ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3553/19 от 10.06.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                               Дело № А61-2755/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020

Полный текст постановления изготовлен  17.06.2020

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,  при участии в судебном заседании представителя Региональной службы по тарифам РСО-Алания – Дарчинов И.Р. (доверенность от 03.02.2020 № 5),в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам РСО-Алания на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 11.03.2020 по делу № А61-2755/2019,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд РСО-Алания обратилось акционерное общество энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» (далее - заявитель, общество, Севкавэнерго) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания (далее - административный орган, РСТ) от 22.05.2019 по делу №51-9.15/2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания по делу 17.07.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019, заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда были отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд РСО - Алания.

Требования общества в заявлении и дополнении к нему мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством размещать информацию об инвестиционных программах обязаны только те субъекты электроэнергетики, для которых она утверждена уполномоченными федеральными органами исполнительной власти или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», мили органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. АО «Севкавказэнерго», являясь сбытовой организацией, не имеет на балансе объектов электросетевого имущества, а инвестиционная программа общества направлена на приобретение объектов основных средств, не требующих монтажа, стоимостью свыше 40 000 рублей с целью обновления компьютерной и автомобильной техники. Информация об инвестиционной программе общества ежегодно публикуется на сайте общества в установленные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24 сроки в разделе «Клиентам/Инвестиционная программа», годовая финансовая/бухгалтерская отчетность, а также аудиторское заключение в соответствии с абз.2 п.15 Стандартов опубликованы на сайте АО «СКРИН» в срок до 01.04.2019 в соответствии с Законом об акционерных обществах.

При новом рассмотрении Решением от 11.03.2020 суд требования акционерного общества «Севкавказэнерго» удовлетворил и признал незаконным и отменил  Постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 22.05.2019 по делу №51-9.15/2019 о привлечении акционерного общества «Севкавказэнерго» к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда от 11.03.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ  в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу – подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса административным органом установлен факт нераскрытия обществом в срок до 01.04.2019 информации о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2018 год и аудиторского заключения, что является нарушением действующего законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления службой протокола об административном правонарушении от 24.09.2019 № 51-19.5/2019 и вынесения постановления от 22.05.2019 по делу № 51-9.15/2019, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса в виде 200 000 рублей штрафа.

Общество, не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановление по делу об административном правонарушении от 22.05.2019 по делу № 51-9.15/2019.

Суд первой инстанции, указал, что протокол составлен, и постановление о привлечении АО «Севкавказэнерго» к административной ответственности вынесено уполномоченным на то законом органом.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, сославшись на положения абзаца 5 статьи 3, пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), в соответствии с абзацам 1 и 2 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №47-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях),  а так же согласно Постановлению Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии") указал, что субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.

Суд первой инстанции указал, что годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение за 2018 год опубликованы обществом 14.03.2019 на сайте общества в соответствующем разделе, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 12 и абзаца 2 пункта 15 Стандартов на сайте АО "СКРИН".

При этом, обществу вменяется неопубликование до 1 апреля 2019 финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения за 2018 год на сайте ЕПГиМУ (Единый портал государственных и муниципальных услуг) в сети Интернет в соответствии с подпунктом "а" пункта 12 и абзаца 1 пункта 15 Стандартов, неопубликование инвестиционной программы как самостоятельное административное правонарушение обществу не вменяется.

Суд первой инстанции отклонил довод административного органа о том, что раскрытие информации о финансовой и аудиторской отчетности на сайте ЕПГиМУ должно производиться обществом независимо от того, утверждена ли фактически сама инвестиционная программа.

В связи с этим, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка), на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов рынков электрической энергии, ежегодно, не позднее 1 апреля.

Субъекты рынков электрической энергии, за исключением субъектов указанных в абзаце первом пункта 15, раскрывают годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка), в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

В пункте 2 Регламента указано, что раздел официального сайта размещается по адресу: invest.gosuslugi.ru в сети Интернет.

По указанному адресу размещена страница под названием «Раскрытие информации об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ и (или) изменений, вносимых в инвестиционные программы) субъектов электроэнергетики и отчетах об их реализации».

В разделе сайта «О Сервисе», указано следующее «Данный портал создан во исполнение пункта 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2015 № 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией" и предназначен для размещения информации об отчётах о реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24».

Поиск информации на сайте invest.gosuslugi.ru осуществляется по дате публикации инвестиционной программы, стандартам раскрытия информации, наименованию субъекта электроэнергетики, утверждающему органу исполнительной власти и статусу инвестиционной программы.

Суд первой инстанции указал, что сайт invest.gosuslugi.ru предназначен для размещения информации об отчётах о реализации инвестиционных программ, в связи с чем субъектами электроэнергетики, у которых отсутствует инвестиционная программа, публикация финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения на сайте ЕПГиМУ не предусмотрена.

Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что гарантирующие поставщики электроэнергии, у которых отсутствует инвестиционная программа, не соответствуют Критериям и не обязаны публиковать финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение на сайте ЕПГиМУ.

Доказательства того, что АО «Севкавказэнерго» направляло в РСТ РСО-Алания проект инвестиционной программы для ее утверждения, контролирующим органом не представлены.

Суд первой инстанции отклонил довод административного органа о том, что в случае отсутствия доступа у АО «Севкавказэнерго» к сайту ЕПГтМУ по объективным причинами, не зависящими от общества, то общество обязано было представить нарочно в РСТ подлежащую размещению бухгалтерскую документацию и аудиторское заключение, поскольку не обоснован нормами права, так как в связи с тем, что статья 9.15 КоАП РФ применяется за нарушение порядка, способов и сроков опубликования информации, или за предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, или за нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменном запросу.

Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, об отсутствии в деяниях общества признаков правонарушения, предусмотренногостатьёй 9.15 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции не в полной мере учтены следующие обстоятельства.

Согласно абзацу 5 статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее по тексту - Стандарты) субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).

Согласно абзацу 1 пункта 15 Стандартов субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 12 настоящего документа, на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации для раскрытия информации об инвестиционных программах указанных субъектов рынков электрической энергии, ежегодно, не позднее 1 апреля.

Факт того, что АО «Севкавказэнерго» не является субъектом инвестиционной программы и не подпадает под критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов инвестиционных программ, утверждаемых исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в связи с тем, что не имеет утвержденную инвестиционную программу.

При этом, в соответствии с пунктом «б» части 2 критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее по тексту - Критерии), субъекты электроэнергетики относятся к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если субъект электроэнергетики предусматривает финансирование инвестиционной программы с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Указанная норма не указывает на обязательное наличие инвестиционной программы. Так в абзаце 1 пункта 15 Стандартов указано, что данный пункт распространяется на субъекты рынков электрической энергии, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Общество не оспаривает, что их инвестиционные программы должны утверждаться органом исполнительной власти Российской Федерации.

Таким образом, Общество при раскрытии информации должно руководствоваться сроками, установленными абзацем 1 пункта 15 Стандартов. Общество не оспаривало то, что информация в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Стандартов должна быть раскрыта до 1 апреля 2019 года, что также подтверждает сроком раскрытия информации. Согласно абзацу 1 пункта 15 Стандартов срок раскрытия информации до 1 апреля, тогда как в соответствии с абзацем 2 пункта 15 срок раскрытия информации до 1 июня.

Поскольку Общество подпадает под Критерии и на основании абзаца 4 пункта 9 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 (далее по тексту - Правил) в случае отсутствия возможности размещения на официальном сайте системы информации, предусмотренной настоящими Правилами и (или) стандартами раскрытия информации, вследствие возникновения у оператора системы технических, программных неполадок или иных проблем субъекты электроэнергетики, государственные органы и организации представляют указанную информацию органам исполнительной власти, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ, на электронных носителях информации в сроки, установленные настоящими Правилами и (или) стандартами раскрытия информации. Органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение инвестиционных программ, в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации размещают ее на своих официальных сайтах в сети "Интернет", если оператором системы было размещено объявление, предусмотренное абзацем пятым настоящего пункта.

Информацию в соответствии с подпунктом «а» п. 12 и п. 15 Стандартов по состоянию на 15 апреля 2019 года АО «Севкавказэнерго» не раскрыта, также в соответствии с абзацем 4 п.9 Правил в адрес службы не представлена, что попадает под признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.

В данном случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил, в материалах дела не имеется.

АО «Севкаказэнерго» не представило во время рассмотрения административного дела документы, опровергающие факт выявленного правонарушения. Административный орган достаточно полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства по делу и установил наличие в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ.

Статьёй 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при нарушении субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается в: шовным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным - лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что АО «Севкавказэнерго» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Общество, обязано было принять все необходимые меры для соблюдения требований действующего законодательства в области раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.

Оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 22.05.2019 по делу №51-9.15/2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным органом и в соответствии с требованиями КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. назначено обществу в пределах санкции и является минимальным размером санкции статьи ст. 9.15 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях: штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей. Обстоятельств, исключающих производство по делу службой не установлено. Административная процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена.

Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом, общество привлечено к административной ответственности в пределах годичного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении №51-9.15/2019 подтверждают состав вменяемого АО «Севкавказэнерго»правонарушения. Процедура привлечения к административной ответственностислужбой соблюдена.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств подтверждающих наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.15 КоАП РФ, и о необходимости удовлетворения требований заявителя – являются необоснованным и не соответствующим материалам дела.

Следовательно, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, что обусловило неправомерность удовлетворения заявленных обществом требований по спорному постановлению.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда РСО-Алания от 11.03.2020 по делу № А61-2755/2019 – отменить.

Апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам РСО-Алания – удовлетворить.

В удовлетворении заявления акционерного общества энергетики и электрификации «Севкавказэнерго» - отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный  срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             М.У. Семенов

                                                                                                       И.А. Цигельников