ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3176/16 от 12.09.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

19 сентября 2016 года Дело № А15-4468/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Казаковой Г.В.,

судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015 (судья Хавчаева К.Н.)

по заявлению ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Орджоникидзе» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 368048, РД, г. Новолакский район, с. Чапаево),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая службы России обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан (далее – уполномоченный орган, налоговая служба) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Орджоникидзе» (далее - кооператив) в связи с наличием непогашенной мерами принудительного исполнения задолженности по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 995 214,06 руб. по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Определением от 04.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (том 2, л.д. 114-115).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015 в удовлетворении заявления о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Орджоникидзе» отказано.

Не согласившись с решением от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015, Федеральная налоговая служба России обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Определением от 22.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 12.09.2016.

В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

От представителя кооператива поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит производство по апелляционной жалобе прекратить как принятую к рассмотрению с нарушением срока на обжалование судебного акта.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015 в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператив «им. Орджоникидзе» согласно выписке из ЕГРЮЛ состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС №17 по Республики Дагестан (далее - инспекция) с 24.12.2002 по адресу: 368048, Республика Дагестан, Новолакский район, село Чапаево.

Согласно статьям 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки.

Обращаясь в суд с заявлением о признании СПК «им. Орджоникидзе» несостоятельным (банкротом) уполномоченный орган указал о том, кооператив имеет задолженность по налогам, пеням и штрафам в сумме 1788 145 руб. 40 коп., в том числе по просроченному свыше 3-х месяцев основному долгу в размере 870 849 руб. 53 коп., по пени и штрафу в размере 918 685 руб. 87 коп., из указанной суммы задолженность, не погашенная мерами принудительного исполнения, составляет 995 214 руб. 06 коп., в том числе по просроченному свыше 3-х месяцев основному долгу в размере 620 667 руб. 53 коп., по пени и штрафу в размере 326 967 руб. 53 коп.

Основанием возникновения указанной задолженности, согласно заявлению, является решение Межрайонной ФНС России №17 по Республике Дагестанп об отмене права на реструктуризацию задолженности №04 от 21.10.2013, которое вступило в силу со дня его принятия.

Инспекцией предприняты предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принудительного взыскания задолженности в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии недоимки инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, указан в требовании.

Налоговым органом в СПК «им. Орджоникидзе» направлено требование №13579 от 08.11.2013 на сумму 900 462 руб. 53 коп., которое в добровольном порядке не исполнено.

В связи с неисполнением требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа инспекцией в отношении налогоплательщика применены меры принудительного взыскания, в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств №2230 от 03.12.2013

В соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах организации принято решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика №571 от 24.09.2014 и постановление №571 от 24.09.2014 о взыскании налогов, сборов пеней, штрафов за счет имущества.

Постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика №571 от 24.09.2014 направлено в службу судебных приставов.

Судебным приставом - исполнителем МО СП по ОИП ФИО1 возбуждено исполнительное производство №4739/14/05053-ИП от 17.10.2014.

Неисполнение кооперативом требований налогового органа по уплате обязательных платежей, начисленных пеней и штрафов, явилось основанием для обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Судом первой инстанции установлено, что уполномоченный орган обратился с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Согласно пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 №573 (пункт 2 статьи 227).

В соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве.

Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», приказа ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/663@ «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России» Управлением ФНС России по Республике Дагестан принято решение о подаче заявления в арбитражный суд о признании кооператива несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В силу пункта 2 статье 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 53 Закона о банкротстве, решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в случаях установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 Закона о банкротстве.

Судом первой инстанции при проверке обоснованности заявления уполномоченного органа о признании кооператива несостоятельным (банкротом) установлены следующие обстоятельства.

16 января 2004 года во исполнение Федерального закона от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Закон №83) межрайоной инспекцией ФНС РФ №16 по Республике Дагестан и СПК «им. Орджоникидзе» заключено соглашение о реструктуризации (далее - соглашение), предметом которого является реструктуризация задолженности кооператива перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.01.2004 в сумме 578 100 руб. (том 2, л.д. 74-76,77)

В пункте 2 соглашения в отношении организации применяется следующий вариант реструктуризации:

- отсрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 578 100 руб. до 2010 года;

- рассрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 578 100 руб. до 2014 года с погашением, начиная с 2010 года.

Платежи согласно графику осуществляются один раз в год, не позднее 15 декабря. Со дня подписания настоящего соглашения пени и штрафы за несвоевременное погашение должником обязательств по основному долгу, по которым осуществляется реструктуризация, не начисляются (пункты 3, 6 соглашения).

При расторжении настоящего соглашения долги, указанные в пункте 1 соглашения, подлежат восстановлению в полном объеме (за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами (пункты 12, 13 соглашения).

Закон №83 устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

Согласно указанному закону действуют федеральные и территориальные комиссии.

Территориальные комиссии - межведомственные комиссии, созданные в субъектах Российской Федерации для решения вопросов, связанных с финансовым оздоровлением сельскохозяйственных товаропроизводителей, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 19 Закона №83 соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме, подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника.

Территориальная комиссия в недельный срок с момента получения от должника соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязана принять одно из следующих решений: о подписании соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписать представленное соглашение; об отказе в подписании представленного соглашения (часть 2 статьи 23 Закона №83).

Статьями 27 и 28 Закона №83 предусмотрены основания и порядок расторжения соглашения о реструктуризации.

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства России № 4, Министерства финансов России № 4н, Минэкономразвития России № 12, Минпромторга России № 25 от 18.01.2010 «О Федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» утверждено, в том числе, положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Положение).

В силу пункта 3 Положения, территориальная комиссия для реализации возложенных на нее задач, в числе прочих, принимает решение о внесении изменений в соглашения о реструктуризации долгов, расторжении указанных соглашений и приостановлении их действия.

Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются:

- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;

- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;

- возбуждение в отношении должника процедуры банкротства;

- несоответствие должника понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», определенному абзацем третьим статьи 2 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона №83).

Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзацах втором, третьем и пятом статьи 27 настоящего Федерального закона, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения по основаниям, указанным в абзацах втором, третьем и пятом статьи 27 настоящего Федерального закона (части 1, 2 статьи 28 Закона №83).

В соответствии порядком оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом от 25.02.2003 №4 межведомственной федеральной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (вместе с «Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей» сельхозтоваропроизводители-должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях:

- неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках Соглашения о реструктуризации долгов;

- неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано Соглашение о реструктуризации долгов;

- возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.

Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзацах втором и третьем пункта 11, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника.

Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.

При получении информации от ОАО «Россельхозбанк» о нарушении должником условий реструктуризации кредитор уведомляет территориальную комиссию о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения о реструктуризации долгов.

Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов.

Со дня принятия решения о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении Соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.

Расторжение Соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзаце 4 пункта 11, происходит автоматически.

В этом случае кредиторы, получившие информацию от ОАО «Россельхозбанк» о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде дела о банкротстве, не позднее 5 дней со дня получения такой информации уведомляют об этом территориальную комиссию. Территориальная комиссия не позднее 1 дня со дня получения информации от кредиторов о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде дела о банкротстве назначает заседание, на котором в протоколе заседания делается запись о расторжении Соглашения о реструктуризации долгов на основании абзаца 4 ст. 27 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Выписка из протокола заседания направляется должнику и всем кредиторам не позднее 5 дней со дня подписания протокола членами территориальной комиссии.

При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 07.02.2003 № 37-р «О Республиканской межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - распоряжение №37-р) создана республиканская межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Судом первой инстанции было предложено Управлению ФНС России по РД, Минсельхозу РД и Правительству РД представить надлежащие доказательства соблюдения процедуры расторжения, в том числе уведомление территориальной комиссии о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения, протокол заседания территориальной комиссии по вопросу о расторжении соглашения, результаты такого заседания.

Между тем, лицами, участвующими в деле, истребованные судом документы не представлены.

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства и доводы уполномоченного органа по заявленным требованиям в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пришел к выводу, что при установленных обстоятельствах суд не может признать надлежащим документом решение об отмене права на реструктуризации задолженности от 21.10.2013 №04, в связи с чем последующие требования об уплате налога, решение о взыскании налога за счет денежных средств, решение и постановление о взыскании налога за счет имущества также вынесены с нарушением в период действия соглашения о реструктуризации долгов от 16.01.2004 до 2014 года.

Отклоняя доводы уполномоченного органа о наличии полномочий налогового органа, как стороны соглашения, расторгать (отменять) соглашения, суд первой инстанции правомерно указал о том, что расторжение соглашения возможно с согласия подписавших Соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника, а полномочиями на расторжение обладает территориальная комиссия.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан об автоматическом расторжении соглашения в связи с неисполнением условий соглашения должником, указал о том, что согласно части 3 статьи 28 Закона №83-ФЗ, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзаце четвертом статьи 27 настоящего Федерального закона, происходит автоматически, тогда как в силу абзаца 4 статьи 27 Закона №83 основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.

Заявление Управления ФНС России о признании СПК «им. Орджрникидзе» банкротом принято к производству суда 26.11.2015, то есть по истечении срока, на которое заключено соглашение (пункты 14, 2 соглашения).

В соответствии со статьями 52 и 55 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает решение об отказе в признании должника банкротом в случае отсутствия признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В части 2 статьи 7 Закона о банкротстве указано, что право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда ( пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве).

Доказательства соблюдения процедуры предъявления требований об уплате налогов, сборов после истечения срока, на который заключено Соглашение о реструктуризации долгов от 16.01.2004, а также после принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (как основания автоматического расторжения соглашения) к производству уполномоченным органом надлежащих документов (требования об уплате налогов, сборов, решения о взыскании налогов, сборов, решения и постановления о взыскании налогов, сборов с имущества должника) в материалы дела не представлено.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку уполномоченным органом не представлены надлежащие доказательства в обоснование заявленных требований, в данном случае отсутствуют признаки банкротства кооператива, предусмотренные статьей 3 Закона о банкротстве, а поэтому не имеется оснований для признания обоснованным заявления уполномоченного органа о признании кооператива несостоятельным (банкротом), следовательно, не подлежит удовлетворению заявление в признании кооператива несостоятельным (банкротом).

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявления уполномоченного органа, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Других доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного и за необоснованностью.

Проверив доводы отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба поступила в систему «Мой арбитр» 14.06.2016, поэтому нарушений срока на обжалование не имеется.

При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.05.2016 по делу № А15-4468/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.В. Казакова

Судьи И.Н. Егорченко

О.В. Марченко