ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-5758/2021
06 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Газаевой Л.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 по делу № А63-5758/2021, принятое по исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ставрополь (ОГРН <***>, ИНН <***>) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь (ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании принять в казну Российской Федерации объекты федерального недвижимого имущества, при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Северо-Кавказстат, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества в Ставропольском крае, территориальное управление, ответчик) об обязании принять в казну Российской Федерации объекты федерального недвижимого имущества.
Решением суда от 05.08.2021 исковые требования удовлетворены. Суд обязал территориальное управление принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение, общей площадью 32,5 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:202, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, общей площадью 30,9 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:199, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, общей площадью 16,2 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:198, расположенное по адресу: <...>, помещение VIII;
- нежилое помещение, общей площадью 39,1 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:204, расположенное по адресу: <...>.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию имущества. Удовлетворение исковых требований фактически перекладывает ответственность за действия, которые повлекли за собой ненадлежащее исполнение обязательств по сохранению объектов в период оперативного управления. Принятие в казну Российской Федерации спорных объектов в аварийном состоянии не представляется возможным без приведения их в состояние на момент принятия имущества управлением.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Северо-Кавказстат просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лицо, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 по делу № А63-5758/2021 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Северо-Кавказстатом на праве оперативного управления закреплены следующие объекты федерального недвижимого имущества (далее – объекты):
- нежилое помещение, общей площадью 32,5 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:202, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, общей площадью 30,9 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:199, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, общей площадью 16,2 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:198, расположенное по адресу: <...>, помещение VIII;
- нежилое помещение, общей площадью 39,1 кв. м, кадастровый номер 26:02:104219:204, расположенное по адресу: <...>.
В связи с отсутствием необходимости в использовании объектов, находящихся в оперативном управлении Северо-Кавказстата, Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) согласовано их изъятие и передача в казну Российской Федерации (письмо от 23.04.2020 № СО-16-2/2041-ТО).
Северо-Кавказстат неоднократно письмами от 23.01.2020 № АК-29-15/316-ДР, от 17.03.2020 № АК-29-15/84-ТС, обращался к ТУ Росимущества в Ставропольском крае с просьбой изъять объекты, а также представил по запросу ТУ Росимущества в Ставропольском крае (письмо от 14.04.2020 № 26-КА-03/2391) пакет документов для передачи объектов в государственную казну Российской Федерации (письмо от 28.04.2020 № НС-29-15/2239-ДР).
По результату рассмотрения вопроса о передаче указанных объектов в казну Российской Федерации, ТУ Росимущества в Ставропольском крае информировало Северо-Кавказстат об отсутствии потребности федеральных государственных организаций в использовании имущества и невозможности проработки вопроса о вовлечении его в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду в связи с расположением нежилых помещений в подвале административного здания.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327 в части необходимости уменьшения имущества государственной казны Российской Федерации, ТУ Росимущества в Ставропольском крае считает нецелесообразным принятие вышеуказанных объектов в казну Российской Федерации. В случае поступления недвижимого имущества в казну Российской Федерации, Росимущество либо его территориальный орган, осуществляя полномочия собственника имущества, обязано нести затраты по содержанию, охране и надлежащей эксплуатации имущества (письмо от 03.06.2020 № 26-КА-03/3547).
Учитывая указанные обстоятельства, Северо-Кавказстат обратился к ТУ Росимущества в Ставропольском крае с просьбой согласовать передачу указанного имущества в безвозмездное пользование администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, с последующей передачей в муниципальную собственность (письмо от 09.06.2020 № МА-29-15/2768-ДР), на основании полученного Северо-Кавказстатом ходатайства администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о заключении договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, расположенными по адресу: <...> (письмо от 24.03.2020 № 04-2677). Для этого Северо-Кавказстат представил пакет необходимых документов (письмо от 27.07.2020 № АН-29-15/3341-ДР).
Северо-Кавказстат письмами от 02.09.2020 № АК-29-15/3929-ДР и от 02.11.2020 № АК-29-18/4808-ДР запрашивал у ТУ Росимущества в Ставропольском крае информацию о решении по вопросу передачи в безвозмездное пользование объектов. О стадии рассмотрения данного вопроса Северо-Кавказстатом были направлены письма в Росимущество (письма от 20.10.2020 № АК-29-15/4620-ДР и от 30.11.2020 № АК-29-15/5279- ДР). Северо-Кавказстатом был получен ответ Росимущества (письмо от 23.12.2020 № ЕГ-07/41531) о том, что Росимуществом направлено поручение от 16.12.2020 № ЕГ-07/40352 в ТУ Росимущества в Ставропольском крае проработать вопрос по вовлечению объектов в хозяйственный оборот посредством заключения договора аренды, а в случае нецелесообразности вовлечения в хозяйственный оборот, Росимущество полагает возможным заключить договор безвозмездного пользования. О невозможности проработки вопроса о вовлечении объектов в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду ТУ Росимущества в Ставропольском крае уведомляло Северо-Кавказстат ранее в письме от 03.06.2020 № 26-КА-03/3547.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что спорные объекты являются излишними и не используются Северо-Кавказстатом, последним инициирована процедура прекращения права оперативного управления, а ТУ Росимущества в Ставропольском крае не предпринимает мер по принятию в казну Российской Федерации указанного имущества, в связи с чем Северо-Кавказстат несет бремя содержания объектов, истец обратился в суд с исковым заявлением.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 № 304-ЭС18-17284.
Территориальное управление ссылается на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Вместе с тем то, что в настоящее время спорное имущество находится в неудовлетворительном состоянии не имеет правового значения при рассмотрении данного дела с учетом предмета заявленного иска.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу № А76-23398/2018 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № 303-ЭС20-314.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 по делу № А63-5758/2021 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает. Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2021 по делу № А63-5758/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи О.В. Марченко
Г.В. Казакова