ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А15-2062/2011
18 апреля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Марченко О.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.12.2011 по делу №А15-2062/2011 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, г. Махачкала (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан, г. Махачкала (ИНН <***>, ОГРН <***>) и обществу с ограниченной ответственностью «Карьер Чачлибей», г. Буйнакск (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, г. Махачкала и Министерство природных ресурсов Республики Дагестан, г. Махачкала о признании недействительным договора (судья Гаджимагомедов И.С.),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Дагестан:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан – ФИО1 доверенность №505 от 12.01.2012;
от Агентства по лесному хозяйству Республики Дагестан – ФИО2 доверенность от 12.03.2012;
от общества с ограниченной ответственностью «Карьер Чачлибей» - ФИО3 (руководитель);
от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан – ФИО4 доверенность в материалах дела,
У С Т А Н О В И Л:
Управление федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан (далее - агентство) и обществу с ограниченной ответственностью «Карьер "Чачлибей"» (далее - общество) о признании недействительным договора аренды лесного участка от 25.12.2008 и применении последствий недействительности сделки в виде обязания общества возвратить земельный участок, а агентство обязать возвратить полученную арендную плату (в уточненной редакции, принятой к рассмотрению определением суда от 22.11.2011) .
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Республике Дагестан и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее – министерство).
Решением суда от 30.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что решение о предоставлении лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых было принято в отсутствие у общества лицензии на пользование недрами, при этом предоставление участка ограничило возможность других хозяйствующих субъектов арендовать данный земельный участок для разработки недр.
Общество и агентство направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители общества, агентства и министерства с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества, агентством издан приказ № 120 от 07.07.2008 о предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 6 га, расположенного в Буйнакском районе, в лесном квартале 8, выдел 9 Буйнакского участкового лесничества на срок действия лицензии на недропользование, для разработки месторождений полезных ископаемых (для добычи бутового камня и щебня) и размещения объектов, связанных с выполнением указанных работ. Отделу лесопользования, охраны и защиты лесов предложено подготовить проект договора аренды лесного участка в течение 30 дней со дня представления копии лицензии.
На основании указанного приказа по обращению общества, министерством выдана лицензия на пользование недрами № УН-02-1434 от 22.09.2008.
После получения лицензии между агентством (арендодатель) и обществом (арендатор) 25.12.2008 заключен договор аренды земельного участка площадью 6 га, расположенного в Буйнакском районе, в лесном квартале 8, выдел 9 Буйнакского участкового лесничества с условным кадастровым номером 82:211:03:0005, срок аренды установлен в 20 лет, размер арендной платы установлен в размере 156 000 рублей в год. Договор аренды прошел государственную регистрацию 18.09.2009 за номером 05-05-01/001/2009-988.
Считая, что заключив данный договор на основании приказа о предоставлении участка обществу, принятого в отсутствие у общества лицензии на пользование недрами, агентство фактически создало иным хозяйствующим субъектам ограничения в праве на получение участка в аренду, и тем самым нарушило требования пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», управление обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1 и 5 Положения об Агентстве по лесному хозяйству Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 06.10.2008 №340 (далее – «Положение…»), агентство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и на него возложены полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В силу статьи 43 и части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, предоставляемых для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, заключаются без проведения аукционов.
В соответствии с частью 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 12-14 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее – Правила аренды), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №324 предусмотрено, что в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, ископаемых) заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление, которому наряду с другими документами прилагаются копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке.
Согласно пункту 16 Правил аренды заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю с обоснованием причин возврата.
Из материалов следует, что на основании обращения общества агентством издан приказ № 120 от 07.07.2008 о предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 6 га, расположенного в Буйнакском районе, в лесном квартале 8 выдел 9 Буйнакского участкового лесничества на срок действия лицензии на недропользование, для разработки месторождений полезных ископаемых (для добычи бутового камня и щебня) и размещения объектов, связанных с выполнением указанных работ. При этом лицензия на пользование недрами была получена обществом 22.09.2008, то есть после принятия агентством решения о предоставлении лесного участка.
В силу установленного пунктами 1 и 5 «Положения…» статуса агентства издание приказа от 04.02.2009 № 20 (властно-распорядительного акта) означает невозможность претендования на указанные в нем лесные участки других хозяйствующих субъектов, в то время как дача предварительного согласия по смыслу Порядка выдачи лицензий не лишает такого права иных участников гражданского оборота.
В связи с чем вывод об отсутствии ограничения конкуренции не может быть принят судом апелляционной инстанции. Данное обстоятельство также подтверждается решением Дагестанского УФАС России от 24.06.2011 по делу №186/153-ОВ/2010.
Решение Дагестанского УФАС России от 24.06.2011 вступило в законную силу, обжаловано не было и подтверждает факт нарушения агентством антимонопольного законодательства при предоставлении обществу земельного участка.
Также несостоятелен вывод суда первой инстанции о том, что поскольку лесной участок ранее находился у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования землей и разрабатывался обществом ранее, то у последнего возникло преимущественное право на заключение договора аренды, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть только переоформлено в порядке, установленном земельным законодательством. При этом предоставление лесных участков регламентируется Лесным кодексом и иными нормативными актами в сфере регулирования отношений, связанных с использованием лесных участков.
При этом как установлено в судебном заседании и не оспорено лицами, участвующими в деле, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком у общества в настоящий момент прекращено.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным названным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку оспариваемый договор был заключен в нарушение действующего законодательства, а также в нарушение интересов неопределенного круга лиц, которые могли бы претендовать на данный лесной участок, в случае предоставления его в установленном законом порядке, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных управлением требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что стороны подлежат приведению в первоначальное положение - арендатор обязан возвратить арендодателю полученное имущество - земельный участок. При этом поскольку пользование землей в Российской Федерации является платным в соответствии с требованием статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации фактическое пользование участком не оспаривается арендатором и объективно подтверждается материалами дела, денежные средства, уплаченные в счет арендных платежей, возврату не подлежат.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.12.2011 по делу №А15-2062/2011 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 25.12.2008, заключенный между Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан и обществом с ограниченной ответственностью «Карьер Чачлибей».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Карьер Чачлибей» вернуть лесной участок площадью 6,0 га, с условным кадастровым номером 82:211:03:0005, расположенный в Буйнакском районе, ГУ «Буйнакское лесничество», Буйнакском участковом лесничестве, в квартале 8, выделе 9 Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карьер Чачлибей» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей по иску и 1 000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий С.И. Джамбулатов
Судьи О.В. Марченко
А.Л. Фриев