ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3336/20 от 22.10.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                   Дело № А25-1782/2019

29 октября   2020 года                                                                                                   

Резолютивная  часть объявлена 22 октября   2020 года

Постановление в полно объеме изготовлено 29 октября   2020 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Сады Карачаево-Черкесии» – Решетняк Ю.В. (доверенность от 14.02.2020); представителя Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике – Гогушева А.Х. (доверенность от 01.10.2020), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сады Карачаево-Черкесии»  на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 по делу № А25-1782/2019,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сады Карачаево-Черкесии» (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 12.03.2019 №998 об отказе в возмещении суммы НДС, от 12.03.2019 № 5590 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 в удовлетворении требований отказано.

Решение мотивировано тем, что общество получило субсидию через АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» и ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в третьем, четвертом кварталах 2017 года, а также от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями. Общество 26.07.2017 с нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» зарегистрировало увеличение уставного капитала без его полной оплаты. Участниками общества 04.12.2017 приняты решения о признании несостоявшимся увеличения уставного капитала (протокол от 24.07.2017 № 1) и возврате участникам внесенных ими денежных средств до 31.12.2017 (что не было фактически выполнено), вследствие чего по итогам 2017 года уставный капитал Общества составил всего 10 тыс. руб. (сумма чистых активов - минус 120 111 тыс. руб.), иные денежные средства у общества в спорный налоговый период отсутствовали. Общество не вело раздельный учет;  претендуя на налоговый вычет (возмещение) НДС по затратам, возмещаемым ему через АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики», в том числе, из федерального бюджета, не представило в материалы дела доказательств вхождения (исключения) в субсидию НДС.В связи с неведением налогоплательщиком раздельного учета отсутствовали основания для принятия заявленных обществом налоговых вычетов. При принятии оспариваемых решений инспекция правомерно руководствовалась положениями пункта 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия этих решений), согласно которым в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. Действия общества направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.Суд пришел к неправильному выводу о том,  что увеличение уставного капитала общества фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками своих дополнительных вкладов установленных протоколом общего собрания участников общества;  ООО «Сады КЧР» не является получателем бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что изначально денежные средства были получены АО «Корпорация развития КЧР» (далее по тексту корпорация) по договору купли продажи акций, поскольку акции были переданы в собственность государства в лице Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, полученные денежные средства стали принадлежать АО «Корпорация развития КЧР» на праве собственности. Отсутствие раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам) не препятствует применению налоговых вычетов.

До начала судебного заседания от налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании  представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель налогового органа в судебном заседании  поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

Обществом 10.09.2018 была представлена в Инспекцию уточненная (номер корректировки - 6) налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, согласно которой налогоплательщик предъявил к возмещению НДС в сумме 2 882 616 руб.

В уточненной налоговой декларации налогоплательщик указал сумму налоговых вычетов в размере 3 951 535 руб. (строка 120 раздела 3), а также восстановил 1 068 919 руб. НДС (строка 080, в т.ч. 090, раздела 3). Сумма налога к возмещению из бюджета составила 2 882 616 руб.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации, по результатам которой составила акт камеральной налоговой проверки от 24.12.2018 №48792 и вынесла решения: от 12.03.2019 № 5590 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием доначислений по налогу на добавленную стоимость по итогам камеральной налоговой проверки; от 12.03.2019 № 998 об отказе в возмещении заявителю НДС в сумме 2 882 616 руб.

Решения Инспекции от 12.03.2019 №998, от 12.03.2019 № 5590 были обжалованы заявителем в вышестоящий налоговый орган.

По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по КЧР решением от 29.06.2019 № 79 оставило решения Инспекции без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

Заявитель, не согласившись с решениями Инспекции от 12.03.2019 №998, от 12.03.2019 № 5590, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил, что существенных нарушений порядка рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия решений, являющихся самостоятельным основанием к отмене оспариваемых ненормативных правовых актов, Инспекцией в данном случае допущено не было.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно  руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в статье 171 Кодекса, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

Согласно положениям статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 данного Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.

Из системного анализа статей 169, 171, 172 НК РФ следует, что налогоплательщик имеет право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при одновременном выполнении следующих условий: принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основании первичных учетных документов; подтверждение уплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара; приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса.

При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.

Налогоплательщику предоставлена возможность возмещать налог из бюджета и при отсутствии переплаты (переплаченной в бюджет суммы), в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 данного Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями указанной статьи.

Из материалов дела следует, что налоговый вычет в размере 3 951 535 руб. за 3 квартал 2017 года был заявлен Обществом в отношении НДС, уплаченного поставщикам (исполнителям работ, подрядчикам) по счетам-фактурам  ООО «Плодообьединение «Сады Ставрополья»,  Кавказский филиал ПАО «Мегафон»,              ООО «ГАЗ-ВОДА», ООО «Совхоз Кавказ-Темпельгоф»,  ООО «Юг-продукт»,     ИП Грибанов С.А.,              ООО Торговый дом «БАЗИС.РУ»,  ИП Долгих М.В.,  ООО «Фирма Меркурий»,  ООО «Торговый дом Полимет»,  АО «Карачаево-Черкесскэнерго», ООО «Интербизнес»,  ООО «Промстандарт»,  ООО «Промхим»,ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ООО «Фирма Хаммер», ООО «ТПК Трансснаб», ООО «СКИФ-2»,ООО «Стройоптторг».

Заявителем в инспекцию в ходе камеральной проверки и в суд при рассмотрении данного спора был представлен комплект документов в подтверждение права на применение налоговых вычетов по уточненной (номер корректировки - 6) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года в размере 3 951 535 руб.: договоры на приобретение товаров (работ, услуг), счета-фактуры поставщиков (подрядчиков), товарные накладные, товарно-транспортные накладные, спецификации, акты приемки услуг, акты приема-передачи оборудования, а также документы о произведенной заявителем в полном объеме оплате приобретенных товаров (работ, услуг) - платежные поручения, банковские ордера.

Счета-фактуры, представленные обществом, оформлены в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Товары (работы, услуги), приобретенные у контрагентов, Обществом оприходованы, факт принятия заявителем товара к учету не оспаривается налоговым органом. Претензий к оформлению первичных документов Инспекцией в ходе налоговой проверки и при рассмотрении дела в суде не предъявлено.

Инспекцией не оспаривается факт поставки товаров (работ, услуг), реальность соответствующих хозяйственных операций и не отрицается экономический эффект от использования данных товаров (работ, услуг) в хозяйственной деятельности заявителя.

Контрагенты выставили заявителю счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями налогового законодательства; операции по приобретению товаров (работ, услуг) оформлены соответствующими первичными учетными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; предъявленный контрагентами НДС уплачен им обществом в составе цены товара в полном объеме. Приобретение товара (работ, услуг) отражено заявителем в книге покупок за 3 квартал 2017 года, предоставленной на камеральную проверку.

Основанием для принятия инспекцией оспариваемых решений от 12.03.2019 №998, от 12.03.2019 № 5590 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.Инспекция пришла к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на получение налоговых вычетов по НДС в связи с использованием им при приобретении в 3 квартале 2017 года товаров (работ, услуг) на цели закладки фруктового сада интенсивного типа и уход за многолетними насаждениями средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики в форме субсидий.

Налоговый орган указал, что денежные средства, использованные обществом в целях осуществления предпринимательской деятельности для приобретения товаров (работ, услуг) в 3 квартале 2017 года, поступили на счета заявителя, в том числе, от АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в качестве дополнительного взноса в размере 278 002 000 руб. в уставной капитал Общества. Источником получения АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» указанных денежных средств явились субсидии из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики.

Налоговый орган посчитал, что общество полученные от АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» бюджетные денежные средства использует для капитальных вложений в объекты капитального строительства (устройство сада интенсивного типа), в связи с чем, обществу следует применять порядок исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ, согласно которому при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат.

Налоговый орган также посчитал общество нарушившим требования подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в связи с тем, что налогоплательщик при получении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), не восстановил суммы НДС, ранее принятые им к вычету.

Судом первой инстанции правильно установлено, что общество было зарегистрировано инспекцией в качестве юридического лица 14.01.2014 под ОГРН 1140917000025. Уставной капитал общества при его государственной регистрации составил 10 000 руб.

Впоследствии в результате продажи части доли в уставном капитале Жученко Ж.В. и Тронь Е.А. участниками общества стали АО «Корпорации развития Карачаево-Черкесской Республики» с размером доли 3 600 руб. - 36 % уставного капитала, а также ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» с размером доли 2 600 руб. - 26 % уставного капитала (протокол собрания участников Общества от 12.05.2017 № 1).

При регистрации в качестве юридического лица общество в качестве своего основного вида хозяйственной деятельности указало выращивание прочих плодовых и ягодных культур (ОКВЭД 01.25.1), в качестве дополнительных видов деятельности -торговлю оптовую фруктами и овощами (ОКВЭД 46.31 ), переработку и консервирование фруктов и орехов (ОКВЭД 10.39.2).

Общество согласно уточненной (номер корректировки - 6) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года заявило в проверяемом периоде налоговый вычет в размере 3 951 535 руб. по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике», который реализуется в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2025 годы», включенной в «Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.01.2017 № 28).

Для реализации инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в КЧР» Обществу распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 08.08.2016           №183-р был предоставлен в аренду принадлежащий на праве собственности Карачаево-Черкесской Республике земельный участок площадью 2 628 349 кв.м. (262,83 га) с кадастровым номером 09:01:0061301:20 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в Адыге-Хабльском муниципальном районе Карачаево-Черкесской Республики.

Материалами дела подтверждено, что между Обществом (оператор проекта), АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» (партнер) и ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» (инвестор) 11.05.2017 было подписано инвестиционное соглашение о существенных условиях участия в инвестиционном проекте «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике». Общая сумма проекта - 800,21 2 млн. руб. Инвестиционный период - с июня 2017 года по май 2018 года. Доли участия сторон в инвестиционном проекте: АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» (партнер) - 278,002 млн. руб., в т.ч. на 2017 год -155,002 млн. руб., на 2018 год - 123 млн. руб.; ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» (инвестор) - 280 млн. руб., в т.ч. на 2017 год - 280 млн. руб. В качестве дополнительных источников финансирования Обществом (оператором проекта) могут привлекаться кредитные средства в размере 242,21 млн. руб. Порядок инвестирования: инвестирование осуществляется путем внесения денежных средств Инвестором и Партнером в уставный капитал Оператора проекта. В 2017 году уставной капитал Оператора проекта увеличивается до 435 012 000 руб., при этом Партнер вносит в уставной капитал 155 002 000 руб., а Инвестор - 280 000 000 руб. В 2018 году в уставной капитал Оператора проекта увеличивается до 558 012 000 руб., при этом Партнер вносит в уставной капитал 123 000 000 руб., а Инвестор - 0 руб. В 2018 году доля Партнера в уставном капитале Оператора проекта увеличится пропорционально сумме денежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала. Срок выкупа Инвестором 100 % доли Партнера в уставном капитале Оператора проекта - не позднее 31.12.2024.

В целях реализации указанного инвестиционного соглашения от 11.05.2017 и согласно предусмотренному им графику внесения денежных средств АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» был внесен дополнительный взнос в уставной капитал Общества в размере 155 002 000 руб., денежные средства в указанном размере были перечислены на расчетный счет Общества платежными поручениями.  

В свою очередь, ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» во исполнение указанного инвестиционного соглашения внесло дополнительный взнос в уставной капитал Общества в размере 159 205 000 руб., денежные средства в указанном размере были перечислены на расчетный счет заявителя платежными поручениями.

При проверке довода инспекции о том, что увеличение уставного капитала общества фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками своих дополнительных вкладов, установленных протоколом общего собрания участников общества от 24.07.2017 № 1, суд  первой инстанции правильно исходил из того, что на общем внеочередном собрании участников общества 24.07.2017 было принято решение об увеличении уставного капитала с 10 000 руб. до 435 012 000 руб. за счет дополнительных вкладов его участников, а именно - ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» обязалось внести 280 000 000 руб., АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» - 155 002 000 руб. Указанные суммы дополнительных вкладов должны были быть внесены участниками путем перечисления на расчетный счет Общества в срок до 01.12.2017. На общем внеочередном собрании участников Общества 04.12.2017 было принято решение о признании несостоявшимся увеличения уставного капитала в связи с несоблюдением сроков внесения дополнительных вкладов его участниками, установленных протоколом от 24.07.2017 № 1 и возврате участникам внесенных ими денежных средств (ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» - в размере 159 205 000 руб., АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» - 155 002 000 руб.) в срок до 31.12.2017. Вместе с тем фактически Обществом к указанному сроку денежные средства участникам возвращены не были. Впоследствии 29.03.2018 на общем внеочередном собрании участников было принято решение увеличить уставный капитал Общества с 10 000 руб. до 558 012 000 руб. за счет дополнительных вкладов участников в увеличение уставного капитала. При этом денежные средства, внесенные участниками на расчетный счет Общества до момента принятия данного решения (ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в размере 159 205 000 руб. и АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в размере 155 002 000 руб.), были зачтены в счет внесения дополнительных вкладов участников Общества (протокол общего собрания участников от 29.03.2017 № 6).

В Едином государственном реестре юридических лиц 05.04.2018 был зарегистрирован факт увеличения уставного капитала Общества до 558 012 000 руб.

После увеличения уставного капитала заявителя путем внесения участниками своих дополнительных взносов в полном объеме размер доли АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» составил 347507/697515 - 49,8 %, размер доли ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» - 350008/697515 - 50,18 %.

Участвующими в деле лицами не оспаривается, что часть денежных средств, поступивших от АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» и ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» на расчетный счет Общества в качестве дополнительных взносов в уставной капитал, была использована налогоплательщиком, в том числе, на цели закладки фруктового сада интенсивного типа, ухода за многолетними насаждениями и иные цели, непосредственно связанные с осуществлением Обществом его основной хозяйственной деятельности для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) контрагентов заявителя, по взаимоотношениям с которыми в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года были заявлены спорные налоговые вычеты в размере 3 951 535 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. В соответствии с Уставом общества, утвержденным общим внеочередным собранием участников (протокол от 27.07.2017 № 1), на 2017 год размер уставного капитала общества составил 435 012 000 руб. Размер уставного капитала общества увеличен в 3 квартале 2017 года (26.07.2017), что подтверждается информационными ресурсами налогового органа и бухгалтерскими документами по счету 80 «Уставный капитал».

Увеличение уставного капитала общества должно было быть осуществлено в соответствии с Инвестиционным соглашением от 11.05.2017 о существенных условиях участия АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в инвестиционном проекте «Закладка интенсивного сада в КЧР». Уставный капитал Общества должен был быть увеличен путем внесения Инвестором (ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья») и Партнером (АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики») денежных средств в уставный капитал. При этом общая доля участия: 1) Партнера составляет 278 002 000 руб., в том числе: на 2017 год -155 002 000 руб., на 2018 год - 123 000 000 руб.; 2) Инвестора составляет 280 000 000 руб., в том числе: на 2017 год - 280 000 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества. Срок такой оплаты не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества.

В нарушение приведенных требований статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» внесло в 2017 году в уставной капитал Общества 150 000 000 руб. (3 квартал 2017 года) и 9 205 000 руб. (4 квартал 2017 года). Общая сумма дополнительного взноса составила 159 205 000 руб. В соответствии с решением общего собрания участников ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» должно было внести 280 млн.руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 16, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 данного Федерального закона.

При таких обстоятельствах неоплаченная доля ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» должна была перейти к обществу.

Обществом в нарушение требований пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ увеличение уставного капитала общества было зарегистрировано 26.07.2017 до его полной оплаты.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрено, что если увеличение уставного капитала общества не состоялось, общество обязано в разумный срок вернуть участникам общества и третьим лицам, которые внесли вклады деньгами, их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также уплатить проценты в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общество 04.12.2017 приняло решение об уменьшении уставного капитала до минимального размера 10 000 руб., при этом в нарушение требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ денежные средства участникам Общества не были возвращены.

По итогам 2017 года общество имело уставной капитал в размере 10 000 руб., сумма чистых активов составила «-120111.000 тыс. руб.» согласно представленной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Устава общества, утвержденного протоколом от 24.07.2017 №1, размер уставного капитала общества заявлен в размере 435 012 000 руб.

Согласно пункту 6 статьи 4 Устава общества в случае, если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года, по окончании которых стоимость чистых активов общества будет меньше его уставного капитала, общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала общества в установленном порядке. Если стоимость указанных активов Общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, Общество подлежит ликвидации.

В Уставе общества, утвержденном протоколом общего собрания участников от 04.12.2017 №5, уставной капитал общества заявлен в размере 10 000 руб., также оговорена необходимость ликвидации организации, если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.

Суд первой инстанции  пришел  к правильному выводу о том, что обществом были созданы условия для ликвидации в соответствии с Уставом общества и требованием пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», указанный довод Инспекции является обоснованным.

Суд первой инстанции проверил и обоснованно отклонил довод   общества о том, что налоговым органом в оспариваемом решении указаны недостоверные сведения о сроках и размере внесения денежных средств участниками в уставный капитал общества.  

Решение общего внеочередного собрания участников общества от 29.03.2018 и дополнительное соглашение от 31.05.2018 № 1 к инвестиционному соглашению были приняты в 2018 году, то есть за пределами 2017 финансового года, по окончании которого Общество в силу приведенных положений Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ в связи уменьшением уставного капитала до минимального размера и уменьшением стоимости чистых активов до уровня менее определенного законом минимального размера уставного капитала должно было принять решение о ликвидации.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника оплаты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

В обоснование отказа в применении заявителем налоговых вычетов, инспекция сослалась на положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей в подвергнутый камеральной проверке период), согласно которым суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

В целях применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ инспекция квалифицировала в качестве средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики в форме субсидий денежные средства, внесенные АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в качестве дополнительных взносов в уставной капитал налогоплательщика.

При проверке доводов инспекции о наличии у дополнительных вносов АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» в уставный капитал общества признаков субсидии (средства федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики) в целях применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, суд установил следующее.

АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» как юридическое лицо в форме акционерного общества было учреждено 14.11.2016 Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.

В целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики Правительством КЧР было издано постановление от 17.04.2017 № 99 «Об увеличении уставного капитала АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики».

На основании договора купли-продажи акций б/н от 22.06.2017 АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» (продавец) передала покупателю - Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции стоимостью 513 817 000 руб., а покупатель оплатил эти акции. Оплата акций была осуществлена Министерством имущественных и земельных отношений КЧР за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету КЧР в размере 500 000 000 руб., а также за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики в размере 13 817 000 руб. Целевое назначение средств - участие в уставных капиталах инвестиционных проектов, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.02.2017 № 28 «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».

Таким образом, в соответствии с Соглашением от 18.02.2017 № 370-08-002 о предоставлении субсидий в 2017 году из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы», постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2017 № 99, а также договором купли-продажи акций от 22.06.2017 Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в 2017 году были оплачены дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» путем предоставления бюджетных инвестиций в размере 513817000 руб.В течение 2017 года АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» за счет этих средств были осуществлены финансовые вложения в инвестиционные проекты, реализуемые в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы» на общую сумму 513 817 000 руб. Указанное свидетельствует о том, что денежные средства, полученные в форме в форме субсидий из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики, были использованы Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики при приобретении в собственность акций АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики».

АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики», учрежденная Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, по своей организационно-правовой природе является коммерческой организацией - хозяйственным обществом (пункт 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1.5 заключенного между АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» и Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики договора купли-продажи акций от 22.06.2017 бюджетные инвестиции рассматриваются сторонами как средства целевого финансирования, направляемые исключительно для социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики путем осуществления корпорацией взносов в уставные капиталы организаций.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам - частным компаниям (не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями) определен положениями статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В данном случае предоставление АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» бюджетных инвестиций сопровождалось приобретением Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики за счет указанных средств акций данного юридического лица и повлекло возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала корпорации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Целевой характер выделенных АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики путем осуществления корпорацией взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционного проекта, что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно учел содержащиеся в материалах дела и решении Управления ФНС России по КЧР от 29.05.2019 №79 сведения об увеличении уставного капитала АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» (постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2017 № 99) путем выпуска акций на 513 817 тыс. рублей за счет субсидии из федерального бюджета (соглашение от 18.02.2017 № 370-08-002).

Далее АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» путем представления бюджетных инвестиций передало Министерству имущественных и земельных отношений КЧР акции, а Министерство экономического развития КЧР оплатило акции за счет субсидии из федерального бюджета (500 млн. рублей, 97,3 % от общей величины субсидии) и бюджета КЧР (13 817 тыс. рублей, 2,7% от общего размера субсидии). При этом пунктом 1.5 договора купли-продажи акций оговорено, что бюджетные инвестиции рассматриваются как средства целевого финансирования, направляемые исключительно для социально-экономического финансирования КЧР путем осуществления взносов корпорацией в уставные капиталы организаций, в том числе на закладку фруктового сада в КЧР. В приказе АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» от 29.06.2017 № 39 указано на перечисление денежных средств между своими счетами в связи с необходимостью осуществления раздельного учета выделяемых ей государственных средств. АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» перечислила Обществу в 3 квартале 2017 года 218 002 тыс. рублей на пополнение уставного капитала, а Министерство сельского хозяйства КЧР 31.07.2017 - 6 991 182 руб.

Материалами дела, выпиской по расчетному счету заявителя подтверждено и не оспаривается сторонами, что 31.07.2017 на расчетный счет общества от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 №38 поступила субсидия в размере 6 991 182 руб. с указанием целевого назначения - «на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями».

Согласно распоряжению Главы КЧР от 08.08.2016 № 183-р и дополнений к нему Общество представило инвестиционный проект «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике», оно признано соответствующим критериям, которым должны соответствовать объекты, масштабные инвестиционные проекты, для размещения и реализации которых допускается предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, на территории КЧР. Обществу предоставлен земельный участок в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике» сроком на 49 лет. Следовательно, понесенные Обществом затраты осуществлялись при реализации инвестиционного проекта (инвестиций, субсидий), что правильно установлено налоговым органом.

Кроме того, общество также включено приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.02.2017 № 28 в подпрограмму «Социально-экономическое развитие КЧР на 2016 - 2025 годы» как исполнитель инвестиционного проекта «Закладка фруктового сада интенсивного типа в КЧР, в 2017 году было предусмотрено бюджетное финансирование.

При этом субсидия предоставлялась на возмещение части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (подпункт «б» пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий на поддержку подотраслей растениеводства за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 15.02.2013 № 38). Подпунктом «е» пункта 2.4 Указанного Порядка запрещена выдача названной субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, получившим средства из республиканского бюджета КЧР, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с Порядком на цели, указанные в подпункте 2.1. Следовательно, доводы Общества о получении субсидии, в том числе, из республиканского бюджета противоречат подпунктам 2.1, 2.4 названного Порядка.

Вывод Инспекции о фактическом получении обществом бюджетных средств путем изменения их статуса как бюджетных и намеренной их трансформации в полученные от обычной хозяйственной деятельности основан на правильном применении норм права к конкретным обстоятельствам спорной хозяйственной операции.

Судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что общество получило субсидию через АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» и ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в третьем, четвертом кварталах 2017 года, а также от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.

Общество 26.07.2017 с нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» зарегистрировало увеличение уставного капитала без его полной оплаты. Участниками общества 04.12.2017 приняты решения о признании несостоявшимся увеличения уставного капитала (протокол от 24.07.2017 № 1) и возврате участникам внесенных ими денежных средств до 31.12.2017 (что не было фактически выполнено), вследствие чего по итогам 2017 года уставный капитал Общества составил всего 10 тыс. руб. (сумма чистых активов -минус 120 111 тыс. руб.), иные денежные средства у Общества в спорный налоговый период отсутствовали.

С учетом непредставления обществом доказательств ведения раздельного учета, позволяющего определить доли затрат, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств, согласно бремени доказывания в этой части лицо, претендующее на возмещение налога избюджета по понесенным затратам, полностью либо частично компенсируемым из федерального бюджета (с учетом получения АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» из федерального бюджета 500 млн. руб., часть из которых внесена в уставный капитал общества), должно представить соответствующие доказательства величины доли этих затрат.

Из положений постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.02.2013 № 38, а также платежного поручения от 31.07.2017 № 543823 о перечислении Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на расчетный счет Общества субсидии в размере 6 991 182 руб. не следует, что сумма перечисленной субсидии включала НДС.

С 01 января 2018 года на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат независимо от факта включения суммы НДС в субсидии.

До 01.01.2018 положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ применялись при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий в случае включения суммы НДС в субсидии.

Письмом от 18.01.2019 № СД-4-3/689@ «О налоге на добавленную стоимость» ФНС России обратила внимание на то, что на налогоплательщиков, применяющих статью 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ, положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ не распространяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных за счет субсидий, полученных до 31.12.2018.

Статьей 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» установлено, что налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяют положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, согласно которым восстановлению подлежали суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС.

Общество, претендуя на налоговый вычет (возмещение) НДС по затратам, возмещаемым ему через АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики», в том числе, из федерального бюджета, не представило в материалы дела доказательств вхождения (исключения) в субсидию НДС.

В случае же оплаты затрат на закладку сада за счет бюджетной субсидии из федерального бюджета налоговые вычеты Общество заявить не вправе. При этом при оплате понесенных затрат за счет федерального и республиканского бюджетов долю «входного» НДС Общество не определило, раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов, и собственных денежных средств, не вело в нарушение требований   пункта 4 статьи 170 НК РФ.  В связи с неведением налогоплательщиком раздельного учета отсутствовали основания для принятия заявленных Обществом налоговых вычетов.

Довод апелляционной жалобы о неправомерности вывода  суда первой инстанции о том, что увеличение уставного капитала Общества фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками своих дополнительных вкладов установленных протоколом общего собрания участников общества, общество правомерно зарегистрировало увеличение уставного капитала, отклоняется. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,  не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества. В нарушение ст. 16 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» внес в 2017 году внес в уставной капитал только часть взноса. В соответствии с п. 3.ст. 16 Ф3№14, в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 16, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьёй 24 14-Федерального закона;  неоплаченная доля должна была перейти к ООО «Сады Карачаево-Черкесии».

ООО «Сады Карачаево-Черкесии» в нарушение требований п.1. ст. 17 14-ФЗ зарегистрировал Увеличение уставного капитала общества 26.07.2017 до его полной оплаты. Приняв решение об уменьшении уставного капитала  в нарушение требований п.3 ст. 19 ФЗ-14, денежные средства участникам общества не вернули.

Обществом созданы условия для ликвидации в соответствии с Уставом общества и требованием п.4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью», поскольку  стоимость чистых активов  стала меньше определенного законом минимального размера уставного капитала.

Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «Сады КЧР» не является получателем бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отклоняется как противоречащий материалам дела.

В рамках камеральной налоговой проверки установлено, что ООО «Сады Карачаево-Черкессии» изначально ведет финансово-хозяйственную деятельность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики.

Общество участвует в инвестиционном проекте, включено в реестр получателя субсидий.

При исследовании расчетного счета налогоплательщика установлено, что 31.07.2017 на расчетный счет общества от Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской  Республики от 15.02.2013 №38 поступила субсидия в размере 6 991 182 руб. с указанием целевого назначения - «на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями».

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам) не препятствует применению налоговых вычетов, отклоняется. Как правильно установлено судом первой инстанции, общество одновременно вело как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ, применяется установленное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Неисполнение этой обязанности влечет отказ в предоставлении налоговых вычетов.

Все приведенные обществом в апелляционной жалобе  доводы были предметом исследования суда первой инстанции; доказательства установлены судом в полном объеме и им дана правильная оценка.

Обоснованы выводы инспекции о придании бюджетным средствам статуса полученных от обычной хозяйственной деятельности для избежания последующей обязанности восстановления налоговых вычетов по товарам, приобретенным за счет бюджетных средств (в основном из федерального бюджета); создании ситуации, позволяющей избежать предстоящих изменений законодателем правового применения; фактическом возмещении затрат общества на закладку сада за счет федерального бюджета; необходимости применения в отношении налогоплательщика, действия которого направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, правовых последствий, которых он необоснованно пытался избежать; наличии у общества в связи с этим обязанности восстановить заявленный налоговый вычет из-за его необоснованного применения.  

Судом первой инстанции правильно установлено фактическое создание всеми участниками спорных хозяйственных операций по получению бюджетных средств из федерального бюджета, их перечислению условий для утраты указанными средствами статуса бюджетных в краткий период; создание АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» накануне спорных хозяйственных операций в ноябре 2016 года при одновременном признании общества участником инвестиционной программы, финансируемой из бюджета, еще в 2014 году; увеличение уставного капитала общества одномоментно с получением АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» субсидии и последующий возврат к исходному размеру уставного капитала в период, по проверке которого у инспекции в рамках камеральной проверки отсутствовали полномочия; тем самым возврат всех участников цепочки перечисления бюджетных средств в исходное положение; неведение обществом, получившим бюджетные субсидии, раздельного учета затрат за счет субсидий и других источников; оформление налогового вычета накануне введения законодателем обязанности ведения раздельного учета и восстановления НДС к уплате при получении бюджетных субсидий и инвестиций независимо от уровня бюджета; участие АО «Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики» и ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья» в уставном капитале общества фактически направлено на передачу обществу бюджетных инвестиций.   

Основания для применения обществом налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2017 года вследствие совершения всеми участниками хозяйственных операций действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС (налоговых вычетов) из федерального бюджета, из которого обществу фактически по цепочке перечислены бюджетные субсидии на возмещение затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.

Такие выводы согласуются с определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2020 № 308-ЭС20-6005 по делу №А25-499/2019 по результатам рассмотрения аналогичного спора между теми же лицами о правомерности применения налогового вычета обществом за иной налоговый период - 2 квартал 2017 года.

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.

Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 по делу № А25-1782/2019.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь  статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

                                                    ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2020 по делу № А25-1782/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                    Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                  Д.А. Белов       

                                                                                             М.У. Семенов