ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4027/2015 от 02.11.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                                         Дело №А25-369/2015

02 ноября 2015 года                                                                    

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2015 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-369/2015 (судья Калмыкова М.Ю.)

по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа,

в судебном заседании участвуют представители: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике – ФИО1 по доверенности от 22.01.2015;

Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике – ФИО2 по доверенности №7 от 30.10.2015, ФИО3 по доверенности №6 от 30.10.2015, ФИО4 по доверенности №5 от 30.10.2015.

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, служба) о признании недействительными в части акта от 04.12.2014 б/н и представления от 15.01.2015 №79-02-22/1.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 производство по делу в части оспаривания акта от 04.12.2014 б/н прекращено. Требования управления о признании недействительным в части представления службы удовлетворены в частинеобходимости устранения нарушения по неосуществлению государственной регистрации права на административное здание, расположенное по адресу: КЧР, <...>, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание в первичных учетных документах общих формулировок, лишь повторяющих наименование работ, указанных в государственном контракте, противоречит требованиям Закона №402-ФЗ.

Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части, касающейся признания недействительным представления от 15.01.2015 №79-02-22/1 по факту выполнения работ 2 этапа – создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности населения и техносферы, стоимостью 6 300,0 тыс. руб. и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что для установки оборудования и введение его в действие необходимо провести соответствующую технику. Все это входило в цену контракта. Кроме того, представлены документы, подтверждающие оплату выполненных работ.

В отзыве на апелляционную жалобу служба просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного в 2013 года конкурса управлением заключен с ООО «Ларти» государственный контракт от 18.06.2013 №65, предметом которого является создание регионального сегмента системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения КЧР с использованием современных технологий мониторинга объектов жизнедеятельности, обеспечения защищенности критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов с учетом природно-климатических условий региона. Начальная максимальная цена контракта составила 10 300 тыс. руб. Работы должны быть выполнены согласно техническому заданию к государственному контракту.

Техническое задание предусматривает решение следующих задач: оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для территории КЧР; разработка технических требований к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; разработка нормативных документов функционирования регионального сегмента мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; обоснование состава технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных природных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогнозов; разработка методики и СПО автоматизированного оперативного «краткосрочного» прогноза развития чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на ПОО; создание пилотной зоны регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы и обеспечение ее сопряжения с системой оповещения; проведение опытной эксплуатации регионального сегмента системы.

Согласно разделу 3 Технического задания работы по созданию сегмента разделены на 2 этапа: I этап работ стоимостью 4 000 тыс. руб.: разработка технических требований к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности населения и техносферы. Разработка нормативных документов по созданию и организации функционирования регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы. Разработка методики и СПО для составления оперативного прогноза развития ЧС.

По результатам проведения I этапа работ исполнителю необходимо представить: технический отчет, включающий технические требования к региональной системе мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, в том числе состав технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных природных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогноза; проекты нормативных документов по созданию и организации функционирования регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы; программно-технические комплексы, методика и СПО автоматизированного, оперативного (краткосрочного) прогноза ЧС, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на ПОО, включающие картографический материал, базы данных и модели развития ЧС.

II этап работ стоимостью 6 300 тыс.руб.: создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте.

По результатам проведения II этапа работ исполнителю необходимо представить: пилотную зону регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, в том числе действующий опытный образец автоматизированной системы мониторинга опасных природных процессов, обеспечивающей предупреждение и прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера сопряженный с системой оповещения, эксплутационную документацию; опытную эксплуатацию регионального сегмента системы; акт о введении системы в опытную эксплуатацию; электронную презентацию с фотоматериалами о результатах работы.

В ходе проверки службой установлено отсутствие документов, позволяющих определить виды и стоимость проведенных работ на общую сумму 6 300 тыс. руб. перечисленных подрядчику в целях оплаты второго этапа работ по созданию регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности с разработкой электронной презентации.

Службой на основании приказов управления от 26.11.2014 №123р, №124р, №122р в ходе проведения проверки осуществлено обследование наличия и функционирования системы комплексной безопасности жизнедеятельности, обеспечения защищенности критических важных и опасных объектов в указанных организациях.

По результатам обследования ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по КЧР» установлено, что согласно технических характеристик, определенных Техническим заданием, программно-технический комплекс мониторинга и прогнозирования ЧС, установленный в ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по КЧР» должен обеспечивать показ текущих значений и ранее полученной мониторинговой информации, возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям времени, места, вида события, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС. При обследовании наличия и функционирования программно-технического комплекса, переданного заявителем в ФКУ «ЦУКС Главного управления МЧС России по КЧР», установлено, что оборудование, указанное в спецификации, представленной проверке, имеется в наличии. Программное обеспечение установленное на указанном программно-техническом комплексе функционирует частично. На экран в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации Эшкаконского гидроузла, при этом возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям времени, места и вида события, возможность отображения мониторинговой информации в ГНС в ходе обследования специалистами продемонстрированы не были.

По результатам обследования, проведенного в Единой дежурно-диспетчерской службе Администрации Малокарачаевского муниципального района установлено, что согласно Техническому заданию к государственному контракту специальное программное обеспечение к программно-техническому комплексу обеспечивает прием мониторинговой информации от контролируемых объектов с сохранением в базе данных, визуализацию результатов мониторинга в виде карт, таблиц, мнемосхем, графиков, звуковую и цветовую сигнализацию в случае поступления аварийных и других экстренных сообщений, показ текущих значений и ранее полученной информации, возможность поиска мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС. Обследованием функционирования программно-технического комплекса, расположенного в Единой дежурно-диспетчерской службы Администрации Малокарачаевского муниципального района установлено, что на дисплей в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации одного контролируемого объекта - Эшкаконского гидроузла. Возможность сохранения в базе данных информации от контролируемого объекта, показ ранее полученной информации, поиск мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГНС в ходе обследования специалистами диспетчерской службы Администрации Малокарачаевского района не продемонстрированы.

По результатам обследования, проведенного на Эшкаконском гидроузле, установлено, что на дисплей в режиме реального времени выведены показатели датчиков приема мониторинговой информации объекта. Возможность сохранения в базе данных полученной информации, поиск мониторинговой информации в базе данных по критериям места, времени и вида события, возможность задания верхних и нижних аварийных установок для каждого контролируемого параметра в отдельности, многоуровневое разграничение операторов по доступу к функциональным возможностям специального программного обеспечения, возможность управления процессами приема и передачи информации, возможность отображения мониторинговой информации в ГИС в ходе обследования специалистами диспетчерской службы Эшкаконского гидроузла не продемонстрированы. Кроме того, на момент обследования не удалось осуществить выгрузку графика показателей датчиков. Из объяснений заместителя начальника отдела информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи Главного управления МЧС России по КЧР ФИО5 выгрузку не удалось осуществить из-за отсутствия на компьютере программы МS Ехсеl. При этом согласно техническому заданию установленный программно-технический комплекс должен обладать всеми прикладными программами, необходимыми для демонстрации графика мониторинга поступившей информации.

В ходе проверки также установлено бездействие заявителя по государственной регистрации права в отношении используемого административного здания, расположенного по адресу: КЧР, <...>.

По результатам проверки службой составлен акт от 04.12.2014 б/н и внесено представление от 15.01.2015 №79-02-22/1.

Считая, что указанный акт и представление в оспариваемой части являются незаконными, управление обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требовании заявителя в части, касающейся факта выполнения работ 2 этапа – создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности населения и техносферы, стоимостью 6 300,0 тыс. руб.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ) бухгалтерский учет ведется в организации с целью достоверного отражения всей информации о деятельности учреждения. При этом получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования бюджетных средств (ст.162 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 9 Закона №402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Как следует из п. 8 ст. 3 Закона №402-ФЗ под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

В силу части 3 статьи 9 Закона №402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В подтверждение выполненных исполнителем по государственному контракту работ и понесенных управлением расходов по оплате II этапа стоимостью 6 300 тыс.руб. в материалах дела представлены: акт выполненных работ от 03.07.2013 №11 на сумму 6 300 тыс.рублей. Наименование работ: создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте; акт выполненных работ от 03.07.2013 №12 на сумму 10 300 тыс.рублей. Наименование работ по II этапу: создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте;счет от 03.07.2013 №108 на сумму 6 300 тыс.рублей на оплату II этапа работ - создание регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы, разработка электронной презентации с фотоматериалами о результатах работы для размещения на Интернет-сайте; электронная версия презентации результатов работ (в формате Microsoft PowerPoint 2010).

Как следует из представленной в материалах дела в электронном виде презентации о результатах выполненных работ при выполнении работ по созданию регионального сегмента комплексной безопасности объектов жизнедеятельности возводились металлические конструкции, проводился монтаж различного рода датчиков, в том числе под землей, блоков автономного электропитания, блока приема-передачи данных видеокамер и так далее. Кроме того, определен состав технических средств сбора, передачи и приема информации основных параметров опасных процессов, их визуализации, предупреждения, оповещения и прогноза, разработано специализированное программное обеспечение автоматизированного оперативного (краткосрочного) прогноза развития чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями и авариями на Эшкаконском гидроузле, а также создана пилотная зона регионального сегмента системы мониторинга объектов жизнедеятельности, комплексной безопасности жизнедеятельности населения и техносферы Карачаево-Черкесской Республики на основе базового комплекта автоматизированной системы комплексного мониторинга.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные документы содержат лишь общее наименование работ (создание сегмента) и не позволяют с очевидностью определить какие именно виды работ (услуги) были произведены подрядчиком в рамках исполнения государственного контракта и, соответственно, какие работы были оплачены заявителем, какова их стоимость. Из совокупности представленных проверке, а затем в суд документов, оформленных сторонами государственного контракта в подтверждение выполненных подрядчиком работ, не представляется возможным установить какие конкретно объекты были созданы, установлены и введены в эксплуатацию при выполнении условий контракта, какова стоимость каждого из таких объектов.

Поскольку доказательством надлежащего расходования бюджетных средств могут являться только первичные бухгалтерские документы, позволяющие достоверно установить их относимость к проведению конкретных работ (услуг) и их оплате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указание в первичных учетных документах общих формулировок, лишь повторяющих наименование работ, указанных в государственном контракте, противоречит требованиям Закона №402-ФЗ.

При этом, указание в техническом задании видов работ (услуг) не отменяет необходимость их отражения в первичных учетных документах.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.08.2015 по делу №А25-369/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                          С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                                     Л.В. Афанасьева

                                                                                                                               И.А. Цигельников