ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4029/2016 от 07.11.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                                 Дело № А63-1408/2016

08 ноября 2016 года                                                                       

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.08.2016 по делу № А63-1408/2016 (судья Макарова Н.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),

к Минераловодской таможне (г. Минеральные Воды),

о признании недействительным требования,

третьи лица: Турсунова Д.А.,

публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (г. Москва, ОГРН 10677463410224),

в судебном заседании участвуют: от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - Шишкин Д.В. по доверенности от 17.08.2016,

от Минераловодской таможни – Денисенко Н.В. по доверенности от 11.01.2016,

от публичного акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» - Никитин Н.А. по доверенности от 27.01.2016,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей и пени от 12.11.2015 № 250.

К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: гражданин Турсунов Д.А. и ПАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.08.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным оспариваемого требования таможни.

Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам по делу, применен закон, не подлежащий применению, судом допущены нарушения норм процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу, таможня просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.

Согласно материалам дела, 04.08.2014 на станцию Скачки Северо-Кавказской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» в контейнере № 514731070 из Республики Узбекистан прибыл товар, помещенный под процедуру таможенного транзита по транзитной декларации № 39855507/240714/0022042, зарегистрированной таможенным органом Республики Казахстан.

Согласно сведениям, указанным в транзитной декларации № 39855507/240714/0022042, отправителем товара является гражданка Турсунова А.В. (Узбекистан, г. Ташкент), получателем товара является гражданин Турсунов Д.А. (Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск).

05.08.2014 года ОАО «РЖД» осуществлена выдача гражданину Турсунову Д.А. товара, прибывшего в контейнере № 514731070 по транзитной декларации № 39855507/240714/0022042, без разрешения таможенного органа и не оформленного в таможенном отношении.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Минераловодской таможней в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении № 10802000 – 64/2015 по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 10802000 – 64/201 таможней 10.06.2015 вынесено постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 301 000 руб.

Постановление таможни от 10.06.2015 по делу об административном правонарушении № 10802000 – 64/2015 обжаловано ОАО «РЖД» в Арбитражный суд Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.09.2015 по делу № А63- 7999/2015, оставленным без изменений постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления таможни от 10.06.2015 по делу об административном правонарушении № 10802000 – 64/2015 ОАО «РЖД» отказано в полном объеме.

12.11.2015 года таможня выставила в адрес общества требование об уплате таможенных платежей № 250.

Согласно данному требованию таможенный орган известил общество о том, что за обществом в связи с недоставкой иностранных товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, числится задолженность по уплате таможенных платежей и процентов в общем размере 511 353 руб. 11 коп.

Считая указанное требование незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления в связи со следующим.

Статьями 21 и 22 ТК ТС установлены обязанности таможенного перевозчика и ответственность за неисполнение им своих обязанностей.

Таможенный перевозчик обязан: соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза; исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 ТК ТС; не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию; информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии со ст. 224 ТК ТС.

В соответствии со ст. 227 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта: при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.

При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации; если недоставка иностранных товаров произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации; если недоставка иностранных товаров произошла по иным причинам - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Согласно ст. 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке: иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в п. 1 и 3 ст. 186 ТК ТС.

В соответствии с п. 3 ст. 186 ТК ТС декларантом для заявления таможенной процедуры таможенного транзита может быть перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.

Абзацем вторым п. 2 ст. 93 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги, не уплаченные в сроки, установленные п. 3 ст. 227 ТК ТС, подлежащие уплате таможенным перевозчиком, взыскиваются таможенным органом государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого лицо признано в качестве таможенного перевозчика.

В соответствии со ст. 353 – 356 ТК ТС товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях.

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем»).

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенному декларированию в письменной форме подлежат: товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования; товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза; транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию; валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза; культурные ценности; товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж; иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

По общему правилу, установленному ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.

Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

В силу ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Согласно ч. 3 ст. 352 ТК ТС критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Таким международным договором является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее по тексту - Соглашение).

Приложением 3 к Соглашению поименованы товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с освобождением от уплаты таможенных платежей, а также установлены условия и порядок освобождения от уплаты таможенных платежей.

Разделом II приложения № 3 к Соглашению установлены условия освобождения от уплаты таможенных платежей товаров для личного пользования, за исключением транспортных средств, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, а именно: товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), ввозимые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и вес не превышает 31 килограмма (пункт 11 приложения № 3 к Соглашению); культурные ценности, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза независимо от таможенной стоимости и веса (пункт 13 приложения № 3 к Соглашению); товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза (признанные наследуемым имуществом), при условии документального подтверждения факта получения таких товаров в наследство (признания наследуемым имуществом) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена Таможенного союза независимо от таможенной стоимости и веса (пункт 14 приложения № 3 к Соглашению); урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших (пункт 15 приложения № 3 к Соглашению).

Кроме того, согласно п. 12 приложения № 3 к Соглашению бывшие в употреблении товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, признанного в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство-член Таможенного союза на постоянное место жительства, освобождаются от уплаты таможенных платежей при одновременном выполнении следующих условий: ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза; такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза.

Как установлено пп. 2 п. 1 ст. 2 Соглашения, датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Соглашения если декларантом таможенной процедуры таможенного транзита не являлась железная дорога Таможенного союза, то железная дорога несет солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Главой 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) установлен порядок взимания таможенных платежей.

Согласно ст. 150 указанного Закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 Закона № 311-ФЗ.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с таможенного перевозчика в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 93 ТК ТС производится в порядке, определенном гл. 18 Закона № 311-ФЗ.

В соответствии со ст. 52 Закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные ст. 152 Закона № 311-ФЗ, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Закона № 311-ФЗ.

Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

В соответствии со ст. 151 Закона № 311-ФЗ пенями признаются установленные данной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 рассматриваемой статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени не начисляются в случаях: если таможенным органом не установлен плательщик таможенных пошлин, налогов; если таможенные пошлины, налоги взыскиваются в соответствии с частью 8 статьи 150 настоящего Федерального закона; предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве); определения таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 5 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза; в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с ч. 2 ст. 151 Закона № 311-ФЗ.

Пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств - членов таможенного союза (Соглашение «Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза», заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010, ратифицировано Федеральным законом от 04.10.2010 № 268-ФЗ).

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся: документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица); документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица; документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза; документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования; документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования; документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования; другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или по иным причинам ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное.

На основании вышеизложенного, иностранному гражданину либо лицу без гражданства, с целью оформления товара, бывшего в употреблении и ввезенного на территорию Российской Федерации для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, необходимо предоставить в таможенный орган пассажирскую таможенную декларацию и документы к ней, поименованные в ст. 356 ТК ТС, в том числе, в качестве документа, подтверждающего право на льготы по уплате таможенных платежей, т.е. документа, подтверждающего признание его переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию – вид на жительство или паспорт гражданина Российской Федерации (в случае получения гражданства РФ) с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

С учетом положений ч. 4 ст. 215 и ч. 3 ст. 186 ТК ТС, ОАО «РЖД» является декларантом при помещении перемещаемого иностранного товара под таможенную процедуру таможенного транзита.

Принимая во внимание преюдициальное значение фактов, установленных в рамках дела № А63-7999/2015, суд первой инстанции правильно счел установленными и нетребующими доказывания факты о незаконной выдаче (без разрешения таможенного органа) ОАО «РЖД» гражданину Турсунову Д.А. иностранного товара, прибывшего из Узбекистана в контейнере № 514731070 по транзитной декларации № 39855507/240714/0022042 и неоформленного в таможенном отношении, а также о наличии у ОАО «РЖД» статуса таможенного перевозчика.

Поскольку судебными актами по делу № А63-7999/2015 установлен факт незаконной выдачи (без разрешения таможенного органа) таможенным перевозчиком - ОАО «РЖД» гражданину Турсунову Д.А. иностранного товара, прибывшего из Узбекистана в контейнере № 514731070 по транзитной декларации № 39855507/240714/0022042 и неоформленного в таможенном отношении, к правоотношениям подлежат применению положения статей 21, 22, 227 и 228 ТК ТС, согласно которым перевозчик обязан исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки, в том числе, если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа.

При этом, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации. Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Согласно материалам дела, 17.10.2014 года в таможню поступило письмо Департамента таможенного контроля по Южно-Казахстанской области от 16.10.2014 № 988 об истечении срока транзита и об отсутствии сведений о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

Указанное письмо послужило основанием для осуществления таможенного контроля.

По результатам таможенного контроля 05.11.2015 таможней принято решение № 10802000/051115/ТТ-001, согласно которому установлен факт выдачи товара без разрешения таможенного органа, влекущий наступление срока уплаты таможенных платежей – 05.08.2014.

11.11.2015 года таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Письмом таможни от 12.11.2015 № 12-26/17254 «О направлении требования» требование об уплате таможенных платежей от 12.11.2015 № 250 направлено в адрес ОАО «РЖД».

Выявлен факт расхождения (противоречия) между номером транзитной декларации, указанным в базе данных КПС «Транзитные операции» (АС КТТ-2), а также в постановлении по делу об административном правонарушении № 10802000 – 64/2015 (39855507/240714/0022042) и номером, указанным на бумажном носителе транзитной декларации (39588807/240714/0022042), поступившей в адрес таможни от таможенного органа отправления, оформившего процедуру таможенного транзита в отношении спорного товара (Республика Казахстан).

В связи с этим таможней в адрес Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области направлен запрос от 24.06.2016 № 11-37/09843 с просьбой разъяснить выявленные противоречия.

20.07.2016 в адрес таможни поступил ответ Департамента государственных доходов по Южно-Казахстанской области комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан от 15.07.2016 МКД-16-2-11 № 25023, согласно которому при оформлении транзитной декларации № 39855507/240714/0022042 была допущена техническая ошибка в графе «А», а именно, вместо № 39855507/240714/0022042 указан неверно номер № 39588807/240714/0022042. В связи с чем, в графе «А» бумажного носителя необходимо считать правильным номер № 39855507/240714/0022042.

Как видно из материалов дела, гражданин РФ Турсунов Д.А. в таможенный орган не представлял пассажирскую таможенную декларацию в соответствии со ст. 355 и 356 ТК ТС в отношении спорного товара, как и не представлял документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей. Поскольку льготы носят заявительный характер и подлежат подтверждению соответствующими первичными документами, перечень которых поименован в ТК ТС, суд приходит к выводу о необоснованности доводов таможенного перевозчика и декларанта об освобождении от уплаты таможенных платежей при перемещении бывших в употреблении вещей в режиме таможенного транзита.

Материалами дела подтверждается, что датой переселения Турсунова Д.А. на ПМЖ в РФ является 27.09.2011, а спорный товар перемещен через таможенную границу Таможенного союза только 24.07.2014, т.е. с нарушением 18-ти месячного срока, установленного п. 12 приложения № 3 к Соглашению, следовательно, в отношении спорного товара не могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей.

В случае несоблюдения указанных условий таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физического лица, уплачиваются в соответствии с пунктами 6 - 7 Приложения № 5 к Соглашению: в отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), ввозимых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес которых превышает 31 кг – по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. веса в части превышения стоимостной нормы 1 000 евро в эквиваленте и (или) весовой 31 кг; в отношении неделимых товаров, независимо от таможенной стоимости и веса – в виде совокупного таможенного платежа.

Неделимый товар для личного пользования – товар для личного пользования, весом более 35 кг, состоящий из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара. Комплектность может определяться на основании сведений, представленных изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах, а также исходя из общепринятого (традиционного) применения такого товара или комплекта, отвечающего их функциональному предназначению.

Согласно описи домашних вещей Турсунова Д.А. неделимыми товарами являются: диван, кресло б/у (код по ТН ВЭД – 9401 80 000 9): ставка ввозной таможенной стоимости – 15%, но не менее 0,7 евро за 1 килограмм; ставка НДС – 18%; таможенная стоимость товара по состоянию на 05.08.2014 – 356,82 руб. (служебная записка отдела контроля таможенной стоимости от 30.10.2015 № 14-11/1028); вес согласно описи от 22.05.2014 составляет 400 кг.

Ввозная пошлина = 400*0,7*47,8671 (курс евро на 05.08.2014)= 13 402,79 руб.; НДС=(13 402,79+356,82)*18%=2 476,73 руб.

Стиральная машина (код по ТН ВЭД – 8450 19 000 0): ставка ввозной таможенной стоимости – 13,5%, НДС – 18%; таможенная стоимость товара на 05.08.2014 – 356,82 руб.

Ввозная пошлина – 356,82*13,5%=48,17 руб.; НДС=(48,17+356,82)*18%=72,90 руб.

Стол, табуретки б/у (код по ТН ВЭД – 9403 40): ставка ввозной таможенной пошлины – 15%, но не менее 0,42 евро за килограмм, НДС- 18%; таможенная стоимость товара на 05.08.2014 – 237,88 руб.; вес согласно описи составляет 100 кг.

Ввозная пошлина=100*0,42*47,8671 (курс евро на 05.08.2014)=2 010,42 руб.; НДС=(2 010,42+237,88)*18%=404,69 руб.

Пылесос б/у (код по ТН ВЭД – 8508 60 000 0): ставка ввозной таможенной пошлины – 3%, НДС-18%; таможенная стоимость товара на 05.08.2014 – 237,88 руб. Ввозная пошлина = 237,88*3%=7,14 руб.; НДС=(7,14+237,88)*18%=44,10 руб.

Проигрыватель б/у (код по ТН ВЭД – 8519 89): ставка ввозной пошлины – 13%, НДС-18%; таможенная стоимость товара на 05.08.2014 – 237,88 руб. Ввозная пошлина – 237,88*13%=30,94 руб.; НДС=(7,14+237,88)*18%=48,38 руб.

Таким образом, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении неделимых товаров для личного пользования, составила: ввозная пошлина - 15 499,44 руб.; НДС - 3 046,80 руб.

Сумма подлежащих уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования в части превышения весовой нормы в 31 килограмм составляет 434 441,80 руб: 2 269 кг (общий вес 3000 кг – вес неделимого товара – 31 кг.)*4 евро*47,8671 (курс евро на 05.08.2014) = 434 441,80 руб.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» таможенные сборы -500 руб. за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 000 руб. включительно.

Сумма неуплаченных таможенных платежей составляет 453 488,04 руб.: сборы за таможенные операции – 500 руб.; ввозная таможенная пошлина – 15 499,44 руб.; НДС – 3 046,80 руб.; таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования – 434 441,80 руб.

Расчет пени произведен с даты, следующей за датой срока уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (срок уплаты 05.08.2014, расчет пени с 06.08.2014) по дату выставления требования об уплате таможенных платежей (12.11.2015) в соответствии со ст. 151 Закона №311-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 ТК ТС, при недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: если недоставка иностранных товаров произошла по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Материалами дела установлен день передачи товаров перевозчиком получателю без разрешения таможенного органа – 05.08.2014.

С 06.08.2014 по 12.11.2015 – 464 дней просрочки; ставка рефинансирования – 8,25%.

Итого сумма пени составляет 57 865,07 руб.: пени за сборы за таможенные операции – 500*464*8,25% / 300=63,80 руб.; пени ввозной пошлины – 15 499,44*464*8,25% / 300 = 1 977,73 руб.; пени НДС – 3 046,80*464*8,25% / 300 = 388,77 руб.; пени таможенных пошлин, налогов по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования – 434 441,80*464*8,25% / 300 = 55 434,77 руб.

Итого размер таможенных платежей с учетом пени, подлежащих уплате, составляет 511 353,11 руб.

Принимая во внимание отсутствие разногласий между сторонами в отношении размера подлежащих уплате таможенных платежей, и отсутствие соответствующего контррасчета со стороны заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что таможенные платежи и пени в общем размере 511 353,11 руб. подлежат взысканию с ОАО «РЖД» в полном объеме.

В материалах дела имеется приказ ФТС России от 30.12.2009 № 2433, в соответствии с которым ОАО «РЖД» выдано свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков № 10000/0103А, в связи с чем судом первой инстанции правильно отклонен довод заявителя об отсутствии оснований у таможни выставления требования в отношении уплаты таможенных платежей ОАО «РЖД», в связи с отсутствием сведений о наличии статуса у общества таможенного перевозчика.

При направлении таможней в адрес ОАО «РЖД» требования об уплате таможенных платежей от 12.11.2015 № 250 нарушение сроков, установленных ст. 152 Закона от 27.11.2010 № 311- ФЗ, отсутствует.

При таких обстоятельствах, правильно отклонен довод заявителя о том, что таможней спорное требование выставлено в адрес заявителя с нарушением сроков, установленных ст. 152 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Также судом первой инстанции правильно отклонен и довод заявителя о том, что ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ и уже понесло наказание за незаконную выдачу спорного груза получателю в виде штрафа в размере 301 000 руб., поскольку законодательство не связывает обязанность уплаты таможенных платежей с фактом наличия либо отсутствия в действиях перевозчика состава уголовного преступления или административного правонарушения, вины.

Обязанность перевозчика по уплате таможенных платежей в этом случае не может рассматриваться как юридическая ответственность за то или иное правонарушение, а является публичной субъективной обязанностью участника таможенных правоотношений, возникающей в связи с фактом недоставки товаров, которые находятся под таможенным контролем, в место, определенное таможенным органом, независимо от вины перевозчика в совершении административного правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как судом первой инстанции исследованы все материалы дела и им дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции правильно применены нормы права и отсутствуют нарушения норм материального права.

Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя.

Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, относятся на апеллянта в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.08.2016 по делу № А63-1408/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             С.А. Параскевова

Судьи                                                                                                                       Д.А. Белов

                                                                                                                                  И.А. Цигельников