ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3309/2022 от 11.10.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А20-652/2022

13 октября 2022 года                                                                                

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2022 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 09.12.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" и Местной администрации городского округа Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2022 по делу № А20-652/2022,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Местной администрации городского округа Нальчик (далее – администрация), муниципальному казенному учреждению "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" (далее – учреждение, департамент) о признании незаконным постановления главы местной администрации городского округа Нальчик № 2048 от 17.11.2021 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами "ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса".

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дея».

Решением от 09.07.2022 заявление предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление признано недействительным. Распределены судебные расходы.

В апелляционной жалобе администрация просила принятый судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. Податель жалобы указал, что предприниматель злоупотребил своим правом, направляя за день до окончания общественных слушаний жалобу, в то время как своевременно мог ознакомиться с заключением по проекту внесения изменений в проект планировки территорий. Предложения и замечания, направленные в администрацию 17.11.2021, считает направленными несвоевременно. У суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления недействительным.

В апелляционной жалобе учреждение просило принятый судебный акт отменить, принять новый об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. Податель жалобы указал на пропуск предпринимателем срока на подачу жалобы в отношении заключения проекта о внесения изменений в проект планировки территорий.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель предпринимателя доводы жалобы отклонил. Иные участвующие в деле лица, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, главой местной администрации городского округа Нальчик принято постановление № 2048 от 17.11.2021 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами "ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса", согласно которому с 14 октября 2021 года по 18 ноября 2021 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса (схема прилагается), разъяснен порядок направления предложений и замечаний по предмету общественных обсуждений.

17.11.2021 предприниматель обратился в администрацию и учреждение с обращением о необходимости при принятии решения по данному вопросу учесть вступившее в законную силу решение от 29.06.2021 по делу №А20-4705/2020.

Учреждение в ответе от 16.12.2021 № 45-ДАиГ-1-06/2349 на обращение предпринимателя сообщило о пропуске им срока для подачи соответствующих предложений и замечаний, последний день подачи которых пришелся на 12.11.2021, а также на отсутствие нарушения прав предпринимателя внесением изменений в проект планировки территории.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд за защитой своих прав.

Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ. Перечень способов защиты права не является исчерпывающим.

Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В статье 1 ГК РФ закреплены основополагающие принципы гражданского законодательства, в их числе принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

По смыслу названных правовых норм лицо вправе требовать признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, если данными ненормативным актом, решением, действием (бездействием) органа, осуществляющего публичные полномочия, прямо нарушены его конкретные субъективные права и законные интересы и судебным актом по делу эти права будут восстановлены.

В соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2).

Частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ регламентировано, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В силу пункта 6 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В порядке части 10 статьи 5.1 ГрК РФ в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В силу части 11 статьи 5.1 ГрК РФ предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Частью 12 статьи 5.1 ГрК РФ определено, что участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

Согласно части 15 статьи 5.1 ГрК РФ предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.

Пунктом 5 части 18 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

В порядке части 21 статьи 5.1 ГрК РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из материалов дела, 17.11.2021 предприниматель обратился в учреждение и администрацию с письменными предложениями и замечаниями по проекту плана о внесении изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса.

В постановлении главы местной администрации городского округа Нальчик
№ 2048 от 17.11.2021 "Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами "ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса" указано, что период проведения публичных слушаний определен – с 14.10.2021 по 18.11.2021, какого-либо иного специального временного интервала для направления предложений и замечаний в постановлении, не приведено.

В этой связи, суд пришел к верному выводу о своевременности направления предпринимателем предложений и (или) замечаний с учетом определённого в постановлении периода (с 14.10.2021 по 18.11.2021) проведения публичных слушаний.

Ссылки заинтересованных лиц на пропуск предпринимателем срока для обращения с предложениями и (или) замечаниями в рассматриваемом случае, не обоснованы.

В своих предложениях от 17.11.2021 предприниматель указал, что является правообладателем земельных участков и зданий, через которые предполагается проезд. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.06.2021 по делу № А20-4705/2020 установлено, что администрацией не обоснована необходимость включения предполагаемого проезда через земельные участки предпринимателя. В связи с этим предприниматель предложил учесть администрации и учреждению выводы суда по делу № А20-4705/2020 при принятии соответствующего решения.

Как установлено судом, администрацией ранее было принято постановление от 24.04.2020 № 738 «Об изъятии земельных участков по адресу: г. Нальчик», в их числе земельный участок площадью 260 кв.м с кадастровым номером 07:09:0101023:66  и земельный участок площадью 149 кв.м с кадастровым номером 07:09:0101023:54.

Данное постановление являлось предметом проверки его законности в судебном порядке в рамках дела № А20-4705/2020. Решением от 29.06.2021 по делу № А20-4705/2020 требования предпринимателя в части признания незаконным постановления от 24.04.2020 № 738 «Об изъятии земельных участков по адресу: г. Нальчик» об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0101023:66 и 07:09:0101023:54 удовлетворены.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости многофункциональный развлекательный центр (нежилое здание) общей площадью 6197,3 кв.м. с кадастровым номером 07:09:000000:59380, расположенный по адресу: <...>. 318 является совместной собственностью предпринимателя и ФИО5 Данный объект расположен в границах участков 07:09:0102023:54 и 07:09:0102023:66, в которых предполагается проектируемый проезд.

В этой связи замечания предпринимателя на проект являются значимыми, которые должны быть рассмотрены и не могли быть отвергнуты заинтересованным лицом по формальным основаниям.

Наряду с тем судом установлено, что заседание комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки городского округа Нальчик по результатам общественных обсуждений оформлено протоколом от 12.11.2021. В процессе обсуждения вопроса на комиссии поступило предложение увеличить радиусы поворотов проектируемого проезда с целью обеспечения безопасности и удобства проезда транспорта (лист 4 протокола), по данному предложение было проведено голосование и принято решение.

Между тем, вопрос об увеличении радиуса поворотов проектируемого проезда не был включен в схему изменений в проект планировки территории, ограниченной улицами ФИО3, ФИО4, Циолковского и Щорса, публичные обсуждения по которому были назначены постановлением администрации № 1760 от 06.10.2021. Предложения и замечания по названному вопросу в принципе не могли поступить, поскольку этот вопрос не был ранее поставлен на общественные обсуждения.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности заявителем наличия условий для признания незаконным оспариваемого постановления, в связи с этим признал, что требования предпринимателя подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционных жалоб являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб, отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение и администрация от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы освобождены, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2022 по делу № А20-652/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                                                      И.Н. Егорченко

                                                                                                                      Е.В. Жуков