ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4415/2014 от 12.05.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                 

19 мая  2015 года                                                                     Дело № А22-2916/2013                                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015  года.

            Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Годило Н.Н.,

судей: Бейтуганова  З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х.

            рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение от 13.10.2014 по делу № А22-2916/2013 Арбитражного суда Республики Калмыкия,

по заявлению  сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина»

к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия,

Министерству финансов Российской Федерации,

третье лицо – УФК по Республике Калмыкия,

о взыскании невозмещенных затрат в размере 19471240 рублей, неполученных СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации «Засуха в 2012 году».

при участии в судебном заседании:

от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина»: представитель по доверенности от 23.09.2013г. ФИО1; представитель по доверенности от 23.09.2013г. ФИО2;

в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

            Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» (далее по тексту - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, Министерства финансов Российской Федерации невозмещенные затраты в размере 19471240 руб., неполученные Кооперативом в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации «Засуха в 2012 году».

С учетом последних уточнений истец просил в порядке ст. 49 АПК РФ взыскать указанную сумму с Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, в части требований к Министерству финансов Российской Федерации отказался.

Решением от 13.10.2014 суд иск удовлетворил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.10.2014 по делу № А22-2916/2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в 2012 году на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия, имела место засуха, в результате чего сельхозтоваропроизводители понесли убытки в виде гибели урожая.

Колхоз-племзавод осуществляет сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 6/10, заключенных с К(Ф)Х «Бяцахн», а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 № 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 № 7/10, заключенных с К(Ф)Х «Урожайный».

Согласно Акту № 001/1 от 12 сентября 2012 года и приложения к нему СПК "Путь Ленина" понес затраты в общей сумме 21837,76 тыс. руб., из них возмещены за счет собственных средств-предприятия 2366,52 тыс. руб. и 19471, 24 тыс. руб. - невозмещенных затрат.

По результатам экспертной оценки ущерба ФГБУ "Россельхозцентр" подготовило реестр результатов экспертизы оценки ущерба, в который СПК "Путь Ленина" был включен с размером ущерба, подлежащего возмещению 19471, 24 тыс. руб.

Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ (в ред. от 03.12.2012) "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, были выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере173 316 800 руб.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 был утвержден Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.

Как следует из материалов арбитражного дела № А22- 2916/2013, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу № А22- 1081/2013 от 28 марта 2014, исковые требования СПК (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» и общества с ограниченной ответственностью «Югинвест» удовлетворены. Признан недействительным абзац 2 пункта 3 Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Указанный абзац 2 пункта 3 Порядка предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года, явился основанием к отказу во включении Кооператива в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидии.

Так письмом от 14 января 2013 года № ОЕ-10-09-226-С Министерством истцу было отказано во включении в перечень в связи с несоответствием заявителя требованиям, предъявляемым абзацем 2 пункта 3 Порядка, иных оснований в отказе не приведено.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28 марта 2014 по делу № А22-1081/2013, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июня 2014 года, было установлено, что истец соответствует требованиям части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», является сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществлял в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия.

Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 02 октября 2014 г. по делу № А22-694/2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2015 заявленные требования сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия во включении сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидию на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Необоснованность отказа во включении включении сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих субсидию на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года и наличии у истца права на получение субсидии установлена судебными актами по делу № А22-694/2013.

Федеральным Законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).

Согласно ч. 1. ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - засухи на территории Республики Калмыкия в летний период 2012 выплачивались за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 6 БК Российской Федерации (далее - БК Российской Федерации) средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации определяются как межбюджетные трансферты.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации» закреплено предоставление дотаций на основании отдельных поручений Президента Российской Федерации и (или) Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68- ФЗ) определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514 "Об утверждении Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году" был утвержден порядок предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи летом 2012 г.

Предметом регулирования Порядка являются отношения в области реализации права на получение сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в форме субсидий.

Указанный Порядок определяет правила предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавшим от гибели посевов сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате засухи в 2012 году.

При этом субсидии предоставляются на компенсацию части затрат по приобретению посевного материала, минеральных удобрений, средств химической защиты растений, горюче-смазочных материалов, новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования: запасных частей, кормов.

СПК "Путь Ленина" в установленном законом порядке обратился в ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Согласно Акту № 001/1 от 12 сентября 2012 года и приложения к нему СПК "Путь Ленина" понес затраты в общей сумме 21837,76 тыс. руб. из них возмещены за счет собственных средств предприятия 2366,52 тыс. руб. и 19471, 24 тыс. руб. - невозмещенных затрат.

По результатам экспертной оценки ущерба ФГБУ "Россельхозцентр" подготовило реестр результатов экспертизы оценки ущерба, в который СПК "Путь Ленина" был включен с размером ущерба, подлежащего возмещению 19471, 24 тыс. руб.

Общая сумма ущерба согласно результатам экспертизы составила 354830,98 тыс. рублей (130 сельхозтоваропроизводителей Республики Калмыкия).

Федеральным законом от 03.12.2012 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" была изменена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2012 год, предусмотренная приложением номер 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

В соответствий с таблицей 36 приложения 28 «Распределение дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года» Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Республике Калмыкия предоставлена дотация в размере 173316, 8 тыс. рублей.

На основании ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В ходе судебного разбирательства ответчиком представлен расчет субсидии, причитающейся к выплате истцу, согласно которому: 19471240*48,845% (полученной суммы субсидии от определенной актом экспертизы)= 9510727 руб. 18 коп.

В соответствии с Порядком предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в 2012 году", утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 декабря 2012 № 514, субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия на эти цели пропорционально сумме ущерба от гибели сельскохозяйственных культур.

С учетом изложенного следует, что  расчет Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия ошибочен, поскольку сумма субсидии рассчитывается пропорционально сумме ущерба от гибели сельскохозяйственных культур, а не от общего процента полученных денежных средств. Ущерб Кооператива в процентном соотношении к общей сумме ущерба согласно результатам экспертизы составил 5,5%, то есть 19471240 руб. от 354830980 рублей, соответственно 5,5% от 173316, 8 тыс. рублей составляет 9532424 рублей.

Поскольку указанная субсидия предоставлялась и использовалась в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавшим от гибели посевов сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате засухи в 2012 году, то исковые требования сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) «Путь Ленина» о взыскании 19471240 руб., которые арбитражный суд квалифицирует как убытки истца, подлежали удовлетворению частично за счет казны Республики Калмыкия в лице Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия.

Довод о нарушении пункта 4 Порядка, в связи с чем было отказано в предоставлении субсидии, а также то, что предоставление отчетности о финансово-экономическом состоянии обусловлено необходимостью подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции которого в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) должна составлять не менее семидесяти процентов, отклоняется судом, поскольку направлен на переоценку обстоятельств установленных при рассмотрении дела № № А22-694/2013.

Поскольку других оснований, кроме того, что заявитель не имеет право на получение субсидии, которым дана оценка в рамках дела № № А22-694/2013, апеллянтом не приведено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.

руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Республики Калмыкия  от 13.10.2014 по делу № А22-2916/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                   Н.Н. Годило

Судьи                                                                                                                 З.А. Бейтуганов

                                                                                                                Е.Г. Сомов