ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3080/18 от 31.07.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                             Дело № А63-3676/2018

02 августа 2019 года                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осипьяном Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Велинград» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу № А63-3676/2018, по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к товариществу собственников жилья «Велинград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» ФИО1 (доверенность № 05-19 от 09.01.2019), товарищества собственников жилья «Велинград» ФИО2 (доверенность № 59-К от 10.01.2019, ФИО3 (доверенность от 10.01.2019),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Кисловодск» (далее – ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Велинград» (далее – ТСЖ «Велинград», товарищество, ответчик) о взыскании задолженности за отпуск и потребление горячей воды за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 в размере 5 727 рублей 47 копеек, пени за период с 13.03.2017 по 29.12.2017 в сумме 468 рублей 25 копеек.

Определением от 05.03.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 23.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением суда от 30.05.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ТСЖ «Велинград» в пользу ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» взыскана задолженность за отпуск и потребление горячей воды за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 в размере 5 727 рублей 47 копеек, пени за период с 13.03.2017 по 29.12.2017 в сумме 468 рублей 25 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2018 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.05.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Отменяя решение суда первой инстанции от 30.05.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 05.09.2018, суд кассационной инстанции указал, что в материалах дела отсутствует расчет задолженности, основанный на надлежащем применении соответствующих норматива на подогрев холодной воды и норматива на потребление горячей воды на общедомовые нужды с учетом действия каждого из нормативов во времени. Кроме того, из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, установленного приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 12.10.2016 № 399 и действовавшего с 01.07.2017, следует, что он дифференцирован в зависимости от конструктивных особенностей МКД. Подобные особенности спорного дома истцом не указаны, их учет в расчете не отражен.

Решением суда от 25.02.2019 с учетом уточнения исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ «Велинград» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что нормы жилищного законодательства не содержат прямого указания на обязанность товарищества заключать с ресурсоснабжающей организацией договора на приобретение коммунального ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку договор ресурсоснабжения не заключен, следовательно в рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам помещений. Также апеллянт указывает, что конструктивные особенности многоквартирного дома, находящегося в управлении товарищества, не позволяют приобретать соответствующий вид коммунального ресурса с целью содержания общего имущества.

В судебном заседании 03.07.2019 представитель ТСЖ «Велинград» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, заявил ходатайство о назначении по делу строительно-технической и бухгалтерской экспертизы и предложил эксперту на разрешение следующие вопросы:

- предусматривают ли конструктивные особенности многоквартирного дома № 30 по ул. Велинградская в г. Кисловодске Ставропольского края, управляемого ТСЖ «Велинград», техническую возможность потребления (приобретения) горячей воды с целью содержания общего имущества МКД?

- имеются ли на инженерных сетях холодного водоснабжения относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома № 30 по ул. Велинградская в г. Кисловодске Ставропольского края, управляемого ТСЖ «Велинград», ресурсопотребляющие устройства, с помощью которого товарищество может потреблять (приобретать) горячую воду с целью содержания общего имущества многоквартирного дома?

Определением суда от 05.07.2019 судебное заседание отложено на 31.07.2019. Судом апелляционной инстанции предложено ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» подготовить письменную правовую позицию по заявленному товариществом ходатайству о назначении по делу судебной экспертизы.

От ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» поступили возражения на ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с приложением схемы водоснабжения многоквартирного дома № 30, расположенного по ул. Велинградская в г. Кисловодске Ставропольского края. Указанные документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании 31.07.2019 представители ТСЖ «Велинград» поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, а также ранее заявленное ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы. Также пояснили, что разногласий относительно объема потребленного коммунального ресурса и его стоимости между сторонами не имеется, товарищество настаивает на позиции, что конструктивные особенности многоквартирного дома не предусматривают техническую возможность потребления (приобретения) горячей воды с целью содержания общего имущества. Также просили приобщить к материалам дела протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В удовлетворении ходатайства о приобщении документа судом апелляционной инстанции отказано.

Представитель ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил производство по апелляционной жалобе товарищества прекратить, в связи с пропуском апеллянтом процессуального срока на апелляционное обжалование. Просил в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы отказать.

Рассмотрев заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы, суд апелляционной инстанции, считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

Таким образом, вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.

Оценив заявленное истцом ходатайство о назначении экспертизы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные в дело доказательства, в том числе схема водоснабжения, представленная истцом, достаточны для разрешения настоящего спора, в связи с чем, необходимость в проведении экспертизы отсутствует.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу № А63-3676/2018 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, с 11.03.2008 собственниками и пользователями помещений многоквартирного жилого дома № 30 по ул. Велинградская г. Кисловодска выбран и осуществлен способ управления - управление ТСЖ «Велинград».

В период с 01.01.2017 по 31.10.2017 ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» осуществляло поставку горячей воды для нужд содержания и обслуживания общедомового имущества многоквартирного жилого дома № 30 по ул. Велинградская г. Кисловодска, находящегося в управлении ТСЖ «Велинград».

Истец исполнил принятые на себя обязательства по поставке горячего водоснабжения в полном объеме. Ответчик обязательства в части оплаты не исполнил, за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 у ответчика образовалась задолженность перед истцом за потребленную горячую воду в сумме 5 757 рублей 85 копеек (с учетом уточнений).

В связи с неоплатой задолженности в досудебном порядке истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно, в частности, обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2 названной статьи на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Воля собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа управления своим имуществом, выраженная в решении общего собрания собственников, предопределяет характер правоотношений по снабжению этого дома коммунальными ресурсами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией правоотношения по поставке и оплате коммунальных услуг складываются между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией, которая обязана оплатить коммунальные ресурсы в объеме, поставленном на границу сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.

Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124) исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

В силу пункта 4 Правил № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обязаны обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) данных Правил.

Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а жилищное законодательство допускает возможность прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно абзацу 2 пункта 64 Правил № 354 внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги за потребленный ресурс либо обязанности по данному ресурсу за исполнителя. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Ресурсоснабжающая организация, в случае решения потребителя о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, не наделена правом отказа ему в принятии платы за коммунальные услуги.

При этом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.

С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ТСЖ «Велинград» является исполнителем коммунальных услуг и обязано оплачивать услуги горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении.

Как следует из схемы водоснабжения, представленной ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» и установлено судом апелляционной инстанции, спорный многоквартирный дом подключен к централизованной системе теплоснабжения (горячего водоснабжения). Многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения (горячего водоснабжения), производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42(1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

В соответствии с пунктом 38 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 26 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.

Поскольку спорный многоквартирный дом подключен к централизованной системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и не оборудован общедомовым прибором учета, то объем компонента - холодная вода в составе коммунального ресурса на содержание общего имущества должен определяться как произведение норматива потребления на площадь мест общего пользования, а объем тепловой энергии должен определяться расчетным способом в соответствии с пунктом 26 приложения № 2 к Правилам № 354, то есть как произведение объема потребленной горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги на горячее водоснабжение.

До 01.07.2017 норматив тепловой энергии для подогрева 1м3 воды утвержден Главой Администрации города Кисловодска Ставропольского края № 2598 от 22.12.2004 г. в размере 0,0586 Гкал/м3.

С 01.07.2017 норматив тепловой энергии для подогрева 1м3 воды (Гкал/м3) утвержден Приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края № 399 от 12.10.2016 и поставлен в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного жилого дома.

Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества утверждены следующими приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края:

- до 01.06.2017 применялись нормативы, утвержденные Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 131-о/д от 16.05.2013;

- с 01.06.2017 применялись нормативы, утвержденные Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 162 от 29.05.2017.

Применение нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества также поставлено в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного жилого дома. Так, до 01.07.2017 применялся норматив 0,029 м3 горячей воды на 1 м2 мест общего пользования, а с 01.07.2017 – норматив 0,020 м3 горячей воды на 1 м2 мест общего пользования.

Тарифы па горячую воду на 2017 год для ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск», утверждены постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края №48/4 от 16.12.2016 и составили: на компонент - холодная вода за 1 куб. метр с 01 января 2017 по 30 июня 2017 года - 51,32 руб. (с НДС) с 01 июля 2017 по 31 декабря 2017 года - 52,35 руб. (с НДС); на компонент - тепловая энергия, за 1 Гкал с 01 января 2017 по 30 июня 2017 года - 2 437,11 руб. (с НДС) с 01 июля 2017 по 31 декабря 2107 года - 2449,89 руб. (с НДС).

Истцом в материалы дела представлена подробная расшифровка расчета коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, с указанием суммарных объемов потребленного коммунального ресурса на содержание общего имущества, состоящего из объема тепловой энергии и объема воды (т. 2, л. д. 16). В указанном расчете отражены норматив потребления холодной и горячей воды; норматив подогрева; площади мест общего пользования и норматив подачи горячей воды, из произведения которых вычисляется объем горячей воды в составе коммунального ресурса на содержание общего имущества. Площадь мест общего пользования в многоквартирном доме по ул. Велинградская, д. 30, в размере 117,50 кв.м учтена истцом и включена в расчет коммунального ресурса на содержание общего имущества на основании данных ГУП СК «Крайтехинвентаризации» (Исх. № 34-1-234 от 21.09.2012).

Стоимость потребленных объемов рассчитана истцом с применением утвержденных тарифов и за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 составляет 5 757 рублей 85 копеек, из которых стоимость объема тепловой энергии в составе коммунального ресурса на содержание общего имущества – 4 270 рублей 79 копеек, объема холодной воды в составе коммунального ресурса на содержание общего имущества – 1 487 рублей 06 копеек.

Возражая против произведенного истцом расчета, товарищество ссылается на конструктивные особенности многоквартирного дома.

Как указано в письме Минстроя России от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах № 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 45(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 - 32(2) Правил № 306.

В силу пункта 32(1) указанных Правил уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Из представленной истцом схемы водоснабжения следует, что спорный многоквартирный дом оборудован полотенцесушителями, подключенными к системе горячего водоснабжения.

Как следует из материалов дела, истцом при расчете суммы задолженности за спорный период применены нормативы, исходя из конструктивных особенностей спорного многоквартирного дома.

Иные конструктивные особенности, а именно наличие или отсутствие спускных и поливных кранов, вентилей не влияют на стоимость коммунальной услуги и не связаны с фактом потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Законодательство, регулирующее вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, исходит из того, что ввиду конструктивных особенностей многоквартирных домов собственники жилых и нежилых помещений, находящихся в этих домах, по общему правилу, основанном на самом факте нахождения помещений в едином здании с общим фундаментом, стенами, инженерными сетями и т.п., объективно пользуются не только своими помещениями, но и общим имуществом дома. Как следствие, такие собственники потребляют и коммунальные услуги в местах общего пользования и должны их оплатить в порядке, указанном в пунктах 40, 42(1), 43 Правил № 354.

Ответчик, возражая против исковых требований, также ссылается на представленный в материалы дела акт № ОИ-04/01.2019 от 18.01.2019 осмотра теплового узла, подвала, подъезда многоквартирного дома, составленном ООО Научнопроизводственная группа «Независимый эксперт», г. Ессентуки, согласно которому ресурсопотребляющих устройств, расположенных на инженерных сетях холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома не обнаружено.

Однако, действующее законодательство не связывает взыскание задолженности за содержание общедомового имущества с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома.

Таким образом, ответчиком правильно определен размер платы за тепловую энергию на основании пункта 42 Правил № 354 в соответствии с формулами 23, 24 Приложения № 2, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.

Следует отметить, что управляющие компании не лишены возможности проведения мероприятий по снижению расходов на общедомовые нужды жильцов, в части потребления коммунальных ресурсов: а именно: регулярные обследования общедомовых инженерных сетей на предмет возможных утечек и несанкционированных подключений, приведение теплоизоляции трубопроводов горячего водоснабжения и отопления в надлежащее состояние, поквартирный комиссионный обход в целях выявления неучтенных объемов индивидуального потребления коммунальных ресурсов; монтаж линий циркуляции горячего водоснабжения.

Таким образом, при должном контроле исполнителя за сетями и отсутствии неправомерных действий со стороны потребителей в виде отбора теплоносителя из сети в непредназначенных для этого местах расходы на общедомовые нужды жильцов могут быть снижены.

Поскольку ответчик не оплатил истцу задолженность за отпуск и потребление горячей воды за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 в размере 5 757 рублей 85 копеек, суд первой инстанции обоснованно признал требование ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» о взыскании с ТСЖ «Велинград» указанной суммы долга обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 14.03.2017 по 31.01.2018 в размере 1 700 рублей 25 копеек (уточненные исковые требования).

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Факт нарушения сроков оплаты за отпуск и потребление горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома подтвержден материалами дела, доказательств оплаты задолженности не представлен.

Представленный истцом расчет неустойки повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.

При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании пени за период с 14.03.2017 по 31.01.2019 в размере 1 700 рублей 25 копеек.

Судом первой инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правомерные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

в удовлетворении ходатайства о назначении по делу строительно-технической и бухгалтерской экспертизы отказать.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.02.2019 по делу № А63-3676/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Перечислить с депозитного счета Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда на расчетный счет Ассоциации собственников недвижимости Ставропольского края «Партнер» (ОГРН: 27.07.2005, ИНН: <***>) денежные средства в размере 32 000 рублей, уплаченные по платежному поручению № 1387 от 04.07.2019 за проведение судебной экспертизы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 И.Н. Егорченко

Судьи                                                                                               Ю.Б. Луговая

                                                                                                          З.М. Сулейманов