г. Ессентуки
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2020
Полный текст постановления изготовлен 14.07.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Дагестан, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Киргу» на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.12.2019 по делу № А15-2160/2019 принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лидер» к обществу с ограниченной ответственностью «Киргу» о понуждении заключить в письменной форме договор по обращению с твердыми коммунальными отходами и взыскании основного долга с учетом налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов, неустойки за просрочку платежа, судебных расходов по уплате государственной пошлины, при участии в судебном заседании: от ООО «УК Лидер» - ФИО2 по доверенности, от ООО «Киргу» - ФИО3 по доверенности от 22.08.2019
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лидер» (далее – истец, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Киргу» (далее – ответчик, общество) о понуждении заключить в письменной форме договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующихся в помещениях принадлежащих обществу на праве собственности о взыскании 1 634 398 руб. 40 коп. основного долга с учетом налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов за период с 01.01.2019 по 31.05.2019, 8184 руб. 56 коп. неустойки за просрочку платежа и 35 350 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован обоснованностью исковых требований.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба обоснована тем, что выводы суда не соответствуют письменным доказательствам по делу. Апеллянт также ссылается на то, что не является собственником указанных помещений. Апеллянт считает, что за спорный период истец не оказывал обществу услуг, что подтверждается документально оказанием данного вида услуг иной организацией обществу. По мнению апеллянта, действия истца направлены на неосновательное обогащение за счет ответчика.
В адрес суда апелляционной инстанции поступил отзыв от истца, в котором управляющая компания просит решением суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru// в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции по изложенным в жалобе основаниям.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в его удовлетворении.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что 29.11.2018 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенный по результатам конкурсного отбора ООО УК «Лидер» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющая компания в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по 1 и 2 зоне деятельности (г. Махачкала, г. Каспийск, г. Буйнакск, Буйнакский район, г. Кизилюрт, Кизилюртовский район, Унцукульский и Кумторкалинский районы) от 29.11.2018 г., заключенным с Министерством природы и экологии Республики Дагестан, является Региональным оператором Республики Дагестан
В соответствии с п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила) Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках,- с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.
В соответствии с п. 8(5) Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
Постановлением Республиканской службы по тарифам № 63 от 20.12.2018 г. утверждены единые предельные тарифы на услуги региональных операторов в Республике Дагестан, в том числе и на услуги регионального оператора ООО УК «Лидер».
Данное постановление было размещено на официальном сайте республиканской службы по тарифам Республики Дагестан 29.12.2018 г.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте регионального оператора www.mc-lider.ru 15.01.2019 г.
Обществом направлено персональное предложение о заключении договора непосредственно специалистом ООО УК «Лидер», принять которое потребитель отказался (копия докладной записки специалиста прилагается).
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», договоры, заключенные с собственниками ТКО на их сбор и вывоз, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
При этом, в силу п. ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89- ФЗ заключение договора с региональным оператором обязательно. Следовательно, законодательство РФ напрямую требует расторжения действующего договора организации на обращение с отходами.
С 01.01.2019 г. на территории города Махачкалы никакая другая организация, кроме регионального оператора ООО УК «Лидер» не имеет право оказывать услуги по обращению с ТКО. Все действующие в зоне деятельности регионального оператора в 2018 году договоры на обращение с ТКО прекращают свое действие 01.01.2019 год.
Истцом в адрес ответчика были выставлены счета за январь 2019 г., которые получены последним 27.02.2019 г. (копия почтового уведомления прилагается).
Согласно п. 6 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО оплата за услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-ого числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
21.06.2019 в связи с неоплатой счетов, а также не заключением договора в письменной форме, ответчику направлена претензия с указанием на обязанность заключить договор с управляющей компанией.
Поскольку направленный ответчику проект договора подписан не был, управляющая компания обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу п. 4 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 5 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Согласно п. 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, (далее - Правила № 505) одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со статьями 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании изложенного, суд считает необходимым, обязать общество с ограниченной ответственностью «Киргу» заключить с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лидер» в письменной форме договор по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующихся в помещениях принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Киргу» на праве собственности, расположенному по адресу: <...> поселок Ватан и торговый дом «Киргу» в торговом центре «Апельсин», расположенному по адресу: г. Махачкала, ул. Насрудинова, 82, (микрорайон 4, пос. Газовиков) на условиях типового договора.
В Соответствии с п. 8 (18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
До заключения договора в письменной форме в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в течение 15-и дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с условиями п. 6 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела подтвержден факт того, что до настоящего времени не оплачены услуги за январь, февраль, март, апрель, май 2019 г. в размере 1 634 398 руб. 40 коп. с учетом налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Указанная сумма ежемесячного платежа определена и в условиях направленного ответчику проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что задолженность в размере 1 634 398 руб. 40 коп. с учетом налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку платежа в размере 8 184 руб. 56 коп.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (расчет прилагается).
Судом расчет неустойки за просрочку платежа проверен и является правильным.
Таким образом, исковые требования в части взыскания 8 184 руб. 56 коп. неустойки за просрочку платежа также удовлетворены правомерно.
В соответствии со статьями 112 и 170 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 35 350 руб., которую по правилам статьи 110 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является собственником указанных помещений, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. в случае если по истечении 15 рабочих дней со дни поступления потребителю от регионального оператора проекта договора па оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным па условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
Ответчик не представил протокол разногласий на полученный 22.07.2019 г. проект Договора, в котором также были определены места накопления ТКО, не оспорил расчет, представленный в Договоре, не опроверг представленными документами количество расчетных единиц, примененных при определении ежемесячной суммы платежа за услуги по обращению с ТКО, не оспорил дату начала оказания услуг, определенную Договором (п. 4, п. 26).
Относительно объекта ООО «Киргу» в ТЦ «Апельсин» установлено следующее, что решением АС РД от 25.10.2019 по делу № А15-4443/2019 оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 11.03.2020 г. и постановление суда кассационной инстанции от 02.06.2020 с ООО «Агат» взыскана сумма задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО.
Указанным решением суда установлено, что ООО «Агат» оплачивает услуги по своему объекту супермаркет «Зеленое яблоко», расположенное в ТЦ «Апельсин», в том же ТЦ, где расположен объект ООО «Киргу», то есть, из этого, следует, что собственник здания не возложил на себя обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО, указанное обязательство несут непосредственно собственники ТКО - фактически функционирующие объекты в указанном ТЦ.
В ходе рассмотрения дела ответчик не предоставил в соответствии со ст. 131 АПК РФ документы, подтверждающие, что ООО «Киргу» не имеет отношение к объекту, расположенному в ТЦ «Апельсин».
Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчика уже имеется заключенный договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ООО УК «Статус» подлежит отклонению по следующим основаниям.
Договор № 0-0015 на оказание услуг от 05.01.2018 г. с ООО УК «Статус» ничтожен в силу требований ст. 24.7 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», согласно которым договор на оказание услуг по обращению с ТКО является для регионального оператора по обращению с ТКО публичным, а собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом, согласно п. 8 (17) Правил обращения с ТКО, утвержденным Постановлением Правительства Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
То есть, при наличии фактически вступившего в законную силу публичного Договора на оказание услуг по обращению с ТКО, иной договора действовать не может.
Приобретение юридическим лицом статуса регионального оператора и совершение юридически значимых действий исключает возможность наличия на рынке оказания услуг иных лиц, осуществляющих функции регионального оператора без наделения таковым статусом с первого числа месяца, последующего за датой утверждения тарифа, то есть с 01.01.2019 года.
Кроме того, в представленном договоре с ООО УК «Статус» объемы отходов не соответствует фактически производимым ответчиком объемам ТКО, который меньше тех объемов, за обращение с которыми истец взыскивает денежные средства.
Более того, согласно п. 2.3.10 Договора № 0-0015 на оказание услуг от 05.01.2018 г. с ООО УК «Статус» обязан обеспечивать загрузку и хранение в обслуживаемых контейнерах отходы только 5 класса опасности в соответствии с «Федеральным классификационным каталогом опасности».
Указанный договор с ООО УК «Статус» заключен лишь на отходы 5 класса опасности, тогда как твердые коммунальные отходы относятся в большинстве к 4 классу опасности.
С учетом изложенного, договор с ООО УК «Статус» недействителен с момента начала деятельности ООО УК «Лидер» как регионального оператора по обращению с ТКО в Центральной зоне 1 и Центральной зоне 2, включающих г. Махачкалу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции в исследованы все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Все доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.12.2019 по делу № А15- 2160/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий З.М. Сулейманов
Судьи И.Н. Егорченко
Ю.Б. Луговая