ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10532/2022-АК от 27.09.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 32 /2022-АК

г. Пермь

28 сентября 2022 года                                                   Дело № А50-6029/2022­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя,  Исцелемовой А.И., предъявлено удостоверение;

представителя заинтересованных лиц,   Правительства Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края, Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края, Владимировой Е.С., действующей по доверенностям от 20.05.2022, от 19.10.2021, соответственно, предъявлены паспорт, диплом;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Правительства Пермского края,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 29 июня 2022 года

по делу № А50-6029/2022

по заявлению заместителя прокурора Пермского края (ОГРН 1055900376927, ИНН 5902293266)

к Правительству Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края (ОГРН 1055900364156, ИНН 5902293202), Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края (ОГРН 1145958021340, ИНН 5902993324)

о признании незаконным бездействия,

установил:

Заместитель прокурора Пермского края (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об и признании незаконным бездействия Правительства Пермского края, выразившееся в непринятии мер к обеспечению разработки и утверждения правовых актов, предусмотренных пунктами 1,2,3,5 части 7 статьи 4 ФЗ от 01.04.2020 №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». В качестве способа защиты нарушенного права просит на Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края возложить обязанность обеспечить разработку и утверждение правовых актов.

В порядке ст. 40 АПК РФ к участию в деле привлечено Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2022 года заявленные требования Прокуратуры Пермского края удовлетворены: признано незаконным бездействие Правительства Пермского края, выразившееся в непринятии мер к обеспечению разработки и утверждения правовых актов, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01.04.2020 №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в российской Федерации».

Не согласившись с судебным актом, Правительство Пермского края обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение Арбитражного суда Пермского края по делу А50- 6029/22;  принять по настоящему делу новый судебный акт и отказать в удовлетворении требований прокуратуры Пермского края в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что является ошибочным вывод суда о том, что Правительством Пермского края должны были быть приняты нормативные правовые акты по пунктам 1, 2, 3, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ независимо от того, что Общие требования, которые должны быть разработаны Правительством  Российской Федерации, отсутствуют. Нормы, указанные в пунктах 1, 2, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ носят императивный характер, определяют полномочие субъектов Российской Федерации принимать указанные порядки только в соответствии с Общими требованиями. На федеральном уровне Правительством Российской Федерации до настоящего момента не приняты все необходимые правовые акты, указанные в части 1 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ. В отношении акта, предусмотренного пунктом 3 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ, отмечает, что субъектом Российской Федерации форма декларации о реализации инвестиционного проекта утверждается только при формировании публичной проектной инициативы исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указывает, Прокуратурой Пермского края иск подан до истечения срока, установленного федеральным законодательством, для заключения субъектами Российской Федерации соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 69-ФЗ.

Отмечает, на федеральном уровне определено, что для субъекта Российской Федерации только с 01 января 2023 года установлена обязанность по утверждению порядка, указанного в пункте 1 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ. Указанное обстоятельство также подтверждает позицию Правительства Пермского края по настоящему делу. В связи с чем, утверждение прокуратуры Пермского края о наличии обязанности у Правительства Пермского края принять вышеуказанные правовые акты до истечения срока, установленного Федеральным законом № 414-ФЗ, является ошибочным и не соответствует действующему законодательству.

Считает, прокуратурой не доказан факт нарушения Правительством Пермского края прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правительством Пермского края также в порядке ст. 81 АПК РФ представлены дополнения к апелляционной жалобе.

Прокуратурой Пермского края представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным, правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося решения не имеется, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края в своем письменном отзыве на апелляционную жалобу и дополнение к ней поддерживает доводы Правительства Пермского края.

В дополнениях к письменному отзыву Прокуратура Пермского края просит суд апелляционной инстанции дать оценку законности и обоснованности выводам суда первой инстанции в части отказа от указания в резолютивной части решения возложение обязанности на Правительство Пермского края по обеспечению разработки и утверждения правовых актов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Пермского края доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал, настаивал на отмене решения суда, как представитель Министерства соглашался с аргументами Правительства Пермского края, опираясь на свой письменный отзыв; представитель Прокуратуры Пермского края возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва, дополнений к отзыву.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, 01.04.2020 вступил в законную силу Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также отношения, связанные с информационным обеспечением процессов осуществления инвестиционной деятельности и предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки в рамках государственной информационной системы «Капиталовложения».

Статьей 4 названного Закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений.

В силу п. 1 ч. 7 ст. 4 Закона № 69-ФЗ на уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по утверждению  порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, в том числе порядок проведения конкурсного отбора в рамках публичной проектной инициативы с учетом требований статьи 8 настоящего Федерального закона, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей проект, в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

Согласно п. 2 ч. 7 ст. 4 Закона № 69-ФЗ утверждают порядок осуществления мониторинга в соответствии с общими требованиями к осуществлению мониторинга, установленными Правительством Российской Федерации;(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 344-ФЗ);

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 4 Закона № 69-ФЗ предусмотрено утверждение уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации формы декларации о реализации инвестиционного проекта при формировании публичной проектной инициативы исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом  226-ФЗ от 28.06.2022 в данную норму права были внесены изменения, вступившие в силу с 28.06.2022, согласно которым  утверждают формы декларации о реализации инвестиционного проекта при формировании публичной проектной инициативы исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствующие общим требованиям, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи;

На основании п. 5 ч. 7 ст. 4 Закона № 69-ФЗ уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации также предписано утверждать порядок возмещения затрат, предусмотренных частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации; (п5 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 344-ФЗ)

Полагая, что Правительством Пермского края в нарушение названных требований законодательства разработка и утверждение соответствующих правовых актов не обеспечена, Прокуратура обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия.

Суд первой инстанции посчитал доводы заявителя заслуживающими внимания и удовлетворил заявленные требования.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о защите и поощрении капиталовложений состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается с организацией, реализующей проект, при условии, что такое соглашение предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики, за исключением определенных сфер и видов деятельности, в том числе оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции и т.д.

Исходя из общего предмета регулирования Федерального закона № 69-ФЗ с учетом предмета соглашения о защите и поощрении капиталовложений, установленного статьей 10 Федерального закона № 69-ФЗ, ключевой составляющей новой договорной формы привлечения и стимулирования инвестиций является применение в отношении организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, стабилизационной оговорки. Указанный инструмент предполагает гарантию неизменности условий ведения деятельности на определенный срок, то есть неприменение актов (решений) органов власти РФ, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения. Гарантией стабилизационной оговорки является право инвестора на возмещение реального ущерба.

Таким образом, соглашение о защите и поощрении капиталовложений является одной из форм государственно-частного партнерства, которое позволяет участникам гражданского оборота заниматься реализацией инновационных проектов при поддержке со стороны государства, в условиях предсказуемого правового регулирования, включая налоговый и таможенный режимы, правила землепользования и осуществления градостроительной деятельности.

Согласно статье 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.

В силу ст. 17 названного Закона Правительство Пермского края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пермского края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии, руководит работой исполнительных органов государственной власти Пермского края и контролирует их деятельность, обеспечивает реализацию установленных целей и задач деятельности органов исполнительной власти Пермского края и достижение приоритетных направлений развития Пермского края и стратегических программных мероприятий, следовательно, обеспечение исполнения требований, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ является обязанностью Правительства Пермского края при отсутствии государственного органа, уполномоченного на принятие вышеназванных правовых актов.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о доказанности факта неправомерного бездействия Правительства Пермского края, выразившегося в не принятии правовых, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

При этом, полагая, что на момент рассмотрения спора  в суде  устранено незаконное бездействие со стороны Правительства Пермского края, суд первой инстанции не нашел оснований для возложения  на последнего обязанности по обеспечению разработки и утверждения правовых актов .

Между тем, апелляционная коллегия, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав их совокупности и взаимосвязи, учитывая конкретные обстоятельства дела, и руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд апелляционной инстанции находит требования заявителя подлежащими отклонению.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона №-69, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого не является Российская Федерация или стороной которого является муниципальное образование может быть заключено не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как было указано выше, Федеральный закон № 69-ФЗ вступил в силу 01.04.2020, таким образом, соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), стороной которого не является Российская Федерация и (или) стороной которого является муниципальное образование могут заключаться с 01.04.2021.

Органы государственной власти субъектов РФ утверждают правовые акты в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69- ФЗ.

Кроме того, для реализации органами государственной власти субъектов РФ указанных полномочий федеральным законодательством установлены обязательные условия:

- Акты, предусмотренные пунктами 1, 2 и 5 части 7 статья 4 Федерального закона № 69-ФЗ утверждаются в соответствии с Общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

- Акт, указанный в пункте 3 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69- ФЗ утверждается только при формировании публичной проектной инициативы,  а с учетом изменений, внесенных в закон №69-ФЗ  28.06.2022, также в соответствии с Общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопреки мнению заявителя, принятие правовых актов без точного соблюдения требований, установленных частью 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ, будет являться нарушением части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации и превышением компетенции субъектов Российской Федерации.

Нормы, указанные в пунктах 1, 2, 3,5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ носят императивный характер, определяют полномочие субъектов Российской Федерации принимать указанные порядки только в соответствии с Общими требованиями.

Апелляционной коллегией установлено, что 13.09.2022 Правительством Российской Федерации принято постановление №   1602 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений» (далее - Постановление № 1602), пунктом 1 которого утверждены:

Правила заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, изменения и прекращения действия таких соглашений, ведения реестра соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее - Правила заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений);       общие требования к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которым Российская Федерация не является стороной;

Правила осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта;

общие требования к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, по которому Российская Федерация не является стороной, и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Общие требования, в соответствии с которыми должны быть разработаны нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по пунктам 1, 2 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ утверждены только 13.09.2022.

Этим же постановлением, пунктом 6, установлен срок 30 рабочих дней с момента вступления в силу Постановления № 1602 для утверждения высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации:

а)         порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, по которому Российская Федерация не является стороной, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей инвестиционный проект, в соответствии с общими требованиями к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений по которым Российская Федерация не является стороной, утвержденными настоящим постановлением;

б)        порядка осуществления мониторинга в соответствии с общими требованиями к порядку осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, по которому Российская Федерация не является стороной, и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта, органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, утвержденными настоящим постановлением.

В связи с чем, в настоящий момент федеральным законодателем предусмотрен срок для принятия высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации Порядков, установленных пунктами 1, 2 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

В отношении акта, предусмотренного пунктом 3 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ, необходимо отметить, что субъектом Российской Федерации форма декларации о реализации инвестиционного проекта утверждается только при формировании публичной проектной инициативы исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, с 28.06.2022 форма декларации также утверждается в соответствии с Общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт «г» части 2 статьи 1 Федерального закона от 28.06.2022 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).

Таким образом, обязанность по утверждению формы декларации у субъекта Российской Федерации возникает при наличии двух обстоятельств: наличие публичной инициативы о реализации инвестиционного проекта и Общих требований, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Формирование публичной инициативы о реализации инвестиционного проекта исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 69-ФЗ.

Таким образом, формирование публичной инициативы является правом исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и необходимость реализации права определяется соответствующими органами самостоятельно.

Исполнительные органы государственной власти Пермского края не заявляли о публичной инициативе, соответственно, отсутствие утвержденной формы декларации не является бездействием со стороны Правительства Пермского края, поскольку обязанность по ее утверждению не наступила согласно требованиям Федерального закона № 69-ФЗ.

Кроме того, пункт 3 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ (в редакции Федерального закона № 226-ФЗ от 28.06.2022) также был дополнен условием, что форма декларации должна соответствовать общим требованиям, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

Общие требования утверждены только для пункта 5 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ - Постановление Правительства РФ № 1599.

Принятие правового акта субъекта РФ по пункту 5 части 7 статьи 4 отдельно от правовых актов, предусмотренных пунктами 1,2 части 7 статьи 4, будет недопустимым, поскольку пункт 5 является второстепенным (применяется после заключения СЗПК) и не может применяться в отрыве от остальных правовых актов, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

Таким образом, в случае отсутствия Общих требований, утвержденных Правительством Российской Федерации, отсутствия формирования проектной публичной инициативы и отсутствия планируемых исполнительным органами государственной власти инвестиционных проектов, в отношении которых предполагается заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, отсутствие утвержденной формы декларации не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии инвестиционных проектов и заключении соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

На основании изложенного, апелляционная коллегия находит верными доводы Правительства о том, что на сегодняшний день требование Федерального закона № 69-ФЗ о принятии Порядков в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и одновременно отсутствие таких общих требований к правовым актам по пунктам 1, 2, 3 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ влечет невозможность принятия таких Порядков в соответствии с требованиями федерального законодательства в субъектах РФ, а их принятие будет являться нарушением со стороны Правительства Пермского края действующего законодательства Российской Федерации.

Доводы заявителя о бездействии Правительства Пермского края в условиях отсутствия сроков разработки и утверждения актов, наличия правового регулирования на федеральном уровне до 01.06.2022, отсутствия обязательности формирования публичной инициативы, Общих требований, утвержденных Правительством Российской Федерации и других обстоятельств, изложенных в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, подлежат отклонению.

Кроме того, следует отметить, что Федеральный законодатель установил правила, по которым осуществляется заключение соглашений до принятия необходимых правовых актов на уровне Правительства Российской Федерации.

Так, частью 2.1 статьи 16 Федерального Закона № 69-ФЗ определено, что в срок до 1 июня 2022 года СЗПК, стороной которых не является Российская Федерация и (или) стороной которых является муниципальное образование, могут заключаться в порядке, предусмотренном частями 17-28 настоящей статьи.

Прокуратурой Пермского края иск подан 17 марта 2022 года, то есть до истечения срока, установленного федеральным законодательством, для заключения субъектами Российской Федерации СЗПК в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 69-ФЗ.

В соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе по организации и осуществлению межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, утверждению порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, подписанию в случаях и порядке, установленных федеральными законами, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и дополнительных соглашений к ним, а также принятия решений о расторжении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и об урегулировании вытекающих из них споров. При этом глава 7, к которой относится статья 44, вступает в силу с 01 января 2023 года.

Таким образом, на федеральном уровне определено, что для субъекта Российской Федерации только с 01 января 2023 года установлена обязанность по утверждению порядка, указанного в пункте 1 части 7 статьи 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

В связи с чем, утверждение прокуратуры Пермского края о наличии обязанности у Правительства Пермского края принять вышеуказанные правовые акты до истечения срока, установленного Федеральным законом № 414-ФЗ, является ошибочным и не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания бездействия органа власти незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативно-правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Правительством Пермского края принято постановление от 16 октября 2020 г. № 767-п «Об определении органа государственной власти Пермского края, уполномоченного на подписание от имени Пермского края СЗПК», в соответствии с которым Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края определено органом государственной власти Пермского края, уполномоченным от имени Пермского края подписывать СЗПК и дополнительные соглашения к ним, рассматривать связанные с заключением соглашений документы, а также принимать решения об изменении и прекращении СЗПК в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в период с 01 апреля 2021 года  по настоящее время любое юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным Федеральным законом № 69-ФЗ имеет право обратиться в Министерство с целью заключения СЗПК в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 69-ФЗ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с 01.04.2021 по настоящее время заявлений о заключении СЗПК стороной которых не является Российская Федерация, в адрес Министерства не поступало.

Следовательно, факт нарушения Правительством Пермского края прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, что является обязанностью прокуратуры при подаче заявления в соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ заявителем не доказан. 

Кроме того, препятствия для ведения предпринимательской деятельности в области заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений отсутствуют.

По правилам ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).

Принимая во внимание состоявшийся акт апелляционного суда, требования заявителя о возложении на Правительство Пермского края обязанности по обеспечению разработки и утверждения правовых актов также подлежат отклонению.

Кроме того, судом объективно оценено, что Правительством Пермского края безусловно доказана законность совершаемых действий (определен уполномоченный орган, разработаны проекты актов, направлены письма в федеральные органы) и отсутствие бездействия.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение - отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ - нарушение норм материального права, кроме того выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ).

В удовлетворении исковых требований Прокуратуры Пермского края суд апелляционной инстанции отказывает в полном объеме.

В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2022 года по делу № А50-6029/2022 отменить.

В удовлетворении требований Прокуратуры Пермского края отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

И.В. Борзенкова

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова