ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3792/2015 от 12.10.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А77-222/2015

12 октября 2015 года                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нурэнерго» на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 по делу № А77-222/2015 (судья Исмаилов Р.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Нурэнерго» (ОГРН <***> ИНН <***>),

к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики (ОГРН <***> ИНН <***>)

о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

третье лицо: открытое акционерное общество «Чеченэнерго» (ОГРН <***> ИНН <***>),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Нурэнерго» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики (далее - комитет) № 020 от 12.02.105, о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.

Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов могут применяться до установки приборов учета.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованнм, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что 23.01.2015 на основании распоряжения №01-э/вп от 14.01.2015 по обращению гр-на ФИО1 комитетом проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой было выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении платы за потребленную электрическую энергию.

В ходе проведения проверки установлено, что согласно акту сверки от 16.01.2015 до октября 2014 года включительно общество начисляло своему абоненту ФИО1, проживающему по адресу: <...> (Косиора), 13, кв. 3, платежи по утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики №83 от 22.05.2007 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Чеченской Республике» (далее – Постановление №83) нормативам из расчета: 4 комнаты, 1 человек – в объеме 153,3 кВтч./мес.

14.11.2014 в отношении абонента ФИО1 составлен акт о неучтенном (безучетном, бездоговорном) потреблении электрической энергии №00129, в соответствии с которым ежемесячная норма потребления электрической энергии составляет 690 кВт.ч. в месяц и с ноября 2014 года общество производит начисления данному абоненту платы по этому акту как неучтенной электроэнергии с применением соответствующих действующих тарифов.

Всего за период с ноября 2014 г. по январь 2015 г. ОАО «Нурэнерго» начислило ФИО1 потребление энергии на сумму 4 595 руб. 40 коп., в то время как по нормативам он должен был за потребленную энергию оплатить только 1 021 руб. 65 коп.

В акте представители комитета констатировали факт необоснованного начисления в сумме 3 573 руб. 75 коп.

По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2015 №09 с участием представителя общества.

12.02.2015 вынесено постановление №020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, о наличии достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

В силу абзаца первого ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Постановление №442) бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Под «безучетным потреблением» понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Постановлением Правительства Чеченской Республики от 22.05.2007 № 83 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в Чеченской Республике» (далее – Постановление №83), утверждены нормативы потребления электроэнергии при отсутствии прибора учета электроэнергии, согласно которым рассчитывается размер платы коммунальной услуги по электроснабжению.

В силу пп. «г» п. 31 Постановления Правительства РФ №354, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе, в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, т.е. применять нормативы, установленные Постановлением №83.

Таким образом, общество не вправе было выставлять абоненту у которого отсутствовали приборы учета, объем потребленной электроэнергии по установленной мощности токоприемников, а должно руководствоваться нормативами потребления электроэнергии, утвержденными уполномоченным органом.

Доказательства того, что абонентом ФИО1 допущено самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, вмешательство в работу прибора учета (системы учета), либо нарушена (повреждена) пломба и (или) знаков визуального контроля, нанесенные на прибор учета (систему учета), не соблюдены установленные договором сроки извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также совершены иные действия (бездействие), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), в материалы дела не представлены.

Таким образом, оснований для составления работником ОАО «Чеченэнерго» акта о безучетном потреблении электрической энергии не имелось.

Суд первой инстанции правильно отклонил довод общества о том, что акт в судебном порядке не признан незаконным, так как указанный акт не содержит признаки ненормативного правового акта и не подлежит обжалованию.

Кроме того, указанные нормативные правовые акты (ст. 157 ЖК РФ, Постановление № 354) не предусматривают составление акта о неучтенном (безучетном, бездоговорном) потреблении электрической энергии, при отсутствии у гражданина прибора учета, а предусматривают применение нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, материалами дела доказана вина общества во вменяемом ему правонарушении.

Нарушения процесса привлечения к административной ответственности отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконным постановления комитета, следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 по делу № А77-222/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                           Д.А. Белов

                                                                                                                      И.А. Цигельников