ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-26455/2018
13.11.2019
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: Белова Д. А., судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Агро» - ФИО1 (доверенность от 20.10.2019) и представителя администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края – ФИО2 (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агро» (п. Южный, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 по делу № А63-26455/2018 (судья Галушка В.В.),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края общество с ограниченной ответственность «Агро» (далее-заявитель, общество, ООО «Агро») обратилось с заявлением к Администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее - администрация городского округа), в котором просило: признать незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельных участков от 21.12.2018 № 5502; обязать орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками Новоалександровского городского округа Ставропольского края устранить выявленные правонарушения путем подготовки и направления подписанного проекта договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером: 26:04:050504:2, площадью 943 000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в границах кадастрового квартала 26:04:050204 из земель СПК «Темижбекский» секция 14 контур 1, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Новоалександровский; с кадастровым номером: 26:04:050205:11, площадью 569 996 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, местоположение.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 в заявленных требованиях обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения. В жалобе общество ссылается на положения части 2 статьи 30 Закона № 36-кз (в редакции Законов Ставропольского края от 03.02.2017 № 3-кз и от 09.11.2017 № 114-кз, действующие на сегодняшний день) приняты с нарушение норм Федерального законодательства и не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, является несостоятельным по следующим основаниям.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация городского округа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Администрация городского округа считает данное решение законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, всесторонне и полностью выясненными обязательствами, имеющими значение для правильного рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
Между администрацией Темибекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края и обществом 03.01.2002 на срок пять лет был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №2 (далееДоговор аренды) на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:04:052200:01, 26:04:051103:01, 26:04:051101:01, общей площадью 222 га, зарегистрированный в установленном законом порядке 26.04.2002 номер регистрации 26-01/04-12/2002-93,94,95.
01.02.2006 года между администрацией муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Агро» было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 03.01.2002г., которым срок действия данного договора аренды продлен на 49 лет. Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 25.05.2006 г., номер регистрации 26-26-04/003/2006-232.
Указанные земельные участки относились к землям, государственная собственность на которые не разграничена, были расположены в границах муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края.
Полномочия арендодателя по вышеуказанному договору аренды с 01.07.2011 по 28.02.2015 осуществляла администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее-Закон №137-ФЗ), с 01.03.2015 по 31.12.2016 осуществляла администрация муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в соответствии со статьей 3.3 названного Федерального закона.
Материалами дела установлено, что администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края с 01.07.20011 года приняла права арендодателя по вышеуказанному договору аренды у администрации муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решением Совета Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 16.05.2011г. №21/313 «Об органе местного самоуправления Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, уполномоченном на распоряжение земельными участками в границах Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, государственная собственность на которые не разграничена».
Администрацией муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края были переданы: договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 03.01.2002г. и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 03.01.2002г. от 01.02.2006 года.
Данный договор аренды не был приведен в соответствие с требованиями земельного законодательства, то есть в договоре не были указаны кадастровые номера земельных участков. В целях приведения в соответствие вышеуказанного договора аренды с требованиями земельного законодательства, администрацией муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края были проведены мероприятия по межеванию данных земельных участков. По результатам межевания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:052200:01, 26:04:051103:01, 26:04:051101:01 произошли следующие изменения:
-земельный участок с кадастровым номером 26:04:052200:01 площадью 70 га в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости значится под кадастровым номером 26:04:050504:2 площадью 943000 кв.метров, однако сведения о предыдущем кадастровом номере данного земельного участка в Государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края подтвердила идентичность земельных участков с кадастровым номером 26:04:050504:2 и участка с номером 26:04:052200:01 на основании совпадения местоположения данных земельных участков по публичной кадастровой карте и по плану участка, приложенному к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения №2 от 03.01.2002г. Площадь данного земельного участка была уточнена в ходе мероприятий по межеванию (в соответствии с справкой № 3052 от 13 12.2013г. и кадастровым паспортом земельного участка № 26/501/13-257997 от 03.07.2013г.);
-земельный участок с кадастровым номером 26:04:051103:01 площадью 57 га частично был предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Агро» по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения № 2 от 03.01.2002г., и частично обществу с ограниченной ответственностью «Флора» по договору земель сельскохозяйственного назначения № 1 от 03.01.2002.
Рассмотрев заявления ООО «Агро» и ООО «Флора» администрация Новоалександровского муниципального района Ставропольского края приняла постановление № 170 от 12.02.2013 «О разделе находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:2 (предыдущий номер 26:04:051103:01), предоставленный в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Агро» и обществу с ограниченной ответственностью «Флора».
В соответствии с прилагаемой схемой раздела из земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:2 (предыдущий номер 26:04:051103:01) образованы два земельных участка: с кадастровым номером 26:04:050205:11 площадью 569996 кв.метров и с кадастровым номером 26:04:050205:10 площадью 607087 кв.метров кв.метров. - земельный участок с кадастровым номером 26:04:051101:01 площадью 95 га в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости значится под кадастровым номером 26:04:050205:1 площадью 941075 кв. метров. Площадь данного земельного участка была уточнена в ходе мероприятий по межеванию (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № 26/501/13-248543 от 27.06.2013г.).
Материалами дела установлено, что общество 17.11.2016 обратилось в администрацию муниципального образования Темижбекского сельсовета Новоалександровского района Ставропольского края (далее - администрация сельсовета) с заявлением № 1184 о предоставлении земельных участков в собственность за плату с кадастровыми номерами 26:04:050205:1; 26:04:050504:2; 26:04:050205:11.
Администрацией сельсовета были приняты решения от 16.12.2016 № 1044 и от 25.01.2017 № 59 об отказе в предоставлении обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050205:1; 26:04:050504:2; 26:04:050205:11.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Общество, обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании данных решений администрации сельсовета незаконными и обязании устранить выявленные нарушения путем направления обществу подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050205:1; 26:04:050504:2; 26:04:050205:11.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2017 по делу № А63- 16919/2016 частично удовлетворены заявленные требования общества: отказ администрации сельсовета от 16.12.2016 № 1044 в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:1 признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее-ЗК РФ); на администрацию Новоалександровского муниципального района Ставропольского края (далее-администрация муниципального района) была возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:050205:1 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать) для подписания обществу.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края о процессуальном правопреемстве от 11.01.2018 по делу № А63-16919/2016 администрация муниципального района была заменена на правопреемника администрацию городского округа.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2018 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017 по делу № А63-16919/2016 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с вышеуказанным решением арбитражного суда не были признаны незаконными отказы администрации сельсовета в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11.
В целях исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2017 года, в связи с продажей земельного участка с кадастровым номером 26:04:050205:1 площадью 941075 кв.метров и исключением из договора аренды, соглашением от 29.12.2018 года в договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №2 от 03.01.2002г. были внесены изменения: Пункт 1.1 раздела 1 «Предмет Договора» изложить в следующей редакции:
«1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: кадастровый номер 26:04:050504:2,площадь 943000 кв.метров,категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, адрес: край Ставропольский, р-н Новоалександровский, в границах кадастрового квартала 26:04:050504 из земель СПК «Темижбекское» секция 14 контур 1, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; кадастровый номер 26:04:050205:11,площадь 569996 кв.метров, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Ставропольский край, р-н Новоалександровский, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир в границах кадастрового квартала 26:04:050206, секция 6, часть контура 9, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (далее - земельные участки).
Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 02.04.2019, номер регистрации 26:04:050504:2-26/001/2019-3.
В администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края Общество 23.11.2018 обратилось с заявлением № 9877 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 в собственность за плату в соответствии с положениями пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).
21.12.2018 № 5502 в письме администрация городского округа отказала в предоставлении в вышеуказанных земельных участков ввиду того, что в соответствии с положениями части 1 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (далее - Закон № 36-кз) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052.
Вышеуказанный отказ мотивирован тем, что в отношении испрашиваемого земельного участка существуют ограничения в использовании, а именно земельный участок пересекает существующую автомобильную дорогу общего пользования регионального значения «Темижбекский-Темижбекская» (непосредственно проезжую часть автодороги).
Вышеуказанный отказ оспорен обществом в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Закон № 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В пункте 2 статьи 19.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее. Законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 8 Вводного закона в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Закон № 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Заявление ООО «Агро» 23.11.2018г. в администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 в собственность за плату является вновь поданным заявлением. Администрация Новоалександровского городского округа Ставропольского края считает, что к данному заявлению ООО «Агро», применяются нормы законодательства, действующие на 23.11.2018 года (дату подачи заявления ООО «Агро»).
В соответствии с п.9 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Исходя из приведенных норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в публичной собственности по основанию, предусмотренному п.4 ст. 10 Федерального закона 101-ФЗ, возможна только по истечении действия моратория, установленного краевым законодательством (Закон №36-кз в редакции Закона №3-кз и Закона №114-кз)
Данные доводы подтверждены Апелляционным Определением Верховного суда РФ от 06.06.2018 № 19-АПГ18-3, которым сделаны выводы о том, что Закон N 36-кз не препятствует реализации прав отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с нормами федерального законодательства с момента даты, установленной субъектом Российской Федерации.
Верховный суд, разрешая требования по приведенному спору в частности указал, что в соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также Законом № 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов, в частности, земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 8); земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).
В соответствии с п.4. ст. 10 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 1 января 2052 года.
Частью 2 статьи 30 Закона Ставропольского края от 09.04.2015г. №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» предусмотрено, что действие части 1 настоящей статьи не распространяется на: относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 находящиеся у ООО «Агро» в аренде, согласно договора аренды земель сельскохозяйственного назначения №2 от 03.01.2002 года, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, имеют разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Согласно заявлению ООО «Агро» на земельных участках с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 не имеется объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Агро».
Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 могут быть предоставлены в собственность за плату ООО «Агро» только после 01.01.2052 года.
Заявитель считает,что положения части 2 статьи 30 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015г. №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (в редакции законов Ставропольского края №3-кз от 03.02.2017 года, №114-кз от 09.11.2017 года, действующие на сегодняшний день) приняты с нарушением норм федерального законодательства и не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Довод общества отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям:
Согласно п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с п.6 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Судебный спор по заявлению общества о признании решений администрации Темижбекского сельсовета от 16.12.2016 № 1044 и от 25.01.2017 № 59 незаконными и обязании администрации муниципального образования Темижбекского сельсовета устранить выявленные нарушения путем направления обществу подписанных проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:04:050205:1; 26:04:050504:2; 26:04:050205:11 был завершён 17.04.2018 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в ст.39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (п.4 ст. 10 Федерального Закона №101-ФЗ).
Федеральный закон №101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту таких участков.
В п.2 ст.1 Федеральный закон №101-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельный кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон №101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст.1 Закона).
Согласно п.1 ст. 19.1 Федерального закона №101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время п.2 ст.19.1 Федерального закона №101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
В п.8 Пленума Верховного Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено следующее. Законодательство, действующее до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.8 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу Закона 101-ФЗ приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. Федеральный закон №101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного субъектом Российской Федерации. В случаях когда, надень вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003г. №113-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в силу 10.07.2003г.) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004г. должна осуществляться по правилам, установленным ст. 19. настоящего Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации в определении от 30.06.2004г. №72-Г04-2 также указал, что определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации участков названной категории законодатель субъектов Российской Федерации вправе определить самостоятельно (п.4 ст.1, п.2 ст. 19.1 Федерального закона 101-ФЗ). Данное полномочие направлено на защиту публичной собственности на землю и не ограничивает право частной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Такое право в установлении момента (даты) приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом №101-Фз представлено субъекту Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом Ставропольского края от 9 апреля 2015г. №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Согласно п.1 ст.30 Закона 36-кз приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ставропольского края, осуществляется с 01.01.2052 года.
В соответствии с приведенными нормами, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в публичной собственности, по основанию, предусмотренному п.4 ст. 10 Федерального закона 101-ФЗ, возможна только по истечении действия моратория, установленного Законом №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Данный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2019г. по делу №А63-12183/2017.
На момент обращения ООО «Агро» (23.11.2018г.) в администрацию Новоалександровского городского округа Ставропольского края с заявлением о приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:04:050504:2, 26:04:050205:11 уже действовали нормы Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015г. №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» в редакции Закона №3-кз и Закона №114-кз.
Исходя из приведенных норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края, находящихся в публичной собственности по основанию, предусмотренному п.4 ст. 10 Федерального закона 101-ФЗ, возможна только по истечении действия моратория, установленного краевым законодательством (Закон №36-кз в редакции Закона №3-кз и Закона №114-кз)
Данные выводы подтверждены определением Верховного суда РФ от 06.06.2018г. № 19-АПГ18-3, которым сделаны выводы о том, что Закон № 36-кз не препятствует реализации прав отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с нормами федерального законодательства с момента даты, установленной субъектом Российской Федерации.
Верховный суд установил корреспондирующую смысловую связь между правом на выкуп земельного участка сельскохозяйственного назначения, в порядке и на условиях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и его приватизацией в соответствии с Законом 101-ФЗ. Не умаляя права на выкуп находящегося в аренде земельного участка, установленного Земельным кодексом Российской Федерации. Верховный суд указал, что субъект Российской Федерации наделен полномочием по определению даты приватизации - применительно к Ставропольскому краю 2052 год.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные земельные участки не подлежат предоставлению в собственность обществу, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого отказа незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 по делу № А63-26455/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2019 по делу № А63-26455/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи Л.В. Афанасьева
И.А. Цигельников