ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А63-18222/2019
16.12.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2021
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2021
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б.,при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Сосновая горка» - ФИО1 (по доверенности от 01.07.2019), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2021 по делу № А63-18222/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Сосновая горка», г. Кисловодск (далее - общество, ООО «Сосновая горка») с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь (далее - Территориальное управление) об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:34:020311:1 (далее - испрашиваемый земельный участок), на следующих условиях:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице руководителя ФИО2, действующего на основании Положения от 29.09.2009 и приказа от 12.02.2019 № 83л, на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6, части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, передает в пользование (аренду) земельный участок, являющийся федеральной собственностью, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): курортный парк, р-он Первомайской поляны, г. Кисловодск, Ставропольский край, площадью 222 (двести двадцать два) кв. м, с кадастровым номером 26:34:020311:1, для его использования в соответствии с видом разрешенного использования - «под кафе», а общество с ограниченной ответственностью «Сосновая горка», именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора ФИО3, действующей на основании устава, принимает в пользование (аренду) указанный земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, являющийся собственностью Арендатора - здание (нежилое); наименование буфет № 1, площадь 50, 2 кв.м; кадастровый номер 26:34:020225:77, на следующих условиях:
1. Договор заключен на 49 (сорок девять) лет и считается заключенным с момента его государственной регистрации.
2. Условия договора по оплате применяются к отношениям Арендодателя и Арендатора, возникшим до его заключения.
3. Размер арендной платы рассчитывается на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2009 № 582 (ред. от 21.12.2018) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» - на основании кадастровой стоимости земельного участка (1,5 процента от кадастровой стоимости - подпункт «г» пункта 3 Правил), и в годовом исчислении составляет - 11 571,08 (одиннадцать тысяч пятьсот семьдесят один) рублей и восемь копеек.
4. Арендодатель имеет возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
5. Арендная плата перечисляется не реже 1 раза в шесть месяцев, в безналичной форме на счет территориального органа Федерального казначейства для ее распределения указанным территориальным органам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по следующим реквизитам: ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю; р/счет <***>; БИК 040702001; ИНН <***> УФК РФ по СК (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае); КПП 263401001; Назначение платежа: КБК 167 111 05021 01 6000 120; ОКТМО 07715000.
6. Арендная плата за первое полугодие оплачивается Арендатором в течение тридцати дней с даты заключения настоящего договора.
7. В последующем арендная плата за полугодие оплачивается Арендатором в срок до 25 числа первого месяца полугодия.
8. За нарушение срока внесения арендной платы по договору Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета 0,06% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
9. Арендатор имеет право передать участок (часть участка) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора без согласия его собственника при условии уведомления Арендодателя, направляемого Арендодателю в течение одного месяца с момента заключения договора субаренды (даты его государственной регистрации).
10. В связи с фактическим нахождением участка во владении Арендатора, акт приема - передачи участка не составляется.
11. Все иные условия (права и обязанности сторон, обстоятельства непреодолимой силы, досудебное урегулирование споров и т.п.) регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
В обоснование иска общество, ссылаясь на подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указывает, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание «Буфет», площадью 50,2 кв.м., собственником которого с 1992 года является ООО «Сосновая горка». Сам земельный участок находится в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский», что не исключает возможность его использования.
Решением от 26.12.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 решение суда первой инстанции отменено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2020 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал на необходимость привлечения к участию в деле Минприроды России, а также ФГБУ «Национальный парк Кисловодский», которое осуществляет управление национальным парком, с выяснением наличия ограничений вещного права в отношении спорного участка и установлением фактора экологического влияния деятельности общества на земли и режим использования земель национального парка. Кроме того, суду первой инстанции было указано проверить законность расчёта суммы арендной платы, указанной заявителем в предлагаемых условиях заключения договора аренды спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2021 исковые требования общества удовлетворены полностью, суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Сосновая горка», договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:34:020311:1 на условиях, предложенных обществом. Распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе Территориальное управление просит отменить решение суда от 23.09.2021 в удовлетворении требований общества отказать.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Территориального управления, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ООО «Сосновая Горка» на основании договора №23-а от 23.12.1992 года является собственником нежилого здания с кадастровым номером 26:34:020226:77 общей площадью 50,2 кв.м, наименование - буфет № 1, расположенного по адресу: <...> о чем в ЕГРП сделана запись № 26-26/015-26/015/004/2015-905/1 от 05.08.2015 (свидетельство о государственной регистрации права 26 АК 360105 от 05.08.2015 и выписка из ЕГРН от 26.08.2019 № 99/2019/280298342).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:34:020311:1 площадью 222 кв.м., собственником которого является Российская Федерация. Ранее данный земельный участок был предоставлен обществу в аренду на срок до 23 февраля 2017 года по договору аренды от 01.01.2003 № 16-4221 к-ю в редакции дополнительных соглашений от 26.01.2006 № 1290ю, от 24.02.2012 № 2536, от 18.12.2014 № 527.
В связи с истечением срока аренды общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 01.08.2019 о заключении договора аренды вышеназванного земельного участка на 49 лет, с приложением соответствующего договора аренды.
Ответ на указанное обращение и подписанные договор аренды испрашиваемого земельного участка обществу не направлялись.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с данным иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования общества, сославшись на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1, статьи 27 пункта 1 статьи 39.20, статьи 39.17, пункта 6 статьи 39.16, пункта 6 статьи 95 ЗК РФ указал, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
Уазанным законом исключен абзац второй пункта 3 статьи 95 ЗК РФ, допускавший ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности на специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно пунктам 1,2 ст. 16 Федерального закона № 33-ФЗ управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
На основании пункта 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров аренды) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 № 305-КГ14-4322 по делу № А41-40555/13.
В соответствии с пунктом 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
Согласно статье 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
На основании пункта 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Согласно статье 17 Федерального закона №33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
На основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 33-ФЗ особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 указанной статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 3 Порядка границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Согласно пункту 5 Порядка указано, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Положения статьи 17 Федерального закона № 33-ФЗ соотносятся с основными задачами национальных парков, к которым статья 13 Федерального закона № 33-ФЗ относит также создание условий для регулируемого туризма и отдыха, а также экологическое просвещение населения.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.
Судом первой инстанции во исполнение указаний суда кассационного округа, при новом рассмотрении к участию в деле были привлечены Минприроды России и ФГБУ «Национальный парк Кисловодский» в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, о чем было вынесено соответствующее определение.
Во исполнение указания кассационной инстанции относительно необходимости выяснения вопроса о том, оказывает ли негативное воздействие на земли национальных парков и нарушает ли режим использования этих земель деятельность общества, связанная с эксплуатацией принадлежащего на праве собственности обществу нежилого здания суд первой инстанции, определением от 22.12.2020 проведение судебной экологической экспертизы было поручено частному учреждению «Ростовский центр судебных экспертиз».
Перед экспертами поставлен следующий вопрос: определить наличие либо отсутствие негативного воздействия использования земельного участка с кадастровым номером 26:34:020225:77, расположенного в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский» с видом разрешенного использования «под кафе», на земли и режим использования национального парка «Кисловодский».
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение, сделал вывод о том, что оно оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения.
Экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Экспертом обоснованы выбранные им методы исследования.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта является недостаточно ясным и полным, в материалы дела не представлены. Экспертное заключение подписано экспертом.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При назначении экспертизы отвод эксперту никем из участвующих в деле лиц не заявлен.
Обстоятельств, связанных с заинтересованностью эксперта по отношению к кому-либо из участников спора, судом не установлено.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав правовую оценку представленным доказательствам, сославшись на положения статьи 65 АПК РФ, указал, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Национальный парк «Кисловодский» создан постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 493 «О создании национального парка «Кисловодский», из пункт 1 которого следует, что национальный парк «Кисловодский» создан без изъятия из хозяйственного использования земельных участков собственников и пользователей в границах земельных участков по перечню согласно приложению № 1.
Согласно п. 46 Приложения № 1 «Перечень земельных участков, включенных в состав территории национального парка «Кисловодский» земельный участок с кадастровым номером 26:34:020311:1 включен в состав территорий национального парка «Кисловодский» без изъятия его из хозяйственного использования.
В соответствии с ответом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 26:34:020311:1 относится к категории земель - земли населенных пунктов и расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский» (письмо от 25.07.2019 № 15-31/19479). Указанное также подтверждается актом обследования земельного участка, составленным кадастровым инженером ФИО4
Поскольку общество стало собственником нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:34:020311:1, до создания национального парка «Кисловодский», а земельный участок включен в состав территорий национального парка «Кисловодский» без изъятия его из хозяйственного использования, постольку такой земельный участок не является изъятым из оборота. На него лишь распространяется соответствующий режим использования, установленный функциональным режимом зонирования территории национального парка (зона хозяйственного назначения).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.02.2013 № 12736/12.
Согласно Положению, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.02.2017 № 67 (далее -Положение № 67), национальный парк «Кисловодский» разделен на зоны (п. 11): заповедная зона (п. 11.1), рекреационная зона (п. 11.3), зона охраны объектов культурного наследия (п. 11.4), зона хозяйственного назначения (п. 11.5).
В соответствии с пунктом 11.5 Положения № 67 определено, что в зоне хозяйственного назначения допускаются, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
Согласно материалам дела следует, что объект недвижимости общества - буфет № 1 находится на земельном участке, расположенном в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский». Данный объект эксплуатируется обществом как хозяйственный объект, что полностью соответствует требованиям пункта 11.5 Положения № 67.
При этом, в соответствии с заключением эксперта по судебной экологической экспертизе от 28.05.2021 № 0744/Э использование земельного участка с кадастровым номером 26:34:020225:77, расположенного в зоне хозяйственного назначения национального парка «Кисловодский» с видом разрешенного использования «под кафе», не несёт негативного воздействия на земли и режим использования национального парка «Кисловодский».
Материалы дела не содержат, а так же Минприроды России и ФГБУ «Национальный парк Кисловодский» не представлено дополнительных оснований к ограничению использования спорного земельного участка.
Следовательно использование вышеописанного объекта недвижимости обществом на земельном участке с кадастровым номером 26:34:020311:1 в соответствии с видом разрешенного использования «под кафе» полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах уклонение Территориального управления от предоставления земельного участка в аренду обществу является незаконным.
Кроме того, при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора аренды земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» указано, что в случае уклонения от заключения договора стороной, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется. Ответчик возражений по содержанию договора не представил. Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ редакция договора, предложенная истцом, соответствует обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, в частности правилам о сроке аренды, размере арендной платы.
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации, определяются Правилами определения размера арендной платы, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582. Согласно пунктам 2, 3 Постановления размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, и составляет 1,5 процента кадастровой стоимости, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Следовательно , условие о размере арендной платы спорного земельного участка, заявленное обществом в проекте договора, соответствует установлению вышеозначенных Правил.
Поскольку ответчик незаконно уклоняется от заключения договора, который для него считается обязательным, исковые требования об обязании его заключить такой договор являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 110 названного Кодекса, обоснованно возложены на сторону по делу - Территориальное управление, понесенные обществом судебные расходы.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы о невозможности заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:34:020311:1 ввиду егорасположения в зоне хозяйственного назначения были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2021 по делу № А63-18222/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи М.У. Семенов
ФИО5