ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-933/2015 от 05.08.2015 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                        Дело № А15-227/2013

07 августа 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 г.,

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2015 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчева Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России №16 по РД, на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 по делу № А15-227/2013,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» (ОГРН 1020502628486),

к МРИ ФНС России №16 по РД (ОГРН 1020502387366) о признании недействительным решения от 13.09.2012 №154,

об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (судья Магомедов Р.М.),

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением к МРИ ФНС России №16 по РД (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2012 №15 4 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 27 января 2015 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» удовлетворено полностью.

Решение МРИ ФНС России №16 по РД от 13.09.2012 №154 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признано недействительным.

С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по РД (ОГРН 1020502387366) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» (ОГРН 1020502628486) взыскано 2000 руб. госпошлины по заявлению.

Решение мотивированно тем, что ввиду наличия технологической связи ИТСО воздушных переходов ТЛПУМГ, ограждения территории ТЛПУМГ, кондиционеров с магистральным газопроводом, применение Обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении указанных объектом является правомерным.

Не согласившись с принятым решением, МРИ ФНС России №16 по РД обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что имущество общества не включено в перечень технических объектов, на которые распределяется налоговая льгота.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 по делу № А15-227/2013 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу на имущество за 2011 год по результатам которой составлен акт №508 от 30.07.2012.

На основании акта от 30.07.2012 инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.09.2012 №154 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее-решение), в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 223 897руб.

Не согласившись с решением инспекции и посчитав его незаконным и нарушающим его права, заявитель в порядке, установленном статьями 101.2, 139 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс), обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по РД.

По результатам рассмотрения жалобы общества решением УФНС России по РД от 06.11.2012 решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.09.2012 №154 оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В порядке статей 137 и 138 НК РФ общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решения, действия (бездействия) налоговых органов могут быть признаны судом незаконными   (недействительными)   при   наличии   одновременно   двух  условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198 и 201 АПК РФ).

По смыслу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Согласно оспариваемому решению инспекции от 13.09.2012 №154 налоговым органом установлено следующее.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом признано неправомерным включение обществом в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового Кодекса РФ в список льготируемого имущества следующих основных средств:

- кондиционеры по перечню №№ 16-36, 38-45 - список 1;

- инженерно-технические средства охраны воздушных переходов ТЛПУМГ по перечню №167 - список 1;

- ограждение территории ТЛПУМГ по перечню №168 - список 1;

- шкаф электропитания по перечню №5 - список 2.

Инспекция в решении указывает, что указанное имущество не входит в перечень и присвоенные обществом коды ОКОФ по этим основным средствам также отсутствуют в указанном перечне. Кроме того, из представленных обществом документов не следует, что вышеуказанное имущество является неотъемлемой технологической частью объектов перечисленных в перечне.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения организации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Правительством РФ постановлением от 30.09.2004 №504. (далее - Перечень). В данном перечне определен закрытый список имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых действует льготный режим налогообложения. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно указанному перечню, по коду ОКОФ 3120460 значатся устройства комплектные для распределения электрической энергии станций и подстанций постоянного тока (устройства, панели, щиты, шкафы). То есть, шкаф электропитания по перечню №5, список 2 следует отнести к льготируемому имуществу.

Одновременно с этим, инженерно-технические средства охраны воздушных переходов ТЛПУМГ по перечню № 167 - список 1; ограждение территории ТЛПУМГ по перечню №168 - список 1; кондиционеры по перечню №№ 16-36, 38-45 - список 1 не входят в Перечень льготируемого имущества, утвержденный Постановлением Правительства РФ, и присвоенные обществом коды ОКОФ по этим основным средствам также отсутствуют в указанном перечне.

Инспекция в своем решении приходит к выводу о том, что вышеуказанное имущество не является неотъемлемой технологической частью объектов, перечисленных в Перечне. Как указывает в своих возражениях само общество, ИТСО воздушных переходов газопроводов обеспечивают непрерывную, надежную защиту объектов магистрального газопровода и персонала от преступных посягательств, ограждение территории относится к инженерным средствам охраны, препятствующим несанкционированному проникновению на охраняемые объекты, кондиционеры предназначены для поддержания оптимального температурного режима внутри объектов.

Инспекция посчитала, что рассматриваемые объекты имущества (ИТСО воздушных переходов газопроводов, ограждение территории, кондиционеры) предназначены лишь для создания условий, при которых обеспечивается безопасность на объектах Общества и долговечность службы оборудования, находящегося в кондиционируемых помещениях, и их отсутствие непосредственно не влияет на возможность осуществления технологических процессов в комплексе производственных объектов, входящих в состав магистрального газопровода.

Инспекция в решении также указывает, что технологическим процессом признается часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определения состояния предмета труда. Технологический процесс состоит из технологических и вспомогательных операций. К вспомогательным операциям относятся операции, не влияющие на изменение размеров, формы, внешнего вида или свойств предметов труда. ИТСО воздушных переходов газопроводов, ограждение территории и кондиционеры выполняют лишь вспомогательные функции, обеспечивающие благоприятный режим функционирования магистрального газопровода, в связи с чем отсутствуют основания для признания указанного имущества неотъемлемой технологической частью объектов, перечисленных в перечне.

Общество указывает, что оспариваемое решение инспекции нарушает его право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, за первый квартал 2011 г. в размере 223897 руб. в отношении инженерно - технические средства охраны воздушных переходов Тарумовского линейно производственного управления магистральным газопроводом (далее - ТЛПУМГ); ограждения территории ТЛПУМГ; кондиционеров, расположенных на технологическом оборудовании общества.

Также общество считает, что неотъемлемыми технологическими частями магистрального газапровода являются, в частности, защитные сооружения газапроводов, здания и сооружения линейной службы эксплуатации газапроводов, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики газапроводов.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 56 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действующей в соответствующий период) освобождаются от налогообложения организации    - в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Перечень имущества, относящегося к указанным в пункте 11 статьи 381 НК РФ объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом из анализа положений статьи 381 НК РФ и Перечня следует, что возникновение права на применение льготы законодатель связывает именно с функциональной (технологической) принадлежностью объектов к льготируемому имуществу.

В Перечне в качестве имущества, относящегося к магистральному газопроводу, а также сооружений, являющихся его неотъемлемой технологической частью, указан сложный технологический объект - газопровод магистральный.

Ввиду того, что в налоговом законодательстве РФ определение понятия «магистральный газопровод», а также перечень входящих в него объектов не содержится, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 НК РФ необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными актами.

Понятие магистрального газопровода, перечень входящих в его состав объектов и требования к ним содержатся, в частности, в следующих отраслевых нормативных актах:

-СТО Газпром 2-3.5-454-2010 Стандарт организации. «Правила эксплуатации магистральных газопроводов», утвержденный Приказом ОАО «Газпром» от 24.05.2010 № 130 (далее - СТО Правила эксплуатации МГ);

-СТО Газпром 2-2.1-249-2008 «Магистральные газопроводы», утвержденный Распоряжением ОАО «Газпром» от 26.08.2008 № 258 (далее - СТО Магистральные газопроводы);

- СТО Газпром 2.3-5-051-2006 «Нормы технологического проектирования магистральных газопроводов», утвержденный Распоряжением ОАО «Газпром» от 30.12.2005 № 437 (далее - СТО Нормы технологического проектирования МГ).

В соответствии с пунктом 3.26 СТО Правила эксплуатации МГ: Магистральный газопровод - технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой технологической частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции (природного газа) от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения.

Согласно    пункту    5.1    СТО    Магистральные    газопроводы    в    состав магистрального газопровода входят:

-газопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения компрессорных станций, газоизмерительных станций, пунктом редуцирования газа, узлами пуска и приема внутритрубных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола;

-система электрохимической защиты от коррозии;

-линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики газопроводов;

-линии электропередачи, предназначенные для обслуживания газопроводов, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты газопроводов;

-противопожарные средства;

-противоэрозионные и защитные сооружения газопроводов;

-системы сбора и утилизации конденсата;

-здания и сооружения линейной службы эксплуатации газопроводов;

-постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы газопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения газопроводов;

-головные и промежуточные (линейные) компрессорные станции;

-газоизмерительные станции (далее - ГИС) и станции охлаждения газа;

-газораспределительные станции (далее - ГРС);

-подземные хранилища газа;

-указатели и предупредительные знаки.

Аналогичный перечень объектов, входящих в состав МГ, приведен в пункте 5.4 СТО Нормы технологического проектирования МГ.

Таким образом, согласно действующим нормативным документам неотъемлемыми технологическими частями магистрального газопровода являются, в частности, защитные сооружения газопроводов, здания и сооружения линейной службы эксплуатации газопроводов, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики газопроводов.

Кроме того, наличие технологической связи между магистральным газопроводом и спорными объектами, включенными в Перечень льготируемого имущества Общества, подтверждается следующим.

Основным видом деятельности Общества является безопасная транспортировка газа, в связи с чем, Общество осуществляет эксплуатацию магистральных газопроводов.

Технологический процесс транспортировки газа обеспечивается участием различного оборудования, в том числе, выполняющего вспомогательные и обслуживающие функции.

В силу положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

- предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Кроме того, в силу требований статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения   осуществление   комплекса   специальных   мер   по   безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Помимо приведенной нормативной базы, на сегодняшний день действуют нормы Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон № 256-ФЗ), которые устанавливают организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в РФ, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно статье 3 Закона № 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

На основании статьи 6 Закона № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При этом субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.

Из изложенного следует, что для лиц, владеющих объектами топливно-энергетического комплекса, законодатель на федеральном уровне закрепил обязанность по безопасной эксплуатации объектов магистрального газопровода.

Таким образом, учитывая, что в силу вышеприведенных нормативных актов Общество не вправе осуществлять транспортировку газа без соблюдения требований безопасности, оборудование, выполняющее функции по обеспечению надежной и безопасной транспортировки газа, является неотъемлемой частью технологического процесса транспортировки газа.

Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, основного средства инв. № 00020452 «ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ».

Объект основных средств инв. № 00020452 «ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ» расположен на воздушных переходах линейной части магистрального газопровода «Кумли-Аксай», газопроводов- отводов «Кизляр» и «Бабаюрт».

Согласно пункту 5.1 СТО Магистральные газопроводы, пункта 5.4 СТО Нормы технологического проектирования МГ в состав линейной части МГ входят защитные сооружения газопроводов.

Пунктом 16.1.1 СТО Нормы технологического проектирования МГ установлено, что система безопасности технологических объектов, входящих в состав МГ, обеспечивается инженерными и техническими средствами охраны и комплексом организационных мероприятий.

В соответствии с пунктами 3.34, 3.35 СТО Нормы технологического проектирования МГ:

Средства охраны инженерные - конструкции, сооружения, ограждения, запорные устройства и механизмы, препятствующие несанкционированному проникновению на охраняемые объекты, а также предназначенные для повышения эффективности технических средств охраны и действий сотрудников службы безопасности.

Средства охраны технические - охранная, охранно-пожарная, тревожная сигнализация, периметральная охранная сигнализация, средства оповещения, системы охранные телевизионные, средства и системы контроля и управления доступом, средства охранного освещения, интегрированные комплексные системы, программное обеспечение и другие средства, предназначенные для защиты личности и имущества.

В соответствии с пунктом 16.2.1 СТО Нормы технологического проектирования МГ комплексом вышеперечисленных инженерных и технических средств охраны и является ИТСО.

Основными задачами ИТСО как комплекса средств, входящих в систему защиты объектов газопровода, согласно пунктам 3.56, 5.11.1 СТО Правила эксплуатации МГ и пункта 16.2 СТО Нормы технологического проектирования МГ является обеспечение непрерывной, надежной защиты объекта магистрального газопровода и персонала от преступных посягательств с целью обеспечения стабильной и безаварийной работы газотранспортной системы.

Пунктом 5.11.2 Правил эксплуатации МГ установлен перечень объектов магистрального газопровода, подлежащих обязательной защите с использованием ИТСО:

- линейная часть, включая узлы запуска и приема внутритрубных устройств, крановые узлы, средства активной защиты системы электрохимической защиты, конденсатосборники и устройства для ввода метанола, узлы редуцирования газа, переходы через естественные и искусственные препятствия;

-компрессорные станции, включая узлы подключения и склады метанола, станции охлаждения газа, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, газоизмерительные станции, узлы замера расхода газа;

-подземные хранилища газа;

- сооружения связи, в том числе линейные узлы связи, радиорелейные станции;

- здания и сооружения объектов магистрального газопровода, в том числе административно-хозяйственные объекты.

Из вышеизложенного следует, что обязательному оснащению комплексом ИТСО в силу требований действующих нормативных документов подлежит линейная часть газопровода как один из наиболее ответственных участков в процессе транспортировки газа.

Включение ИТСО в состав линейной части газопровода также подтверждается пунктом 6.1.1 СТО Правила эксплуатации МГ.

Ранее наличие охранных систем регламентировалось подразделом 2.5 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39- 1.10-006-2000, введенных в действие Приказом ОАО «Газпром» от 15.02.2000 № 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.

Таким образом, ИТСО воздушных переходов линейной части газопровода является неотъемлемой технологической частью и входит в состав магистрального газопровода, газопровода-отвода, так как обеспечивает их стабильную и безаварийную работу.

Учитывая изложенное, основное средство инв. № 00020452 «ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ» является неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода и газопровода-отвода и подлежит льготному налогообложению по налогу на имущество организаций на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ.

Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, основного средства инв. № 00021032 «Ограждение территории ТЛПУМГ».

Ограждение расположено вокруг промбазы Тарумовского линейно-производственного управления, на которой, в частности, расположены линейно-эксплуатационная служба, служба по эксплуатации ГРС, газового хозяйства и контрольно- измерительных приборов и автоматики (далее- КИПиА), служба энерготепловодоснабжения и противокоррозийной защиты, служба телемеханики, автоматическая система управления технологическими процессами (далее - АСУ ТП) и ИТСО и средства автоматизированной защиты (далее-САЗ), служба связи, диспетчерская служба, и входит в ее состав.

Основными задачами Тарумовского линейно-производственного управления, в частности, являются обеспечение стабильной и безаварийной работы газотранспортной системы в границах деятельности в соответствии с требованиями СТО Правила эксплуатации МГ, обеспечение бесперебойной и безаварийной работы оборудования ГИС, ГРС, узлов редуцирования, средств телемеханики и связи, электрохимзащиты, проведение ремонтно- профилактических работ, подготовка объектов газотранспортной системы к работе в осенне-зимний период эксплуатации.

Следовательно, объекты, входящие в состав промбазы ТЛПУМГ, непосредственно связаны с обслуживанием и эксплуатацией МГ и являются его неотъемлемой технологической частью, и, следовательно, подлежат льготному налогообложению как здания предприятий магистрального транспорта газа, что среди прочего подтверждается отсутствием замечаний налогового органа относительно объектов производственной базы в Решении.

Согласно пункту 3.17 СТО Правил эксплуатации МГ и пунктам 3.34, 16.2.3 СТО Нормы технологического проектирования МГ ограждения относятся к инженерным средствам охраны, препятствующим несанкционированному проникновению на (в) охраняемые объекты, а также предназначенные для повышения эффективности применения технических средств охраны и действий работников подразделения охраны.

Ограждение производственной территории регламентировано пунктом 5.5.8 СТО Правила эксплуатации МГ, которым установлено, что вход посторонних лиц и их нахождение на производственной территории объектов МГ допускается с разрешения руководства объекта МГ после прохождения инструктажа и в сопровождении лица из числа эксплуатационного персонала. Для ограничения доступа на объекты МГ в соответствии с пунктом 5.5.9 территорию объектов МГ ограждают и поддерживают в исправном состоянии.

Ранее требования по установке ограждений на объектах МГ содержались в пункте 2.1.13 и подразделе 2.5 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39-1.10-006-2000, введенных в действие Приказом ОАО «Газпром» от 15.02.2000 № 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.

Кроме того, как уже упоминалось выше, в соответствии с пунктом 5.11.2 СТО Правила эксплуатации МГ в перечень объектов МГ, подлежащих обязательной защите с использованием ИТСО, включены здания и сооружения объектов магистрального газопровода, в том числе административно-хозяйственные объекты.

Таким образом, поскольку территория вышеназванной промбазы является производственной территорией, выполняющей функции по безопасной и бесперебойной эксплуатации объектов МГ, и с территории которой осуществляется диспетчерское управление транспортом газа на участке магистрального газопровода, то она подлежит охране, в том числе посредством сооружения ограждения. Как следствие, основное средство инв. № 00021032 «Ограждение территории ТЛПУМГ» правомерно включено Обществом в перечень льготируемого имущества в качестве неотъемлемой технологической (функциональной) части зданий магистрального трубопроводного транспорта и, следовательно, подлежит льготному налогообложению как неотъемлемая часть здания предприятий магистрального транспорта газа.

Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, кондиционеров, расположенных на технологическом оборудовании Общества.

Кондиционеры, включенные Обществом в перечни льготируемого имущества, расположены на контролируемых пунктах (далее - КП), узловой радиорелейной станции (далее - УРС), промежуточных радиорелейных станциях (далее - ПРС), в помещениях, где расположено оборудование диспетчерского пульта и узла связи.

Кондиционеры установлены для поддержания требуемых параметров воздушной среды (температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха) и обеспечения требуемого режима работы существующего оборудования.

Как следует из материалов дела, в Перечни льготируемого на основании статьи 381 Налогового кодекса РФ имущества Общества включены не все кондиционеры, а лишь те, которые установлены в помещениях, где расположено оборудование, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу магистрального газопровода.

В данном случае речь идет о кондиционерах, установленных на контролируемых пунктах (далее - КП), узловой радиорелейной станции (далее -УРС), промежуточных радиорелейных станциях (далее - ПРС), в помещениях, где расположено оборудование диспетчерского пульта и узла связи.

На основании раздела 13 СТО Правила эксплуатации МГ диспетчерский пульт, КП, узел связи, УРС и ПРС относятся к системе автоматизации технологического оборудования, системе телемеханики, технологической связи и передачи данных.

Вышеназванные системы в свою очередь, исходя из содержания пунктов 13.1.3 - 13.1.7 СТО Правила эксплуатации МГ, функционируют взаимосвязано и обеспечивают комплекс функций по управлению, контролю и защите оборудования, в результате чего образуют единый производственно-технический комплекс по транспортировке газа и эксплуатации объектов МГ.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  поскольку такие объекты, как оборудование диспетчерского пульта, КП, узла связи, УРС, ПРС, относятся к средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов и сооружений связи, то они являются неотъемлемой технологической частью МГ и поименованы в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, что среди прочего подтверждается отсутствием замечаний налогового органа относительно данных объектов в Решении.

Установка кондиционеров на указанных объектах продиктована требованиями СНиП 3.05.07-85 «Системы автоматизации», пунктами 2.10, 2.11 которого установлено, что  специализированные помещения,  предназначенные для систем автоматизации, должны быть оборудованы, в частности, вентиляцией, кондиционированием.

Наличие систем вентиляции, в том числе кондиционирования воздуха, также предусмотрено пунктом 13.3.4 СТО Правила эксплуатации МГ, согласно которым системы телемеханики оснащают датчиками, приборами и устройствами, соответствующими проекту, в частности, по климатическим условиям.

Из содержания пунктов 5.10.1.1, 5.10.4.2, 5.10.4.3 СТО Правила эксплуатации МГ следует, что вентиляционные системы и установки предназначены для поддержания в помещениях и рабочих зонах параметров воздушной среды (температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха) в соответствии с санитарными и технологическими требованиями и служат для безопасного, надежного и бесперебойного обеспечения функционирования объектов магистрального газопровода.

Ранее наличие вентиляции и климатических установок регламентировалось пунктами 2.4.32., 9.7.1., 9.7.2. Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39-1.10-006-2000 (действующих до 11.08.2010), введенных в действие Приказом ОАО «Газпром» от 15.02.2000 № 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.

Необходимость кондиционеров на объектах МГ также обусловлено климатическими условиями в Республике Дагестан и для поддержания температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха в помещениях (блок-контейнерах и т.п.), где расположено оборудование, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу МГ, что подтверждается разделом I технических паспортов объектов, на которых установлены спорные кондиционеры, и пунктом 2.16 Альбомов, являющихся составной частью Рабочего проекта 16/01-2006 на строительство четырехинтервальной цифровой радиорелейной системы передачи «Тарумовка - Кумли — Терекли - Мектеб - Карагас - Южно-Сухокумск».

Учитывая изложенное, кондиционеры, установленные на КП, УРС, ПРС, в помещении оборудования диспетчерского пульта и узла связи, являются их неотъемлемыми технологическими частями, обеспечивающими их должное функционирование. Следовательно, кондиционеры входят в состав вышеназванных объектов телемеханики и связи и подлежат льготному налогообложению на основании п.11 ст.381 НК РФ независимо от присвоенных им кодов ОКОФ.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ввиду наличия технологической связи ИТСО воздушных переходов ТЛПУМГ, ограждения территории ТЛПУМГ, кондиционеров с магистральным газопроводом, применение Обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении указанных объектом является правомерным.

Правомерность позиции общества подтверждена имеющейся практикой рассмотрения арбитражными судами споров по аналогичным ситуациям.

Правовая позиция суда по рассматриваемому делу согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Московского округа изложенной в постановлении от 27.11.2014 по делу А40-2014/2013.

Кроме того, довод налогового органа о несовпадении кодов ОКОФ имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода, с кодом ОКОФ магистрального газопровода, содержащемся в Перечне, не может являться основанием для отказа в использовании льготы.

Указанный вывод содержится в разъяснениях Минфина России от 13.07.2006 № 03-06-01-04/143 и подтверждается арбитражной судебной практикой (дело А15-228/2013, А40-113713/09-118-872

   Довод апелляционной жалобы о том, что суд допустилнеправильное толкование норм права, пришел к неправильному выводу о том, что имущество является льготируемым, отклоняется.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 56, пункта 1 статьи 374, пункта 11 статьи 381 Кодекса, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статей 3, 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», сделал  правильный вывод о том, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций применена обществом правомерно, поскольку спорные объекты (инженерно-технические средства охраны воздушных переходов, ограждения территории и кондиционеры) технологически связаны с магистральным газопроводом.

Довод о том, суд неправомерно сослался на  решение суда по делу А40-2014/13,  отклоняется, так как предметом оценки являлось то же оборудование, принадлежащее обществу.

Позиция суда по данному делу соответствует позиции АС СКО при рассмотрении дела А15-228/2013 по тому же налогу и по тому же имуществу, но за иной налоговый (отчетный) период.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 по делу № А15-227/2013.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 по делу № А15-227/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                  Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                 Д.А. Белов 

                                                                                                            М.У. Семенов