ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
05 сентября 2013 года № А61-1686/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Сулейманова З.М., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания и Государственного унитарного предприятия «Управление капитального строительства - дирекция по инвестициям» Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22.11.2012 по делу № А61-1686/2012 (под председательством судьи Дзугкоева Э.Ю.),
по иску общества с ограниченной ответственностью «Спецтепломонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 363240, Северная Осетия - Алания Респ., Алагирский р-н., Алагир г., ФИО1 ул., 45)
к Государственному казенному учреждению «Главное строительное управление Республики Северная Осетия-Алания» (ОГРН <***>)
Министерству топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>)
Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (ИНН <***>, ОГРН <***>, 362040, Северная Осетия - Алания Респ., Владикавказ г., Свободы пл., 1),
третье лицо: Акционерный коммерческий банк «Банк Развития Региона», г. Владикавказ,
о расторжении государственного контракта,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Спецтепломонтаж» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП «Управление капитального строительства - дирекция по инвестициям» правительства Республики Северная Осетия - Алания (далее - предприятие), Комитету жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет), Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство финансов) о расторжении государственного контракта от 12.01.2012 № 01, взыскании 270 320 рублей 65 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.01.2011 по 27.06.2012 и 100 000 рублей расходов на оплату услуг представителя (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО «АКБ "Банк Развития Региона».
Решением от 22.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Суд взыскал с предприятия в пользу общества 249 092 рубля 48 копеек процентов и 7 981 рубль 85 копеек госпошлины. В остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции 03.04.2013 суд признал ГКУ «Главное строительное управление Республики Северная Осетия – Алания» (далее - учреждение) правопреемником предприятия; Министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство топлива) - правопреемником комитета. Решение от 22.11.2012 в части взыскания с предприятия в пользу общества 249 092 рублей 48 копеек процентов и 7 981 рубль 85 копеек госпошлины отменено. С министерства топлива, а в случае недостаточности денежных средств - с министерства финансов за счет казны Республики Северная Осетия - Алания, в пользу общества взыскано 249 092 рубля 48 копеек процентов и 7 981 рубль 85 копеек госпошлины. В иске к учреждению отказано. Перераспределены судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что обязательства по обеспечению финансирования работ объекта по государственному контракту от 12.01.2012 № 01 возложены на государственного заказчика (комитет).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2013 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 отменено в части взыскания денежных средств с Республики Северная Осетия - Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания в случае отсутствия денежных средств у Министерства топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, поскольку не установлены необходимые основания привлечения собственника к субсидиарной ответственности (не исследованы учредительные документы министерства, не выяснено, является оно бюджетным или казенным учреждением).
Информация о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом размещена 31.07.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в части отказа в удовлетворении иска за счет Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда в указанной части следует отменить, по следующим основаниям.
Как установлено судом, комитет (заказчик) и общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 12.01.2012 № 01 на выполнение подрядных работ по объекту «Строительство очистных сооружений канализации г. Алагир».
В связи с неисполнением заказчиком обязанности по оплате выполненных работ, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Постановлением апелляционного суда от 03.04.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2013 признано ГКУ «Главное строительное управление Республики Северная Осетия – Алания» (далее - учреждение) правопреемником предприятия; Министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство топлива) - правопреемником комитета. Решение от 22.11.2012 в части взыскания с предприятия в пользу общества 249 092 рублей 48 копеек процентов и 7 981 рубль 85 копеек госпошлины отменено. С министерства топлива взыскано 249 092 рубля 48 копеек процентов и 7 981 рубль 85 копеек госпошлины. В иске к учреждению отказано.
Предметом настоящего спора (апелляционного рассмотрения дела) является проверка законности и обоснованности решение суда от 22.11.2012 в части отказа в удовлетворении иска за счет Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Судом установлено, что министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания является правопреемником Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания - государственного заказчика.
К спорным правоотношениям подлежит применению статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам).
Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнен абзацем шестым, согласно которому собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Данная норма не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011, и в отношении казенных учреждений.
Судом установлено, что спорная задолженность образовалась в рамках исполнения договора, заключенного после 01.01.2011. Следовательно, к такому правоотношению применимы правила статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции, отменяющей норму о субсидиарной ответственности собственника по обязательства созданных ими учреждений, за исключением казенных учреждений.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Правовое положение автономных учреждений регламентировано Федеральным законом «Об автономных учреждениях», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 которого автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с положением о Министерстве топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 06.07.2012 № 223 (далее – Положение) министерство является республиканским органом исполнительной власти, который осуществляет проведение в республике государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности и в пределах своей компетенции координирует указанную деятельность. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями всех форм собственности. Финансирование расходов на содержание аппарата министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Министерство самостоятельно утверждает смету расходов на содержание аппарата Министерства в пределах средств, предусмотренных законом Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство реализует следующие задачи: участвует в разработке и реализации государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координирует в пределах своей компетенции деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает предложения по стратегии развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства; является уполномоченным органом в области энергетики и регулирования деятельности гарантирующих поставщиков; разрабатывает предложения по основным направлениям развития топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания; участвует в республиканских и федеральных целевых программах в сфере топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разрабатывает предложения по улучшению обеспечения потребителей жилищно-коммунальными и топливно-энергетическими ресурсами, в том числе в рамках республиканских и федеральных целевых программ; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разрабатывает предложения по энергосбережению в сфере жилищно-коммунального хозяйства и повышению энергетической эффективности; разрабатывает предложения по вопросам инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса; разрабатывает предложения по вопросам повышения эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса; является уполномоченным органом, ответственным за реализацию на территории Республики Северная Осетия-Алания схемы категорирования объектов топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, проанализировав положение о министерстве, а также вышеназванные нормы права, суд апелляционной приходит к выводу, что Министерство топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания не может являться бюджетным либо автономным учреждением, а отвечает признакам казенного учреждения.
Следовательно, по долгам министерства собственник его имущества может нести субсидиарную ответственность в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного, суду не представлено.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что на основании пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. При удовлетворении требования о привлечении собственника к субсидиарной ответственности суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Поскольку на момент вынесения решения суда первой инстанции собственником имущества министерства, как казенного учреждения является публично-правовое образование - субъект Российской Федерации, а именно Республика Северная Осетия-Алания, суд считает, что при недостаточности средств у ответчика взыскание следует произвести в порядке субсидиарной ответственности с Республика Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 22.11.2012 по делу № А61-1686/2012 в части отказа в удовлетворении иска за счет Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>), отменить.
В этой части принять новый судебный акт.
В случае отсутствия денежных средств у Министерства топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>) взыскание произвести с Республики Северная Осетия-Алания за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий
Ю.Б. Луговая
судьи
З.М. Сулейманов
Е.Г. Сомов