ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-24515/2019
31.12.2020
Резолютивная часть постановления объявлена 28.12.2020
Полный текст постановления изготовлен 31.12.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителей представителя Северо-Кавказской электронной таможни – ФИО1 (доверенность от 10.01.2020), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра», г. Ставрополь, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2020 по делу № А63-24515/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» (далее - заявитель, ООО «ПП Эра», общество, декларант) с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, СКЭТ, таможня, таможенный орган) о признании незаконными: решения от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118, решения от 18.10.2019 о корректировки декларации на товары № 10805010/090819/0038118; действий, выразившихся во взыскании таможенных платежей за счет денежного залога по таможенной расписке № 10805010/190819/ЭР-0288154 на сумму 472 558,88 руб. в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Заявленные требования декларант мотивировал несоответствием оспариваемых действий и решений Северо-Кавказской электронной таможни Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и нарушают права и законные интересы общества.
Решением суда от 21.10.2020 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Эра» к Северо-Кавказской электронной таможне о признании незаконными проверенных на соответствие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза решения от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118, решения от 18.10.2019 о корректировке декларации на товары № 10805010/090819/0038118; действий, выразившихся во взыскании таможенных платежей за счет денежного залога по таможенной расписке № 10805010/190819/ЭР-0288154 на сумму 472 558,88 руб. в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата излишне взысканных сумм таможенных платежей отказано полностью.
Решение мотивировано тем, что оспариваемое решение соответствует требованиям, регулирующим таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 21.10.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Таможенным органом представлен отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Представитель таможенного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на неё, просили решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ООО «ПП ЭРА» в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Кавказской электронной таможни 09.08.2019 подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10805010/090819/0038118, в которой заявлены сведения о товаре: мебель для сидения из пластика, производитель: ZHEJIANG SANYI RUBBER CO., LTD, товарный знак: отсутствует марка: отсутствует артикул» (далее - товар).
Выпуск товаров по ДТ № 10805010/090819/0038118 осуществлен таможенным органом 19.08.2019 под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 472 558,88 руб.
Запрошенные в рамках проверки документы представлены ООО «ПП Эра» 23.09.2019, а именно копии спецификации; инвойс; упаковочный лист; транспортной накладной; прайс-лист; сертификат, подтверждающий подлинность прайс-листа; экспортная ДТ с переводом; сертификат происхождения товара; договор ТЭО; счет на оплату; коносамент; платежные поручения на оплату услуг по перевозке; заявление на перевод по оплате товара; счет-фактура; транзитная декларация; ответ продавца; отчет по проводкам.
Поскольку ранее выявленные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости не устранены, Северо-Кавказской электронной таможней в адрес декларанта направлено решение от 26.09.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118. Таможенная стоимость товаров определена ОКТС таможни резервным методом (6 методом (статья 45 ТК ЕАЭС) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (статья 42 ТК ЕАЭС).
В принятом решении о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, декларанту установлен срок 09.10.2019 для представления корректировки декларации на товары и декларации таможенной стоимости в соответствии с пунктом 24 раздела V порядка, определенного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее - Порядок).
ООО «ПП «ЭРА» в установленный срок КДТ и ДТС не представлены. В соответствии с утвержденным Порядком должностным лицом таможни 18.10.2019 сформировано КДТ и ДТС-2.
Общество, посчитав, что оспариваемые действия и решения Северо-Кавказской электронной таможни не соответствуют Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), то есть нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, указал, что ООО «ПП ЭРА» в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Кавказской электронной таможни 09.08.2019 подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10805010/090819/0038118, в которой заявлены сведения о товаре: мебель для сидения из пластика, производитель: ZHEJIANG SANYI RUBBER CO., LTD, товарный знак: отсутствует марка: отсутствует артикул» (далее - товар).
Декларантом таможенная стоимость товара определена согласно статье 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - первый метод, основной метод).
Таможенным органом в ходе проведения контроля декларирования таможенной стоимости товаров по рассматриваемой ДТ в соответствии с пунктом 5 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее - решение № 42) обнаружены признаки, свидетельствующие о не подтверждении таможенной стоимости:
а) выявлены несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;
б) выявлены более низкие цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.
В ходе проверки ДТ № 10805010/090819/0038118 обнаружены следующие признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены:
По ДТ 10805010/090819/0038118 декларируемый товар перемещается в рамках контракта № RU1/19 от 09.04.2019 г. заключенного между ООО «ПП «ЭРА» (Покупатель, РФ) и компанией ZHEJIANG SANYI RUBBER CO., LTD (Продавец Китай).
В соответствии с пунктом 1.1. контракта Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить на условиях настоящего Контракта Товар, указанный в согласованных сторонами спецификациях, являющихся неотъемлемой частью Контракта. Спецификация при таможенном декларировании не представлена.
Из пункта 3.1. контракта следует, что «если иное не предусмотрено в спецификации на поставку Товара, оплата Товара, указанного в согласованной Сторонами спецификации, осуществляется в следующие сроки: (а) в течение 15 рабочих дней с даты выставления проформы инвойса осуществляется оплата 30% от стоимости Товара. (б) в течение 15 рабочих дней с момента выставления отгрузочного инвойса осуществляется оплата 70% от суммы предоплаты. Цена и вид передаваемого товара указывается в спецификациях к данному контракту на каждую поставку.». При этом к таможенному декларированию не представлены платежные документы, подтверждающие оплату и/или предоплату за товар на условиях контракта (при наличии таковых), либо документы, подтверждающие отсутствие таковых.
Согласно пункту 4.6. Контракта после отгрузки партии Товара продавец посылает покупателю по факсу или по электронной почте и одновременно курьерской почтой следующие оригинальные документы: инвойс, сертификат происхождения, прайс-лист, упаковочный лист и экспортную декларацию. При этом прайс-лист и сертификат происхождения товара к таможенному декларированию не представлены.
В представленной экспортной декларации условия поставки заявлены без пункта назначения. Также не представлен перевод экспортной ДТ.
Инвойс № SY-UG-1908 от 25.06.2019 не содержит информацию о полных коммерческих и технических характеристиках товара, товарном знаке, марке, стандартах, артикулах.
Согласно пункту 1.3 Договора по перевозке № 108U/18 от 19.11.2018 (далее - Договор) "На каждую конкретную перевозку Клиент предоставляет Экспедитору Заявку, в которой оговаривается наименование и количество груза, маршрут перевозки (порт погрузки, порт выгрузки, пункт конечной доставки груза), планируемую дачу предоставления груза отправителем, тип транспортного средства, данные о грузоотправителе и грузополучателе и другую необходимую информацию, касающуюся исполнения настоящего договора. Заявка подается за 2 недели до начала погрузки и готовности груза к перевозке, согласовывается с Экспедитором, после чего приобщается к настоящему Договору и становится его неотъемлемой частью". Заявка к таможенному декларированию не представлена. Согласно подпунктом 2.1.6. Договора после предоставления услуг составить акт выполненных работ (услуг) и предоставить Клиенту. Акт выполненных работ к таможенному декларированию не представлен.
Кроме того, установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза.
При таможенном декларировании товаров по ДТ № 10805010/090819/0038118 таможенным органом установлено, что существует вероятность заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС заявленную таможенную стоимость по стоимости сделки с ввозимыми товарами принять таможенному органу на момент декларирования не представилось возможным. Представленные к таможенному декларированию сведения не явились достоверными, количественно определяемыми, документально подтвержденными. Таким образом, заявленная таможенная стоимость не подтверждена.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Таможенным органом 12.08.2019 направлен запрос декларанту о предоставлении в срок до 07.10.2019 дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ № 10805010/090819/0038118. Кроме того, в соответствии с пунктами 6, 12 статьи 325 ТК ЕАЭС указана информация о возможности выпуска товара до завершения проверки таможенных, иных документов (сведений) в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС при условии предоставления в срок до 23.08.2019 обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
При этом, выпуск товаров по ДТ № 10805010/090819/0038118 осуществлен таможенным органом 19.08.2019 под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 472 558,88 руб.
Указанный расчет размера обеспечения содержит сведения об источнике информации, на основании которого в графы расчета обеспечения внесены соответствующие сведения, предусмотренные пунктом 22 Порядка заполнения расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.09.2017 № 112.
В таможенный орган обществом 13.09.2019 представлен комплект документов и сведений, включающий копии: контракта и дополнительных соглашений к нему; спецификации; инвойса, упаковочного листа; платежных поручений; транспортной накладной; прайс - листа; сертификата, подтверждающего подлинность прайс - листа; экспортной ДТ с переводом; сертификата происхождения товара; договора ТЭО; счетов на оплату; коносамента; платежных поручений на оплату услуг по перевозке; счетов -фактур; отчета по проводкам.
Таможенным органом сделан вывод о том, что ранее выявленные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости не устранены, с учетом следующих обстоятельств:
- все представленные ООО «ПП «Эра» копии документов по письму от 11.09.2019 № 99/1 не заверены надлежащим образом, а именно, не содержат дату заверения, наименование должности лица, заверившего данные документы, расшифровку подписи. В соответствии с пунктом 5.26 ГОСТа Р 7.0.97-2016, отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись» и включает: слово «верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа);
- в представленной спецификации № 4 от 01.07.2019 к контракту указана сумма контракта 238001,92 в китайских юанях, то есть иная, чем заявлено в ДТ, а именно 234275.58 китайских юанях, также в спецификации указаны не все артикулы товаров, заявленные в ДТ;
- представленный упаковочный лист не имеет номера и даты документа, также данный документ имеет ссылку на контракт № RU1/18 от 17.10.2017, при этом по данной сделке купли-продажи заключен другой контракт № RU1/19 от 09.04.2019. Таким образом, для подтверждения таможенной стоимости представленный упаковочный лист таможенному органу принять не представилось возможным;
- транспортная накладная представлена к инвойсу SY-UG-1909 от 01.07.2019, при этом в ДТ заявлен иной инвойс SY-UG-1908 от 25.06.2019, также указан иной перевозчик, соответственно данный документ в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости таможенным органом не приняты;
- в представленной экспортной декларации имеется ссылка на инвойс SY-UG-1909, данный документ не имеет отношения к данной поставке;
- представленная на бумажном носителе счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке), погрузке, перегрузке/разгрузке товаров № 4218841 от 16.08.2019 отличается от счета, представленного в электронном виде, а именно имеет иной номер, дату и стоимость услуг 4218031 от 09.08.2019. Также в счете отсутствуют сведения о пункте отправки, пункте назначения, пункте пропуска на таможенной границе Союза, ссылки на договор перевозки, в рамках которого выставлен счет на оплату транспортных услуг;
- согласно платежному поручению от 21.08.2019 оплата за транспортировку товара произведена по счету № 4218841 от 16.08.2019. Таким образом, счет на оплату услуг данной поставки № 4218031 от 09.08.2019 не оплачен;
- договор на транспортно-экспедиторское обслуживание от 19.11.2018 №108U/18 представлен в нечитаемом виде;
- в представленном прайс-листе указан инвойс SY-UG-1909 от 01.07.2019, не имеющий отношения к данной поставке. Представленный прайс-лист не является публичной офертой, так как содержит информацию о ценах на товары при поставке только на территорию РФ в адрес ООО ПП «ЭРА», предоставленный прайс-лист не содержит информацию о сроке действия. Следует отметить, что прайс-лист продавца является документом, подтверждающим его готовность к реализации продукции по ценам и на условиях, установленных в прайс-листе. Данный документ, как правило, предназначен широкому кругу потенциальных покупателей и повсеместно используется в обычной практике ведения бизнеса. В представленном прайс-листе отсутствуют сведения о цене товара на различных условиях поставки, таким образом, не предоставляется возможным определить влияние условий поставки на цену товара.
- в представленном счете на оплату транспортных расходов № 4119841 от 16.08.2019 выставлена сумма транспортных расходов - 1925 долл. США, при этом имеется оговорка, что оплата производится в рублях по курсу ЦБ на день оплаты (т.е. на 16.08.2019, что эквивалентно 126839.60 руб.). При этом в ДТС - 1 заявленная сумма транспортных расходов составляет - 123746,82 руб. Таким образом, имеются основания полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости, а именно, в таможенную стоимость не в полном объеме включены транспортные расходы.
Согласно пункту 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларанту предоставлено право доказать правомерность использования избранного метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных документов и сведений, а также устранить возникшие у таможенного органа сомнения путем предоставления своих пояснений и (или) возражений по установленным обстоятельствам с приложением подтверждающих документов не позднее 27.09.2019 (запрос от 19.09.2019).
Таможенным органом декларанту направлено требование о представлении следующих документов и сведений: договор на транспортно-экспедиторское обслуживание от 19.11.2018 № 108U/18 представлен в читаемом виде; отчет экспедитора; документы подтверждающие оплату транспортных услуг; транспортная накладная в рамках данной поставки; экспортная декларация с переводом на русский язык относящаяся к данной поставке; счет-фактура с пунктами пропусков и разбивкой транспортных расходов, а также документально подтвержденное пояснение по выявленным несоответствиям в счет-фактуре на оплату транспортных расходов и в ДТС -1; прайс-лист с переводом на русский язык.
ООО «ПП Эра» запрошенные в рамках проверки документы представлены 23.09.2019, а именно копии спецификации; инвойс; упаковочный лист; транспортной накладной; прайс-лист; сертификат, подтверждающий подлинность прайс-листа; экспортная ДТ с переводом; сертификат происхождения товара; договор ТЭО; счет на оплату; коносамент; платежные поручения на оплату услуг по перевозке; заявление на перевод по оплате товара; счет-фактура; транзитная декларация; ответ продавца; отчет по проводкам.
Таможенным органом, по результатам анализа представленных 23.09.2019 документов и сведений и в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса ЕАЭС сделан вывод о том, что ранее выявленные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости не устранены, с учетом следующих обстоятельств:
- представленный упаковочный лист не содержит даты и номера документа, указанные в нем сведения, о наименовании товара, количества, модель товара не соответствуют данным, заявленным в коммерческом инвойсе. Перевод на русский язык в установленном порядке упаковочного листа и коммерческого инвойса таможенному органу не представлен;
- представленной экспортной декларации цена за единицу товара в позиции (спинка стула-SY 22504) не соответствует цене товара заявленной в инвойсе. Также количество товара основание стула - SY 17065 не соответствует указанному в инвойсе, упаковочном листе.
- представленная транспортная накладная не имеет штампов перевозчика, невыполнение этого требования влечет за собой предъявления претензии со стороны налоговых органов. Также отсутствует печать и подпись грузоотправителя товара и грузополучателя товара при переходе прав собственности на груз. Отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих ввоз товаров на территорию ЕАЭС;
- экспортная декларация представлена без отметок таможенного органа страны отправления;
- в представленной на одном листе спецификации № 3 от 09.04.2019 указаны 2 разных номера контракта, также позиция товара «спинка стула» имеет цену за ед. товара 100 CNY, при этом в инвойсе цена этого же товара -144,72 CNY. Также модель данного товара в инвойсе SY 22504, при этом в спецификации другая модель SY 13188. Пояснения не представлены;
- в представленном счете на оплату транспортных услуг № 4218031 от 09.08.2019 отсутствует разбивка транспортных расходов с указанием места отправления, места назначения и пункта пропуска на таможенной границе ЕАЭС. Также в данном счете отсутствует ссылка на договор перевозки, в рамках которого осуществлена поставки товара;
- представлен ответ продавца товара об официальных сайтах производителя и адресе регистрации, при этом сам запрос, направленный в адрес производителя, таможенному органу не представлен.
- в таможенные органы декларантом представлен прайс-лист производителя без номера и даты.
Представленный прайс-лист не является публичной офертой, так как содержит информацию о ценах на товары при поставке только на территорию РФ в адрес ООО «ПП» ЭРА» в рамках инвойса № SY-UG-1908 от 25.06.019 и контракта № RU1/19 от 09.04.2019, предоставленный прайс-лист не содержит информацию о сроке действия. Следует отметить, что прайс-лист продавца является документом, подтверждающим его готовность к реализации продукции по ценам и на условиях, установленных в прайс-листе. Данный документ, как правило, предназначен широкому кругу потенциальных покупателей и повсеместно используется в обычной практике ведения бизнеса. В представленном прайс-листе отсутствуют сведения о цене товара на различных условиях поставки, что не позволяет определить влияние условий поставки на цену товара.
Поскольку представленные декларантом, дополнительно запрошенные документы, а также представленные к таможенному декларированию сведения о таможенной стоимости не явились достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, сведения, заявленные в рассматриваемой ДТ о таможенной стоимости, не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, то в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 ТК ЕАЭС является условием, исключающим возможность применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Согласно пункту 18 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 статьи ТК ЕАЭС, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные статьей 325 ТК ЕАЭС сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Таможенным органом в адрес декларанта направлено решение от 26.09.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118. Таможенная стоимость товаров определена ОКТС таможни резервным методом (6 методом (статья 45 ТК ЕАЭС) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (статья 42 ТК ЕАЭС).
В решении от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО «ПП «ЭРА» в ДТ № 10805010/090819/0038118, ОКТС таможни приведено следующее обоснование невозможности применения иных методов определения таможенной стоимости товаров: таможенная стоимость товара подлежит последовательному определению в соответствии с положениями статей 41 - 45 ТК ЕАЭС; статья 41 ТК ЕАЭС не применима, в связи с отсутствием у таможенного органа информации о стоимости сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию ЕАЭС (в решении указано ТС - техническая ошибка) и ввезенными на единую таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров; статья 42 ТК ЕАЭС не применима, в связи с отсутствием у таможенного органа информации о стоимости сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию ЕАЭС и ввезенными на единую таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров; статья 43 ТК ЕАЭС не применима, в связи с отсутствием у таможенного органа, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу ЕАЭС; статья 44 ТК ЕАЭС не применима, в связи с отсутствием у таможенного органа в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС информации, о расчетной стоимости товаров, которая определяется путем сложения: расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых товаров; суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товар, в стране, в которой товары были проданы для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС; расходов, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах таможенная стоимость товаров определена ОКТС таможни в рамках статьи 45 ТК ЕАЭС.
Решение ОКТС таможни от 26.09.2019 по таможенной стоимости товаров, продекларированных в ДТ № 10805010/090819/0038118, принято в сроки, установленные пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Декларанту, в принятом решении о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, установлен срок 09.10.2019 для представления корректировки декларации на товары и декларации таможенной стоимости в соответствии с пунктом 24 раздела V порядка, определенного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (далее - Порядок).
Обществом в установленный срок КДТ и ДТС не представлены. В соответствии с утвержденным Порядком должностным лицом таможни 18.10.2019 сформировано КДТ и ДТС-2.
В обоснование принятого таможней решения от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118 явилось следующее:
- упаковочный лист не содержит даты и номера документа, однако упаковочный лист является сопроводительным документом к инвойсу и должен содержать номер и дату составления документа, а также иметь ссылку на инвойс на основании которого формируется упаковочный лист. Инвойс и упаковочный лист должны содержать идентичные сведения, кроме указания цены товара в упаковочном листе. Таким образом, в упаковочном листе количество товара по позиции основание стула - SY 17065 не соответствует данным, заявленным в коммерческом инвойсе;
- разбивка товара в упаковочном листе на части мебели не должна противоречить количеству товара заявленного в инвойсе. Так, в результате анализа упаковочного листа по позициям c номерами 5,6 - SY (артикул 17065, основание стула, размеры 540*485*120) видно, что количество товара составляет -120 штук, а в инвойсе, в гр. 31 ДТ количество этого же товара составляет - 70 шт. При этом в представленном переводе на русский язык экспортной декларации цена за единицу товара в позиции (спинка стула -SY 22504) не соответствует цене товара заявленной в инвойсе. Также количество товара основание стула SY 17065 не соответствует указанному в инвойсе, упаковочном листе. Таким образом, факт не достоверного заявления сведений подтверждается. При этом переводы на русский язык в установленном порядке упаковочного листа и коммерческого инвойса таможенному органу не представлены;
- в представленной экспортной декларации условия поставки заявлены без пункта назначения. В соответствии с пунктом 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, состоящие из расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
В соответствии с Инкотермс 2010 установлено, каким образом распределяются транспортные затраты при доставке товаров - от продавца к покупателю. Следовательно, необходимо определять, до какого момента предстоит платить продавцу, а когда данное обязательство переходит покупателю; момент перехода рисков от продавца к покупателю, которые связаны с продавцом, в том числе, риск повреждений, утраты, случайной гибели груза; дата поставки товара, т.е. устанавливается момент, когда происходит фактическая передача товара от продавца покупателю, либо его представителю. То есть, пункт назначения в экспортной декларации необходим, для идентификации заявленных сведений в ДТ №10805010/090819/0038118. Также в подтверждение сведений по транспортным расходам, декларантом представлен счет-фактура от 16.08.2019 № 4218841 в которой отсутствуют пункты пропуска на таможенной границе ЕАЭС, таким образом у таможенного органа отсутствовала возможность идентификации сведений в счет-фактуре и ДТС-1.
Кроме того, представленный на бумажном носителе счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке), погрузке, перегрузке/разгрузке товаров № 4218841 от 16.08.2019 отличается от счета, представленного в электронном виде, а именно в электронном виде указан пункт пропуска, а на бумажном носителе отсутствуют сведения о пункте назначения, пункте пропуска на таможенной границе Союза, ссылка на договор перевозки, в рамках которого выставлен счет на оплату транспортных услуг.
Согласно пункту 5 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденным приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761, сведения в электронных документах, сформированных на основании оригиналов на бумажных носителях либо в электронной форме или их копий, заверенных в установленном порядке, должны совпадать со сведениями, содержащимися в таких оригиналах или копиях.
При изложенных обстоятельствах, подтверждены доводы таможни о выявлении в данных документах несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, со сведениями, содержащимся в иных документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42, несоответствия в представляемых декларантом документах и сведениях является одним из признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров.
Прайс-лист производителя носит адресный характер, соответственно не является публичной офертой, так как содержит информацию о ценах на товары при поставке только на территорию РФ в адрес ООО 1111 «ЭРА», предоставленный прайс- лист не содержит номер документа и информацию о сроке его действия. Кроме того, прайс-лист продавца является документом, подтверждающим его готовность к реализации продукции по ценам и на условиях, установленных в прайс-листе. Данный документ, как правило, предназначен широкому кругу потенциальных покупателей и повсеместно используется в обычной практике ведения бизнеса. В представленном прайс-листе отсутствуют сведения о цене товара на различных условиях поставки, таким образом, не предоставляется возможным определить влияние условий поставки на цену товара. Таким образом, адресный прайс-лист может свидетельствовать о предоставлении товара со скидкой, что в свою очередь, также является условием, влияние которого на стоимость товара не может быть количественно определено.
В связи с тем, что в документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам, установлены расхождения и противоречия между аналогичными сведениями, которые не устранены декларантом после представления дополнительно запрошенных документов, у таможенного органа имелись основания для проведения проверки и принятия рассматриваемого решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз), определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС, а именно методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 -4 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
Статьей 108 ТК ЕАЭС установлен перечень документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Согласно пункту 1 статьи 45 ТК ЕАЭС в случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 настоящего Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений настоящей главы на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38, подпункту 7 пункта 5 статьи 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна определяться на основе произвольной или фиктивной стоимости.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 45 ТК ЕАЭС для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары.
В результате проведенного анализа источника ценовой информации, использованной таможенным органом, установлено использование информации о таможенной стоимости товаров по ДТ № 10805010/070519/0020214, 10805010/010719/0030833, 10702070/050619/0101216, которые явились основой размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и соответствуют критериям, установленным статьей 45 ТК ЕАЭС, следующим образом:
- по товару № 1 ДТ № 10805010/070519/0020214 тс-1784623,8 руб. вес-9003.5 кг. (мебель для сидения из пластика; изготовитель ZHEJIANG SANYI RUBBER CO LTD, страна происхождения Китай.
- по товару № 2 ДТ № 10805010/010719/0030833 тс-509320.43 руб. вес-1769 кг. (декоративные и соединительные элементы из пластика; изготовитель YUHUAN SANYI PLASTIC-RUBBER FACTORI, страна происхождения Китай.
- по товару № 3 ДТ № 10702070/050619/0101216 тс-18415.91 руб. вес-88,32 кг. (части мебели для сидения из металла, производитель «мебельная фабрика Жифен ЛТД). страна происхождения Китай.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС, рассматриваемые товары являются однородными и относятся к товарам к товарам того же класса или вида.
В соответствии со статьей 37 ТК ЕАЭС однородные товары - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Союза. Понятие «произведенные» («произведены») применительно к товарам имеет также значения «добытые», «выращенные», «изготовленные, в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров». Однородные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случае, когда не выявлены однородные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Следовательно таможенная стоимость товаров, заявленная декларантом в ДТ № 10805010/090819/0038118, значительно занижена и не сопоставима с вышеуказанной ценовой информацией на однородный товар.
Счет на оплату транспортных услуг № 4218031 от 09.08.2019 не содержит разбивку транспортных расходов с указанием места отправления, места назначения и места прибытия на таможенную границу ЕАЭС. Также в данном счете отсутствует ссылка на договор перевозки, в рамках которого осуществлена поставка товара. Кроме того, сумма оплаты согласно п/п от 12.08.2019 в размере 123983,17 руб. превышает сумму, указанную декларантом в ДТС -1 - 123746,82 руб. на 236,36 рублей, что влияет на уплату таможенных платежей.
При этом, анализ источников ценовой информации показал, что при внесении изменений в сведения о таможенной стоимости товаров № 10805010/090819/0038118 использовались аналоги товаров, максимально подходящие по описанию, позволяющие выполнять те же функции, что и оцениваемый товар и удовлетворяющие требованиям однородности.
Подлежит отклонению, довод заявителя о том, что использовалась ценовая информация, не отвечающая требованиям законодательства, как необоснованный, поскольку имеющийся в распоряжении таможенного органа, источник ценовой информации, применен обоснованно, не противоречит требованиям ТК ЕАЭС, в том числе пункту 5 статьи 45 ТК ЕАЭС. Иное, вопреки доводам заявителя, из материалов дела не следует.
Подлежит отклонению как не обоснованный довод общества о том, что таможней ранее неоднократно осуществлялся выпуск идентичных товаров, ввозимых обществом на таможенную территорию Союза, информация о которых не принята таможней, поскольку ранее принятая Минераловодской таможней таможенная стоимость товаров заявлена декларантом в декларациях на товары, задекларированных в периоде ранее, чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 5 статьи 45 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость ввозимых товаров не должна определяться на основе системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей, а также минимальной таможенной стоимости товаров.
При таких обстоятельствах решение Северо-Кавказской электронной таможни от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118, принято в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС и соответствует требованиям, регулирующим таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Подлежат отклонению доводы общества о незаконности действий таможни по взысканию таможенных платежей за счет денежного залога по таможенной расписке на сумму 472 558,88 руб., так как решение Северо-Кавказской электронной таможни от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10805010/090819/0038118 соответствует ТК Евразийского экономического союза. Все расчеты таможенного органа, связанные с корректировкой таможенной стоимости товаров, проверены, не оспорены заявителем.
По ДТ № 10805010/090819/0038118, согласно сведений КПС «Лицевые счета - ЕЛС», были уплачены таможенные платежи:
1) при декларировании:
- сборы за таможенное оформление (1010) - 4 125,00 руб.,
- ввозная таможенная пошлина (2010) - 271 651,12 руб.,
- НДС (5010) - 512 265,91 руб.;
2) по КДТ № 1 доначислено 18.10.2020 в размере:
- 1010 - 1 500,00 руб.,
- 2010 - 112 437,66 руб.,
- 5010 - 358 621,22.,
Суммы доначисленных таможенных платежей по КДТ № 1 оплачены 18.10.2020 за счет денежного залога.
3) По КДТ № 2 доначислено 18.10.2020 таможенных платежей в размере:
- 2010 - 117,83 руб.,
- 5010 - 259,22 руб.,
На указанные суммы начислены пени в размере:
- 2011 - 3,25 руб.,
- 5011 - 7,16 руб.,
Суммы пеней и таможенных платежей, доначисленные по КДТ № 2 взысканы за счет авансовых платежей 16.03.2020 в результате применения Минераловодской таможней мер принудительного взыскания.
Следовательно, заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов общества в связи с уплатой по требованиям таможни таможенных платежей в сумме 472 558,88 руб., соответственно отсутствуют основания для удовлетворения требования об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата излишне взысканных сумм таможенных платежей.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными решения Северо-Кавказской электронной таможни от 26.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО «ПП»Эра» в декларации на товары № 10805010/090819/0038118, решения от 18.10.2019 о корректировке декларации на товары № 10805010/090819/0038118; действий, выразившихся во взыскании таможенных платежей за счет денежного залога по таможенной расписке № 10805010/190819/ЭР-0288154 на сумму 472 558,88 руб. в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем возврата излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2020 по делу № А63-24515/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи М.У. Семенов Е.Г. Сомов