районе пионерского лагеря (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:000000:11270-26/001/2019-1 от 14.11.2019) (том 1, л. д. 124 – 128);

- 26:29:160207:66, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гидротехнические сооружения (берегу крепление участок № 11. Правый берег р. Подкумок, длиной 85 м. от существующей берегозащитной дамбы длиной около 90 м., окончание - ПК0 участок 11 за автодорожным мостом на пос. Совхоз Ессентукский, площадь 1 997 м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, участок № 11. Правый берег р. Подкумок, длиной 85 м. от существующей берегозащитной дамбы длиной около 90 м., окончание - ПК0 участок 11 за автодорожным мостом на пос. Совхоз Ессентукский (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений  природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:160207:66-26/001/2019-1 от 05.09.2019) (том 1, л. д. 129 – 133);

- 26:29:160208:713, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гидротехнические сооружения (берегоукрепление участок № 12. Левый берег р. Подкумок. Длина участка дамбы - 77 м., начало существующая подпорная стенка в 77 метрах от автодорожного моста на пос. Совхоз Ессентукский выше по течению реки, окончание - сразу за мостом на пос. пос. Совхоз Ессентукский, площадь: 1 528 м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, пос. Подкумок, участок № 12. Левый берег р. Подкумок. Длина участка дамбы - 77 м., начало существующая подпорная стенка в 77 метрах от автодорожного моста на пос. Совхоз Ессентукский выше по течению реки, окончание - сразу за мостом на пос. пос. Совхоз Ессентукский (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:160208:713-26/001/2019-1 от 05.09.2019) (том 1, л. д. 134 – 138);

- 26:29:000000:11601, категория земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гидротехнические сооружения (берегоу крепление участок № 13. Правый берег р. Подкумок, длиной 80 м., площадь: 2 061 м., расположен по адресу: Ставропольский край, Предгорный р-он, участок № 13. Правый берег р. Подкумок, длиной 80 м. (государственная собственность на участок не разграничена, правообладатель – государственное казенное учреждение Ставропольского края «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 26:29:000000:11601-26/001/2019-1 от 03.09.2019) (том 1, л. д. 139 – 143).

После завершения строительства объекта, ГКУ СК «Управление СКССПН» обратилось в администрацию с заявлениями о вводе указанных выше объектов в эксплуатацию.

Уведомлениями от 25.08.2021 № 6405-02, № 6406-02, № 6407-02, № 6408-02, № 6409-02, № 6410-02, от 05.10.2021 № 7559-02 администрацией отказано в выдаче разрешений на ввод вышеуказанных объектов в эксплуатацию в связи с тем, что заявителем не представлены документы, согласно части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно проект планировки территории (том 2, л. д. 29 – 35).

Данные обстоятельства послужили основаниями для обращения истца в суд с иском в порядке статьи 222 ГК РФ о признании права собственности на спорные объекты недвижимости, как на самовольные постройки.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.

Признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренных статьей 12 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ, в редакции, действующей в спорный период, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановления Пленума № 10/22) указано, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Следовательно, отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию у лица, обратившегося с иском о признании права собственности на самовольно возведенную постройку, само по себе не является основанием для отказа в иске. Вместе с тем, при разрешении такого спора в предмет доказывания входят следующие существенные для дела обстоятельства: обращался ли истец в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство (ввод объекта в эксплуатацию); имел ли место отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующего разрешения; правомерен ли такой отказ. Суд также обязан выяснить, не допущены ли при возведении самовольного строения существенные нарушения градостроительных и строительных норм (правил) и не создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

При отсутствии разрешения на строительство (ввода объекта в эксплуатацию), обстоятельства того, что самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, устанавливаются на основании доказательств, подтверждающих соответствие самовольной постройки разрешенному использованию земельного участка, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным, строительным и другим нормам и правилам (заключения органов архитектуры и градостроительства, государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за соблюдением соответствующих норм и правил).

Вопрос безопасности возведенных строений и возможности их легализации определяется специальными законами, в частности, ГрК РФ, Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иными специальными нормативно-правовыми актами.

Определениями от 30.03.2022, от 19.04.2022 и от 25.05.2022 суд первой инстанции предлагал истцу рассмотреть вопрос о назначении по делу судебной экспертизы. Между тем, истец данным правом не воспользовался.

Вопреки доводам жалобы, суд правомерно не принял в качестве доказательства заключения, утвержденные Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 19.12.2014, от 20.08.2015,от 19.05.2016.

Как следует из указанного заключения, оно выдано в отношении проектной документации, следовательно, не может подтверждать соответствие построенных объектов строительным, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, а также отсутствия угрозы жизни и здоровью людей.

Таким образом, поскольку министерство не представило заключения компетентных органов о соответствии объектов противопожарным, санитарным и иным нормам и правилам, а также доказательства, подтверждающие, что они не угрожают жизни и здоровью граждан, в удовлетворении исковых требований отказано судом первой инстанции правомерно.

Довод апеллянта о том, что ответчики и третьи лица не возражали относительно удовлетворения исковых требований министерства, отклоняется.

В пункте 26 Постановления № 10/22 указано, что суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации.

Приведенное выше разъяснение направлено на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено пунктом 3 статьи 222 ГК РФ (статья 10 ГК РФ). Оно касается, например, ситуации, когда лицо, создавшее постройку, обращается в компетентный орган за выдачей разрешения на ее строительство лишь для вида, очевидно понимая, что к его заявлению не приложены требуемые документы, то есть в отсутствие заблуждений относительно их перечня и порядка выдачи разрешения.

Осуществление строительства в установленном порядке подтверждает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ), которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из отказов администрации о выдаче акта на ввод объектов в эксплуатацию, основанием для отказов явилось отсутствие документов предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ, а именно проекта планировки территории.

Истец не указал причину, по которой у него отсутствует возможность получения указанного документа.

В случае если отказы администрации являются формальными, министерство не воспользовалось правом на их обжалование. Следовательно, в рассматриваемой ситуации истец не доказал, что единственный способ введения спорных объектов  в хозяйственный оборот является обращение в суд. Министерство не лишено возможности, при предоставлении в администрацию полного пакета документов получить акты о вводы спорных объектов в эксплуатацию.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для отмены решения суда.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия апелляционного суда не усматривает.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство, как орган государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2022 по делу
№ А63-16330/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи                  

Ю.Б. Луговая

С.Н. Демченко

З.М. Сулейманов