ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3220/14 от 15.10.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

г. Ессентуки Дело №А61-1558/2014

16 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 05.08.2014 по делу № А61-1558/2014 (судья Хосроева А.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «Ариана-С» (ИНН <***> ОГРН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН <***> ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2014 №07-14/223-2,

при участии в судебном заседании:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу – ФИО1 по доверенности от 09.01.2014 № У8-9/05,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Ариана-С» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – апеллянт, управление) от 11.04.2014 №07-14/223-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 05.08.2014 удовлетворил требования заявителя. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что разница по количеству этилового спирта в 858,3 дал и головной фракции этилового спирта в 2305, 6 дал, является существенной и не может быть списана на погрешность в измерении.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя управления, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставкам произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из спирта-сырца), в том числе денатурированного, спирта-сырца, головной фракции этилового спирта на основании лицензии Б 068695 (рег.№1775 от 03.03.2009) со сроком действия до 13.06.2016.

Управлением в ходе совместной с сотрудниками ГУЭБ и ПК МВД РФ проверки на основании распоряжения от 24.02.2014 №20 «О проверке организаций-производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РСО-Алания» обследована территория общества.

Согласно протоколу осмотра от 25.02.2014 №07-14/108-1 (л.д.70-73) на территории общества обнаружены: между элеватором и спиртохранилищем на ж/д путях - 2 железнодорожные неопломбированные цистерны объемом 73,3 куб. м. и 85,3 куб. м., наполненные спиртом в количестве 7 200 дал и 8 200 дал соответственно; автомашина МАСК синего цвета (г/н <***>) с опломбированным полуприцепом, в котором находится жидкость с характерным запахом спирта в количестве 7 200 дал; автомашина FREIGHTLEINER белого цвета (г/н <***>) с опломбированным полуприцепом, в котором находится жидкость с характерным запахом спирта в количестве 7 200 дал.

Указанные две автомашины с прицепом арестованы управлением по протоколу ареста от 25.02.2014 №07-14/108-3 и переданы обществу на ответственное хранение, что отражено и в протоколе осмотра от 12.03.2014 №07-14/108-6 (л.д.83-90).

Из протокола осмотра от 12.03.2014 №07-14/108-6 следует, что проверяющими изучен журнал осмотра состояния оборудования, трубопроводов и арматуры спиртохранилища, где обществом 22.02.2014 сделана запись о течи запорной арматуры под емкостями №30 и №31, 28.02.2014 сделана запись о ремонте данной запорной арматуры.

03.04.2014 в присутствии представителя общества ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 07-14/223, в котором отражены вышеперечисленные данные протоколов осмотра от 25.02.2014 и от 12.03.2014, а также выводы экспертизы (заключение от 20.03.2014 №359) по отобранным пробам, согласно которым пробы 1-3, 7-8 являются этиловым спиртом, соответствуют требованиям ГОСТ Р 51652-200, пробы 4-6, 9 – побочный продукт спиртового производства, фракция головного этилового спирта (ЭАФ), получаемая при брагоректификации, не является пищевым продуктом.

11.04.2014 управление в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества вынесло постановление №07-14/223-2 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ за нарушение учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.

Считая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.

Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих производство алкогольной продукции, осуществлять учет и декларирование объемов ее производства и оборота.

В пункте 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ определено, что учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона, то есть с использованием оборудования, позволяющего осуществлять передачу сведений в базу данных ЕГАИС.

Учет объема производства и оборота осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.

Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.

Порядок учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) определен утвержденным Постановлением Правительства РФ № 380 от 19.06.2006, Положением об учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение № 380).

Согласно пункту 3 Положения №380 учет объема производства осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен Постановлением Правительства РФ № 522 от 25.08.2006 (далее - Постановление № 522).

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации представляют в единую информационную систему, в том числе, следующую информацию: вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; наименование продукции; вид и наименование продукции, учитываемой средствами измерения; концентрация (содержание) безводного (100-процентного) спирта в продукции каждого вида и наименования (в процентах к объему продукции), в том числе учтенная средствами измерения; объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения; объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения; количество (в штуках) произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, разлитой в потребительскую тару (упаковку), в том числе учтенное средствами измерения.

Порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.11.2012 № 351 (далее – Приказ № 351).

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.07.2010 № 45н утвержден формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Приказ № 45н).

Пунктом 2 Приказа № 351 установлено, что организации, осуществляющие производство этилового спирта, в том числе спирта-сырца (за исключением головной фракции этилового спирта, денатурированного этилового спирта, винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов), средства измерения (АСИиУ), обеспечивающие измерение объема готовой продукции, объема безводного (стопроцентного) спирта в готовой продукции, концентрации безводного спирта в готовой продукции, устанавливают: в спиртоприемном отделении перед передачей (приемкой) в спиртохранилище (склад) в случае закупки (получения) этилового спирта, используемого в качестве сырья при производстве этилового спирта; после эпруветки (фонаря) перед передачей этилового спирта в сливное отделение (спиртоприемное отделение) или на склад готовой продукции (спиртохранилище); в спиртоотпускном отделении до мерника перед: наливом (отгрузкой) этилового спирта в транспортную тару потребителя в случае поставки (передачи) его потребителям железнодорожным, автомобильным или иным видом транспорта, а также передачей этилового спирта обособленному подразделению организации; передачей этилового спирта для использования на собственные нужды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции, производстве денатурированного спирта.

Материалами дела установлено, что 25.02.2014 № 07-14/108-1 на внутренней территории общества по адресу РСО-Алания, <...> «а» у выезда через северо-западные ворота обнаружены 2 большегрузные автомашины с прицепами-цистернами, замаскированными под тентовые прицепы: автомашина MACK синего цвета, гос. номер <***> с полуприцепом гос. номер АР0444 15 RUS, в котором находится бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом спирта в количестве 7 200 дал; автомашина FRE1GHTLEINER белого цвета, гос. номер <***> с полуприцепом гос. номер АС0979 15 RUS, в котором находится бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом спирта в количестве 7 200 дал.

Между элеватором и спиртохранилищем на железнодорожных путях находятся 2 железнодорожные цистерны, № 57026221, объёмом 73,3 куб. м. и № 50249481, имеющей надпись «ТК «Новотранс», объёмом 85,6 куб. м., наполненные спиртом в количестве 7 200 дал и 8 200 дал соответственно.

В спиртохранилище, в соответствии с протоколом осмотра от 25.02.2014 № 07-14/108-1 обнаружена прозрачная жидкость с характерным запахом этилового спирта в количестве – 100 038,6 дал. С учётом хранящейся в авто и ж/д цистернах прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта в количестве 29 800 дал общий объем составил 129 838,6 дал, прозрачной жидкости с характерным запахом головной фракции этилового спирта – 54 879 дал.

Из объяснений заведующего спиртохранилищем ФИО3 следует, что 22.02.2014 он перекачал этиловый спирт в количестве 7 200 дал в автомобильный полуприцеп-ёмкость гос. номер АС0979 15 RUS и 23.12.2014 этиловый спирт в количестве 7 200 дал в автомобильный полуприцеп-ёмкость гос. номер АР0444 15 RUS, так как при перемещении спирта по ёмкостям в спиртохранилище по ошибке в данное количество спирта попал эфир, в связи с чем им принято решение о перекачивании данного количества спирта в автомобильные цистерны.

Также в своих объяснениях ФИО3 пояснил, что 21.02.2014 он также закачал этиловый спирт из спиртохранилища в поданные на погрузку указанные выше железнодорожные цистерны. Перекачку он осуществил по указанию генерального директора ФИО4

Почему указанные операции по перекачиванию из спиртохранилища в авто- и ж/д цистерны этилового спирта не зафиксированы измерительной системой ФИО3 пояснить не смог.

Из пояснении представителя общества ФИО2 от 12.03.2014 следует, что обратный слив этилового спирта из железнодорожных цистерн происходил по его указанию, и в связи с тем, что ранее загрузка этилового спирта ж/д цистерны прошла без фиксации измерительной системой, слив осуществлён посредством гибких шлангов в обход измерительных систем.

Каких - либо документов, предусмотренных п. 2.4.8 Инструкции по приёмке, хранению, отпуску, транспортированию и учёту этилового спирта, утвержденной заместителем Министра пищевой промышленности СССР ФИО5 25.09.1985, в материалы дела не представлено.

В ходе осмотра из указанных авто и ж/д цистерн отобраны пробы и образцы прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта.

26.02.2014 должностным лицом управления вынесено определение № 07-14/108-4 о назначении экспертизы отобранной в качестве образов, прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта на предмет установления природы происхождения, качества и соответствия ГОСТУ указанной прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта, производство которой поручено БМО на КМВ ЭКЦ ГУ МВД России.

Согласно выводам заключения от 20.03.2014 № 359 следует, что: представленная на исследование жидкость, в пяти бутылках с этикетками с обозначением проб №№ 1,2,3,7,8, является спиртом этиловым, крепостью 96,4 % об. Данная жидкость соответствует требованиям ГОСТ Р 51652-200 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия».

Представленная на исследование жидкость является побочным продуктом спиртового производства, фракцией головной этилового спирта (ЭАФ) получаемой при брагоректификации (содержащая этиловый спирт, эфиры, альдегиды, воду) и пищевым продуктом не является.

Таким образом, 21.02.2014 - 23.02.2014 и 12.03.2014 (время совершения), общество осуществляло оборот этилового спирта и головной фракции этилового спирта, по адресу: РСО-Алания, <...> (место совершения правонарушения), с нарушением установленного порядка учёта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.

Выводы суда первой инстанции о том, что состав правонарушения отсутствует, поскольку учет объема алкогольной продукции обществом произведен в полном объеме в ЕГАИС, является неправильным в связи со следующим.

В силу норм Приказа № 351 перемещение произведенного обществом этилового спирта в железнодорожные цистерны должно в обязательном порядке учитываться в АСИ и У.

В соответствии с Приказом № 45н такое перемещение фиксируется в ЕГАИС в режиме работы АСИ и У «008 - внутренний расход», либо «009 - отгрузка».

Внутренним перемещением спирта является его передача даже с одного склада в другой в пределах одной организации.

Соблюдение обществом данных требований также является соблюдением порядка учета объемов производства и оборота этилового спирта.

Материалами дела подтверждено и не отрицается обществом, что произведенный этиловый спирт находился в железнодорожных цистернах и автоцистернах, подготовленный предположительно на отгрузку, то есть покинул пределы помещения, в котором установлены АСИ и У. В ЕГАИС данное перемещение не зафиксировано. Из объяснении представителя общества ФИО3, предоставленных в материалы дела, следует, что фиксация через АСИ и У не осуществлялась. Также представителем общества ФИО6 пояснено, что обратный слив данной продукции также осуществлен в обход измерительных систем. Перемещение спирта в цистерны произошло в связи с необходимостью обеспечения ремонта сломавшейся запорной арматуры емкости, в которой он хранился ранее. При этом он пояснил, что не знал о том, что такое перемещение должно быть зафиксировано через АСИ и У.

Фактически обществом признан факт совершения правонарушения, однако судом первой инстанции данному обстоятельству не дано надлежащей оценки.

Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка нарушению порядка учета объемов производства и оборота этилового спирта в части ведения Журнала учета движения спирта по цистернам (П-22).

Данный журнал на момент проведения проверки отсутствовал и по требованию должностных лиц управления в ходе административного расследования не представлен.

Также он не представлен при составлении протокола об административном правонарушении № 07-14/223 от 03.04.2014, о чем указано на листе 4 протокола. При составлении данного протокола также присутствовал ФИО2, представлявший интересы общества по доверенности. С текстом протокола представитель ознакомлен в момент его составления, копию протокола получил и подписал его без каких-либо замечаний.

С целью установления природы обнаруженной жидкости должностными лицами Управления назначено проведение экспертизы, результаты которой достоверно установили, что данная жидкость является этиловым спиртом и фракцией головной этилового спирта (экспертное заключение от 20.03.2014 № 359).

Таким образом, подлежит отклонению довод заявителя о том, что должностными лицами управления неверно произведены замеры этилового спирта, без применения приложения № 3 к Инструкции - таблицей поправок, в результате чего измерен объем водного спирта, а не безводного.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования общества о признании незаконным постановления управления о привлечении общества к административной ответственности, поскольку законных оснований к этому не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда РСО-Алания от 05.08.2014 по делу № А61-1558/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Вынести по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Ариана-С» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 11.04.2014 № 07-14/223-2 о привлечении открытого акционерного общества «Ариана-С» к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Д.А. Белов

И.А. Цигельников