ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-3937/2011 от 04.06.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело №А61- 2079/11

08 июня 2012 года

Резолютивная часть объявлена 04 июня 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2012 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей Белова Д.А. Цигельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02 марта 2012года по делу № А61-2079/11,

по заявлению открытого акционерного общества «Алагирский завод сопротивлений»,

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания,

к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России по Алагирскому району,

о признании незаконным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по РСО-Алания, выразившееся в непринятии мер по исключению из лицевого счета общества задолженности на основании решения Арбитражного суда РСО-Алания от 17.03.2008 по делу №А61-2012/07-7 в сумме 34350928 рублей 62 копеек, в том числе: недоимка - 25505733 рублей 51 копеек, пени - 8358951 рублей 70 копеек, штрафы - 486243 рублей 41 копеек; обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по РСО-Алания в течение 10 дней с момента вступления решения по делу №А61-2079/11 в законную силу внести изменения в карточку лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» путем исключения из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 34350928 рублей 62 копеек, в том числе: недоимка -25505733 рублей 51 копеек, пени - 8358951 рублей 70 копеек, штрафы - 486243 рублей 41 копеек (судья Бекоева С.Х.),

при участии в судебном заседании:

от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания: Бекузаров З.Х. по доверенности № 03/02164 от 14.05.12.;

от ОАО «Алагирский завод сопротивлений»: Бердяев И.К. по доверенности № 879 от 30.05.12.;

от Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда России по Алагирскому району: явки нет, извещены.

УСТАНОВИЛ.

Открытое акционерное общество «Алагирский завод сопротивлений» (правопреемник ФГУП «Алагирский завод сопротивлений», далее – ОАО «АЗС», общество, налогоплательщик), в котором просило признать незаконным, несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации бездействие Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания, выразившееся в непринятии мер по исключению из лицевого счета общества задолженности на основании решения Арбитражного суда РСО-Алания от 17.03.2008 по делу №А61 -2012/07-7 в сумме 34350928 рублей 62 копеек, в том числе: недоимка - 25505733 рублей 51 копеек, пени - 8358951 рублей 70 копеек, штрафы -486243 рублей 41 копеек; обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания в течение 10 дней с момента вступления решения по делу №А61 -2079/11 в законную силу внести изменения в карточку лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» путем исключения из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 34350928 рублей 62 копеек, в том числе: недоимки -25505733 рублей 51 копеек, пени - 8358951 рублей 70 копеек, штрафы - 486243 рублей 41 копеек (с учетом уточнений, принятых судом).

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 02 марта 2012года требования удовлетворены частично. Признано незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействие МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания, выразившееся в непринятии мер по исключению из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей. Суд обязал МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания внести изменения в карточку лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» путем исключения из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по делу №А61-2079/11. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Решение об удовлетворении требований мотивировано тем, что налоговой инспекцией утрачена возможность взыскания этих сумм, о чем указано в решении по делу А61-2079/11.

Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что оснований для удовлетворения требований общества не имелось, так как в решении суда по делу №А61-2079/11 не указано, что налоговой инспекцией утрачена возможность взыскания этих сумм.

Представитель Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по РСО-Алания, Бекузаров З.Х. поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.

Общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ОАО «Алагирский завод сопротивлений», Бердяев И.К. доводы поддержал, пояснил, что целью обращения являлось исключение сведений о начисленных налогах, которые не были уплачены и сроки взыскания по которым прошли.

Иные лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в оспариваемой части с учетом мнения сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02 марта 2012года подлежит отмене.

Из материалов дела усматривается.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 17 марта 2008 года по делу № А61 -2012/07-7, вступившим в законную силу, признаны недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации постановления МРИ ФНС России № 4 по РСО-Алания о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества ФГУП «АЗС» (правопредшественника общества) от 27.03.2006года № 13 в сумме 18320851руб. и от 08.10.2007года № 49 о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам за счет имущества в сумме 16030077руб. 62коп. (том 1 л.д. 25-28).

Письмом от 04.05.2011года № 421 на основании указанного решения Арбитражного суда РСО-Алания ОАО «АЗС» обратилось в налоговый орган с заявлением, в котором просило откорректировать задолженность в размере 34350928 руб. 62 коп. с учетом решения суда, ранее перечисленные суммы по текущим платежам и по реструктуризации просили зачесть в текущих взаиморасчетах (том 1 л.д. 15).

Письмом от 26.05.2011года № 12-07/02422 МРИ ФНС России № 4 по РСО-Алания сообщила, что по заявлению от 04.05.2010года № 647 ФГУП «АЗС» была предоставлена реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.01.2009 года в сумме 26 587 100 руб.12коп. Непогашенная задолженность по постановлениям от 27.03.2006 года № 13 и № 49 от 08. 10.2007 была включена в реструктуризацию. Решение суда не может быть отражено в качестве основания для не начисления пени, так как не содержит положения о пропуске налоговым органом сроков взыскания.

ОАО «АЗС» было поставлено в известность, что на основании подпункта «в» пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2009года № 995 налоговым органом будет принято решение об отмене реструктуризации.

Не согласившись с выводами, содержащимися в письме налогового органа от 26.05.2011года № 12-07/02422, ОАО «АЗС» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, а действия (бездействия) незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Карточки лицевого счета налогоплательщика велись налоговыми органами с момента постановки налогоплательщика на учет с целью учета исчисленных и поступивших налогов и зачисления их на соответствующие бюджетные счета (письмо МНС России от 18.03.2002 № фс-6-10/314).

В настоящее время ведутся карточки расчетов с бюджетом – карточка РБС, которая является информационным ресурсом (пункт 1 Приказа ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня" – далее Требования).

В соответствии с пунктом 2 Требования налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.

Карточка "РСБ" (приложение 1 к настоящим Требованиям) состоит из призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.

В призначной части указываются: ИНН, КПП (для организации), код вида налога (сбора), КБК, ОКАТО, ОКВЭД, статус плательщика, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика.

Раздел II карточки "РСБ" содержит информацию о состоянии расчетов с бюджетом, который включает следующие блоки: блок начислений; блок поступлений; блок сальдо расчетов.

В соответствии с пунктом 2 раздела П требований карточки "РСБ" открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе: с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, т.е. с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в налоговых органах, а также для исчисления и уплаты налогов; с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Информация о начисленных к уплате или к уменьшению налогов вносится на основании решений налоговых органов по результатам камеральных и выездных проверок, иных решений: о реструктуризации, отсрочке, зачете и т.д. судебных решений о признании недействительными решений налогового органа о начислении налогов, реструктуризации зачете и т.д.

Как следует из решения Арбитражного суда РСО-Алания от 17 марта 2008 года по делу № А61-2012/07-7, признаны недействительными ненормативные акты, касающиеся принудительного взыскания налогов – постановления об обращении взыскания на имущество. Судебного решения о признании недействительными (отмене) актов (решений) налогового органа о начислении спорной суммы налогов не имеется.

На этом основании решение суда первой инстанции об исключении из карточки РБС налогов, указанных в постановлениях об обращении взыскания на имущество является неисполнимым.

Вывод суда первой инстанции о необходимости списания налогов не соответствует обстоятельствам и материалам дела.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе в случае: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам таким документом является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда (Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам").

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 НК РФ право принятия решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании принадлежит налоговым органам.

Текст решения Арбитражного суда РСО-Алания от 17 марта 2008 года по делу № А61-2012/07-7 не содержит выводов о том, что налоговый орган утратил возможность взыскания сумм задолженности, указанной в постановлениях об обращении взыскания на имущество.

Сведений о том, что налоговая инспекция обращалась в суд и ей отказано во взыскании этих сумм, не имеется.

Из приведенной переписки налогоплательщика и налогового органа следует, что часть задолженности погашена, а часть включена в реструктуризацию.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2009 N 995 (ред. от 30.12.2011) "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" реструктуризация задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 995 при выполнении условий, предусмотренных пунктом 9 настоящего Постановления, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом

В соответствии с пунктом 11 Постановления № 995 реструктуризация задолженности организации прекращается в следующих случаях: неуплата на 1-е число месяца, следующего за истекшим годом реструктуризации, платежей, установленных графиком погашения задолженности; неуплата процентов в соответствии с пунктом 8 настоящего Постановления; наличие на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, включая авансовые платежи; возбуждение арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве; расторжение арбитражным судом мирового соглашения, заключенного в рамках производства по делу о банкротстве.

В соответствии с пунктом 12 Постановления № 995 в случаях, предусмотренных пунктом 11 настоящего Постановления, налоговый орган в течение 1 месяца принимает решение о прекращении реструктуризации задолженности и в течение 10 дней уведомляет организацию о принятом решении. Все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по принудительному взысканию задолженности с организации возобновляются со дня принятия решения о прекращении реструктуризации задолженности.

Из приведенных норм следует, что путем реструктуризации проводится взыскание задолженности, а в случае ее прекращения, могут быть приняты меры принудительного взыскания.

При таких условиях вывод суда первой инстанции об утрате возможности взыскания является преждевременным.

Оснований для признания незаконными бездействий налоговой инспекции и обязании ее совершить действия по списанию, не имелось.

Доводы апелляционной жалобы подтвердились.

В соответствии с пунктом 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, дал ненадлежащую оценку доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены или изменения судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02 марта 2012года. по делу № А61-2079/11 в части признания незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействия МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания в непринятии мер по исключению из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей и обязании МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания внести изменения в карточку лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» путем исключения из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда отменить.

В удовлетворении требований о признании незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействия МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания в непринятии мер по исключению из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей и обязании МРИ ФНС России №4 по РСО-Алания внести изменения в карточку лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» путем исключения из лицевого счета ОАО «Алагирский завод сопротивлений» 31954345 рублей отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Д.А. Белов

И.А. Цигельников