ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-11413/2020
31 декабря 2020 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Егорченко И.Н., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гермес» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2020 по делу
№ А63-11413/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экострой», г. Железноводск Ставропольского края (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) к обществу с ограниченной ответственностью «Гермес», г. Благодарный (ОГРН 1112651000879, ИНН 2605800013) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Экострой» (далее – ООО «Экострой», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Гермес» (далее - ООО «Гермес», ответчик) о взыскании 94 172 рублей 82 копеек задолженности за оказанные услуги за период с 01.11.2019 по 31.05.2020 и 2 043 рублей 67 копеек процентов за период с 11.12.2019 по 05.08.2020 (по адресу: г. Благодарный, ул. Комсомольская, 6), 151 654 рублей 97 копеек за период с 01.07.2018 по 31.05.2020 и 10 545 рублей 04 копеек процентов за период с 11.08.2018 по 05.08.2020 (по адресу: г. Благодарный, ул. Первомайская, 75), 8 168 рублей 00 копеек госпошлины.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства, 29.09.2020 принята резолютивная часть решения, согласно которой исковые требования удовлетворены в полном объеме.
По заявлению ответчика судом в порядке части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 13.10.2020 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Гермес» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивированная тем, что истцом не подтвержден факт оказания услуг по вывозу ТКО. Кроме того, апеллянт указывает на результаты проведенной прокурорской проверки, согласно которой ООО «Экострой» договор с ООО «Гермес» не заключало, услуги не оказывало.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» определением суда от 10.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела,ООО «Экострой» осуществляет свою деятельность на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края как региональный оператор на основании соглашения от 13.04.2018 № 2-34 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с 01.07.2018.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Гермес» осуществляет деятельность по ОКВЭДОК 029-2014 КДЕС ред. 2 (47.29.11 Торговля розничная в специализированных магазинах) на объекте «магазин» категория «Производственные магазины»: кадастровый номер: 26:13:100710:641, общей площадью 173,8 кв.м, вышеуказанный объект расположен по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Комсомольская, д. 6, на объекте «магазин» категория «Производственные магазины»: кадастровый номер: 26:13:100710:256, общей площадью 83,6 кв.м, расположен по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 75.
Данный объекты находятся в зоне обслуживания ООО «Экострой», регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, вывоз осуществляется согласно графику один раз в неделю (среда) с 01.07.2018.
Истцом на основании пункта 5 Правил коммерческого учета объема или (массы) твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года № 505 (редакция от 15.09.2018) в соответствии с нормативами образования ТКО, утверждёнными приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 № 347 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края» и по тарифам, установленным постановлениями Региональной тарифной комиссией Ставропольского края произведен расчет стоимости услуги по объекту «магазин» расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Комсомольская, д. 6, с кадастровым номером 26:13:100710:641, общей площадью 173,8 кв.м за период с 01.11.2019 по 31.05.2020 в размере 94 172 рубля 82 копейки, по объекту «магазин» расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 75, с кадастровым номером 26:13:100710:256, общей площадью 83,6 кв.м за период с 01.07.2018 по 31.05.2020 в размере 151 654 рубля 97 копеек, всего 245 827 рублей 79 копеек (т.д.1, л.д.15-16).
Истцом направлена претензия от 19.05.2020 № 3435 об оплате имеющейся задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик на претензию не ответил, задолженность не погасил, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
№ 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона № 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
13.04.2018 между министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края, в соответствии с которым ООО «Экострой» присвоен статус регионального оператора.
В абзаце двадцать седьмом статьи 1 Закона № 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (далее - Территориальная схема) утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 № 425-п «О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 № 408-п». В настоящее время на территории Ставропольского края действует Региональная программа «Обращение производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае» (далее - Региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2017 № 430-п.
Территориальная схема и Региональная программа устанавливают конкретные конечные места размещения отходов.
Согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В пунктах 1 и 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО «Экострой» (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018, в разделе «Заявления и договоры».
Вместе с тем, поскольку, указанный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила № 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил № 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом приведенных правовых норм ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО, независимо от наличия между ним и истцом индивидуального договора и причин, по которым такой договор не был заключен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На территории Ставропольского края действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 № 237 «О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 № 1347».
Как следует из материалов дела, ООО «Гермес» осуществляет деятельность по ОКВЭДОК 029-2014 КДЕС ред. 2 (47.29.11 Торговля розничная в специализированных магазинах) на объекте «магазин» категория «Производственные магазины»: кадастровый номер: 26:13:100710:641, общей площадью 173,8 кв.м, вышеуказанный объект расположен по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Комсомольская, д. 6, на объекте «магазин» категория «Производственные магазины»: кадастровый номер: 26:13:100710:256, общей площадью 83,6 кв.м, расположен по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 75.
Данные объекты находятся в зоне обслуживания регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов ООО «Экострой» с 01.07.2018.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм ответчиком договор с ООО «Экострой» заключен не был.
Судом первой инстанции установлено, что истцом совершались действия, направленные на информирование потребителей услуги о деятельности ООО «Экострой» и на заключение с ответчиком договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Истец представил договор возмездного оказания услуг «Директ-Мейл Региональный» от 27.04.2018 № 35-РУ с актом от 30.04.2018 № 061000у000034501, счет-фактуру от 30.04.2018 № Т043000775/061000. Согласно указанному договору ФГУП «Почта России» потенциальным потребителям услуги переданы бланки проектов договоров на оказание по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, на официальном сайте ООО «Экострой» (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 размещены типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами. Ссылка на сайт ООО «Экострой» имеется в тексте проекта договора, направленного потребителям.
Также ООО «Экострой» в средствах массовой информации опубликованы информационные материалы по вопросам обращения с отходами.
Таким образом, имеющиеся в деле документы подтверждают, что ответчику в полном объеме доведена информация о деятельности истца, направлено предложение о заключении договора, проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и иная документация.
Ответчик от заключения договора уклонился, в связи с чем подлежат применению пункты 8(17) и 8(18) Правил № 1156.
В тоже время, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что истец фактически услуги по обращению с ТКО не оказал признается судебной коллегией необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил № 1156 транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Истец в материалы дела представил распечатку из системы ГЛОНАСС о движении транспортного средства, осуществляющего вывоз ТКО по указанным адресам осуществления деятельности ответчика, что подтверждает факт оказания услуг по вывозу ТКО, с учетом требований Закона № 89-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Довод ответчика о том, что в графике транспортирования ТКО указаны марки транспортных средств, перевозящих ТКО, без указания регистрационных знаков, арбитражный суд считает подлежащим отклонению ввиду неверного понимания характера спорных правоотношений, норм законодательства, регулирующих указанные правоотношения, а также принципа относимости доказательств.
Довод ООО «Гермес» об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований со ссылкой на результаты прокурорской проверки, подлежит отклонению, поскольку выводы, изложенные в указанной проверке, не освобождают ответчика от законодательно установленной обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО и в рассматриваемом случае необходимости оплаты таких услуг ввиду доказанности их размера.
Согласно расчету истца размер задолженности за услуги по обращению с ТКО составил 94 172 рубля 82 копейки за период с 01.11.2019 по 31.05.2020 по адресу: г. Благодарный, ул. Комсомольская, 6 и 151 654 рубля 97 копеек за период с 01.07.2018 по 31.05.2020 по адресу: г. Благодарный, ул. Первомайская, 75.
Расчет суммы задолженности судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным.
Учитывая, что факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчику подтверждается материалами дела, ответчик обязательства по оплате услуг в полном объеме не исполнил, документы в опровержение факта оказания услуг, в том числе в ином объеме, нежели указанном истцом, а также доказательства погашения долга суду не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании основного долга в сумме 245 827 рублей 79 копеек.
Кроме того, истцом предъявлено требование об оплате процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения денежного обязательства по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации по объекту «магазин», расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Комсомольская, д. 6 за период с 11.12.2019 по 05.08.2020 в размере 2 043 рубля 67 копеек, по объекту «магазин», расположенный по адресу: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 75 за период с 11.08.2018 по 05.08.2020 в размере 10 545 рублей 04 копейки, всего 12 588 рублей 71 копейка.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом первой инстанции и признан арифметически верным.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 588 рублей 71 копейка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Соответствие решения суда первой инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2020 по делу
№ А63-11413/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.Н. Егорченко