ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4080/2016 от 31.10.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки  

08 ноября  2016 года                                                                            Дело № А22-819/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей  Джамбулатова С.И. и Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К.,  при участии:                     от Элистинской городской общественной организации Калмыцкой республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»: ФИО1 – (председатель); от открытого акционерного общества  ОАО ККБ «Кредитбанк» в лице конкурсного управляющего: ФИО2 – представитель по доверенности от 11.03.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.08.2016 по делу № А22-819/2016 по исковому заявлению Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Элистинской городской общественной организации Калмыцкой республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо – ОАО ККБ «Кредитбанк» в лице конкурсного управляющего, о взыскании 160000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к Элистинской городской общественной организации Калмыцкой республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – ответчик, общество) о взыскании субсидии в размере 160000 рублей.

Решением 19.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. .   

Не согласившись с вынесенным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, удовлетворив заявленные требования, сославшись на отсутствие доказательств исполнения договорных обязательств при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, исключающих исполнение договора.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.

Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению  по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с договором на предоставление субсидий из республиканского бюджета от 11 сентября 2014 г. № 6 (далее - Договор), заключенным между истцом и ответчиком обществу была предоставлена субсидия в размере 160000 рублей на осуществление мероприятий, предусмотренных программой (проектом) «Вперед к вершинам паралимпийского спорта» - поддержка детей инвалидов и молодежи».

Предоставление субсидии подтверждается платежным поручением №358020 от 12.09.2014.

В соответствии с пунктом 4 Договора получатель субсидии ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее, чем за 5 дней после окончания срока действия Договора представляет отчетность, предусмотренную пунктом 4.1 Договора.

Согласно представленной ответчиком 10.10.2014, 12.01.2015, 10.04.2015, 10.07.2015, 09.10.2015, 05.01.2016  отчетности за 3, 4 кварталы 2014 г., 1, 2, 3 кварталы 2015 г. и итоговый отчет расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных программой (проектом) «Вперед к вершинам паралимпийского спорта» - поддержка детей инвалидов и молодежи» не осуществлялись.

В связи с тем, что ответчик принятые на себя обязательства по целевому использованию полученной субсидии не исполнил, истец обратился в суд.

Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции руководствовался следующим. 

Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, определяют категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 БК РФ).

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование субсидий и субвенций в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, влечет их возврат в соответствующий бюджет (пункт 4 статьи 78 БК РФ).

 Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств, и отклонение от регламентированного режима использования.

 Основанием  для предоставления спорной субсидии является приказ Министерства от 28.08.2014 №114-с, в соответствии с которым ответчик был утвержден в качестве победителя конкурса программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций и с ним заключен договор согласно Порядку предоставления субсидий из республиканского бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – Порядок) (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.01.2013 №30, принятым в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 8.3 Порядка возврату подлежат субсидии в случаях:

нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий настоящим Порядком, в том числе установления факта нецелевого использования субсидий;

установления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения в целях получения субсидий.

В соответствии с п. 8.4 Порядка возврат субсидии осуществляется в следующем порядке:

уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль направляет получателю требование о возврате субсидии в случаях, предусмотренных пунктом 8.3 настоящего Порядка;

получатель обязан произвести возврат субсидии в полном объеме в течение 20 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии;

при нарушении получателем срока возврата субсидии уполномоченный орган принимает меры по взысканию указанных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном действующим законодательством.

Контроль за использованием субсидии и обязательная проверка соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления осуществляется уполномоченным органом и Республиканской службой финансово-бюджетного контроля в соответствии с действующим законодательством (п. 8.5 Порядка).

Из материалов дела следует, что ответчик в нарушение условий заключенного с истцом договора обязательства по целевому использованию полученной субсидии не исполнил, доказательств обратного суду не представил.

Однако, судом первой инстанции установлено, что субсидия в размере 160000 рублей перечислена истцом ответчику 12.09.2014 на счет №40703810100002049060, находящийся в открытом акционерном обществе Калмыцкий коммерческий банк «Кредитбанк» (далее - Банк).

Приказом Банка России от 16.10.2014 № ОД-2871 у Банка с 16.10.2014 отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Приказом Банка России от 16.10.2014 №ОД-2872 с 16.03.2014 назначена временная администрация Банка.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу № А22-4741/2014 от 24.02.2015 Банк признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

При указанных обстоятельствах ответчик лишился права и фактической возможности распоряжаться полученными от истца денежными средствами.

Таким образом, истцом не представлены доказательства подтверждающие нарушение ответчиком целей расходования спорных  денежных средств, и факта предоставления недостоверных сведений в целях получения субсидии.

При этом министерством в нарушении установленного порядка пунктом 5.4 договора не представлено доказательств обращения к ответчику с требованием о возврате  субсидии, в связи с чем оснований для ее взыскания, минуя установленный сторонами в договоре от 11.09.2014 порядок (выставление требования о возврате субсидии) возврата субсидии. Обратного в материалы дела не представлено. Представленное письмо министерства от 15.01.2016 с требованием о получении разъяснений по факту расходования предоставленной субсидии не является требованием о возврате субсидии, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что министерство допустило подмену административного порядка возврата субсидии судебному, что не допустимо при не исполнении согласованном сторонами договора порядка урегулирования возникшего разногласия по поводу возврата субсидии.

Вместе с этим, в пункте 5.5 договора №6 от 11.09.2014 стороны согласовали условие освобождения от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это явилось следствием форс-мажорных обстоятельств. Форс-мажорные обстоятельства должны быть документально подтверждены.

К таким обстоятельствам следует отнести неисполнение обязательств по договору в следствии обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий, которых стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности.  

Указание суда на наличие указанных обстоятельств не повлияло на правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку министерством не представлены доказательства направления требования о возврате  субсидии, основанного на акте проверки органа государственной власти или самостоятельного выявления случая, указанного в пункте 5.3 договора.

Иных доводов несогласия с принятым судебным актом ответчиком не приведено.

При вышеизложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу. Решение является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права, следовательно, отмене не подлежит.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 19.08.2016 по                             делу № А22-819/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         З.А. Бейтуганов

Судьи                                                                                                       Н.Н. Годило

                                                                                                                   С.И. Джамбулатов