ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-5071/14 от 04.02.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А15-2540/2014

06 февраля 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз - Транзит" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2014 по делу № А15-2540/2014,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз - Транзит" (ИНН 2315100394, ОРГН 1032309091870),

к Дагестанской таможне (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.05.2014 №108000-923/2013, (судья Батыраев Ш.М.),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Союз - Транзит" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2014 №108000-923/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2014 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Союз -Транзит" отказано.

Решение мотивировано тем, что перевозчик при перевозке контейнера с Новороссийской таможни на Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни с нарушенными средствами идентификации – таможенной пломбы ФТС России 04815 и правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ.

Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм права; выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Указывает, что суд не учел, что таможней нарушены требования ТК ТС к оформлению завершения транзита. Выдача подтверждения о прибытии транспортного средства за №10801020/031213/0005599 от 03.12.13г. без отметок о количестве и номере нарушенных СТИ, транзитной декларации за №21924 от 03.12.13г. без отметок о нарушенных СТИ, но с отметкой о том, что товар поступил, завершение процедуры таможенного транзита, которая не может быть завершена, если имеются какие-либо нарушения СТИ, складской квитанции от 04.12.2013г., договора складского хранения от 04.12.2013г. Считает, что эти письменные доказательства являются подтверждением того факта, что на момент въезда транспортного средства в зону таможенного контроля МТП ДТ перевозчиком в лице ООО «Союз-Транзит» были исполнены все обязательства, предусмотренные п.2 ст.223 ТК ТС; оснований для привлечения к административной ответственности не имеется.

Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.

Из материалов дела усматривается.

По транзитной декларации №10317090/301113/0021924, оформленной на Новороссийском западном таможенном посту, под таможенную процедуру таможенного транзита помещен товар - носки, женские, мужские, детские, майки мужские, колготки женские и детские в количестве 675 грузовых мест, весом брутто 14 510 кг, поступивший из Китая в адрес предпринимателя Абдурашидова М.А. по инвойсу от 15.09.2012 №148 в контейнере №ARKU8403030.

Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита являлся таможенный перевозчик ООО "Союз - Транзит" (свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков №10000/0250А).

В отношении товара проведен 100 % таможенный досмотр (акт таможенного досмотра №10317090/271113/002852) после чего на контейнер наложены 2 средства таможенной идентификации - запорно - пломбировочное устройство ФТС России (далее - ЗПУ): пломба №4603488 и пломба №04815.

После выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита транзитная декларация и комплект товаросопроводительных документов, а также акт таможенного досмотра помещены в сейф - пакет АВ04808762 и вручены перевозчику в лице его водителя Исаева М.А. для доставки в таможню назначения - Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни.

Контейнер перевозился на автомашине марки "Камаз" с регистрационными номерами тягач М258ТТ 05 и прицеп АЕ6204 05.

Срок доставки товара в таможню назначения установлен до 03.12.2013.

03.12.2013 при завершении на Махачкалинском таможенном посту таможенной процедуры таможенного транзита выявлен факт нарушения целостности средства таможенной идентификации - таможенной пломбы ФТС России №04815.

По данному факту 03.12.2013 сотрудником таможенного поста Эчиловым О.А. в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении №10801000-923/2013 по статье 16.11 КоАП РФ.

По результатам административного расследования таможня составила протокол об административном правонарушении от 03.04.2014.

Постановлением от 16.05.2014 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения по статье 16.11 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением таможенными органами таможенного контроля.

В силу статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Обязанности перевозчиков, к числу которых относится соблюдение условий и выполнение требований, установленных настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита предусмотрены статье 21 ТК ТС.

Согласно пункту 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.

Суд первой инстанции установил, что контейнер №ARKU8403030, перевозимый обществом на автомашине марки "Камаз" с регистрационными номерами М258ТТ по транзитной декларации №10317090/301113/0021924, оформленной Новороссийским западным таможенным постом, поступил в таможню назначения - Махачкалинский таможенный пост в 6 часов 30 минут 03.12.2013. При въезде данной автомашины в зону таможенного контроля Махачкалинского таможенного поста сотрудниками отдела таможенной охраны (далее - ОТО) и отдела дежурной службы (далее - ОДС) проведена проверка наличия на контейнере средств таможенной идентификации, наложенных таможенным органом отправления и установлено, что на запорных устройствах контейнера имеется пластиковое ЗПУ желтого цвета в количестве 1 шт. и свинцовая пломба ФТС в количестве 1 шт. Из пояснений сотрудников ОТО и ОДС таможни следует, что наложенное на контейнер ЗПУ визуальных повреждений не имело, а трос свинцовой пломбы ФТС был перекручен, что вызвало сомнения в целостности, о чем были информированы старший дежурной смены и должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста (далее - ОТО и ТК). Транспортное средство помещено в зону таможенного контроля. 03.12.2013 после получения информации о возможном повреждении свинцовой пломбы должностным лицом ОТО и ТК Салимхановой З.З. проведен визуальный осмотр автомашины с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Осмотром установлено, что на запорных устройствах контейнера имеется свинцовая пломба ФТС №04815, наложенная таможней назначения. При этом трос указанного средства таможенной идентификации имел обрыв и впоследствии перекручен. 03.12.2013 в 13 часов 30 минут Салимхановой З.З. оформлено подтверждение о прибытии транспортного средства, в графе 16 которого проставлена отметка о нарушении средства таможенной идентификации. Подтверждение о прибытии транспортного средства выдано Исаеву М.А. О повреждении пломбы ФТС №04815 доложено исполняющему обязанности начальника Махачкалинского таможенного поста Дибирову Р.М., по указанию которого сотрудником отдела таможенного досмотра Захаровым Р.М. на створки дверей контейнера дополнительно наложена свинцовая пломба ФТС №04546, что отражено в акте о наложении средства идентификации от 03.12.2013. Согласно указанному акту на контейнера имелось ЗПУ №627845, которое визуальных повреждений не имело, однако не соответствовало ЗПУ №4603488, наложенному таможенным органом отправления, а пломба ФТС №04815 нарушена. 09.12.2013 на основании поручения на досмотр №10801020/031213/000710 с участием предпринимателя Абдурашидова М.А. (досмотр переносился по ходатайству предпринимателя) сотрудниками таможенного поста проведен таможенный досмотр контейнера, в результате которого установлено, что товар, указанный в товаросопроводительных документах, в нем полностью отсутствовал. Ранее наложенные средства таможенной идентификации - ЗПУ ФТС №6276845 не нарушено, но не соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, пломба ФТС №04546 не нарушена, а пломба ФТС №04815 - нарушена (срыв пломбы). Акт таможенного досмотра №10801020/091213/000710 подписан предпринимателем Абдурашидовым М.А. без всяких замечаний и возражений.

По факту утраты товара в отношении общества также возбуждено дело об административном правонарушении №10801000-938/2013. Суд пришел к выводу о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Вместе с тем судом не учтено следующее.

Статья 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом положений настоящей статьи.

Таможенный орган назначения обязан в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства (пункт 4).

В соответствии с частью 5 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в подтверждении о прибытии транспортного средства должны быть указаны следующие сведения:

1) регистрационный номер подтверждения о прибытии транспортного средства;

2) дата и время представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации и иных имеющихся у него документов;

3) дата и время регистрации таможенным органом назначения прибытия транспортного средства в место доставки;

4) дата и время выдачи перевозчику подтверждения о прибытии транспортного средства;

5) наименование и адрес перевозчика;

6) номер транспортного средства международной перевозки;

7) номер транзитной декларации, номера, даты и количество представленных перевозчиком документов;

8) результат таможенного осмотра транспортных средств;

9) возможность снятия средств идентификации и выгрузки товаров;

10) возможность перемещения товаров из места нахождения таможенного органа назначения на склад временного хранения;

11) номера и даты документов, по которым будет осуществляться перевозка товаров на склад временного хранения;

12) наименование и адрес таможенного органа назначения;

13) наименование, адрес склада временного хранения и номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения;

14) номер документа, подтверждающего принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;

15) срок таможенного транзита;

16) дата и время размещения товаров на складе временного хранения.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 7).

В соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного Союза для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы:

в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

Таможенный орган назначения в течение 1 (одного) часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита определяется решением Комиссии таможенного союза.

В Решении Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (ред. от 18.07.2014) "О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" указано:

16. Оформление завершения таможенной процедуры таможенного транзита является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа назначения.

17. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Таможенного союза один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

18. После представления перевозчиком таможенному органу назначения документов, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, должностное лицо таможенного органа назначения регистрирует их подачу в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

19. Если при проверке документов и идентификации товаров таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства, таможенный орган назначения оформляет завершение таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации подачи транзитной декларации.

20. Должностное лицо таможенного органа назначения осуществляет регистрацию завершения таможенной процедуры таможенного транзита в журнале учета поступления товаров по транзитным декларациям в таможенном органе назначения, форма которого устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза.

Регистрация завершения таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется таможенным органом назначения, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

21. Должностное лицо таможенного органа назначения проставляет в соответствующей графе транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп о поступлении товаров, который заполняет и заверяет оттиском личной номерной печати.

22. В таможенном органе назначения остается один лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

После проставления отметок, указанных в настоящем пункте, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику третий экземпляр транспортного (перевозочного) документа.

В соответствии с пунктом 28 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении" (утверждена Приказом ФТС России от 26.05.2011 N 1067, далее - Инструкция о действиях должностных лиц) завершение таможенной процедуры ТТ осуществляется в соответствии с пунктами 18 - 22 Порядка, при этом уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения:

1) регистрирует подачу документов и прибытие транспортного средства в таможенный орган назначения и выдает перевозчику один экземпляр письменного подтверждения о прибытии транспортного средства по форме, установленной правовыми актами ФТС России (второй экземпляр подтверждения о прибытии транспортного средства хранится в деле таможенного органа);

2) осуществляет проверку наличия в ТД и прилагаемых к ней документах отметок таможенного органа отправления о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ;

3) осуществляет проверку подлинности упомянутых отметок, проверку наличия (отсутствия) в ТД и прилагаемых к ней документах с отметками о выпуске товаров и идентифицированных таможенным органом отправления подчисток, помарок и исправлений, не заверенных уполномоченными должностными лицами и (или) перевозчиком;

4) применяет меры по минимизации рисков, содержащиеся в профилях риска, а также меры по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным органом без указания в профиле риска;

5) проводит таможенный осмотр транспортного средства либо таможенный досмотр товаров, если необходимость его проведения установлена профилями рисков;

6) в случае выявления по результатам проверки признаков нарушения Законодательства делает на ТД (оборотной стороне отрывного листа N 2 книжки МДП) с отметками о выпуске товаров запись "Проверено. Выявлены признаки нарушений __", которую заверяет оттиском ЛНП;

7) запрашивает электронную копию ТД с использованием АС КТТ-2 и проверяет соответствие сведений, содержащихся в электронной копии ТД, сведениям, содержащимся в ТД;

8) направляет в таможенный орган отправления по оперативным каналам связи запрос о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ в случае отсутствия электронной копии ТД;

9) регистрирует завершение таможенной процедуры ТТ в соответствующем журнале учета поступления товаров по ТД (книжкам МДП) в таможенном органе назначения;

10) проставляет в графе "I" ТД и в транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп "Товар поступил", образец которого приведен в приложении N 5 к Инструкции, заполняет его и заверяет оттиском ЛНП.

В случае использования в качестве ТД транспортных (перевозочных), коммерческих документов упомянутые отметки проставляются на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров, а также на описи документов, составляющих ТД.

При перевозке товаров с использованием книжки МДП оформление завершения ТТ осуществляется в соответствии с Конвенцией МДП. При этом должностное лицо таможенного органа назначения проставляет на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров штамп "Товар поступил", который заполняет и заверяет оттиском ЛНП.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА оформление завершения ТТ осуществляется в соответствии с конвенциями о временном ввозе. При этом должностное лицо таможенного органа назначения проставляет на двух экземплярах транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров штамп "Товар поступил", который заполняет и заверяет оттиском ЛНП;

11) возвращает перевозчику один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске и поступлении товаров, а также книжку МДП или карнет АТА в случае их использования;

12) формирует с использованием АС КТТ-2 в порядке, установленном правовыми актами ФТС России, информацию о завершении таможенной процедуры ТТ и направляет электронное сообщение о завершении таможенной процедуры ТТ (в случае несоответствия сведений, указанных в электронной копии ТД, сведениям, указанным в ТД, или сведениям о фактически доставленных товарах в информации о завершении таможенной процедуры ТТ указываются фактические сведения).

В соответствии с пунктом 29 Инструкции о действиях должностных лиц в таможенном органе назначения остается один лист ТД, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о завершении таможенной процедуры ТТ и один комплект иных документов, входящих в состав ТД. В случае использования в качестве ТД транспортных (перевозочных), коммерческих документов в таможенном органе назначения остаются один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске и поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав ТД, а также один экземпляр описи документов, составляющих ТД. При перевозке товаров с использованием книжки МДП в таможенном органе назначения остаются отрывной лист N 2 книжки МДП, оформленный в соответствии с положениями Конвенции МДП, транспортный (перевозочный) документ с отметками о выпуске и поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав ТД. Указанные документы направляются в установленном порядке в отдел контроля за таможенным транзитом таможни.

При перевозке товаров с использованием карнета АТА в таможенном органе назначения остаются отрывной лист "Transit" карнета АТА, оформленный в соответствии с конвенциями о временном ввозе, транспортный (перевозочный) документ с отметками о выпуске и поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав ТД.

Согласно записи № 5038 в журнале учета доставленных товаров и транспортных средств (дело 49-116, том 4) транспортное средство М258ТТ, АЕ 6204 (чулочно-носочные изделия поступило в место назначения – Махачкалинский таможенный пост 03.12.13 в 6 часов 30 минут (приложение административное дело № 10801000-923/2013, том 1 л.д. 191-192).

03.12.2013 составлено подтверждение о прибытии транспортного средства 10801020/030113/0005999, где указано, что в 12 часов 53 мин должностным лицом таможни зарегистрировано наличие транспортного средства и документов, оригинал выдан перевозчику в 13 часов 30 минут (том 2 л.д. 69). В графе 16 Подтверждения о прибытии транспортного средства «нарушены средства идентификации» стоит отметка «да». Количество и номера нарушенных средств идентификации не указаны (том 2 л.д. 69, адм. дело том 1 л.д. 18).

Оснований для проставления такой отметки суду не представлено, акт таможенного досмотра (акт осмотра транспортного средства, акт осмотра груза) в соответствии с требованиями п.6 статьи 216 ТК ТС, пунктом 28 Инструкции о действиях должностных лиц в таможенном органе до выдачи документов перевозчику не составлялся, и водителю вместе с этими документами не выдавался.

В заверенной копии транзитной декларации, выданной водителю транспортного средства 03.12.2013, в графе «проверка пломб» отметки таможенного органа о нарушении средств идентификации отсутствуют, имеются только отметки о том, что товар поступил (том 1 л.д. 65-66).

Дагестанской таможней в Новороссийскую таможню направлено электронное сообщение о завершении таможенной процедуры таможенного транзита (том 1 л.д. 57-63).

Представленные таможней документы о нарушениях средств идентификации апелляционный суд расценивает критически, поскольку данные документы являются экземплярами, остающимися в таможне, и предназначенными для таможенных целей; составлены они после выдачи подтверждения перевозчику и завершения таможенного режима транзита; в них не указаны основания для оформления записей о нарушении СТИ.

Так, в представленном таможней подтверждении о прибытии (том 2 л.д. 70) указаны иные данные: выдано перевозчику в 13 час.20 мин. дописано нарушение 1 пломбы № 04815, внизу документа дописано: «номер данной пломбы (ФТС 6276845) не соответствует номеру пломбы, указанной в транспортной декларации (ФТС 4603488).

В транзитной декларации на первой странице указано, что пломбы нарушены, их номера не указаны, ссылки на акт досмотра не имеется; на обороте указано, проверено, выявлено нарушение средств таможенной идентификации без указания их номеров.

Представлен акт о наложении средств идентификации от 03.12.2013, составленный с 16:55 до 17:00 (том 2 л.д. 72). В акте говорится о том, что на контейнер наложено дополнительное средство идентификации: пломба ФТС № 04546 (1 шт.) в целях дополнительного обеспечения сохранности груза, находящегося в контейнере № АRKU 8403030 и опломбированного пломбой ФТС № 04815 (нарушена) и ЗПУ ФТС 6276845 (не нарушена). При этом в акте не отражено, что ЗПУ ФТС 6276845 является другим, не тем, что наложено Новороссийской таможней.

Доказательств выдачи перевозчику этих документов не представлено.

Позднее, актом таможенного досмотра от 09.от 09.12.2013 (том 2 л.д. 22-24), установлено, что ЗПУ ФТС 6276845 не нарушено, но не является средством идентификации, применённом Новороссийской таможней ФТС 4603488, товара в контейнере не оказалось.

Как установлено в процессе административного расследования ЗПУ ФТС 6276845 ранее применялось Магарамкентским таможенным постом Дагестанской таможни, из чего сделан вывод о невозможности применения ее Новороссийской таможней, а могло быть использовано лишь после удаления ЗПУ ФТС 4603488, наложенного таможней отправления с целью придания видимости ее наличия.

В оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что данный вывод свидетельствует о вине транзитного перевозчика.

Соглашаясь с этим выводом, суд первой инстанции, не учел, что в соответствии со статьей 109 ТК ТС средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

При этом административное расследование не установило, что ЗПУ ФТС 4603488 Магарамкентского таможенного поста Дагестанской таможни незаконным путем попало во владение к транзитному перевозчику или было применено до прибытия товара на Махачкалинский пост Дагестанской таможни.

Ссылаясь на свидетельские показания должностных лиц таможни, о том, что контейнер прибыл с поврежденными средствами СТИ, суд не учел, что данные обстоятельства подтверждаются не свидетельскими показаниями, а документами таможенного контроля.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Инструкции о действиях должностных лиц, должностное лицо, осуществляющее завершение таможенной процедуры, проводит таможенный осмотр транспортного средства либо таможенный досмотр товаров, если необходимость его проведения установлена профилями рисков;

В соответствии со статьей 115 ТК ТС таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.

В соответствии со статьей 116 ТК ТС таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 (ред. от 23.08.2012) "О формах таможенных документов" утверждена форма акта таможенного досмотра (осмотра).

Таких документов до момента выдачи подтверждающих документов не составлено.

Кроме того, в заключении комиссии таможни № 38-13/004 (административное дело, том 1, л.д. 248 указано, что должностным лицом не было идентифицировано ЗПУ, наложенное на транспортное средство (лист 245).

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждено, таможенный перевозчик - ООО «Союз-Транзит» получил к перевозке в режиме таможенного транзита контейнер с товаром со средствами идентификации (две пломбы), наложенные таможней отправления – Новороссийской таможней и доставил в пункт назначения – Махачкалинский пост Дагестанской таможни в исправном состоянии с исправными средствами идентификации. В соответствии с требованиями статьи 237 ТК ТС и   пунктами 16-21  Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (ред. от 18.07.2014) "О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" перевозчику выдано подтверждение о прибытии транспортного средства в транзитной декларации, перевозочном документе таможней назначения сделана отметка о поступлении товара; сведения о повреждении пломб отсутсвуют; проведено завершение таможенной процедуры таможенного транзита с уведомлением таможни отправления.

Данные обстоятельства подтверждают, что обществом приняты все меры для выполнения обязанностей.

Оснований для привлечения общества к административной ответственности не имелось. Постановление Дагестанской таможни от 16.05.2014 №108000-923/2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Союз - Транзит" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы подтвердились.

Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2014 по делу № А15-2540/2014 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Дагестанской таможни от 16.05.2014 №108000-923/2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Союз - Транзит" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи Д.А. Белов

С.А. Параскевова