ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4520/2021 от 24.12.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                     Дело № А63-11054/2021

Постановление изготовлено 24.12.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Цигельникова И.А., рассмотрев без вызова сторон в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, в порядке упрощенного производства, апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2021 (резолютивная часть от 15.09.2021) по делу № А63-11054/2021 (судья Орловский Э.И.), принятого в виде подписания его резолютивной части, по заявлению акционерного общества «Ставропольские городские электрические сети» (ОГРН 1042600259460) к административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края об отмене постановления от 30.06.2021 № 285 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», рассмотренному в порядке упрощенного производства,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ставропольские городские электрические сети» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к административной комиссии Ленинского района муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее – Административная комиссия) об отмене постановления от 30.06.2021 № 285 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 4.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон № 20-кз).

Определением суда от 22.07.2021 заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда 15.09.2021, принятым путем подписания судьей резолютивной части решения, заявленные требования Предпринимателя удовлетворены, постановление Управления от 27.08.2019 по делу № 65 признано незаконным и отменено постановление от 30.06.2021 № 285 о привлечении к административной ответственности. Судебный акт мотивирован тем, что закон, устанавливающий ответственность за правонарушение, отменен, распределительные пункты Общества не являются элементами благоустройства.

Не согласившись с принятым решением суда, Административная комиссия обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе, поименованной как «краткая», Административная комиссия считает решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда. Также указано, что апелляционная жалоба будет дополнена после изготовления решения арбитражного суда в полном объеме.

Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 апелляционная жалоба Административной комиссиипринята к производству и назначена к рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания (с учетом разъяснений, данных в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»). Административной комиссии предложено представить документ, подтверждающий направление или вручение Обществу копии апелляционной жалобы. Обществу предложено в срок до 29.11.2021 представить письменный отзыв на апелляционную жалобу.           

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

От Общества поступил возражения на апелляционную жалобу, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

17.06.2021 в 10 часов 15 минут в ходе обследования территории по адресу: <...>, главным специалистом Администрации Ленинского района г. Ставрополя установлено, что Общество при содержании фасада РП-15 допустило загрязнение стен фасада и не произвело очистку от самовольно нанесенных надписей, что привело к неэстетичному внешнему виду архитектурно-градостроительного облика здания, строения, сооружения, чем нарушены части 1, 4, пункта 1, часть 5 пункта 11, пункт 14, часть 6 статьи 59 Правил благоустройства территорий муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127 (далее – Правила благоустройства № 127).

Уведомлением от 17.06.2021, направленным Обществу по адресу электронной почты info@stavseti.ru, сообщено о необходимости явиться 18.06.2021 в 09-30 час. для составления протокола об административном правонарушении (т.1, л.д. 27).

18.06.2021 в отсутствие представителя Общества в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 4.1 Закона № 20-кз (т.1, л.д. 7). В протоколе указано, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено на заседании административной комиссии 30.06.2021 в 15 час. 00 мин. Копия протокола направлена по адресу электронной почты info@stavseti.ru, а также в адрес руководителя Общества ФИО1

30.06.2021 в присутствии представителя Общества – заместителя главного инженера ФИО2, состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление № 285 (т.1, л.д. 6). Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 4.1 Закона № 20-кз, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 51000р.

Не согласившись с постановлением Административной комиссии от 30.06.2021 № 285, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно пункту 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования. Одной из целей благоустройства территории является поддержание и улучшение эстетического состояния территории муниципального образования (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 6 Правил благоустройства № 127 к элементам благоустройства относятся в том числе: 1) элементы озеленения; 2) покрытия; 3) ограждения и ограждающие устройства; 4) водные устройства; 5) уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; 6) игровое и спортивное оборудование; 7) осветительное оборудование; 8) рекламные конструкции; 9) малые архитектурные формы и городская мебель; 10) некапитальные нестационарные сооружения.

В части 1 статьи 10 Правил благоустройства № 127 указано, что под содержанием элементов благоустройства понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение объектов в чистом и исправном состоянии, состоящий из санитарной очистки, поддержания их надлежащего физического, эстетического и технического состояния и безопасности, их ремонта и замены. Содержание элементов благоустройства осуществляется их собственниками.

При отсутствии сведений о собственниках элементов благоустройства лицами, ответственными за содержание элементов благоустройства, являются правообладатели земельных участков (часть 1 статьи 10 Правил благоустройства № 127). Элементы благоустройства должны иметь опрятный внешний вид, быть окрашенными и вымытыми, содержаться в исправном состоянии и быть безопасны для граждан и состояния других городских объектов (часть 3 статьи 10 Правил благоустройства № 127).

Привлекая Общество к административной ответственности, Административная комиссия указала на нарушение им части 1, 4, пункта 1, часть 5 пункта 11, пункт 14, часть 6 статьи 59 Правил благоустройства № 127.

Однако Административной комиссий не учтено следующее.

Пунктом 1 части 5 статьи 59 Правил благоустройства № 127  предусмотрено, что при содержании фасада здания, строения и сооружения не допускается повреждение (загрязнение) поверхности стен фасада здания, строения и сооружения, в том числе подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций, занимающих более пяти процентов фасадной поверхности.

Собственники жилых и общественных зданий, строений и сооружений либо иные уполномоченные ими лица обязаны своевременно осуществлять текущий ремонт и окраску, капитальный ремонт фасада здания, строения и сооружения (часть 6 статьи 59 Правил благоустройства № 127).

Частью 4 статьи 4.1 Закона № 20-кз предусмотрена ответственность за несоблюдение требований, установленных в пределах полномочий органов местного самоуправления, к содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к видам покрытий, ограждениям, водным устройствам, уличному коммунально-бытовому и техническому оборудованию, игровому и спортивному оборудованию, элементам освещения, средствам размещения информации и рекламным конструкциям, малым архитектурным формам и городской мебели, некапитальным нестационарным сооружениям, элементам объектов капитального строительства. Данной нормой установлена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию элементов благоустройства, в том числе таких элементов объектов капитального строительства.

В свою очередь из содержания вышеприведенных положений Градостроительного кодекса и Правил благоустройства следует, что к элементам благоустройства относятся не сами фасады зданий, строений, сооружений, а элементы их оформления, используемые для целей благоустройства (например, осветительное оборудование).

Таким образом, распределительные пункты электроэнергетики Общества не являются элементами благоустройства.

Применительно к Правилам благоустройства № 127 часть 4 статьи 4.1 Закона № 20-кз предусматривает ответственность за нарушение требований статьи 10 Правил, устанавливающей требования к содержанию элементов благоустройства.

Требования, предусмотренные в статье 59 Правил благоустройства № 127, относятся к внешнему виду и содержанию зданий, строений и сооружений, в том числе их фасадов как конструктивной части этих объектов.

Решением Ставропольского краевого суда от 12.08.2019 № 3а-226/2019 часть 2 статьи 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз признана не действующей, как не отвечающая требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, допускающим его неоднозначное толкование и применение, противоречащая нормам федерального законодательства (общим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), имеющим большую юридическую силу.

Законом Ставропольского края от 01.04.2021 № 30-кз «О внесении изменений в статью 4.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» часть 2 статьи 4.1 Закона Ставропольского края № 20-кз признана утратившей силу.

При таких обстоятельствах норма закона субъекта Российской Федерации, предусматривавшая административную ответственность за нарушение требований к внешнему виду фасадов зданий и сооружений исключена из Закона № 20-кз, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 4.1 Закона № 20-кз не имелось.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Апелляционная жалоба Административной комиссии, поименованная как «краткая», не содержит пояснений, в чем именно заключается незаконность, необоснованность обжалуемого судебного акта. Не содержит ссылки на конкретные доказательства, которые не исследованы судом первой инстанции. Пояснений, в чем именно заключается незаконность, необоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба Административной комиссии не содержит. Также апелляционная жалоба не содержит доводов о нарушениях судом первой инстанции  норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе (поименованной «краткая») Административной комиссией указано, что после получения текста решения суда в полном объеме, жалоба будет дополнена, однако до начала судебного заседания какие-либо дополнения к апелляционной жалобе от Административной комиссии не поступили.

Информация о движении дела размещена на официальном суда и на сайте www/arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел». Резолютивная часть решения суда объявлена 15.09.2021, мотивированное решение суда изготовлено 14.10.2021, опубликовано в открытом доступе в сети Интернет 16.10.2021. Определение апелляционного суда от 27.10.2021 о принятии жалобы к производству опубликовано на сайте суда 28.10.2021.

Административная комиссия реализовала свое право на подачу апелляционной жалобы, с даты опубликования мотивированного решения суда в открытом доступе в сети Интернет (16.10.2021), имела возможность ознакомиться с текстом решения суда и дополнить свою апелляционную жалобу после ее принятия апелляционным судом, однако данным правом на подачу дополнительных пояснений к жалобе не воспользовалось, ограничившись только подачей жалобы с наименованием «краткая»..

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.10.2021 (резолютивная часть от 15.09.2021) по делу № А63-11054/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты принятия постановления только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                                                          И.А. Цигельников