ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10301/17-ГК от 23.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10301/2017-ГК

г. Пермь

25  августа 2017 года                                                   Дело № А71-2412/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена  23 августа  2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено    25 августа  2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.

судей                                Даниловой И.П., Романова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириенко И.К.,

при отсутствии лиц, участвующих в деле, 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя Корепанова Дмитрия Анатольевич а

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 14 июня 2017 года

принятое судьей Лиуконен М.В.,

по делу № А71-2412/2017

по иску Муниципального казенного учреждения  "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова  (ОГРН 1104345019184, ИНН 4345288563)

к индивидуальному предпринимателю Корепанову Дмитрию Анатольевичу  (ОГРНИП 311183720000021, ИНН 180904157383)

о взыскании ущерба,

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением, в котором просит взыскать с индивидуального предпринимателя Корепанова Дмитрия Анатольевича (далее -  ответчик) сумму ущерба в размере 13 721,40 руб., и 3 388,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражный суд Удмуртской от 14 .06.2017 взыскано с индивидуального предпринимателя Корепанова Дмитрия Анатольевича в пользу Муниципального казенного учреждения "Дирекция дорожного хозяйства города Кирова"13 721,40 руб.  ущерба, государственной пошлины в доход федерального бюджета в размер 2 000 руб.  В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Ответчик указывает, что согласно ч. 2.1. ст. 30 № 257-ФЗ от 08.11.2007  временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального , местного значения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Субъектом в данном случае является Кировская область. Администрация города Кирова не имела право вводить свои ограничения. Постановлением  Кировской области от 28.03.2012 № 145/164 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального, местного значения, ч. 4.5, ст. 4 гласит, что временное ограничение движения в весенний и осенний период не распространяется, в том числе на перевозки пищевых продуктов. Таким образом,  возникает противоречие между Постановлением Администрации города Кирова от 12 марта 2014 года № 947-11 и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ и изданным в соответствии с ним Приказом Минтранса РФ от 12 августа 2011 г. N211. Следовательно, если руководствоваться N257-ФЗ от 08.11.2007, то перевозя продукты питания, предельно допустимые нагрузки превышены не были и получение разрешения на провоз продуктов питания не требовалось.

До начала судебного разбирательства от истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кроме того, от истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в их  отсутствие, принятые апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 апреля 2014 года на принадлежащем Корепанову Д.А. на праве собственности транспортном средстве МАЗ 36312А9-320-010, государственный регистрационный № К 764 ХО 18, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства 18 01 № 872602, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования «Город Киров» протяженностью 22 километра, в период временного ограничения движения транспортных средств.

Измерение весовых параметров указанного выше транспортного средства принадлежащего Корепанову Д.А. было произведено на посту весового контроля, расположенного в слободе Гнусино города Кирова, Кировской области, специалистом МКУ «ДДХ г. Кирова».

Взвешивание показало, что транспортное средство превышает допустимые осевые нагрузки, что отражено в Акте ГН № 142 от 25.04.2014 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.

По результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки, в том числе согласно Акту ГН № 142 от 25.04.2014 года грузовой автомобиль МАЗ 36312А9-320-010, государственный регистрационный № К 764 ХО 18, имел осевые нагрузки: по полной массе – 22.200 тонн, на первую ось – 6.510 при допустимой нагрузке 6.00 тонн, на вторую ось – 7.775 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на третью ось – 7.775 тонн при допустимой нагрузке 6.00 тонн.

Согласно расчету размер платы (в рублях) в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по нижеуказанным участкам автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Город Киров» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и Актом ГН № 142 от 25.04.2014 составляет                            13 721,40 руб.

Удовлетворяя исковые требования в части ущерба в размере 13 721,40 руб., суд первой инстанции, исходил из того, что факт причинения вреда, а также его размер подтверждаются материалами дела; доказательств получения ответчиком специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также внесения платы в счет возмещения вреда в материалах дела отсутствуют.

Отказывая  в удовлетворении требований истца о взыскании 3 388,13 руб.  процентов за пользование чужими денежными средствами суд исходил из того, что  начисление процентов за пользование чужими денежными средствамина убытки действующим законодательством не предусмотрено.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) принятого судебного акта в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).

На основании части 5 статьи 4 названного Закона и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 30 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В пунктах 2, 3 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934), установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется, в том числе, в зависимости от размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Исходя из вышеприведенных норм права для возмещения ущерба в соответствии с требованиями статьи 15 ГК РФ истец по общему правилу статьи 65 АПК РФ обязан доказать факт причинения ему ущерба, наличие причинно-следственной связи между допущенным ответчиком в лице его работника противоправным нарушением и возникшим ущербом; наличие и размер ущерба.

Ответчик, в свою очередь, обязан опровергнуть указанные истцом обстоятельства надлежащими допустимыми доказательствами по делу.

Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

В данном случае анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о доказанности истцом наличия совокупности условий для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу убытков в заявленном размере.

Муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйствагорода Кирова» (далее по тексту - истец, МКУ «ДДХ г. Кирова», Дирекция) создано и зарегистрировано в установленном законом порядке на основании постановления администрации г. Кирова от 19.04.2011 г.№ 1095-11.

Согласно п. 3Устава МКУ «ДДХ г. Кирова», основными целями и задачами являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории муниципального образования «Город Киров», улучшение их технического состояния,содержание территорий общего пользования, организация выполнения ведомственных целевых программ в сфере, содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортныхинженерных сооружений в границах муниципального образования «Город Киров», осуществление проверки пользователями автомобильных дорог местногозначения в границах муниципального образования «Город Киров» весовых и габаритных параметров транспортных средств, начисления и взимания платы всчет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог и выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, организация мероприятий по временному ограничению движения тяжеловесного автотранспорта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильнойдороги или ее участков, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Постановление администрации города Кирова от 9 апреля 2010 г. № 1782-П «Об определении размера вреда и возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов поавтомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров» является обязательным для исполнения натерритории муниципального образования «Город Киров» и предусматривает,что муниципальное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города| Кирова» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюденияпользователями автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Киров» весовых и габаритных параметровтранспортных средств, на осуществление расчета, а так же на осуществлениевыдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогамтранспортных средств.

Муниципальное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» переименовано в муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» путем изменения типа существующего учреждения согласно Постановлению Администрации города Кирова от 19.04.2011 года № 1095-П.

На территории муниципального образования «Город Киров» временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам, с превышением временно установленной допустимой нагрузки на каждую ось установлено в период с 12 апреля 2014 года по 11 мая 2014 года на основании постановления администрации города Кирова от 12 марта 2014 года №  947-11.

Согласно пункту 5 постановления Администрации города Кирова от 12 марта 2014 года № 947-П временное ограничение движения не распространяется на транспорт разрешённой массой не свыше 12 тонн, перевозящий скоропортящиеся продукты питания.

29 апреля 2014 года постановлением администрации города Кирова № 1789-П были внесены изменения в пункт 5 постановления администрации города Кирова от 12 марта 2014 года № 947-П, который изложен в новой редакции (п. 5 Временное ограничение движения не распространяется на транспорт пере- возящий пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу…).

Провоз тяжеловесного груза осуществлялся 25 апреля 2014 года на при

надлежащих Корепанову Д.А. на праве собственности транспортном средстве МАЗ 36312А9-320-010, государственный регистрационный № К 764 ХО 18,

По смыслу ст. 9, 65 АПК РФ бремя доказывания соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов возложено на перевозчика (ответчика).

Согласно акту № ГН № 142 от 25.04.2014  зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на ось.

Взвешивание проводилось на весах автомобильных ВС-30А заводской номер 10790, свидетельства о поверке № 66-16/611 от 21.03.2014, соответственно весы могли быть использованы на момент составления акта.

Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 21.03.2014, что подтверждается свидетельством о поверке № 66-16/611.

Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесною грузaпри движении по автомобильным дорогам общего пользования региональною или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.

Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства, является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.

Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.

Учитывая отсутствие доказательств добровольной уплаты платежей, носящих обязательный характер, требование об их принудительном взыскании с ответчика правомерно.

Таким образом, факты осуществления перевозки ответчиком крупногабаритного (тяжеловесного) груза, нарушения положений по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Доводы ответчика ,что  временное ограничение  движения в весенний период не распространяется на перевозку пищевых продуктов,  исследован  апелляционным судом и  отклонен. 

Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.08.2011 N 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок N 211), которым предусмотрена возможность введения временных ограничения или прекращения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.

Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур (пункт 16 Порядка N 211).

Согласно пункту 20 Порядка N 211 временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозки пищевых продуктов.

Вместе с тем, если транспортные средства, относящиеся к указанной категории, осуществляют в период временного ограничения движения перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, к ним в любом случае применяются нормы, установленные Инструкцией и Правилами N 934.

Кроме того, пунктом 5 постановления Администрации города Кирова от 12.03.2014 года № 947-П установлено, в том числе, что временное ограничение движения не распространяется на транспорт, разрешенной массой не свыше 12 тонн, перевозящий скоропортящиеся продукты питания.

Согласно СанПин 2.3.2.1324-03 печенье не относится к скоропортящимся продуктам.

В соответствии с п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272, скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной.

Довод ответчика, что имеются противоречия между Постановлением Администрации города Кирова от 12 марта 2014 года № 947-11 и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ и изданным в соответствии с ним Приказом Минтранса РФ от 12 августа 2011 г. N211. Следовательно, если руководствоваться N257-ФЗ от 08.11.2007, также не состоятелен.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года                  № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) все автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дорога.

В соответствии с ч. 9, 10, 11 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа (муниципального района, поселения) являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа (муниципального района, поселения), за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Таким образом, федеральное законодательство разграничивает правоотношения и деятельность в отношении автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения и частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), автомобильные дороги, находящиеся в границах муниципального образования «Город Киров», находятся в собственности муниципального образования «Город Киров». Согласно ч. 6 ст. 4 Закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Перечень дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования «Город Киров» утвержден Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от 04.05.2011 года № 1202-ЗР, в который включены улицы, по которым проходил маршрут транспортного средства Ответчика по автомобильным дорогам г орода Кирова.

Также в соответствии со ст. 2 Закона Кировской области «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения» от 07.12.2004 года № 284-30, установлена граница муниципального образования «Город Киров» в состав которого входят, в том числе, - сл. Гнусино.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

На основании статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон), в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Статьей 1 Закона регламентировано, что Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ, действие Закона распространяется на все автомобильные дороги в РФ независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения; для получения специального разрешения требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно пункту 4-6 части 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется органами местного самоуправления в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения, участкам таких автомобильных дорог

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений.

Соответственно, законодательством в области автомобильных дорог установлено денежное обязательство для владельцев транспортных средств, выраженное в форме платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, рассчитанной в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934 и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления. В случае отсутствия специального разрешения, факт перевозки тяжеловесного груза, а так же размер возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, фиксируются в акте.

Частью 9 статьи 31 Закона установлено, что размер вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется, в том числе органами местного самоуправления.

То есть органы местного самоуправления уполномочены устанавливать временные ограничения движении транспортных средств, а так же устанавливать организации обеспечивающие временное ограничение движения транспортных средств и определять допустимую общую массу и нагрузку на ось.

Кроме того, Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 года № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств но автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам» указывает, что он издан в отношении федеральных дорог и частных автомобильных дорог. Так же на это указывает п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.08.2011 года № 211, в котором сказано, что данный порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.

Соответственно, муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» осуществляет дорожную деятельность в отношении дорог местного значения, а Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 года №211, регулирующий дорожную деятельность в отношении дорог федерального значения и частных автомобильных дорог, не применим к данным правоотношениям.

Соответственно в данном случае подлежит применению Постановление Администрации города Кирова от 12 марта 2014 года № 947-П.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 № 22-П платы за провоз тяжеловесных грузов имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особыхрасходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог. При обычных условиях эксплуатации, не связанных с провозом таких грузов, ухудшение качества дорожного полотна также требует принятия мер по его восстановлению, но ограничивается рамками планировавшейся при строительстве дорог их амортизации. Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей! соответствующих автотранспортных средств. Плательщики платы за провоз тяжеловесных грузов получают возможность использовать автомобильные дороги для решения своих хозяйственных и иных задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. Установление платы за перевозку тяжеловесных грузов стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и обшей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы,

В связи с изложенным ссылки  ответчика на  наличие противоречий  между Постановлением Администрации г. Кирова  от 12.03.2014  № 947-П  и  Федеральным  Законом от  8.11.2007  г. №  257-ФЗ ,  а также  изданным в  соответствии с  ним  Приказом Минтранса  РФ от 12 августа 2011 № 211 являются необоснованными в виду неправильного толкования ответчиком норм материального права.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 14.06.2017, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2017 года по делу № А71-2412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

В.И. Мартемьянов

Судьи

И.П. Данилова

В.А. Романов