ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
06 марта 2017 года Дело № А63-2205/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., при участии: от Министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО1 по доверенности от 26.08.2016: от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) имени Апанасенко – Мельник Р.П. по доверенности от 29.11.2016 и ФИО2 по доверенности от 29.11.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: <...>, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2016 по делу № А63-2205/2016 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) имени Апанасенко (ОГРН <***>, с. Дербетовка) к министерству имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН <***>, г. Ставрополь) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 26:03:060102:0002 и 26:03:060105:0008, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельных участков, направив проект договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
СПК (колхоз) имени Апанасенко (далее – кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 26:03:060102:0002 площадью 1493569 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дербетовка, и 26:03:060105:0008 площадью 4880000 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дербетовка, и обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков, направив проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 26:03:060102:0002 по цене 1084000 рублей, с кадастровым номером 26:03:060105:0008 по цене 2009600 рублей.
Решением от 19.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, сославшись на неправильное применение норм материального права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы Апанасенковской районной государственной администрации Ставропольского края от 17.04.2002 № 68-р (принятого на основании решения Апанасенковского районного суда от 17.01.2002) Апанасенковская районная государственная администрация по договору от 23.07.2002 передала кооперативу в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель для ведения растениеводства, расположенный в соответствии с планом земельного участка на расстоянии 12 км севернее с. Дербетовка, общей площадью 488 га, в т.ч. пашни 488 га, секция IV, контуры 2; 12; 16, секция II, контуры 57, 59, с кадастровым номером 26:03:060105:0008 (в настоящее время кадастровый номер имеет структуру 26:03:060105:8). Договор был заключен на 5 лет и зарегистрирован учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ставропольского края 14.09.2002 за номером 26-01/3-2/2002-191.
13 января 2005 года на земельный участок с кадастровым номером 26:03:060105:8 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края (регистрационная запись № 26-01/03-1/2004-1463, свидетельство о государственной регистрации права 26АА № 003045 от 13.01.2005).
Распоряжением министерства от 22.10.2007 № 600, с учетом поступления одной заявки после опубликования информационного сообщения о наличии свободных земельных участков, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:03:060105:0008 предоставлен кооперативу в аренду сроком на 10 лет.
На основании указанного распоряжения между министерством (арендодатель) и кооперативом (арендатор) заключен договор от 26.10.2007 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:03:060105:0008, площадью 488 га, в том числе 488 га пашни, на срок по 21.10.2017. Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.01.2008 за № 26-26-03/007/2007-625.
По результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (протокол № 4-03 от 15.05.2008), проведенных на основании распоряжения министерства от 28.03.2008 № 246, министерство по договору аренды передало кооперативу в аренду земельный участок, находящийся в собственности Ставропольского края (регистрационная запись о праве собственности № 26-01/03-1/2004-1611 от 21.01.2005, свидетельство о праве собственности 26-АЕ № 281829 от 05.03.2008) из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1493569 кв.м, с кадастровым номером 26:03:060102:0002 (в настоящее время имеет структуру 26:03:060102:2), расположенный примерно в 13,7 км по направлению на северо-запад от ориентира - с. Дербетовка Апанасенковского района Ставропольского края, расположенного за пределами участка, для сельскохозяйственного производства. Срок аренды установлен по 14.05.2018. Данный договор зарегистрирован в ЕГРП 31.07.2008 за номером 26-26-03/005/2008-321.
22 декабря 2015 года кооператив обратился в министерство с заявлением исх. № 278 от 18.12.2015 о приобретении в собственность вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 26:03:060105:8 и 26:03:060102:2, указав сведения о себе (наименование, место нахождение, адрес электронной почты, телефон, ИНН), информацию об испрашиваемых земельных участках, основание приобретения – нахождение земельных участков в аренде, соответственно, с 2002 г. и 2008 г., а также на то, что земельные участки используются в соответствии с целевым назначением для осуществления сельскохозяйственной деятельности предприятия. Заявление подписано председателем кооператива. К заявлению прилагались выписка из ЕГРЮЛ, копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРП, выписка из протокола о назначении председателя, копии договоров аренды, кадастровые справки о кадастровой стоимости земельных участков.
По данному заявлению министерством принято решение об отказе в предоставлении земельных участков в собственность, о чем указано в уведомлении от 23.12.2015 № 13809, со ссылкой на то, что заявление не содержит сведений, которые должны быть указаны в обязательном порядке (цель использования земельного участка). Также в оспариваемом уведомлении об отказе указано на то, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства обязан дополнительно представить документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Не согласившись с отказом министерства, кооператив обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что кооператив соответствует всем предусмотренным действующим на момент обращения законодательством условиям приобретения земельного участка в собственность.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Из представленной в материалы дела кадастровых выписок следует, что спорные земельные участки относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначены для сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется данным Кодексом и Законом N 101-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ действие данного закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом.
При этом оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом принципа сохранения целевого использования таких земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (вопрос N 5) до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки.
Требование рационального использования природных ресурсов нашло отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", которая определяет в качестве одного из приоритетов устойчивого развития рациональное природопользование. Одним из направлений повышения качества жизни российских граждан Стратегия называет обеспечение продовольственной безопасности, которая достигается, в том числе путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Тем самым фактически в качестве одного из стратегических направлений обеспечения национальной безопасности указывается требование рационального и эффективного использования земельных ресурсов.
Непосредственно вопросам обеспечения продовольственной безопасности посвящен Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". Продовольственная безопасность квалифицируется как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, как фактор сохранения государственности и суверенитета. В качестве основных направлений государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Доктрина называет повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур.
В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года", в пункте 54 которой так же в качестве продовольственной безопасности России указано на предотвращение сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Указанные цели социально-экономического развития и современное состояние земельных ресурсов определяют в качестве главной задачи правового регулирования земельных отношений закрепление правил, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, и в первую очередь - земель сельскохозяйственного назначения.
Как видно из материалов дела, в состав испрашиваемых кооперативом земельных участков входят, в том числе пашни и пастбища (т. 1, л.д. 246).
Статья 79 Земельного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, учету подлежит не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.
Заявление кооператива о приобретении в собственность земельного участка основано на положениях пункта 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
Как следует из пункта 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
В пункте 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель федеральный законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях). Введенный в Закон об обороте сельскохозяйственных земель механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов. Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения указанным в ней арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (пункт 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Однако в материалы дела не представлено доказательств надлежащего использования спорных земельных участков кооперативом для целей ведения сельскохозяйственного производства, при этом истец указывает, что с 2002 года и 2008 года использует земельные участки.
Как следует из части 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель до настоящего времени не утвержден. Однако данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2014 по делу N А56-6258/2013.
Сведения о выращиваемой сельскохозяйственной продукции и об урожайности ежегодно в администрацию не предоставлялись. К заявлению о приобретении участков документы, характеризующие добросовестность арендатора, приложены не были.
Более того, арендодатель имеет право, а не обязан осуществлять контроль за использованием и охраной земель, переданных в аренду. При этом в данном случае указанные действия он может выполнять в порядке исполнения условий договора аренды, а не в качестве органа муниципального земельного контроля (надзора).
Кроме того, заявитель не указал цель приобретения истребимого земельного участка.
Ни в заявлении о выкупе, ни в судебных инстанциях, кооператив не подтвердил под каким видом сельскохозяйственного производства использовались арендованные земельные участки.
Из чего следует, что решение о выкупе не может быть принято, поскольку не подтверждается не только надлежащее, а просто использование земельным участком.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал совокупности обстоятельств, образующих диспозицию пункта 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель и дающих право на выкуп участков, а именно - не доказано необходимое условие надлежащего использования спорных земельных участков по целевому назначению
Следовательно, оснований для удовлетворения требований кооператива не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2016 по делу № А63-2205/2016 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) имени Апанасенко (ОГРН <***>, с. Дербетовка) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий З.А. Бейтуганов
Судьи С.И. Джамбулатов
Е.В. Жуков