ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-1464/2020
26 ноября 2020 года
Резолютивная часть объявлена 24 ноября 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2020 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при участии в судебном заседании представителе Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 (доверенность от 09.01.2020) и ФИО2 (доверенность от 07.10.2020), представителя акционерного общества «Арнест» ФИО3 (доверенность от 25.12.2019), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2020 по делу № А63-1464/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказского межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Арнест» о взыскании задолженности по оплате экологического сбора в размере 1 034 585,09 рубля за 2018 год.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2020 в удовлетворении требований отказано. Суд посчитал необоснованным доначисление управлением экологического сбора; ссылка на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.04.2019 № 01-19-44/7874 «О предоставлении отчетности и уплате экологического сбора» при исчислении экологического сбора за 2018 год неприемлема. Несоответствие требований законодательства о декларировании и порядка заполнения отчета о выполнении нормативов утилизации (без учета того, что изменены в отчетном году количество и виды упаковки, подлежащей утилизации), не может служить доказательством невыполнения нормативов утилизации отходов и обязывать общество уплатить экологический сбор за не соответствующее количество упаковки, подлежащее утилизации в отчетном 2018 году. Экологический сбор и за 2017 год и за 2018 годы, рассчитанный обществом с учетом изменений перечня упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, внесенным распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970 в отчетном 2018 году уплачен своевременно. Также суд принял во внимание замечание ответчика о том, что имеются противоречия в нормативно-правовых актах Росприроднадзора, подлежащих заполнению в целях соблюдения требований декларирования и расчета сумм экологического сбора. Суд пришел к выводу о том, расчет суммы экологического сбора произведен обществом правильно и оплачен в полном объеме.
Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм права; суд не применил пункт 6 Правил № 1073, устанавливающий порядок расчета экологического сбора за 2018 год. Общество не выполнило нормативы; поэтому в соответствии с пунктом 6 Правил № 1073 экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора, действующей в 2018 году на массу упаковки товара за предшествующий календарный год – 2017.
Общество просило оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное. Считает, что в 2018 году общество выполнило запланированные нормативы утилизации, и расчет по показателям 2018 года выполнен ими правильно. Применение массы упаковки за 2017 год приводит к искусственному созданию отчетности о невыполнении нормативов в 2018 году; при этом несовпадение вызвано не действиями общества, а изменением законодательства относительно ряда товарных позиций по упаковке, которые переведены в разряд товаров.
Апелляционный суд приобщил с согласия сторон недостающие доказательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
01.04.2019 общество представило в Управление следующие виды отчетности: декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2018 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров; форму расчета суммы экологического сбора за 2018 год.
В ходе проверки отчетности управлением установлено, что сумма экологического сбора уплачена не в полном объеме, а именно: сумма экологического сбора составила 1 950 184,58 рубля, уплачено - 385 034,83 рубля, сумма задолженности составила 1 565 149,75 рубля.
Управлением в адрес общества направлено требование о добровольном погашении задолженности за 2018 год от 24.05.2019 № 18-13/2925.
В свою очередь 14.06.2019 общество направило истцу обращение, в котором указало на изменение групп упаковки в 2018 году, что ведет к изменению размера экологического сбора, просило рассмотреть возражения.
Управлением направлен ответ от 15.07.2019 № 18-26/4210 с разъяснением о происхождении размера задолженности по экологическому сбору за 2018 год.
30 июля 2019 года обществом произведена доплата экологического сбора в размере 530 561,66 руб.
Считая, что обществом не в полном объеме уплачена задолженность по экологическому сбору в размере 1 034 585,09 рубля, управление обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно статье 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (пункты 4 и 5 статьи 215 АПК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Рассматривая спор, суд правильно исходил из того, что на основании статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 24.2, 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) общество является плательщиком экологического сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (далее - Постановление № 1073) утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила № 1073).
Согласно пункту 3 Правил № 1073 взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Пунктом 2 Постановления № 1073 установлено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются, начиная с 2017 года, ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7 Правил № 1073). Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
На основании пункта 25 Правил № 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.
При проверке расчета экологического сбора суд фактически применил недействующую редакцию пункта 6 Правил 1073, согласно которой экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Этой нормой руководствовалось общество, применив массу упаковки и норматив за 2018 год. Суд признал расчет общества правильным.
Между тем, при проверке расчета суммы экологического сбора судом не применена норма права, подлежащая применению: пункт 6 Правил взимания экологического сбора в действующей редакции (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора»).
Согласно пункту 6 Правил № 1073 экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах (п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 № 986).
В своем расчете Управление правомерно руководствовалось новой редакцией пункта 6 Правил № 1073 и Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.04.2019 № 01-19-44/7874 «О представлении отчётности и уплате экологического сбора», (опубликованным в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 16.04.2019 № 8), разъясняющим порядок расчета экологического сбора по новым правилам.
При подаче в 2019 году декларации за отчётный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.
В 2019 году за отчётный 2018 год отчётность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р.
В 2019 году за отчётный 2018 год расчёт суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением № 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением № 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1293).
Управление правомерно, на основании пункта 6 Правил № 1073 в действующей редакции при расчете суммы экологического сбора применило массу упаковки, указанную в отчетности за 2017 год и действующую на 2018 год ставку и правильно определило сумму экологического сбора.
На основании изложенного, при расчете суммы экологического сбора за 2018 год должны использоваться данные Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2017 год.
В Декларации АО «Арнест» указаны следующие сведения о количестве товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за 2017 год: Группа № 9 тара деревянная: Поддоны деревянные, включая поддоны с бортами (код товара16.24.11.110)- 1099270; Группа № 10 Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная: Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (код товара 17.21.13.000) - 2713454;
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, на период 2015 -2017 г. утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров с 2018 -2020 год, установлены Распоряжением № 2971-р. В связи с этим, при сдаче отчетности за 2018 год производители товаров руководствовались нормативами утилизации, установленными Распоряжением № 2971-р.
Согласно Распоряжению № 2971-р по указанным группам товаров установлены следующие нормативы: Группа №9 тара деревянная: Поддоны деревянные, включая поддоны с бортами (код товара 16.24.11.110)- 1099270-10%; Группа №10 Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная: Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (код товара 17.21.13.000) - 25 %.
Расчет суммы экологического произведен в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ, посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Расчет суммы экологического сбора по группам товаров:
Группа №9 тара деревянная: Поддоны деревянные, включая поддоны с бортами (код товара 16.24.11.110)
Количество товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации - 1 099 270 кг.;
Норматив утилизации (в соответствии с Распоряжением № 2971-р) - 0,10 (в относительных величинах)
Ставка экологического сбора - 3 066 руб. (за 1 тонну)
1 099 270 кг х 0,10= 109 927 кг.
Итоговое количество, за которое необходимо уплатить экологический сбор = 109 927 кг/1 000 = 109,927 тонн.
Сумма экологического сбора = 109,927 х 3 066 = 337 036,18 руб.
Группа №10 Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона (код товара 17.21.13.000).
Количество товаров (готовых товаров/упаковки), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации - 2 713 454 кг;
Норматив утилизации (в соответствии с Распоряжением № 2971-р) -0,25 (в относительных величинах)
Ставка экологического сбора - 2 378 руб. (за 1 тонну)
2 713 454 кг х 0,25= 678 363,5 кг.
Итоговое количество, за которое необходимо уплатить экологический сбор: 678 363,5/1 ООО = 678,37 тонн
Сумма экологического сбора: 678,37 х 2378 = 1 613 148,40 руб. Итого сумма экологического сбора: 337 036,18 руб.+ 1 613 148,40 руб. = 1 950 184,58 руб.
АО «Арнест» представило в Управление следующие виды отчетности: декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2018 год - 01.04.2019; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год - 01.04.2019; форму расчета суммы экологического сбора за 2018 год - 02.04.2019. Согласно представленной отчетности норматив утилизации от использования товаров за 2018 год Общество не выполнило, в связи с чем, обязано в срок до 15.04.2019 оплатить экологический сбор за 2018 год в размере 1 950 184 руб. 58 коп.
Общество за 2018 год уплатило экологический сбор 385 034 руб. 83 коп. (платежное поручение № 2490 от 11.04.2019) и 530 564 руб. 66 коп. (платежное поручение № 5151 от 30.07.2019).
Задолженность по плате за экологический сбор за 2018 год составляет:
1 950 184 руб. - 385 034 руб. 83 коп.- 530 564 руб. 66 коп. = 1 034 585,09 руб.
Требование о добровольном погашении задолженности за 2018 год от 24.05.2019 № 18-13/2925 в размере 1 034 585 руб. 09 коп. не исполнено.
Общество указало, что не занимается самостоятельной утилизации упаковки товаров, потерявших потребительские свойства, а является плательщиком экологического сбора и 2018 году и оно уже уплатило экологический сбор за упаковку товаров, произведенных в 2017 году. Этот довод отклоняется, поскольку использование для расчета суммы экологического сбора за 2017 год, и за 2018 год одних и тех же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождает производителей товаров, от обязанности уплаты в 2019 году экологического сбора за 2018 год, при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации.
С учетом вышеизложенного представленное Обществом платежное поручение об уплате экологического сбора за 2018 год от 13.04.2018 № 3346 на сумму 1034 585 руб. 09 коп. свидетельствует об исполнении обязанности по уплате экологического сбора за 2017 год и правомерно не зачтено в счет уплаты экологического сбора за 2018 год.
Довод о том, что новое правило ухудшает положение плательщика, поэтому не подлежит применению, отклоняется. Данный нормативный акт не содержит указания на запрет применения п. 6 Правил № 1073 в отношении таких плательщиков.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Задолженность по оплате экологического сбора в размере 1 034 585,09 рубля подлежит взысканию.
Суд первой инстанции неправильно примени нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2020 по делу № А63-1464/2020 отменить.
Взыскать с акционерного общества «Арнест» задолженность по оплате экологического сбора в размере 1 034 585,09 рубля.
Взыскать с акционерного общества «Арнест» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 26 434 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Л.В. Афанасьева
Судьи Д.А. Белов
М.У. Семенов