ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-458/20 от 10.06.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                         Дело № А25-1958/2019

11.06.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020

Полный текст постановления изготовлен 11.06.2020

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалева З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2019 по делу № А25-1958/2019, принятое по заявлению акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» ОГРН 1020900510784, ИНН 0901000327) к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (ОГРН 1020900509442, ИНН 0901046635) о признании незаконным решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), при участии в судебном заседании: представителей Главного управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам – Урусова И.А. (доверенность от 09.01.2020), Пенгановой Х.Р. (доверенность от 09.01.2020), представителя акционерного общества «Карачаево-Черкесскэнерго» - Заубидовой З.К. (доверенность от 09.01.2020),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Карачаево-Черкесскэнерго» (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее – управление) о признании незаконным решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), выразившемся в уведомлении от 24.05.2019 (далее - уведомление).

Решением суда первой инстанции требования общества оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован нарушением обществом стандартов раскрытия информации в пунктах 6.1 и 6.2 Предложения по графам «Среднесписочная численность» и «Среднемесячная заработная плата на 1 работника», выразившихся в неопубликовании сведений, а также несоответствием пункта 9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, данным указанным в тарифной заявке, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что регулирующий орган обоснованно отказал обществу в открытии дела об установлении цены (тарифа), по причине неопубликования регулируемой организацией предложения о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации, а также в связи с тем, что опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. Апеллянт указывает на то, что Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Правила №1178) не предусмотрена необходимость представления предложения по показателям «Среднесписочная численность» и «Среднемесячная заработная плата на 1 работника» в составе предложения о размере цен (тарифов) в целях установления сбытовых надбавок на очередной период регулирования. Прочие налоги и иные обязательные платежи в размере 439,5 тыс. руб., указанные в п.1.2 таблицы «Неподконтрольные расходы» не указаны в качестве отдельной составляющей в опубликованном предложении в составе необходимых расходов из прибыли ввиду того, что они подлежат уплате из расчетной предпринимательской прибыли в размере 18 438 тыс. руб. и представляют собой расходы социального характера в пользу работника, не учитываемые при определении налоговой базы. Величина 23 030 тыс. руб., указанная в пункте 9 «Неподконтрольные расходы из прибыли» опубликованного предложения включает в себя расчетную предпринимательскую прибыль в размере 18 438 тыс. руб., налог на прибыль в размере 4591,9 тыс. руб., прочие платежи в размере 439,5 тыс. руб., подлежащие уплате из расчета предпринимательской прибыли вразмере 18 438 тыс. руб. при ее наличии. Апеллянт указывает на нарушение управлением 14 дневного срока направления в его адрес уведомления об отказе в открытии дела.

Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит судебный акт первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики и осуществляет регулируемый государством вид деятельности на основании Постановления Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.01.2015 №3 «Об определении границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Карачаево-Черкесской Республики» (т.2, л.д.116).

Статус гарантирующего поставщика обязывает общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных  рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее по тексту – Стандарты раскрытия информации) на своём официальном сайте (http://www.kchenergo.ru).

23.04.2019 заявителем на официальном сайте http://www.kchenergo.ru в сети «Интернет» опубликовано предложение о размере цен (тарифов), подлежащих регулированию на 2020 год.

29.04.2019 заявитель обратился в адрес управления с заявлением №01/1860 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2020 год».

30.04.2019 общество направило заявление №01/1877 «О дополнении к тарифной заявке гарантирующего поставщика АО «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2020 год».

28.05.2019 на адрес электронной почты заявителя поступило оспариваемое уведомление №635 от 24.05.2019 об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов) со ссылкой на п.9(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила №1178).

Основанием для отказа в открытии тарифного дела послужило нераскрытие обществом размещенных на сайте сведений, указанных в пунктах 6.1 «Среднесписочная численность персонала», 6.2 «Среднемесячная заработная плата на одного работника» и несоответствие сведений в пункте 9 «Необходимые расходы из прибыли», опубликованных на сайте данным, предоставленным в Управление в составе обосновывающих материалов заявителя для установления сбытовой надбавки на 2020 год.

Несогласие  с отказом в открытии дела послужило основанием для обращения общества с рассматриваемым заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 и ст.201 АПК РФ)

В соответствии с абз.5 ч.3 ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закона №35-ФЗ) на розничном рынке государственному регулированию подлежат, помимо прочего, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

В соответствии с п.4 ст.21 Закона №35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике.

В Карачаево-Черкесской Республике органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (т.2, л.д.113).

Управление действует на основании Положения о Главном управлении Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее – Положение), утвержденного Указом Главы КЧР от 14.12.2015 №285, и входит в систему исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики как исполнительный орган государственной власти специальной компетенции.

В соответствии с п.2.6 Положения управление наделено полномочиями по соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности), производителей и потребителей, действующих в регулируемых государственных сферах (т.2, л.д.113-115).

 Основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, определяются Правилами №1178. Указанные Правила, разработанные во исполнение ст.24 Закона №35-ФЗ, определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных упомянутыми выше Основами ценообразования.

В соответствии с Правилами №1178 принят Регламент, устанавливающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Согласно п.8 Правил №1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

В силу п.9 (1) Правил №1178 регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Пунктами 12, 17 Правил №1178 установлен порядок обращения с заявлением об утверждении тарифов, требования, предъявляемые к такому заявлению, а также перечень обосновывающих материалов, которые должны быть приложены к заявлению об утверждении тарифов. Аналогичные правила предусмотрены в Регламенте.

Частью 2 ст.21 Закона №35-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по утверждению Стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих Стандартов.

Согласно п.1 Стандартов раскрытия информации данный документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

В соответствии с п.2 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных п.22 (2) данного документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п.4 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети «Интернет», где информация размещается в полном объеме.

Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования. Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10 Стандартов раскрытия информации).

В силу пп. «г» п.12 Стандартов раскрытия информации заявитель - как субъект рынка электрической энергии раскрыл предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки) (далее – Предложение), подлежащих регулированию в соответствии с  Правилами №1178 до подачи материалов для установления сбытовых надбавок на 2020 год в орган регулирования.

В соответствии с п.18 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в подп. «г» п.12 по форме согласно приложению №1 к Стандартам.

Из материалов дела усматривается, что заявителем на своем официальном сайте http://www.kchenergo.ru был опубликован, в том числе раздел 2 Предложения в следующем виде:

II. Основные показатели деятельности организации

Наименование
показателей

Единица измерения

Фактические показатели за год, предшествующий базовому периоду

Показатели, утвержденные
на базовый
период *

Предложения
на расчетный период регулирования

2. Основные показатели деятельности гарантирующих поставщиков

1.

Объемы полезного отпуска электрической энергии - всего

828 804

862 002

725 560

в том числе:

1.1.

населению и приравненным к нему категориям потребителей

тыс. кВт·ч

216 282

216 080

219 470

1.1.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

0

0

0

второе полугодие

тыс. кВт·ч

0

0

0

1.1.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

216 282

216 080

219 470

первое полугодие

тыс. кВт·ч

112 822

114 719

113 490

второе полугодие

тыс. кВт·ч

103 459

101 361

105 980

в том числе:

тыс. кВт·ч

0

0

0

1.1.1.

население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками

тыс. кВт·ч

35 717

43 127

35 873

1.1.1.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.1.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

35 717

43 127

35 873

первое полугодие

тыс. кВт·ч

18 020

22 897

18 550

второе полугодие

тыс. кВт·ч

17 697

20 230

17 323

1.1.2.

население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами

тыс. кВт·ч

7 744

0

7 930

1.1.2.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.2.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

7 744

0

7 930

первое полугодие

тыс. кВт·ч

4 145

4 101

второе полугодие

тыс. кВт·ч

3 600

3 830

1.1.3.

население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроотопительными установками

тыс. кВт·ч

0

0

0

1.1.3.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.3.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.4.

население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками

тыс. кВт·ч

0

0

0

1.1.4.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.4.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.5.

население, проживающее в сельских населенных пунктах

тыс. кВт·ч

171 688

171 807

174 502

1.1.5.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.5.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

171 688

171 807

174 502

первое полугодие

тыс. кВт·ч

89 989

91 214

90 237

второе полугодие

тыс. кВт·ч

81 699

80 593

84 266

1.1.6.

потребители, приравненные к населению, - всего

тыс. кВт·ч

1 133

1 146

1 164

1.1.6.А.

в пределах социальной нормы

тыс. кВт·ч

0

0

0

первое полугодие

тыс. кВт·ч

второе полугодие

тыс. кВт·ч

1.1.6.Б.

сверх социальной нормы

тыс. кВт·ч

1 133

1 146

1 164

первое полугодие

тыс. кВт·ч

669

608

602

второе полугодие

тыс. кВт·ч

464

538

562

1.2.

потребителям, за исключением электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей и сетевым организациям

тыс. кВт·ч

419 402

469 810

354 290

менее 670 кВт

тыс. кВт·ч

179 906

195 930

147 753

первое полугодие

тыс. кВт·ч

92 720

96 240

76 104

второе полугодие

тыс. кВт·ч

87 187

99 690

71 649

от 670 кВт до 10 МВт

тыс. кВт·ч

84 546

96 760

72 965

первое полугодие

тыс. кВт·ч

46 748

47 530

37 583

второе полугодие

тыс. кВт·ч

37 798

49 230

35 382

не менее 10 МВт

тыс. кВт·ч

154 950

177 120

133 572

первое полугодие

тыс. кВт·ч

75 481

87 010

68 800

второе полугодие

тыс. кВт·ч

79 469

90 110

64 772

1.3.

сетевым организациям, приобретающим электрическую энергию в целях компенсации потерь электрической энергии в сетях

тыс. кВт·ч

193 120

176 112

151 800

в первом полугодии

тыс. кВт·ч

100 579

92 116

78 640

во втором полугодии

тыс. кВт·ч

92 541

83 996

73 160

2.

Количество обслуживаемых договоров - всего

111,691

х

111,691

в том числе:

2.1.

с населением и приравненным к нему категориям потребителей

тыс. штук

105,694

105,694

2.2.

с потребителями, за исключением электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей и сетевым организациям

тыс. штук

5,993

х

5,993

менее 670 кВт

тыс. штук

5,970

х

5,970

от 670 кВт до 10 МВт

тыс. штук

0,021

х

0,021

не менее 10 МВт

тыс. штук

0,002

х

0,002

2.3.

с сетевыми организациями, приобретающими электрическую энергию в целях компенсации потерь электрической энергии в сетях

тыс. штук

0,004

х

0,004

3.

Количество точек учета по обслуживаемым договорам - всего

115 164

114 074

115 164

в том числе:

3.1.

по населению и приравненным к нему категориям потребителей

штук

105 898

105 822

105 898

3.2.

по потребителям, за исключением электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей и сетевым организациям

штук

9 174

8 159

9 174

менее 670 кВт

штук

9 094

8 058

9 094

от 670 кВт до 10 МВт

штук

71

93

71

не менее 10 МВт

штук

9

8

9

4.

Количество точек подключения

штук

115 164

114 074

115 164

5.

Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика

тыс. рублей

387 628

219 622

339 094

6.

Показатели численности персонала и фонда оплаты труда по регулируемым видам деятельности

6.1.

Среднесписочная численность персонала

человек

256,5

х

х

6.2.

Среднемесячная заработная плата на одного работника

тыс. рублей
на человека

47,477

х

х

6.3.

Реквизиты отраслевого тарифного соглашения (дата утверждения, срок действия)

Отраслевое тарифное соглашение  в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг, зарегистрированное ФСТиЗ  № 222/13-15 от 09.04.2013. Соглашение о порядке, условиях и продлении действия ОТС на период 2016-2018 гг. № 147-ТЗ от 22.01.2015 г.

Отраслевое тарифное соглашение  в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг, зарегистрированный ФСТиЗ  №23/19-21 от 22.01.2019.

Отраслевое тарифное соглашение  в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг, зарегистрированный ФСТиЗ  №23/19-21 от 22.01.2019.

7.

Проценты по обслуживанию заемных средств

тыс. рублей

846

27 635

31 238

8.

Резерв по сомнительным долгам

тыс. рублей

49 246

46 269

40 881

9.

Необходимые расходы из прибыли

тыс. рублей

-169 819

19 906

23 030

10.

Чистая прибыль (убыток)

тыс. рублей

-197 319

19 906

18 438

11.

Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки)

процент

-43,8

9,1

6,8

12.

Реквизиты инвестиционной программы (кем утверждена, дата утверждения, номер приказа или решения, электронный адрес размещения)

х

х

х

_____*_Базовый период - год, предшествующий расчетному периоду регулирования.

Предоставленная обществом тарифная заявка на бумажном и электронном носителях содержит таблицу «Неподконтрольные расходы ГП АО «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2020 год (далее - неподконтрольные расходы).

N п/п

Наименование показателя

Единица
измерения

2018 год

2020 год

Утв.

Факт

Предлож

Амортизационные отчисления

тыс. руб.

4 741,6

5 047,4

5 722,4

Налоги и сборы

тыс. руб.

192,8

174,9

197,7

- земельный налог

тыс. руб.

0.0

0,0

- налог на имущество организаций

тыс. руб.

88.5

114,3

133,2

- транспортный налог

тыс. руб.

68.1

60,6

64,6

- экологические платежи

тыс. руб.

36,2

0.0

0.0

- прочие налоги и сборы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль

тыс. руб.

0.0

0.0

0,0

Налоги и платежи за счет прибыли, из них:

тыс. руб.

0.0

287,4

5 031,5

- налог на прибыль

тыс. руб.

0.0

0,0

4 591,9

- прочие налоги и иные обязательные платежи и сборы

тыс. руб.

0.0

287,4

439,5

Расходы на развитие производства, из них:

тыс. руб.

0.0

0,0

0,0

- капитальные вложения

тыс. руб.

0.0

0,0

0,0

ИТОГО Неподконтрольные расходы

тыс. руб.

4 934,4

5 509,7

10 951,6

Несоответствие и нераскрытие обществом на своем официальном сайте информации управление усмотрело в связи со следующим. В п.6.1 раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, в графе «Среднесписочная численность персонала» не раскрыта информация по вертикальной графе «Предложения на расчетный период регулирования». Однако в составе материалов тарифной заявки организации имеется расчёт нормативной численности персонала (т.2 л.д.33-68), согласно которому необходимая численность персонала определена в объеме 384 чел.; в п.6.2 раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, в графе «Среднемесячная заработная плата на 1 работника» не раскрыта информация по вертикальной графе «Предложения на расчетный период регулирования»; в п.9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, графа «Необходимые расходы из прибыли» составляет 23 030 тыс. руб. В таблице «Неподконтрольные расходы» (столбец «Предложения на 2020 год») (из материалов тарифной заявки) указаны налоги и платежи за счёт прибыли, относимые к составу «Необходимые расходы из прибыли» в размере 5 031,5 тыс. руб.; в п.10 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, графа «Чистая прибыль (убыток)» составляет 18 438 тыс. руб. Путем сложения чисел 5 031,5 и 18 438 получается число 23 469,5, которое не тождественно числу 23 030, указанному в п.9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте.

Апелляционный суд, повторно изучив материалы дела, полагает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии в публикации обществом информации, предусмотренной подпунктом «г» пункта 12 Стандартов, а именно: пункты 6.1 и 6.2 предложения общества о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020 год не содержат обязательные сведения о среднесписочной численности персонала и о среднемесячной заработной плате на одного работника.

Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Стандартами раскрытия информации. В частности, согласно пп. «г» п.12 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают, в том числе предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования №1178.

 Пунктом 18 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что информация, указанная в подп. «г» п.12 Стандартов раскрытия информации, раскрывается по форме согласно приложению №1 (далее – Приложение №1 к Стандартам). Приложение №1 к Стандартам содержит в списке обязательных к публикации сведений, в том числе графы: «Среднесписочная численность» и «Среднемесячная заработная плата на одного работника».

Предложение, опубликованное на сайте общества на 2020 год, и материалы тарифной заявки, представленные в управление в составе заявления об установлении цен, в нарушение Правил №1178 не содержат показателей по п.п. 6.1 и 6.2 согласно Приложению №1 к Стандартам. Приложенный обществом расчет нормативной численности персонала общества, произведенный отделением центра организации труда электроэнергетики ОАО «Энергетический Институт им. Г.М. Кржижановского» по состоянию на 01.01.2014 обоснованно не принят судом первой инстанции как данные о среднесписочной численности персонала, поскольку указанный расчет не подменяет собой необходимость раскрытия обществом информации  в соответствии с Приложением №1 к Стандартам.

Факт неопубликования обществом информации, предусмотренной подпунктом «г» пункта 12 Стандартов, в частности пунктов 6.1 и 6.2 предложения общества о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020 год без содержания обязательных сведений о среднесписочной численности персонала и о среднемесячной заработной плате на одного работника, установлен судебными инстанциями в рамках дела  №А25-1837/2019.Решением суда от 23.12.2019 по делу №А25-1837/2019, оставленным без изменения постановлениями апелляционной инстанции от 02.03.2020 и кассационной инстанции от 30.05.2020, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Учитывая установление судами факта неопубликования информации, предусмотренной подпунктом «г» пункта 12 Стандартов, в отношении пунктов 6.1 и 6.2 предложения общества о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020 год в  рамках дела  №А25-1837/2019, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа управления в открытии дела.

Доводы апеллянта о том, что Правилами № 1178 не предусмотрена необходимость представления предложения по показателям «Среднесписочная численность» и «Среднемесячная заработная плата на 1 работника» в составе предложения о размере цен (тарифов) в целях установления сбытовых надбавок на очередной период регулирования отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» стандартами установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. В приложении № 1 к Стандартам в пунктах 6.1, 6.2 предусмотрена обязательная публикация сведений в отношении «Среднесписочной численности» и «Среднемесячной заработной платы на одного работника». Учитывая, что в графах 6.1 и 6.2, опубликованных обществом на своем официальном сайте, сведения «Среднесписочной численности» и «Среднемесячной заработной платы на одного работника» отсутствуют (в указанных графах проставлен знак «х») и, принимая во внимание, что Стандартами раскрытия информации данные графы обязательны к заполнению, апелляционный суд приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции об обоснованном отказе управления в открытии дела в связи с неопубликованием регулируемой организацией предложения о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования, подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации, являются правильными.

Обоснованным апелляционная коллегия судей признает и вывод суда первой инстанции о несоответствии п.9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения общества, опубликованного на сайте, данным указанным в тарифной заявке.

Методические рекомендации по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденные приказом ФАС России от 21.11.2017 №1554/17, не содержат понятие «Чистая прибыль (убыток)».

Согласно п.79 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (далее - Положение №34н), бухгалтерской прибылью (убытком) является конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются: прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»; сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»; суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Таким образом, для целей определения величины чистой прибыли (убытка) по данным отчета о финансовых результатах по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н, показатель чистой прибыли (код строки 2400 отчета о финансовых результата) рассчитывается как прибыль (убыток) до налогообложения (код строки 2300 отчета о финансовых результатах) за минусом текущего налога на прибыль (код строки 2410 отчета о финансовых результатах), за минусом изменения отложенных налоговых обязательств (код строки 2430 отчета о финансовых результатах), за минусом изменения отложенных налоговых активов (код строки 2450 отчета о финансовых результатах), за минусом прочего (код строки отчета о финансовых результатах).

Учитывая изложенное, п.9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте, графа «Необходимые расходы из прибыли» складывается не только из чистой прибыли (18 438 тыс. руб.) и налога на прибыль (4 591,9 тыс. руб.), но и других налогов и платежей за счёт прибыли (439,5 тыс. руб.).

В графе I таблицы «Неподконтрольные расходы» (из материалов тарифной заявки) указаны налоги и платежи за счёт прибыли, которые составляют 5 031,5 тыс. руб., и должны быть учтены в графе «Необходимые расходы из прибыли» п.9 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исключение прочих налогов и иных обязательных платежей и сборов привело к введению в заблуждение потребителей на 439,5 тыс. руб. за счет увеличения размера показателя «Чистая прибыль (убыток)» п.10 (столбец 5 «Предложения на расчетный период регулирования») раздела 2 Предложения, опубликованного на сайте.

Довод апеллянта о том, что в отказе открытия тарифного дела управлением не указаны причины, послужившие основанием к отказу, отклоняется апелляционным судом ввиду отсутствия утвержденной формы оформления регулирующим органом отказа  в открытии дела на основании пункта 9 (1) Правил №1178.

Из материалов дела следует, что управление в уведомлении об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов) от 24.05.2019 №635 сослалось на пункт 9 (1) Правил №1178. Учитывая, что данным пунктом предусмотрено в качестве оснований к отказу в  открытии тарифного дела  неопубликование регулируемой организацией предложения о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации или несоответствие опубликованного предложения регулируемой организации предложению, представленному в орган регулирования, дополнительное обоснование оснований причин отказа в открытии дела, детализирующих причины отказа, не может быть вменено в качестве нарушения органу регулирования ввиду отсутствия утвержденной формы уведомления.

 Довод апеллянта о пропуске 14 дневного срока направления уведомления об отказе в открытии дела признается судом несостоятельным ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что общество представило материалы тарифной заявки 29.04.2019 на основании заявления №01/1861, которое зарегистрировано управлением 29.04.2019 №537.

 30.04.2019 общество подало заявление №01/1877 «О дополнении к тарифной заявке гарантирующего поставщика АО «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2020 год» на 694 листах. Данное дополнение зарегистрировано Управлением 30.04.2019 №586. (т.1, л.д.42-46).

Таким образом, с учетом получения недостающих материалов, фактически полный комплект тарифной заявки для её рассмотрения в управление поступил 30.04.2019.

В соответствии с пунктом 27  Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18  (в редакции, действующей в спорный период), дело об установлении цен (тарифов) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации открывает в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов, о чем заявителю направляется извещение с указанием должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае принятия решения об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) заявителю в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов направляется извещение.

Статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает начало течения срока, определенного периодом времени на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно производственному календарю на 2019 год в мае дни - 1,2,3,4,5,9,10,11,12 являлись нерабочими. Кроме того, Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики №77 от 16.04.2019 6 мая 2019 года был объявлен нерабочим днём на территории Карачаево-Черкесской Республики (День памяти усопших - Радоница).

Учитывая, что по общему правилу сроки, в случае отсутствия указания на исчисление в календарных днях, исчисляются в рабочих днях, а также принимая во внимание, что пункт 27 Регламента (в редакцииот 25.06.2019) не содержал оговорку на исчисление сроков направления извещения об отказе в открытии дела в календарных днях, апелляционный суд полагает, что срок надлежит исчислять в рабочих днях, в связи с чем приходит к выводу о своевременном направлении управлением уведомления об отказе в открытии дела.

Вывод апелляционного суда согласуется с тем, что в пункт 27 Регламента внесены изменения постановлением Правительства от 27.12.2019 №1892. В соответствии с указанными изменениями срок, в случае принятия решения об отказе в открытии дела, исчисляется в рабочих днях с даты регистрации представленных документов.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что управлением срок направления уведомления не пропущен.

Апелляционная коллегия судей полагает, что наличие или отсутствие пропуска срока для направления уведомления заявителю в любом случае не нарушает права общества, так как срок направления уведомления не влияет на правовые основания открытия (или отказа в открытии) дела об установлении тарифов.

Апелляционный суд исходит из того, что права общества в связи с отказом в открытии дела об установлении тарифов на 2020 год не нарушены ввиду следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», приказом федеральной антимонопольной службы России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов», распоряжением главы Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 № 360-р «Об утверждении графика поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Карачаево-Черкесской Республики до эталонной выручки гарантирующего поставщика» (далее  - распоряжение) и на основании Положения о Главном управлении Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, утвержденного Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.2015 № 285, принято постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.12.2019 № 134 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии, поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке Карачаево-Черкесской Республики, на 2020 год».

Согласно указанному распоряжению доля эталонной выручки гарантирующего поставщика   в  совокупной   величине   необходимой   валовой   выручки гарантирующего поставщика на 2020 года - 1, 000 (100 %), индекс изменения совокупной величины эталонной выручки (необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика), % - 127, 2, в процентах 127,2*100=1,272.

Согласно протоколу заседания Правления коллегиального органа Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 21.12.2018     №208-э необходимая валовая выручка общества на 2019 год утверждена в размере 219 621 654,47 тыс. руб.

Согласно протоколу заседания Правления коллегиального органа Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 30.12.2019     №134-э необходимая валовая выручка общества на 2020 год составила 219 621 654,47 * 1, 272 (индекс изменения совокупной величины до эталонной согласно распоряжения в %) = 279 335 123,01.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия судей полагает, что необходимая валовая выручка общества установлена в пределах графика поэтапного доведения НВВ на территории КЧР до эталонной выручки, утвержденного распоряжением.

Принимая во внимание, что тариф для общества на 2020 год утвержден путем принятия нормативно-правового акта, отказ в открытии дела об установлении тарифов не нарушает права заявителя.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела; нормы процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2019 по делу      № А25-1958/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В. Макарова

Судьи:                                                                                                          Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов