ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4846/20 от 18.01.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                              Дело № А20-1847/2020

19.01.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2021.

Полный текст постановления изготовлен 19.01.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике – ФИО1 (доверенность от 27.01.2020) и представителя Местной администрации городского округа Прохладный КБР –  ФИО2.( доверенность от 06.05.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной администрации городского округа Прохладный КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.10.2020 по делу № А20-1847/2020,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.10.2020 заявление Местной администрации городского округа Прохладный КБР (далее – администрация) о признании незаконным предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее – антимонопольный орган) от 20.05.2020 №06/2361., оставлено без удовлетворения.   

Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт.

От Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

На основании Постановления местной администрации г.о. Прохладный от 19.11.2019 №1147 «О проведении открытого конкурса по теме: «Выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Прохладный КБР с подведомственной территории» объявлен конкурс по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела; извещение размещено 31.01.2020 на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в печатном издании «Вести Прохладного» №05(706) от 05.02.2020; дата начала подачи заявок - 28.11.2019 в 09 часов 00 минут, дата окончания подачи заявок - 11.03.2020 в 10 часов 00 минут, дата вскрытия конвертов — 11.03.2020 в 11 часов 00 минут.

Указанным постановлением утверждены конкурсная документация, состав конкурсной комиссии, положение о конкурсной комиссии; конкурс объявлен в целях выбора специализированной службы по вопросам похоронного дела для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, предусмотренного статьей 9 Закона о погребении.

По итогам конкурса победителем признано муниципальное унитарное предприятие «Цветущий сад», с которым заключен договор.

В антимонопольный орган поступила жалоба индивидуального предпринимателя ФИО3 на действия администрации при проведении открытого конкурса «Выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Прохладный с подведомственной территорией».

Управлением принято решение прекратить рассмотрение жалобы № 007/01/18.1-461/2020 в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено наделение статусом специализированной службы хозяйствующих субъектов на конкурсной основе, т.е. проведение конкурса не является обязательным в силу закона.

Весте с тем, комиссией обнаружены нарушения, допущенные при проведении конкурса, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно: объявление конкурса без учета положений установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон о местном самоуправлении) и Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

В отношении Местной администрации городского округа Прохладный КБР, приказом от 15.04.2020 №101 антимонопольным органом возбуждено дело №007/01/17-444/2020 по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Антимонопольным органом выдано предупреждение от 20.05.2020 №06/2361 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, из которого следует, что в связи с наличием в действиях Местной администрации г.о. Прохладный КБР признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в выборе способа определения специализированной службы по вопросам похоронного дела, который не является надлежащим в силу Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», что может привести к нарушению запрета совмещения функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган предупреждает Местную администрацию г.о.Прохладный Прохладненского муниципального района КБР о необходимости прекращения указанных действий, а именно: в течение 15 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения отменить постановление местной администрации г.о. Прохладный от 19.11.2019 № 1147 «О проведении открытого конкурса по теме: Выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа Прохладный КБР с подведомственной территории».

Не согласившись с указанным предупреждением, администрация обратилась в суд с настоящим требованием.

Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.  

Согласно части 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Частью 2 статьи 9 Закона о погребении указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно частям 1 и 2 статьи 25 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения прямо отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии со статьей 2 Закона о местном самоуправлении.

Из части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений.

В обосновании доводов жалобы администрация ссылается о несоответствии выданного предупреждения письму ФАС России от 03.07.2014 г. № ЦА/26577/14 «Разъяснения по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела» является ошибочным ввиду прямого указания в письме № ЦА/26577/14, что частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В указанном письме также содержится вывод о том, что законодательством не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческих организаций или некоммерческих партнерств на конкурсной основе.

Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов не наделены правом присвоения статусов специализированных служб по вопросам похоронного дела коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, так как Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об организации местного самоуправления) не предоставляет органам местного самоуправления права делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета).

Согласно обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении  дел  о  защите  конкуренции  и  дел  об  административных правонарушениях в указанной сфере» от 16.03.2016, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав< и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.

Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.

Так согласно критериям оценки заявок МУП «Цветущий сад» и ИП ФИО3 организатор конкурса допустил ряд нарушений при начислении баллов, в случае переоценки заявок по критериям, установленным в конкурсной документации, ИП ФИО3 могла получить право на заключение договора по итогам конкурса.

Таким образом, выданное Управлением предупреждение соответствует письму ФАС России от 03.07.2014 г. № ЦА/26577/14, ввиду того, что основанием выдачи предупреждения являлось возможное нарушение запрета совмещения функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 29 Закона о погребении согласно, которому органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Кроме того согласно пояснениям управления, на момент выдачи предупреждения Управление не располагало информацией о заключенном договоре на оказание услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела с МУП «Цветущий сад».

Апеллянтом не представлено суду доказательств противоречия закону оспариваемого предупреждения, а также нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод о том, что отмена спорного постановления приведет к необходимости расторжения договора, заключенного по итогам конкурса.

Как видно из материалов дела, по итогам конкурса договор на пять последующих лет заключен с муниципальным унитарным предприятием «Цветущий сад».

Таким образом, согласно Закону о погребении и Закону о местном самоуправлении, для выполнения обязанность по погребению умершего органы местного самоуправления либо создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, либо возлагают обязанность по осуществлению погребения умерших на структуры, созданные местной администрацией.

Договор заключен с муниципальным унитарным предприятием, а также принимая во внимание отсутствие законодательно установленной обязанности определения исполнителя путем конкурсного отбора, оснований для расторжения договора, заключенного с МУП «Цветущий сад» не имеется, в том числе и в связи с отменой спорного постановления администрации.

При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В удовлетворении заявления Местной администрации городского округа Прохладный КБР о признании незаконным предупреждения о прекращении действий (бездействия) от 20.05.2020 №06/2361 оказано правомерно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.10.2020 по делу № А20-1847/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             Е.Г. ФИО4                                                                                                                           Цигельников