ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-14555/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2020
Полный текст постановления изготовлен 27.02.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 по делу № А63-14555/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер», Шпаковский район, Промышленная зона бройлерная, ОГРН 1192651006679, ИНН 2623030222, к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, о признании незаконными решения об отказе в переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленное приказом от 29.04.2019 № 245, об обязании переоформить и выдать документы об утверждении нормативов образования отходов лимитов на их размещение, при участии в судебном заседании общества с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер» – Семеновой М.М. (доверенность от 01.01.2020 № 146), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ставропольский бройлер» (далее - ООО «Ставропольский бройлер», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу с требованиями о признании незаконным решения об отказе в переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленные приказами от 29.04.2019 №№ 245-261, обязать уполномоченный орган переоформить и выдать документы об утверждении нормативов образования отходов лимитов на их размещение.
В связи с изменением наименования судом произведена замена заявителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), о чем судом первой инстанции вынесено определение от 08.11.2019. Суд выделил в отдельное производство требование общества о признании незаконным приказа от 29.04.2019 № 245, подлежащее рассмотрению по настоящему делу.
Решением суда от 28.10.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение общества с заявлением о переоформлении документов отвечало требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (в редакции от 25.07.2014) «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения» (далее - Порядок № 50), не содержало недостоверной информации, основания для отказа в переоформлении документа у уполномоченного органа отсутствовали.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что обществом не указана причина переоформления в соответствии с пунктом 14 Порядка № 50 и не поименованы сведения, которые изменились у юридического лица.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО «Ставропольский бройлер» имело действующей документ № 000084-О об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (обособленное подразделение площадка «Благодарненская», фактический адрес: 356420, Ставропольский край, город Благодарный, на территории СХП им. Чапаева АОЗТ БР № 1,2, кормовой севооборот, поле № 1,2 ИНН: <***> ОКАТО: 07610101), переоформленный ЗАО «Ставропольский бройлер» согласно приказу департамента от 06.08.2018 № 1154.
04.04.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРН) внесена запись ГРН 2192651164594 о прекращении деятельности юридического лица ЗАО «Ставропольский бройлер» путем реорганизации в форме преобразования. Согласно ЕГРН правопреемником ЗАО «Ставропольский бройлер» является ООО «Ставропольский бройлер» (ОГРН <***>).
16.04.2019 ООО «Ставропольский бройлер» обратилось в департамент с заявлением № 320 (вх № 7042/17-15 от 22.04.2019) о переоформлении вышеназванного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, к которому обществом в том числе были приложены: документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРН юридических лиц; оригинал выданного ранее в установленном порядке документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; документ, подтверждающий соблюдение утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (справка о неизменности производственного процесса); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление и выдачу уполномоченным органом документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно приказу от 29.04.2019 № 245 департамент отказал в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическому лицу ООО «Ставропольский бройлер» в связи с наличием недостоверной информации в составе представленных обществом документов и в соответствии с прилагаемым мотивированным обоснованием отказа (приложение к приказу от 29.04.2019 № 245). В приложении к приказу от 29.04.2019 № 245 уполномоченный орган посчитал, что указанная в заявлении о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение причина переоформления «реорганизация юридического лица в форме преобразования» не является основанием для переоформления документа, предусмотренным пунктом 14 Порядка № 50.
Не согласившись с принятым решением общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие). Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8).
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту «а» пункта 14 Порядка № 50 документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 названного Порядка, в том числе изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования; изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 15 Порядка № 50 переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:
а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).
б) оригинала(-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 16 Порядка № 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, указанных в пункте 15 названного Порядка, принимают решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в переоформлении является, в том числе наличие недостоверной информации в представленных в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документах, указанных в пункте 15 названного Порядка.
Из материалов дела усматривается, что в 2018 году ЗАО «Ставропольский бройлер» был оформлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 000084-О, являющийся неотъемлемой частью приказа от 06.08.2018 № 1154.
04.04.2019 ЗАО «Ставропольский бройлер» было реорганизовано в форме преобразования в ООО «Ставропольский бройлер». Изменение организационно-правовой формы юридического лица, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица послужило основанием для обращения общества в департамент с заявлением о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ: первоначальный документ - свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 26 № 001591241, новый документ - лист записи ЕГРЮЛ от 05.04.2019.
При обращении с заявлением в уполномоченный орган обществом подтверждена неизменность производственного процесса, расходов сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относительно документа № 000084-О, о чем свидетельствует представленная в департамент справка о неизменности производственного процесса. Кроме того, общество представило платежное поручение об уплате государственной пошлины, копии свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе, листы записи, уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе,
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу пункта 4 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Правовым последствием реорганизации как действия по созданию юридического лица и передаче вновь созданному лицу имущества, прав требования и долгов является возникновение прав и обязанностей у созданного юридического лица в силу статьи 8 ГК РФ.
Таким образом, права и обязанности при реорганизации переходят к вновь созданному юридическому лицу в порядке универсального правопреемства (пункт 1 статьи 129 ГК РФ).
В рассматриваемом случае ЗАО было реорганизовано путем преобразования в ООО (смена организационно-правовой формы юридического лица), что зафиксировано в ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд считает, что отказ управления в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов, является формальным.
Так, в качестве основания для отказа в переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов, управлением указано на наличие недостоверных сведений, представленных обществом в заявлении. При этом под недостоверностью сведений понимается указание обществом в качестве оснований для переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов реорганизация в форме преобразования. Вместе с тем, выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что преобразование общества действительно было осуществлено. Смена ИНН, ОГРН, организационно-правовой формы имели место быть. При этом, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что заявление общества о переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов заполнено некорректно или содержало недостоверные сведения. Фактическое указание обществом в заявлении «реорганизация» вместо «изменение организационно-правовой формы» носит формальный характер для отказа. Данная формулировка заявителя не позволяла управлению неправильно квалифицировать или не понять основания заявленных обществом требований о переоформлении документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов. Доказательств превышения обществом количества отходов, предлагаемого для размещения, из материалов дела не усматривается. Сведений об изменении территории, на которые нормативы распространяются, управлением также не представлено.
В свою очередь, общество обратилось в департамент с заявлением о переоформлении документов от 22.04.2019 №7042/17-15 с приложением оригинала выданного ранее документа. При этом, Порядок № 50 не предусматривает обязанность обратившегося лица предоставлять такие документы.
По смыслу пунктов 14-16 Порядка № 50 в заявлении достаточно указать на неизменность утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов. При этом, ни Порядком № 50, ни каким-либо иным нормативно-правовым актом требований к формулировке причины переоформления документов не установлено.
Перечень оснований, приведенный в пункте 16 Порядка № 50 для отказа в переоформлении документов является исчерпывающим, и отказ по иным основаниям, не указанным в пункте 16 Порядка, является недопустимым.
Таким образом, приведенное мотивированное обоснование отказа в переоформлении документа не соответствует, как требованиям пункта 16 Порядка № 50, так и причине отказа, указанной в самом приказе.
Приведенная обществом в заявлении причина переоформления документов соответствует действительности (по причине реорганизации была изменена организационно-правовая форма юридического лица).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что обращение общества с заявлением о переоформлении документов отвечало требованиям пункта 14 Порядка № 50, не содержало недостоверной информации, в связи с чем, основания для отказа в удовлетворении заявления у уполномоченного органа отсутствовали.
Учитывая изложенное суд первой инстанции на основании пункта 2 статьи 201 АПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принял обоснованное решение о признании незаконным отказа межрегионального управления в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов, оформленный приказом от 29.04.2019 № 245, как не соответствующий требованиям, установленным ГК РФ и Порядку № 50.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2019 по делу № А63-14555/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Макарова
Судьи: Д.А. Белов
И.А. Цигельников