ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3590/19 от 21.10.2019 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                               Дело № А63-19711/2018

28.10.2019       

Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2019

Полный текст постановления изготовлен  28.10.2019

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей:  Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., при участии в судебном заседании представителя ОМВД РФ по г. Ессентуки – ФИО1 (доверенность №116 от 01.01.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВАгро» (с. Розовское, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2019 по делу                                         № А63-19711/2018 (судья Галушка В.В.),

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный Ставропольского края суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро» (далее - заявитель, общество, ООО «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро») с заявлением к регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ессентуки (далее-отдел) о признании незаконными действий РЭО ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки в лице ОМВД России по г. Ессентуки, выразившихся в прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства HYUNDAI Н-100 (AU) PORTER, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN: X7MXKN7FP7M018433, а также обязании РЭО ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки в лице ОМВД России по г.Ессентуки устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро» в виде восстановления записи о регистрации транспортного средства HYUNDAI Н-100 (AU) PORTER, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN: X7MXKN7FP7M018433 (согласно уточненным требованиям).

В соответствии со статьёй 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определениями суда к участию в дело в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Внутренних дел по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД по СК) и Министерство внутренних дел Российской Федерации по городу Ессентуки.

Заявленные требования обоснованы тем, что прекращение регистрации транспортного средства произведено с нарушением законодательства.

Решением от 24.06.2019 в удовлетворении заявления ООО «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро» отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда от 24.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу РЭО ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки в лице ОМВД России по г. Ессентуки просил оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.

Представитель РЭО ОГИБДД ОМВД России по г. Ессентуки в лице ОМВД России по г. Ессентуки в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ  в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

Общество является собственником транспортного средства HYUNDAI Н-100 (AU) PORTER, государственный регистрационный знак <***> регион, VIN:X7MXKN7FP7M018433, состоявшего на учете в МРЭО ГИБДД ГУВД по СК города Лермонтов.

В отдел поступили материалы об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которых в соответствии с заключением от 25.09.2018 отдел прекратил регистрацию указанного транспортного средства, принадлежащего обществу на основании пункта 3 и пункт 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним» утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

Считая указанные действия незаконными общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро» обоснованно исходил из следующего.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов в соответствии с частью 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Запрещается регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ в соответствии с пунктом 51 Правил регистрации.

Регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства, при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в п. 3 настоящих Правил. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

Восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации. В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту РФ, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.

При условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений и в иных случаях.

Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В соответствии с пунктом 7.18 данного Перечня установлено, что запрещается эксплуатация, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, при выявлении транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах, их регистрация прекращается в установленном порядке.

Основанием для совершения регистрирующим органом оспариваемых действий по прекращению (аннулированию) регистрации автотранспортного средства марки HYUNDAI H-100(AU) PORTER, г/н <***> VIN X7MXKN7FP7M018433 послужило внесение конструктивных изменений в его конструкцию без разрешения ГИБДД МВД России или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации вследствие установки холодильной установки.

При этом, согласно пункту 78 ТК ТС 018/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего Технического регламента осуществляется по решению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

Монтаж на транспортное средство холодильной установки должен быть осуществлен в соответствии с процедурой оформления внесения изменений в конструкцию ТС.

При этом, материалы дела не содержат доказательств соблюдения обществом указанной процедуры оформления изменений в конструкцию ТС и обществом не представлены.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества относительно того, что положения пунктов 3 и 51 Правил № 1001 применяются непосредственно в процессе предоставления государственной услуги по регистрации и не распространяются на выявление нарушений в ходе эксплуатации транспортных средств при их законной регистрации (постановке на учет) отклоняется судом, поскольку основан на неверном толковании заявителем норм права.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод, общества о то, что, с учетом пункта 51 Правил № 1001 наличие ареста на имущество является препятствием для прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства административным органом, поскольку в материалы дела представлена копия постановления о наложении ареста на имущество общества № 20704/11/37/26, согласно которому обществу предлагалось указать виды имущества на которые следует обратить взыскание. Доказательств того, что арест наложен именно на спорное транспортное средство в материалы дела не представлено.

Обоснованно отклонен довод общества о том, что не направлялись в адрес общества требования о прекращении эксплуатации транспортного средства, поскольку данное обстоятельство не влияет на правильность разрешения рассматриваемого спора.

Кроме того, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ООО «СХП» КМВ-Агро» о том что, положения пунктов 3 и 51 Правил применяются непосредственно в процессе предоставления государственной услуги по регистрации и не распространяется на выявление нарушений в ходе эксплуатации транспортных средств при их законной регистрации (постановке на учет).

Так, согласно статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О полиции": Основные направления деятельности полиции.

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Согласно ч.1 статьи 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при   наличии   неисправностей   или   условий,   при   которых  эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак "Инвалид" (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 143-ФЗ).

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7 настоящей статьи,

-влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Согласно Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") запрещена эксплуатация транспортных средств, если:

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Согласно требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»: 4. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию:

75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.

В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.

76.    Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.

77.    Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

78.    Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства-члена Таможенного союза.

80.    Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Согласно приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения": п. 259. В случае выявления транспортного средства, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств <3>, либо неисправности, предусмотренной правилами технической эксплуатации (для троллейбусов и трамваев), за исключением указанных в частях 2-6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Согласно приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.03.2017) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской   Федерации",   "Административным  регламентом  Министерствавнутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним") (в редакции, действовавшей на момент прекращения (ануллирования) регистрации транспортного средства):п. 51. Собственнику (владельцу) транспортного средства направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства.

Так же отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что регистрация ТС аннулируется по решению Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту РФ, поскольку заключение о прекращении (аннулировании) транспортного средства HYUNDAI Y-10 (AU) PORTER р/з M 031 ВУ 26 регион VIN: X7MXKN7FP7M018433 было утверждено Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Ставропольского края ФИО2

Соответственно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые действия по прекращению (аннулированию) вышеназванного транспортного средства соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и  им дана надлежащая оценка.

Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Не меняет выводов апелляционного суда ходатайство третьих лиц о пропуске Управляющим срока на обжалование ненормативных актов, поскольку решение суда первой инстанции в данной части сторонами не обжаловалось. Таким образом, в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ решение суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2019 по делу                                    № А63-19711/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный  срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             Л.В. Афанасьева

                                                                                                       И.А. Цигельников