ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4003/13 от 21.01.2014 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А22-1067/2013

28 января 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сулейманова З.М.,

судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Физиковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт», главы Республики Калмыкия в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, Аппарата Правительства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 по делу № А22-1067/2013 (судья Шевченко В.И.)

по заявлению открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт»

к главе Республики Калмыкия,

третьи лица: Министерство финансов Республики Калмыкия,

ОАО «Аэропорт-Элиста»,

Аппарат Правительства Республики Калмыкия

о признании недействительным в части Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия № 47-рг от 01.04.2013,

без участия представителей лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Калмэнергосбыт» (далее – ОАО «Калмэнергосбыт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительными пунктов 1.35 и 8.2 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы (далее-Перечень), утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия (далее – ответчик) №47-рг от 01.04.2013, ссылаясь на то, что Министерство финансов Республики Калмыкия и ОАО «Аэропорт-Элиста» незаконно и необоснованно включены в указанный Перечень.

В ходе рассмотрения дела заявитель дополнил и уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительными пункты 1.34, 1.35 и 8.2 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия №47-рг от 01.04.2013, с внесенными Указом Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 № 162-рг изменениями, мотивировав это тем, что Аппарат Правительства Республики Калмыкия также включен в Перечень незаконно и необоснованно. Уточненные требования приняты судом.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Калмыкия (далее – министерство), ОАО «Аэропорт-Элиста», Аппарат Правительства Республики Калмыкия.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 заявление общества удовлетворено частично, признаны недействительными пункты 1.34 и 1.35 Перечня, в остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу закрытости данного перечня Аппарат Правительства Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия не могут относиться к указанным категориям потребителей электрической энергии. Кроме того, третьими лицами не представлено суду доказательств того, что ограничение режима потребления ими электрической энергии может привести к экономическим, социальным последствиям.

Не согласившись с принятым судебным актом, глава Республики Калмыкия в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Аппарат Правительства Республики Калмыкия обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменить и принять по делу в данной части новый судебный акт. Жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принят незаконный и необоснованный судебный акт в обжалуемой части.

ОАО «Калмэнергосбыт» обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований отменить и принять по делу в данной части новый судебный акт, которым заявленные требований удовлетворить. По мнению заявителя, выводы суда в данной части не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ОАО «Аэропорт-Элиста» не подлежит включению в Перечень.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Отзывы на апелляционные жалобы не представили.

Министерство направило ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело по апелляционным жалобам рассмотрено без участия представителей сторон и третьих лиц.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии с главой 34 АПК РФ, исследовав материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежим отмене частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела распоряжением Главы Республики Калмыкия от 01.04.2013 №47-рг ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» был утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы.

Указом Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 № 162-рг «О внесении изменений в перечень потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденный распоряжением Главы Республики Калмыкия от 1 апреля 2013 года № 47-рг» были внесены изменения в обжалуемый пункт 1.34. Перечня - слова «Дом Правительства Республики Калмыкия» заменены словами «Аппарат Правительства Республики Калмыкия».

В указанный Перечень включены в том числе следующие потребители электрической энергии, привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

- Аппарат Правительства Республики Калмыкия, объект - административное здание по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, д. 18 (пункт 1.34 Перечня);

- Министерство финансов Республики Калмыкия, объект – административное здание по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Лермонтова, д. 3, (пункт 1.35 Перечня);

- Открытое акционерное общество «Аэропорт Элиста», объект – аэропорт по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, Северная промзона, один объект энергоснабжения (пункт 8.2 Перечня).

Не согласившись с указанными пунктами Перечня, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее-Правила).

Согласно пункту 1 приложения к Правилам к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.

Из буквального толкования указанной нормы права следует, что к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся государственные органы.

В соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти (п. 1 - 2).

Согласно легальному определению, приведенному в подп. 2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Понятие федеральных государственных органов используется, а их перечень определяется в Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Соответствующие положения о государственных органах Республики Калмыкия содержатся в Указе Главы Республики Калмыкия от 02.06.2006 № 93 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Указанные реестры содержат информацию об органах государственной власти и иных государственных органах (РФ и субъекта соответственно). В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 федеральными государственными органами являются Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, суды, прокуратура и целый ряд других государственных органов, не указанных в пункте 1 Приложения к Правилам.

Следовательно, понятие государственного органа, использованное в пункте 1 Приложения к Правилам, включает в себя также иные государственные органы, не перечисленные в указанном пункте, соответственно, список государственных органов, приведенный в нем, не является исчерпывающим. Данный вывод также подтверждается использованием в тексте пункта 1 союза «в том числе» (употребляется при присоединении члена предложения, который является частью того целого, о котором идет речь в первой части предложения). Иное означало бы, что приведенное в пункте 1 Приложения к Правилам понятие «государственные органы» является излишним, и указание данного понятия в тексте нормативного акта не влекло бы каких-либо правовых последствий.

С учетом изложенного, в Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утверждаемый высшим должностным лицом субъекта могут быть включены не только указанные в пункте 1 Приложения к Правилам государственные органы, но и иные государственные органы субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации /статья11/, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации /статья 17/, Конституцией Республики Калмыкия, другими законодательными актами РФ и РК, Аппарат Правительства Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия относятся к органам государственной власти Республики Калмыкия. Поэтому указанные органы подпадают по перечень государственных органов, указанных в пункте 1 приложения к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии.

Вывод суда первой инстанции о том, что под данную категорию подпадают только перечисленные в данном пункте органы государственной власти, несостоятелен. Указанный вывод не следует из анализа указанной нормы права.

В связи с этим апелляционные жалобы главы Республики Калмыкия в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, Аппарата Правительства Республики Калмыкия следует удовлетворить.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления общества обоснованным, апелляционную жалобу общества подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что включение ОАО «Аэропорт – Элиста» Ответчиком в пункт 8.2 Перечня является законным.

Согласно пункту 4.3 Устава ОАО «Элиста-Аэропорт» основными видами деятельности Общества являются: - обеспечение приема и выпуска, технического обслуживания воздушных судов (ВС), эксплуатации аэродрома, аэровокзала, почтово-грузовых комплексов, средств хранения и заправки горюче - смазочных материалов (ГСМ), обслуживание пассажиров, багажа, обеспечение бортовым питанием; - обеспечение необходимых условий для выполнения требований, установленных нормативными актами РФ, для осуществления международных авиационных перевозок с обеспечением соответствующего таможенного, пограничного и санитарно - карантинного контроля; - обеспечение выполнения в зоне ответственности требований, установленных действующими законодательными и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания ВС, пассажиров, багажа, грузов и почты; - обеспечение авиационной безопасности; - осуществление мероприятий и оказание услуг по охране государственной, коммерческой и служебной тайны; - участие в расследовании в установленном порядке авиационных происшествий и инцидентов с ВС в районе ответственности; организация и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ответственности; - участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте; - организация гражданской обороны объектов, подготовки к выполнению оборонных задач, предусмотренных соответствующими планами и мобилизационными заданиями. Общество представило суду справку от 18.09.2013 о том, что трансформаторные подстанции ТП-8 (ТМ/630/10/0,4), ТП-2 (ТМ250/10/0,4), ТП-1 (ТМ160/10/0,4), расположенные по адресу: РК, г. Элиста, аэропорт, обеспечивают электрической энергией все объекты, расположенные на территории ОАО «Аэропорт Элиста», а также Элистинское отделение Волгоградского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АМСГ-II Элиста, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Северо-Кавказского филиала, ОАО ТЗК «Лукан-Эл». Отключение хотя бы одной из указанных трансформаторных подстанций приведет к остановке работы технологического оборудования и жизнедеятельности самого аэропорта, Элистинского отделения Волгоградского центра ОВД филиала «Аэронавигация Юга», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АМСГ-II Элиста, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Северо-Кавказского филиала, ОАО ТЗК «Лукан-Эл» и создаст угрозу безопасности полетов. Заявитель не представил суду доказательств, опровергающих информацию, содержащуюся в данной справке.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.06.2011 по делу №А22-316/2011, имеющим преюдициальное значение по настоящему спору, было отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» к ОАО «Аэропорт Элиста» о признании незаконными действий ОАО «Аэропорт Элиста» по введению ограничения режима потребления электрической энергии, согласно заявки ОАО «Калмэнергосбыт» от 04.06.2010 № 91, а также обязании ОАО «Аэропорт Элиста» допустить Филиал ОАО «МРСК Юга»-«Калмэнерго» для ввода ограничения режима потребления электрической энергии согласно заявки № 91 от 04.06.2010 к следующим объектам: ТП-1 (ТМ160/10/0,4); ТП-2 (ТМ250/10/0,4); ТП-8 (ТМ630/10/0,4), расположенных по адресу: г. Элиста, Северная промзона, ОАО «Аэропорт Элиста». Суд пришел к выводу о том, что ограничение режима потребления электрической энергии, поставляемой на указанный объект, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и безопасности государства.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений

Доказательства, подтверждающие наличие иных возможностей поставки электроэнергии для аэропорта, кроме получения её через трансформаторные подстанции ТП-1,ТП-2, ТП-8, либо возможности осуществить введение ограничения потребления электрической энергии в отношении аэропорта при соблюдении прав и интересов третьих лиц, а также доказательства того, что при ограничении режима ее потребления аэропорт может работать в прежнем режиме, заявителем суду не представлены.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции в данной части являются правильными.

В соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права ли процессуального права.

С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при частичном удовлетворении заявленных обществом требований неполно выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, поэтому выводы суда, изложенные в решении в данной части, не соответствуют установленным обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального права.

Учитывая, что допущенные судом первой инстанции нарушения привели к принятию неправильного решения в части удовлетворения заявленных обществом требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение от 22.10.2013 в удовлетворенной части в силу статьи 269 АПК РФ надлежит отменить и принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества в указанной части, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Таким образом, апелляционные жалобы главы Республики Калмыкия в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия, Аппарата Правительства Республики Калмыкия подлежат удовлетворению.

Апелляционная жалоба общества подлежит оставлению без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на общество, но взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 по делу № А22-1067/2013 отменить в части удовлетворения заявления открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» о признании недействительными пунктов 1.34 и 1.35 Перечня потребителей электрической энергии (мощности) на территории Республики Калмыкия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия от 01.04.2013 №47-рг (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 28.08.2013 №162-рг), в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» в указанной части отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.10.2013 по делу № А22-1067/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий З.М. Сулейманов

Судьи Г.В. Казакова

Ю.Б. Луговая