ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-867/20 от 22.07.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                     Дело № А63-19255/2019

27.07.2020

Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2020

Полный текст постановления изготовлен 27.07.2020

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2020 по делу № А63-19255/2019, принятое по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина», п. Красочный, (ОГРН 1052600490106, ИНН 2608010535), к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, (ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351), обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина», п. Большевик, (ОГРН 1192651003885, ИНН 2608012564), Губернатору Ставропольского края Владимирову Владимиру Владимировичу, г. Ставрополь, Координационному совету по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, г. Ставрополь, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Ставропольского края, г. Ставрополь, (ОГРН 1022601978607), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, (ОГРН 1042600339737) о признании недействительным решения Координационного совета по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019; признании незаконным (недействительным) распоряжения Губернатора Ставропольского края от 10.09.2019 № 465-пр о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС»; признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края от 13.09.2019 № 28-02, заключенного между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина», и применении последствий недействительности данной сделки путем возложения на общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» обязанности возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169; исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи № 26:02:000000:6169- 26/001/2019-8 от 18.09.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, № 28-02 от 13.09.2019, заключенного между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина»; обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края заключить с закрытым акционерным обществом «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 на условиях, указанных в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 23.08.2019, приложенном к требованию о заключении договора аренды от 23.08.2019 и представленном в Министерство имущественных отношений Ставропольского края 26.08.2019; обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018, при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» - Кущеева С.Ю. (доверенность от 14.05.2020), Губернатора Ставропольского края – Лобанова И.А. (доверенность от 07.11.2019), Правительства Ставропольского края - Лобанова И.А. (доверенность от 07.11.2019), Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещековой А.Е. (доверенность от 22.04.2020), Шеметова Р.В. (доверенность от 09.01.2020), общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» - Шевченко Л.В. (доверенность от 14.10.2019), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Лиходедовой Е.П. (доверенность от 02.07.2020), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» (далее – ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство), обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» (далее – ООО «Ставропольская говядина»), Губернатору Ставропольского края Владимирову Владимиру Владимировичу (далее – Губернатор СК), Координационному совету по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края (далее – координационный совет) о признании недействительным решения координационного совета о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019; признании незаконным (недействительным) распоряжения Губернатора Ставропольского края от 10.09.2019 № 465-пр о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС»; признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края от 13.09.2019 № 28-02, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина», и применении последствий недействительности данной сделки путем возложения на ООО «Ставропольская говядина» обязанности возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169; исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи № 26:02:000000:6169- 26/001/2019-8 от 18.09.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, № 28-02 от 13.09.2019, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина»; обязании министерство заключить с ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 на условиях, указанных в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 23.08.2019, приложенном к требованию о заключении договора аренды от 23.08.2019 и представленном в министерство 26.08.2019; обязании министерство устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018.

К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решением суда первой инстанции от 21.01.2020 в части требований закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» о признании недействительным решения Координационного совета по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019, производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении исковых требований обществу отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что решение координационного совета, оформленное протоколом 29.08.2019 № 59, не содержит властно обязывающего предписания для общества или Губернатора СК при вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов, не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку является заключением координационного совета, которое носит рекомендательный характер, в связи с чем производство в данной части по делу прекращено. В отношении процедуры принятия распоряжения Губернатором СК суд первой инстанции не установил нарушения Порядка принятия Губернатором Ставропольского края решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора СК от 16.06.2015 № 305 (далее – Порядок № 305). Суд первой инстанции исходил из того, что все министерства  и ведомства дали положительные заключения в отношении признания масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» (далее - инвестиционный проект) соответствующим критерию, установленному подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (далее – Закон СК № 36-кз), и рекомендовали его к реализации в целях предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду ООО «Ставропольская говядина» без проведения торгов сроком на 19 лет. На основании заключений министерств и ведомств координационным советом дано положительное заключение, оформленное протоколом, о реализации инвестиционного проекта ООО «Ставропольская говядина» на территории Ставропольского края, после чего издано соответствующее распоряжение Губернатором СК. В отношении требований о признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина», и применении последствий недействительности данной сделки суд первой инстанции установил, что на спорном земельном участке отсутствуют зарегистрированные за обществом какие-либо объекты недвижимости, исключительных прав на предоставление земельного участка у общества не имеется, такого вида права как право на переоформление земельного участка в аренду, не существует, в связи с чем пришел к выводу о том, что у общества отсутствует материально-правовой интерес в оспаривании сделки, поскольку отсутствует возможность предоставления обществу в аренду земельного участка на тех же условиях, на которых участок предоставлен ООО «Ставропольская говядина», а действия общества направлены исключительно на создание препятствий в реализации инвестиционного проекта (участвовать в котором он не намерен) с целью нарушения публичных интересов.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. Апеллянт указывает на то, что решение координационного совета имеет правовые последствия и именно на основании данного решения  Губернатором СК решается вопрос о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Апеллянт полагает, что спорный земельный участок имеет пересечение с автомобильной дорогой, именно данный факт послужил основанием к отказу в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования самому обществу. Указывает на то, что ООО «Ставропольская говядина» не предоставлена бухгалтерская (финансовая) отчетность на основании  подпункта 4 пункта 3 Порядка № 305; зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2019, заявление в Минэкономразвития СК о реализации инвестиционного проекта подано ООО «Ставропольская говядина» 27.03.2019 (по истечении всего 30 календарных дней (или 21 рабочего дня) со дня регистрации), размер уставного капитала составил 10 000 рублей, что исключает возможность исполнения обязанности, указанной в подпункте «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз. Апеллянт ссылается на несоответствие установленного оспариваемым договором срока аренды (19 лет) требованиям действующего законодательства.

Учитывая доводы апелляционной жалобы, коллегией судей в определении от  17.06.2020 дополнительно запрошены у Росреетсра регистрационные дела на земельный участок, переданный ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169; на объект недвижимости – автомобильную дорогу с кадастровым номером 26:02:000000:6018; на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:80, в пределах которого расположен объект недвижимости – автомобильная дорога.

Указанные в определении суда документы приобщены к материалам дела ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее – Постановление № 12) поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.

Мотивированное принятие дополнительных доказательств арбитражным судом апелляционной инстанции в случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными, а также если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, не может служить основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции; в то же время немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.

Из изложенного следует, что поскольку апелляционный суд повторно рассматривает дело и дает оценку имеющимся в подтверждение доводов сторон доказательств, а также проверяет обоснованность доводов, изложенных в  апелляционной жалобе, принятие дополнительных доказательств должно быть мотивированным.

Из апелляционной жалобы следует, что общество указывает на пересечение границ переданного без торгов земельного участка с автомобильной дорогой, что исключает предоставление земельного участка без проведения торгов. С целью проверки  доводов апеллянта судебная коллегия дополнительно в определениях от 20.05.2020, 17.06.2020 запросила соответствующие доказательства наличия (отсутствия) пересечения.

Учитывая, что представленные сторонами доказательства влияют на проверку обоснованности вывода суда первой инстанции в отношении передачи в аренду земельного участка без торгов участнику инвестиционной программы, апелляционный суд считает необходимым приобщить к материалам дела дополнительно представленные доказательства.

Изучив материалы дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением главы администрации от 09.07.1992 № 215 государственному племенному заводу «Большевик» в бессрочное пользование предоставлено 34 055 га земель, в том числе       31432 га сельскохозяйственных угодий (20 265 га пашни, 10 907 га пастбищ, 14 га многолетних насаждений, 246 га сенокосов и 2623 га прочих земель), о чем выдано свидетельство о праве от 06.11.1992 № 234.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.03.2001 № 233 в связи с принятием новой редакции устава от 15.06.2001 государственный племенной завод «Большевик» переименован в предприятие.

06 мая 2004 года земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный и находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия.  Право федеральной собственности на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.02.2007.

В связи с уточнением местоположения границ площадь земельного участка (26:02:000000:72) составила 335 966 419 кв.м. По результатам торгов по продаже имущества предприятия, проведенных в ходе процедуры банкротства 12.01.2010, с обществом заключен договор купли-продажи от 15.01.2010 имущественного комплекса. Перечень имущества, входящего в состав предприятия, указан в приложении № 1 к договору, имущество передано покупателю по акту приема-передачи. Переход права собственности общества на входящие в состав имущественного комплекса объекты недвижимости зарегистрирован 27.09.2011 на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2011 по делу № А63-1639/2011.

27 декабря 2011 года общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – управление) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:72 в аренду, мотивируя расположением на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя.

 Письмом от 05.03.2012 № 01857/05 управление сообщило обществу о предстоящем выделе земельных участков под объектами для последующей передачи в аренду. Расценив названное сообщение как отказ, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело № А63-8091/2012). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012, по делу № А63-8091/2012 заявленные требования удовлетворены. Суды сделали вывод о переходе к обществу в результате купли-продажи предприятия права постоянного (бессрочного) пользования участком, подлежащего переоформлению на право аренды. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.2013 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение с указанием на наличие в составе земельного участка (26:02:000000:72) лесных насаждений, поверхностных водных объектов. При новом рассмотрении решением от 12.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ территориального управления, выраженный в письме от 05.03.2012 № 01857/05, в предоставлении обществу в аренду земельного участка (26:02:000000:72), возложив на данный орган обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка, подготовить и направить проект договора. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Постановлением суда кассационной инстанции от 11.03.2015 решение от 12.05.2014 по названному делу отменено, в удовлетворении заявления отказано. Окружной суд указал на то, что в пределах испрашиваемого земельного участка находятся водные объекты, а также автомобильные дороги общего пользования, отказ в предоставлении в аренду обществу всего земельного участка (кадастровый номер 26:02:000000:72) правомерен.

Распоряжением управления от 11.04.2016 № 275 земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 разделен на четыре части (с сохранением исходного в измененных границах) с кадастровыми номерами 26:02:000000:6166 (10 185 619 кв.м), 26:02:000000:6167 (3 125 792 кв.м), 26:02:000000:6168 (2 624 103 кв.м) и 26:02:000000:6169 (310 125 177 кв.м).

16 июня 2016 года общество обратилось в управление с заявлением № 279 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 площадью 310 125 177 кв.м в аренду на срок не менее 49 лет.

Письмом от 18.07.2016 № 5060/04 управление отказало обществу, мотивируя тем, что предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду обществу возможно на основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса.

 Считая отказ незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело № А63-13029/2016). Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу № А63-13029/2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Кассационный суд указал, что земельный участок испрашиваемой конфигурации не может быть предоставлен заявителю в связи с нахождением в его границах автомобильной дороги.

Распоряжением управления от 11.01.2017 № 2 земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 передан в собственность Ставропольского края (право собственности зарегистрировано 15.02.2017).

6 февраля 2018 года общество обратилось в управление с заявлением об устранении реестровой ошибки со ссылкой на решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-8091/2012.

В письме от 05.03.2018 уполномоченный орган указал на то, что реестровая ошибка в сведениях ЕГРН подлежит исправлению на основании заявления правообладателя либо на основании решения суда.

 Министерство, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 находится в незаконном владении общества, обратилось с иском в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу № А63-5940/2018, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019 № Ф08-4494/2019, основное требование удовлетворено, со ссылкой на то, что у общества в силу недействительности (ничтожности) договора купли-продажи в части перехода права постоянного бессрочного пользования на участок отсутствуют какие-либо права на него; в удовлетворении встречного требования отказано в связи с пропуском срока обжалования распоряжения и действий. Суд истребовал из незаконного владения ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169.

Полагая, что обладает правом на получение в аренду территории земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169, образованного из земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:72, общество 26.08.2019 обратилось в министерство с письменным требованием о заключении договора аренды, в соответствии с которым просило передать в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169. К указанному обращению был приложен подписанный генеральным директором и скрепленный печатью общества договор аренды земельного участка от 23.08.2019 в 3-х экземплярах, а также акт приема-передачи от 23.08.2019. Общество потребовало в течение 30 дней со дня получения указанного обращения подписать направленный договор и акт приема-передачи. Также общество потребовало совершить все входящие в компетенцию министерства действия, направленные на устранение пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018. Заявление общества оставлено без удовлетворения.

Координационным советом в соответствии с протоколом заседания от 29.08.2019 № 59 на основании заключения государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Корпорация развития Ставропольского края» от 04.04.2019 «О целесообразности рассмотрения проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» ООО Ставропольская говядина», претендующего на получение статуса резидента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, принято решение присвоить ООО «Ставропольская говядина» статус резидента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края.

 В соответствии с Порядком № 305 на основании заявления ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019, заключений министерства экономического развития Ставропольского края от 05.04.2019 № 49, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 03.04.2019 № 03/5-2624), министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 05.04.2019 № 01-06/1907), министерства сельского хозяйства Ставропольского края (письмо от 04.04.2019 № 02-14-14/2593), министерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо от 09.04.2019 № 5029/05, письмо от 29.08.2019 № 14333/05), управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (письмо от 04.04.2019 № 04-15/660) для реализации на территории Ставропольского края масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» (далее - инвестиционный проект), указанный проект признан соответствующим критерию, установленному подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, и рекомендован к реализации в целях предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду ООО «Ставропольская говядина» без проведения торгов сроком на 19 лет, а также установлен срок, в течение которого ООО «Ставропольская говядина» может быть реализовано право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации указанного инвестиционного проекта - 3 месяца.

10 сентября 2019 года Губернатором Ставропольского края принято распоряжение № 465-пр. Из пункта 1 данного распоряжения следует, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, Порядка № 305 и решения координационного совета, оформленного протоколом от 29.08.2019, предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский р-н, территория муниципального образования  Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду ООО «Ставропольская говядина» для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» осуществляется без проведения торгов.

Согласно пункту 2 распоряжения № 465-пр министерству поручено и ООО «Ставропольская говядина» рекомендовано осуществить действия, связанные с предоставлением земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с земельным законодательством.

13 сентября 2019 года между министерством и ООО «Ставропольская говядина» заключен договор аренды земельного участка № 28-02, находящегося в собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169.

Не согласившись с правомерностью действий координационного совета Губернатора СК, министерства, а также с вынесенными данными органами актами, полагая договор аренды, заключенный с ООО «Ставропольская говядина» недействительной (ничтожной) сделкой, считая безусловным свое право на заключение договора аренды без проведения торгов, общество обратилось в арбитражный суд.

На основании части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

 Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что критериями подведомственности спора арбитражному суду являются субъектный состав и экономический характер спора.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 № 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края» утверждено Положение о координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края (далее – постановление № 68-п, Положение о координационном совете).

 В соответствии с пунктом 1 Положения о координационном совете координационный совет по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края является постоянно действующим координирующим, коллегиально-совещательным и консультативным органом при Правительстве Ставропольского края, осуществляющем в пределах своей компетенции организацию взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ставропольского края (далее - органы государственной власти края), органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края), иных организаций в сфере инвестиционной, инновационной деятельности и развития конкуренции. В рамках полномочий, предоставленных пунктами 3 и 4 Положения о координационном совете, координационный совет осуществляет свою деятельность в целях повышения эффективности работы по созданию и развитию региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парков, развитию инвестиционной, инновационной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края, направленной на определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, и выработка рекомендаций по их комплексному развитию; устранение административных, экономических и организационных препятствий в развитии инвестиционной и инновационной деятельности, выработка рекомендаций, направленных на снижение административных барьеров, а также на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи органами исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) разрешительной документации; формирование целостной системы инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной и инновационной деятельности; улучшение инвестиционного климата в Ставропольском крае, оказание содействия экономическому и социальному развитию Ставропольского края; содействие в реализации на территории Ставропольского края механизмов оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, разрабатываемых органами исполнительной власти края, и экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности; содействие развитию конкуренции в Ставропольском крае.

Координационный совет в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе организует взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти края, органов местного самоуправления края, иных организаций по вопросам привлечения инвестиций, развития конкуренции на территории Ставропольского края, а также реализации инвестиционных и инновационных проектов на территории Ставропольского края, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; определяет приоритетные направления инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края; рассматривает и вносит предложения по внедрению гарантийно-залоговых механизмов для привлечения средств российских и иностранных кредитных и иных организаций на реализацию инвестиционных и инновационных проектов на территории Ставропольского края и государственных программ Ставропольского края в целях сосредоточения финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях развития Ставропольского края; дает рекомендации по разработке и реализации государственных программ Ставропольского края в сфере развития и совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности; вырабатывает рекомендации органам исполнительной власти края по направлениям государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края и стимулированию инвестиционной активности, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; рассматривает проект инвестиционной стратегии Ставропольского края, проводит анализ ее реализации, подготавливает и рассматривает предложения по внесению в нее изменений; вырабатывает рекомендации по созданию условий для рационального размещения производительных сил на территории Ставропольского края; разрабатывает единые требования к основным критериям инвестиционных проектов, по которым может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств бюджета Ставропольского края; принимает решения о возможности или невозможности заключения инвестиционного соглашения между Правительством Ставропольского края и субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, о лишении субъекта инвестиционной деятельности форм государственной поддержки, отраженных в инвестиционном соглашении; принимает решение о рекомендации к реализации масштабного инвестиционного проекта на территории Ставропольского края или об отказе в даче рекомендации к реализации масштабного инвестиционного проекта на территории Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз к случаям заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов относится предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в установленном им порядке, для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края при условии соответствия указанных инвестиционных проектов, в том числе одному из следующих критериев: инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагается развитие созданного в соответствии с решением Правительства Ставропольского края регионального агропромышленного парка. При этом инвестиционный проект должен соответствовать приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, утвержденным Думой Ставропольского края на текущий период, и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края; инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагаются капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. При этом такой инвестиционный проект должен иметь документарное подтверждение его финансового обеспечения в размере не менее 30 процентов от его стоимости и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края.

Порядком № 305 установлена процедура принятия Губернатором СК решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз.

Согласно Порядку № 305 юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта, подает в министерство экономического развития Ставропольского края заявление о реализации на территории Ставропольского края инвестиционного проекта и о необходимости предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для его реализации, а также документы в соответствии с Порядком № 305.

 Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что Минэкономразвития края, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, при отсутствии замечаний к заявлению юридического лица в установленные Порядком сроки направляет копию заявления юридического лица в уполномоченные органы для дачи ими заключений, а также рассматривает заявление юридического лица на предмет экономической реализуемости, обоснованности и соответствия инвестиционного проекта одному из критериев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, подготавливает заключение и в течение 3 рабочих дней со дня поступления заключений уполномоченных органов, содержащих вывод о согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, обеспечивает внесение заявления, прилагаемых к нему документов, положительных заключений уполномоченных органов и положительного заключения Минэкономразвития края на рассмотрение координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края, созданного постановлением № 68-п.

Согласно пункту 11 Порядка № 305 координационный совет в течение 10 рабочих дней со дня предоставления Минэкономразвития края документов принимает одно из следующих решений: 1) о рекомендации к реализации инвестиционного проекта; 2) об отказе в даче рекомендации к реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с протоколом заседания координационного совета от 29.08.2019 № 59 проект о согласовании предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду без проведения торгов для реализации на территории Ставропольского края масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» признан соответствующим критерию, установленному подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, и рекомендован к реализации в целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 в аренду ООО «Ставропольская говядина» без проведения торгов сроком на 19 лет, с предоставлением трехмесячного срока для реализации предоставленного права.

Протокол координационного совета в соответствии с пунктом 11 Положения о координационном совете принят большинством количеством голосов на основании заключения государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Корпорация развития Ставропольского края» от 04.04.2019 «О целесообразности рассмотрения проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» ООО Ставропольская говядина», претендующего на получение статуса резидента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, заявления ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019, заключений министерства экономического развития Ставропольского края от 05.04.2019 № 49, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 03.04.2019 № 03/5- 2624), министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 05.04.2019 № 01-06/1907), министерства сельского хозяйства Ставропольского края (письмо от 04.04.2019 № 02-14-14/2593), министерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо от 09.04.2019 № 5029/05 и письмо от 29.08. 2019 № 14333/05), управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (письмо от 04.04.2019 № 04-15/660).

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, пришел к выводу о том, что решение координационного совета, оформленное протоколом 29.08.2019 № 59, не содержит властно-обязывающего предписания для общества или Губернатора СК при вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов, не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку является заключением координационного совета, которое носит рекомендательный характер.

Под ненормативным правовым актом понимается акт, носящий индивидуальный характер и адресованный конкретному лицу, содержащий властное распорядительное указание и направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции в отношении того, что протокол от 29.08.2019 № 59 координационного совета в силу его содержания и положений части 1 статьи 198 АПК РФ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, оспаривание которого допустимо в рамках судопроизводства по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку не создает препятствий для осуществления экономической деятельности и не порождает обязательных правовых последствий.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

 Поскольку оформленное протоколом от 29.08.2019 № 59 решение координационного совета в силу части 1 статьи 198 АПК РФ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, создающий властно-распорядительные последствия для общества, а представляет собой рекомендательное заключение, по итогам рассмотрения которого Губернатор СК принимает решение, оформленное в форме распоряжения,  порождающее правовые последствия для сторон и имеющее властно-распорядительные функции, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о неподведомственности спора арбитражному суду в части оспаривания решения координационного совета, оформленное протоколом от 29.08.2019 № 59, в связи с чем производство по делу в указанной части судом первой инстанции правильно прекращено.

В соответствии с Порядком № 305 заявление ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019 о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта с прилагаемым к нему пакетом документов было направлено Министерством экономического развития Ставропольского края в уполномоченные органы для подготовки заключений о согласовании (отказе в согласовании) предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.

Минэкономразвития СК подготовлено заключение об экономической эффективности реализации инвестиционного проекта на территории Ставропольского края, получены положительные заключения уполномоченных органов о согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта (заключение министерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо № 5029/05 от 09.04.2019 (далее - заключение от 09.04.2019) о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка наряду с согласованием предоставления ООО «Ставропольская говядина» земельного участка содержало информацию об обеспечительных мерах, принятых согласно определению суда от 03.09.2018, и сроке их прекращения).

Правовые основания для возврата заявителю документов на данном этапе отсутствовали, в связи с чем пакет документов, положительные заключения уполномоченных органов и положительное заключение Минэкономразвития СК были направлены в государственно-правовое управление Губернатора СК и Правительства Ставропольского края для проведения правовой экспертизы в целях вынесения вопроса на заседание координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края.

Государственно-правовым управлением Губернатора СК было утверждено отрицательное заключение на проект решения координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края от 30.04.2019. ООО «Ставропольская говядина» направлено письмо о невозможности согласования указанного в обращении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без торгов в связи с тем, что в отношении земельного участка на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества от 08.02.2017, выданного Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ставропольскому краю, с 13.02.2017 на неопределенный срок установлен запрет на совершение регистрационных действий, а также на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 с 13.04.2018 на неопределенный срок наложен арест.

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа принято постановление по делу № А63-5940/2018 от 21.08.2019 об отмене постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по делу № А63-5940/2018, в связи с чем Минэкономразвития СК в Минимущество СК направлен запрос о представлении в дополнение к ранее направленному заключению от 09.04.2019 официальной позиции Минимущества СК, с учетом вышеуказанного решения судебного органа о возможности предоставления земельного участка ООО «Ставропольская говядина».

В Минэкономразвития СК поступило письмо от 29.08.2019 № 14333/05 о согласовании предоставления ООО «Ставропольская говядина» земельного участка в аренду без торгов. Поскольку положительные заключения иных органов исполнительной власти Ставропольского края о согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, необходимые в соответствии с Порядком № 305, уже были в наличии, вопрос был в установленном порядке вынесен на очередное заседание координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края.

После принятия координационным советом по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края решения о рекомендации к реализации инвестиционного проекта, Минэкономразвития края в соответствии с Порядком № 305 подготовило проект распоряжения Губернатора СК, устанавливающего, что предоставление земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта осуществляется без проведения торгов.

Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, пришел к верному выводу о том, что процедура принятия распоряжения № 465-р соблюдена.

Довод апеллянта в отношении того, что уполномоченные органы нарушили запрет, установленный определением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2018 по делу № А63-5940/2018, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела. Названным определением были запрещены действия, направленные на предоставление третьим лицам прав на спорный земельный участок, а также внесение сведений в ЕГРН в отношении спорного земельного участка. При этом заключения уполномоченных органов о возможности предоставления ООО «Ставропольская говядина» спорного участка в аренду носили рекомендательный и информационный характер, не влекли возникновение обязательств по передаче прав на земельный участок, не являлись правоустанавливающими документами, а в компетенцию органов, выдавших заключения, не входили полномочия по распоряжению спорным земельным участком в целях осуществления инвестиционного проекта. Распоряжение № 465-пр о предоставлении спорного земельного участка ООО «Ставропольская говядина» принято 10.09.2019, договор аренды земельного участка заключен 13.09.2019, установленный судом запрет был снят (отменен) с момента принятия постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019 по делу № А63-5940/2018. В выписке из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 30.08.2019 в разделе: «ограничение прав и обременение объекта недвижимости» имелись отметки об отсутствии регистрации таких обременений. Следовательно, все действия, направленные на предоставление земельного участка, начиная с момента издания распоряжения Губернатором СК, были совершены после отмены установленного судом запрета.

Довод апеллянта о нарушении процедуры рассмотрения заявления ООО «Ставропольская говядина» с учетом существующих заключений госорганов апелляционным судом отклоняется как не основанный на нормах права, ООО «Ставропольская говядина» повторно подало заявление 23.08.2019, срок действия заключений законом не ограничен.

Ссылка ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» на отсутствие документов, подтверждающих внесение ООО «Ставропольская говядина» капитальных вложений в размере 50 млн. руб. была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена как противоречащая подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, поскольку на момент заключения договора аренды не требуется фактическое внесение денежных средств, а лишь предполагаются капитальные вложения в указанном размере. Из инвестиционного проекта  (л.д.  70 т.2) следует, что общая стоимость проекта составляет 1 485 931 085 руб., в том числе общий объем инвестиционного финансирования -785 420 000 руб.(30% - собственных средств, 70% - заемных).

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз предусмотрено, чтодоговор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе случаев предоставленияземельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в установленном им порядке, для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края при условии соответствия указанных инвестиционных проектов одному из следующих критериев: инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагаются капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. При этом такой инвестиционный проект должен иметь документарное подтверждение его финансового обеспечения в размере не менее 30 процентов от его стоимости и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края.

Закон Ставропольского края № 36-кз не содержит требований к  числу документов, предоставляемых участником инвестиционного проекта в качестве подтверждения финансового обеспечения. В подпункте 5 пункта 3 Порядка № 305 указан примерный перечень документов, предоставляемых в подтверждение возможности реализации инвестиционного проекта. В качестве документов, подтверждающих возможность финансового обеспечения размещения объекта в размере не менее 50 процентов от его стоимости, указаны такие документы как решение уполномоченного органа заявителя о направлении прибыли на размещение объекта, протокол о намерениях совместного размещения объекта, заключенный с заявителем, с подтверждением наличия свободных средств, копия договора с кредитной организацией о выдаче кредита либо об открытии кредитной линии, заверенная заявителем, и иные документы, подтверждающие возможность финансового обеспечения размещения объекта в размере не менее 50 процентов от его стоимости.

При этом перечень документов, перечисленный в Порядке № 305, не является исчерпывающим, а предполагает предоставление как поименованных в нем документов, так и иных, имеющихся у участника инвестиционного проекта.

Учитывая, что размеры инвестиционных вложенийООО «Ставропольская говядина», превышают 50 млн. руб., и имеется документальное подтверждение финансового обеспечения в виде договора инвестирования бизнес-проекта от 27.03.2019 № 10, в соответствии с которым ООО «Агрофирма «Золотая нива» обязуется инвестировать деятельность ООО «Ставропольская говядина» по реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в размере 890 794 000,00 руб., что составляет 60% от стоимости реализации инвестиционного проекта, в связи с чем основания для вывода о несоответствии предоставленных документов в подтверждение наличия инвестиционных вложений ООО «Ставропольская говядина» требованиям статьи 21 Закона № 36-кз, отсутствуют.

Из заключения Минэкономразвития Ставропольского края от 05.04.2019 № 49 следует, что инвестиционный проект «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС», указанный в бизнес-плане ООО «Ставропольская говядина» признан соответствующим критерию, установленному в подпункте «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, а именно инициатором проекта ООО «Ставропольская говядина» представлены обосновывающие документы, в соответствии с которыми общая стоимость инвестиционного проекта составляет 1 485 931 085,00 руб., финансирование инвестиционного проекта планируется осуществить за счет заемных средств общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива» в размере 890 794 000,00 руб., что составляет 60,0% от стоимости реализации инвестиционного проекта и собственных средств инициатора инвестиционного проекта в размере 595 137 084,65 руб.

Принимая во внимание наличие положительного заключенияМинэкономразвития Ставропольского края, а также соответствие представленных ООО «Ставропольская говядина» документов требованиям Порядка № 305, оснований для отказа в предоставлении ООО «Ставропольская говядина» в аренду земельного участка без проведения торгов в целях реализации инвестиционного проекта не имелось.

Доводы общества о том, что ООО «Ставропольская говядина», зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2019, заявление в Минэкономразвития СК о реализации инвестиционного проекта подано 27.03.2019 (по истечении всего 30 календарных дней (или 21 рабочего дня) со дня регистрации), размер уставного капитала составил 10 000 руб., что исключает возможность исполнения обязанности, указанной в подпункте «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона № 36-кз, судом первой инстанции отклонен, поскольку такие критерии как срок государственной регистрации или размер уставного капитала, в Порядке № 305 не определены в качестве критериев, требующих оценки и подтверждения при рассмотрении вопроса о предоставлении без проведения торгов земельных участков участникам инвестиционных проектов на основании решения Губернатора СК.

Непредоставление ООО «Ставропольская говядина» бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной подпунктом 4 пункта 3 Порядка № 305, обоснованно признано судом первой инстанции как отсутствие нарушение Порядка № 305, поскольку согласно сноске к названному пункту Порядка № 305 документы, указанные в подпунктах 2, 3-5 и 11 пункта 3 Порядка № 305, предоставляются заявителем по собственной инициативе, то есть не являются обязательными. Учитывая, что предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности заявителем по собственной инициативе Порядком №305 установлен в качестве необязательного критерия к предоставлению, вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны Минэкономразвития СК нарушений при принятии документов и соответствующих решений, принятых по итогам их рассмотрения, является обоснованным.

Довод общества об уменьшении площадей пахотных земель и нарушении принципа сохранения целевого использования земельных участков при предоставлении в аренду земельного участка ООО «Ставропольская говядина» не принимается апелляционным судом ввиду следующего.

 Из сведений ЕГРН следует, что спорный земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». 

В соответствии с договором аренды земельный участок предоставлен ООО «Ставропольская говядина» в целях использования для сельскохозяйственного производства (воспроизводство и откорм крупного рогатого скота), что соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка.

Учитывая, что земельный участок предполагается к использованию по сельскохозяйственному назначению,  а также принимая во внимание, что действующим земельным  законодательством запрещено изменение общего сельскохозяйственного назначения земельного участка без указания подкатегории назначения земельных участков, основания для вывода о несоответствии вида использования ООО «Ставропольская говядина» земельного участка его назначению (для сельскохозяйственного производства), отсутствуют.

Апелляционный суд также учитывает, что  доводы общества об уменьшении ООО «Ставропольская говядина» площади пашни в результате предоставления спорного земельного участка в аренду документально не подтверждены. Для воспроизводства и откорма крупного рогатого скота ООО «Ставропольская говядина» требуются не только пастбища для выпаса скота, но и пашни для выращивания кормовой базы.

Доводы апеллянта о недопустимости указания в договоре  с ООО «Ставропольская говядина» срока аренды с 1019 не принимаются апелляционным судом,  ввиду наличия опечатки в дате начала срока аренды с 10.09.1019 (п. 1.3. договора). Наличие  опечатки подтверждается представленным в материалы дела  дополнительным соглашением к договору аренды от 03.06.2020, в соответствии с которым срок аренды спорного земельного участка распространяется с 10.09.2019 по 10.09.2038.

Данный вывод апелляционного суда согласуется с тем, что в ЕГРН срок зарегистрированного права аренды в отношении  ООО «Ставропольская говядина» указан с 10.09.2019 по 10.09.2038, что соответствует действительному волеизъявлению сторон, в связи с чем наличие технической опечатки не влияет на действительность заключенного без проведения торгов договора аренды спорного земельного участка и не нарушает прав ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина».

Апеллянтом указывается на несоответствие установленного оспариваемым договором срока аренды (19 лет) требованиям действующего законодательства. Данный довод отклоняется апелляционным судом ввиду того, что  абзацем 1 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на срок от 3-х до 49 лет. Усеченный срок аренды (до 3-х лет) предусмотрен абзацем 2 пункта 3 статьи 9 указанного Закона только для случаев предоставления земельного участка для сенокошения и выпаса скота. Как следует из инвестиционного проекта, земельный участок предоставлен для иных целей - воспроизводство и откорм крупного рогатого скота, в связи с чем указанный в договоре срок аренды установлен в пределах норм действующего законодательства, предусматривающих возможность установления срока аренды от 3-х до 49 лет.

Согласно части 6 статьи 8 Закона Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках» (далее – Закон № 98-кз)  региональный парк создается на срок от 5 до 20 лет.

Таким образом, установленный оспариваемым договором срок аренды соответствует требованиям Закона № 101-ФЗ и Закона № 98-кз.

 Довод ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» о необходимости уточнения границ земельного участка, а также о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с автомобильной дорогой с кадастровым номером 26:02:000000:6018 отклоняется ввиду следующего.

Из представленных кадастровых дел на земельный участок с кадастровым номером  26:02:000000:80 и автомобильную дорогу с кадастровым номером 26:02:000000:6018  следует, что объект-автомобильная дорога с кадастровым номером 26:02:000000:6018 находится на земельном участке с кадастровым номером 26:02:000000:80. Спорный земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 является смежным, пересечение с ним автодороги отсутствует. Данный вывод апелляционного суда согласуется с заключением кадастрового инженера Демченко О.В. от 16.06.2020, согласно которому пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с объектом капитального строительства с  кадастровым номером 26:02:000000:6018 (автомобильная дорога к п. Верхнетахтинский от автомобильной дороги «Преградное-Тахта-Ипатово») не установлено.

Из заключения кадастрового инженера от 10.01.2020 №001/2020-КИ, предоставленного самим обществом, следует, что сооружение с  кадастровым номером 26:02:000000:6018 (автомобильная дорога к п. Верхнетахтинский от автомобильной дороги «Преградное-Тахта-Ипатово») фактически, на местности располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:80 (вид разрешенного использования: под дорогу.

Из пояснений Росреестра, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что пресечение автомобильной дороги с земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:6169 не имеется. Ранее в реестре неверно были обозначены координаты земельных участковс кадастровым номером 26:02:000000:6169 и с кадастровым номером 26:02:000000:80. В настоящее время кадастровая ошибка исправлена.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН от 30.08.2019 в отношении спорного земельного участка отсутствуют сведения о необходимости уточнения границ, а также отсутствуют сведения о пересечении границ с автомобильной дорогой.

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие пересечения границ спорного земельного участка с автомобильной дорогой опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Довод общества о том, что кадастровая ошибка устранена после издания распоряжения Губернатором СК, не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку не является основанием для дезавуирования права участника инвестиционной программы на получение без торгов земельного участка в аренду при фактическом отсутствии пересечения границ испрашиваемого земельного участка с автомобильной дорогой и устранения кадастровой ошибки на момент заключения договора аренды.

Доводы ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» о нарушении законодательства о защите конкуренции, повлекшем за собой отстранение ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» от возможности участия в процедуре предоставления спорного земельного участка в аренду посредствам проведения торгов, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку предоставление без торгов земельного участка участнику инвестиционной программы на основании решения Губернатора Ставропольского края при наличии положительного решения координационного совета не свидетельствует о наличии на стороне участника инвестиционного проекта необоснованного преимущественного права на приобретение в аренду земельного участка.

 Довод апеллянта о том, что ООО «Ставропольская говядина» получило в пользование спорный земельный участок по заниженной цене, судом апелляционной инстанции  не принимается, поскольку по условиям инвестиционного проекта, а также соглашения № 51 о ведении деятельности резидента регионального агропромышленного парка от 30.08.2019 ООО «Ставропольская говядина» приняло па себя обязательство по осуществлению инвестиций в размере не менее 1 485 931 085 руб., а по условиям договора аренды за ООО «Ставропольская говядина» закреплена обязанность по уплате арендной платы в размере 198 480,20 руб., что в совокупности нельзя  признать предоставлением земельного участка по заниженной цене с предоставлением преференций или преимуществ.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

 Статья 168 ГК РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).

В пунктах 71, 73 и 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 25) разъяснено следующее. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной.

Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за  участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2006 № 9148/06).

Как следует из материалов дела, права на спорный земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 за ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» не зарегистрированы, принадлежащие обществу объекты недвижимости на указанном земельном участке отсутствуют, что признается всеми участниками спора и установлено решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу № А63-13029/2016.  Исключительных прав на предоставление земельного участка у общества не имеется, что подтверждается установленными по делу № А63-1720/2017 фактическим обстоятельствами. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу № А63-13029/2016 договор купли-продажи от 15.01.2010 в части перехода обществу права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 признан недействительным (ничтожным). Отказ уполномоченных органов в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов признан законным судебными актами арбитражных судов (дело №А63-8091/2012, А63-13029/2016).

 В силу статьи 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Учитывая, что общество не является собственником указанного участка, не обладает правами на него, удовлетворение требований ЗАО «Племенной завод имени героя Социалистического труда В.В. Калягина» не приведет к восстановлению его прав. Удовлетворение заявленных требований не повлечет за собой право ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» на предоставление ему земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку не повлечет возникновения у него статуса резидента регионального парка, с учетом отсутствия намерений по приобретению такого статуса и участию в реализации инвестиционного проекта в запланированном объеме финансирования. При таких обстоятельствах у общества отсутствует материально-правовой интерес в предоставлении ему в аренду земельного участка на тех же условиях, на которых участок предоставлен ООО «Ставропольская говядина», а его действия направлены исключительно на создание препятствий в реализации инвестиционного проекта (участвовать в котором он не намерен) с целью нарушения публичных интересов, поскольку реализация инвестиционного проекта имеет социально-значимую направленность и нацелена на удовлетворение потребностей неопределенного круга лиц по обеспечению населения сельскохозяйственной продукцией, а также на развитие экономики и сельского хозяйства края в целом.

Апеллянт указывает на необоснованное предоставление в аренду ООО «Ставропольская говядина» спорного земельного участка без проведения торгов при наличии заявки от ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина». Данный довод отклоняется по причине отсутствия со стороны общества конкурирующей заявки. Из материалов дела следует, что ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» обращалось с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, при этом реализацию какого-либо инвестиционного проекта при испрашивании земельного участка не предлагало.

Принимая во внимание, что земельный участок предоставлялся  в отсутствие проведения торгов в рамках реализации инвестиционного проекта, в соответствии с процедурой предоставления земельного участка на основании распоряжения Губернатора СК при наличии положительного заключения координационного совета и положительных заключений министерств и ведомств края, а также учитывая, что  ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» никаких заявлений о предоставлении земельного участка в рамках реализации им инвестиционного проекта не подавал, основания для признания заявления общества конкурирующей заявкой отсутствуют и, как следствие, отсутствуют основания для проведения торгов при предоставлении спорного земельного участка в аренду. 

Довод ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда В.В. Калягина» о наличии у него исключительного права на предоставление ему в аренду земельного участка опровергается решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу № А63-5940/2018, которым установлен факт незаконного владения и пользования обществом спорным земельным участком. Указанное решение оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019, в котором дополнительно сделан вывод о недействительности (ничтожности) заключенного с обществом договора купли-продажи имущественного комплекса от 15.01.2010 в части продажи права постоянного бессрочного пользования на земельный участок (совершение взаимосвязанными лицами в процедуре банкротства действий, направленных на достижение противоправной цели - вывод активов должника, нарушение прав кредиторов). Ничтожность указанного договора в части отчуждения земельного участка также обусловлена установленным частью 3 статьи 269 ГК РФ запретом на распоряжение земельными участками, предоставленными на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законность указанных судебных актов по делу № А63-5940/2018 подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 № 308-ЭС19-5320.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству; нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно; судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края 21.01.2020 по делу                                № А63-19255/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

            Председательствующий                                                                 Н.В. Макарова

            Судьи:                                                                                              Л.В. Афанасьева

                                                                                                          И.А. Цигельников