ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4672/15 от 01.03.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

03 марта 2016 года Дело № А20-943/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сомова Е.Г.,

судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.2015 по делу № А20-943/2015 (судья Шогенов Х.Н.)

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, с. Урух) к Министерству сельского хозяйства суда Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия (действия) незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании:

от главы КФХ ФИО1: ФИО2 по доверенности от 15.01.2016, в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица,

У С Т А Н О В И Л:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – заявитель, глава КФХ) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства суда Кабардино-Балкарской Республики (далее – заинтересованное лицо, министерство) и об обязании министерства устранить нарушение прав заявителя путем предоставления ему субсидии в размере 5 767 567 руб. 07 коп. (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие министерства по рассмотрению и принятию решения по заявлению ФИО1 о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства и обязал устранить нарушение прав заявителя путем предоставления ей субсидий в размере 5 767 567 руб. 07 коп. Суд пришел к выводу о том, что пакет документов, представленных ФИО1 в министерство на получение субсидии, соответствует требованиям, предусмотренных Правилами предоставления в 2014-2016 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2014 № 270-ПП (далее – Правила). Доказательств обоснованности отказа в предоставлении ФИО1 субсидии министерством не представлено.

Не согласившись с принятым решением, министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 28.01.2016 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель главы КФХ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Министерство о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. При таких обстоятельствах на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда от 30.09.2015 подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.12.2014 глава КФХ ФИО1 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства.

По результатам проведения заседания комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Кабардино-Балкарской Республики (протокол № 2 от 18.12.2014) было рекомендовано министерству предоставить субсидии сельскохозяйственным производителям, в том числе главе КФХ ФИО1

24.12.2014 состоялось очередное заседание комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Кабардино-Балкарской Республики (протокол № 4), по результатам проведения которого было принято решение о внесении изменений в решение комиссии от 18.12.2014 в части рекомендации министерству предоставить субсидию ФИО1 и было рекомендовано министерству отказать ФИО1 в предоставлении субсидии, в связи с установлением недостоверности сведений, изложенных в документах, представленных заявителем для получения субсидии. В частности был установлен факт отсутствия ведения главой КФХ какой-либо хозяйственной деятельности.

Не дождавшись в установленный срок письменного уведомления об отказе в предоставлении субсидии, заявитель обжаловала действия министерства в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики.

По результатам проведенной проверки (письмо прокуратуры КБР т 11.02.2015 № 7-108-2015) прокуратурой был установлен факт неправомерного отказа в предоставлении ФИО1 субсидии, а также нарушение министерством п. 14 Правил, выразившееся в ненаправлении ФИО1 письменного уведомления об отказе в предоставлении субсидии.

Заявитель, полагая, что незаконное бездействие (действие) министерства привело к нарушению прав и законных интересов ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). В свою очередь, заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием).

В соответствии с п. 3 Правил уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в рамках реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2014 № 154-ПП, при соблюдении следующих условий: регистрация, постановка на налоговый учет и осуществление производственной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики; отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

Полный перечень документов для получения субсидии указан в пункте 6 Правил.

Согласно пункту 12 Правил заявление на предоставление субсидий представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в министерство в течение 15 календарных дней с даты официального опубликования в газете «Официальная Кабардино-Балкария» и размещения на странице министерства на официальном портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru). Поступившие в министерство заявления подлежат рассмотрению в течение 10 календарных дней после окончания срока приема документов (п. 13). По результатам рассмотрения поступивших заявлений министерство письменно в течение 3 календарных дней уведомляет заявителей о включении их в реестр получателей субсидий и необходимости заключения соглашения или об отказе в предоставлении субсидий (п. 14).

Из смысла указанных положений следует, что направляемое в адрес заявителя письменное уведомление фактически является решением, принимаемым по результатам рассмотрения заявления на предоставление субсидий.

Из протокола № 4 от 24.12.2014 следует, что комиссией по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Кабардино-Балкарской Республики было принято решение, которым рекомендовано министерству отказать ФИО1 в предоставлении субсидии.

Вместе с тем министерство, как уполномоченный орган по предоставлению субсидий, в нарушение пункта 14 Правил письменно не уведомило ФИО1 о результатах рассмотрения ее заявления на получение субсидии. Доказательств направления такого уведомления в адрес заявителя министерство также не представило.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что министерством допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства, данное бездействие является незаконным и нарушает права главы КФХ на рассмотрение заявления и лишает его возможности получения субсидии на развитие мясного скотоводства.

С учетом того, что министерство фактически не рассмотрело заявление ФИО1 о предоставлении субсидии, вывод суда первой инстанции о необоснованности отказа в предоставлении главе КФХ субсидии является преждевременным.

Удовлетворяя требование заявителя об обязании министерства устранить нарушение прав заявителя, суд первой инстанции возложил на министерство обязанность по предоставлению ФИО1 субсидии в размере 5 767 567 руб. 07 коп., тем самым подменил функции государственного органа (министерства), уполномоченного на предоставление субсидий, что противоречит публичному порядку и Правилам.

Апелляционный суд считает, что в данном случае нарушения прав главы КФХ могут быть устранены путем обязания министерства рассмотреть заявление ФИО1 по существу и о результатах рассмотрения уведомить заявителя в соответствии с Правилами.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 30.09.2015 надлежит изменить.

Государственная пошлина по жалобе взысканию не подлежит, поскольку министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.2015 по делу № А20-943/2015 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 от 02.12.2014 о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства.

Обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики рассмотреть заявление ФИО1 от 02.12.2014 о предоставлении субсидии на развитие мясного скотоводства по существу и о результатах рассмотрения уведомить заявителя в соответствии с Правилами предоставления в 2014-2016 годах субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие мясного скотоводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18.11.2014 № 270-ПП.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. госпошлины по заявлению».

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.Г. Сомов

Судьи: З.А. Бейтуганов

Н.Н. Годило