ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-778/2022 от 18.05.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                          Дело А63-14533/2021

20 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Газаевой Л.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконферен-связи апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2022 по делу № А63-14533/2021, принятое по исковому заявлению Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ставрополь (ОГРН <***>, ИНН <***>) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь (ОГРН <***>, ИНН <***>) об обязании принять в казну Российской Федерации объект федерального недвижимого имущества,                                   при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО1 (доверенность от 10.01.2022), представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае ФИО2 (доверенность от 14.02.2022),                                               

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Северо-Кавказстат, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества в Ставропольском крае, территориальное управление, ответчик) об обязании принять в казну Российской Федерации объект федерального недвижимого имущества - одноэтажное нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 114,9 м2, с кадастровым номером 26:14:010206:646, расположенное по адресу: <...>.

Решением суда от 26.01.2022 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что безусловным основанием для обязания собственника осуществить принятие излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при  сохранении имущества в оперативном управлении. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию имущества.

От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель территориального управления просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. 

Представитель Северо-Кавказстат просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2022 по делу № А63-14533/2021 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.  

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Северо-Кавказстатом на праве оперативного управления закреплен объект федерального недвижимого имущества: одноэтажное нежилое здание, назначение: нежилое, общей площадью 114,9 м2, кадастровый номер 26:14:010206:646, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается записью о регистрации права оперативного управления от 12.04.2017 № 26:14:010206:646-26/012/2017- 2.

В связи с отсутствием необходимости в использовании объектов, находящихся в оперативном управлении Северо-Кавказстата, Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) согласовано их изъятие и передача в казну Российской Федерации (письмо от 23.04.2020 № СО-16-2/2041-ТО).

Северо-Кавказстат неоднократно письмами от 23.01.2020 № АК-29-15/316-ДР, от 17.03.2020 № АК-29-15/84-ТС, обращался к ТУ Росимущества в Ставропольском крае с просьбой изъять объекты, а также представил по запросу ТУ Росимущества в Ставропольском крае (письмо от 14.04.2020 № 26-КА-03/2391) пакет документов для передачи объектов в государственную казну Российской Федерации (письмо от 28.04.2020 № НС-29-15/2239-ДР).

Истец обратился в орган местного самоуправления, а именно в адрес Левокумского муниципального округа Ставропольского края Северо-Кавказстатом было направлено обращение от 12.04.2021 № АК-29-15/2074-ДР, на которое были получены ответы от 29.04.2021 №2545 и 30.04.2021 № 2582 о том, что администрация Левокумского муниципального округа Ставропольского края заинтересована в использовании спорного объекта недвижимого имущества для размещения подразделений администрации на праве безвозмездного пользования с последующей передачей здания в собственность муниципального образования Левокумского муниципального округа Ставропольского края.  

В передаче в безвозмездное пользование администрации Левокумского муниципального округа Ставропольского края Федеральной службой государственной статистики было отказано Северо-Кавказстату письмом от 02.07.2021 №СО-16-2/3049-ТО на основании письма ТУ Росимущества в Ставропольском крае от 15.06.2021 № 26-03/3413.

На повторные запросы истца о принятии в казну Российской Федерации спорного объекта недвижимого имущества, ТУ Росимущества по Ставропольскому краю в письмах от 04.06.2021 и 04.08.2021 сообщило, что ими прорабатывается вопрос включения имущества в прогнозный план (программу) приватизации.

Истец, указывая, что ТУ Росимущества по Ставропольскому краю как собственник имущества не дает согласие на безвозмездную передачу объекта в муниципальную собственность Левокумского муниципального округа Ставропольского края, уклоняется от принятия объекта в казну Российской Федерации для дальнейшего принятия управленческих решений в отношении спорного объекта, таким образом, по настоящее время в оперативном управлении Северо-Кавказстата находится спорный объект недвижимого имущества, потребность в использовании которого у Северо-Кавказстата, отсутствует, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Пунктом 4 положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Установив наличие у управления права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его территориальному управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 № 304-ЭС18-17284, а также постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2021 по делу А63-6988/2020 и от 07.04.2022 № А63-5758/2021.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2022 по делу № А63-14533/2021 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает. Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.01.2022 по делу № А63-14533/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                            И.Н. Егорченко

Судьи                                                                                                           З.М. Сулейманов

                                                                                                                      Г.В. Казакова