ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11781/2023-ГКУ от 28.12.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11781/2023-ГКу

г. Пермь

28 декабря 2023 года Дело № А50-16223/2023­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Бородулиной М.В.,

без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников недвижимости «Крупской, 56»,

на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 сентября 2023 года, принятое судьей Чирковым А. В. в порядке упрощенного производства по делу № А50-16223/2023

по иску публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946)

к товариществу собственников недвижимости «Крупской, 56» (ОГРН 1155958039390, ИНН 5906127580)

о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, неустойки с ее дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга,

установил:

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в арбитражный суд Пермского края с иском к товариществу собственников недвижимости «Крупской, 56» (далее – ТСН «Крупской, 56», ответчик) о взыскании задолженности по оплате, поставленной в период с июня 2020 по март 2023 года, тепловой энергии в размере 30 741 руб. 92 коп. (с учетом уточнения, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.09.2023 (мотивированное решение от 15.09.2023) исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 30 741 руб. 92 коп. задолженности за поставленную в период с июня 2020 по март 2023 тепловую энергию,2 000 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате госпошлины,222 руб. 60 коп. почтовых расходов по направлению претензии и искового заявления.

Ответчик с принятым по делу решением не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, просит его отменить, удовлетворить исковые требования частично, взыскав задолженность за поставленную тепловую энергию за период с июня 2020 по март 2023 в размере 20 848 руб. 87 коп. перейти по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по общим правилам искового производства. Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается на необоснованное применение истцом при расчете размера задолженности тарифов, утвержденных нормативными актами, которые признаны судом недействующими.

Так, по утверждению ответчика, истец неправомерно использует в расчетах признанные недействующими постановления от 20.12.2018 № 360-т (решение Пермского краевого суда от 12.11.2020 по делу № За-939/2020), от 09.08.2021 № 42-т (решение Пермского краевого суда от 23.03.2023 по делу № 3а-1030/2021, вступило в силу 08.08.2023), а также п. 3 приложения к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2021 № 282-т (решение Пермского краевого суда от 10.05.2023 по делу № 3а-105/2023, вступило в силу 19.09.2023).

Ссылаясь на содержание пунктов 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», ответчик полагает, что к участию в деле, исходя из его обстоятельств, суду следовало привлечь регулирующий орган – Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Ввиду его не привлечения, судебный акт подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.

По мнению заявителя, истцом неверно производится расчет количества тепловой энергии, поставляемой на цели пользования и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Так, производя расчет, истец указал на недопоставку ресурса в случае отключения ГВС (август 2020 год, май, август, ноябрь 2021 года, июнь, август 2022 года), однако, определяя стоимость ресурса в соответствующие месяцы, не скорректировал ее, исходя из фактического периода поставки ресурса.

В отзыве на жалобу истец опровергает доводы апеллянта; оспариваемое решение суда просит оставить в силе, в удовлетворении жалобы отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между сторонами сложились фактические отношения по снабжению тепловой энергией для приготовления горячей водыв объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД.

В период с июня 2020 по март 2023 ресурсоснабжающей организацией были оказаны услуги по поставке тепловой энергии, что подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорено и не опровергнуто.

Объем поставленного ресурса определен расчетным методом исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Возражений по предъявленному к оплате объему поставленного ресурса, его стоимости от ответчика не поступало. Иной объем ресурса документально не доказан.

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной в спорный период тепловой энергии, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Поскольку требование истца о взыскании задолженности подтверждено материалами дела, ответчиком не оспорено и документально не опровергнуто, доказательств оплаты взыскиваемой суммы задолженности материалы дела не содержат, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными, подлежащим удовлетворению на основании статей 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

В соответствии со статьей 153 ГК РФ в качестве сделки могут быть квалифицированы действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление гражданских прав и обязанностей.

В пункте 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум ВАС РФ разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

В этой связи само по себе отсутствие заключенного потребителем письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не исключает обязанности потребителя производить оплату полученной тепловой энергии.

Как установлено ранее, факт поставки истцом тепловой энергии и получения ее ответчиком в спорный период подтвержден материалами дела, и ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не оспорен.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу положений части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу положений ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Факт отпуска энергоресурса в спорный период, его объем и стоимость подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен (статьи 9, 65 часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Поскольку доказательств погашения задолженности в размере 30 741 руб. 92 коп. ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании с ответчика долга обоснованными и удовлетворил его.

Оспаривая правильность выводов суда, апеллянт ссылается на неверный расчет задолженности, выполненный истцом с применением тарифов, утвержденных постановлениями, признанными судом недействующими.

Проанализировав доводы жалобы, апелляционный пришел к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.

В силу принятия Федерального закона от 29 июля 2017 N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" был скорректирован Закон о теплоснабжении и иные законодательные акты в указанной сфере, ввиду чего на территории России введены ценовые зоны теплоснабжения. В них применяется иной порядок осуществления теплоснабжающими и теплосетевыми организациями своей деятельности, в том числе, иной порядок ценообразования. А именно, устанавливается только предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена "альтернативной котельной").

Пунктом 23.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении введено понятие ценовой зоны теплоснабжения, при установлении которой на территории поселения, городского округа, цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения (далее – ЕТО) понимается теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 28 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Пунктом 2 ст. 23.8 Закона о теплоснабжении определено, что в ценовых зонах теплоснабжения потребители приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (ч. 2 ст. 23.4 Закона о теплоснабжении).

Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) - устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (п. 23.2 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Пунктом ч. 7.2 ст. 29 Закона о теплоснабжении установлено, что предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), определяемый впервые после отнесения городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) после принятия органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации и заключения исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и единой теплоснабжающей организацией соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с частью 15 статьи 23.13 настоящего Федерального закона.

Указанный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается в течение двух месяцев со дня заключения такого соглашения об исполнении схемы теплоснабжения.

Аналогичные положения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2017 № 1562 (далее – Постановление № 1562), так, в силу п. 62(1) названного постановления предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается впервые органом регулирования в течение 2 месяцев со дня заключения исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и единой теплоснабжающей организацией соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с частью 15 статьи 23.13 Федерального закона "О теплоснабжении" и вводится в действие с 1-го числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования и вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2021 № 1631-р муниципальное образование «город Пермь» было отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

В соответствии с Приказом Минэнерго России от 30.11.2021 № 1317 ООО «ПСК» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации, присвоенный в схеме теплоснабжения в административных границах города Перми до 2035 года, утвержденной Приказом Минэнерго России от 29.09.2021 № 1000.

На основании Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, письма Администрации города Перми от 18.02.2022 № 059-01-53/2-124 и Приказа Минэнерго России от 14.03.2022 № 202 ПАО «Т Плюс» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Перми в системах теплоснабжения, указанных в схеме теплоснабжения Перми.

В ценовых зонах теплоснабжения регулируется только предельный уровень цены на тепловую энергию.

Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 631-п установлено, что Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также контроль правильности их применения.

Министерство устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) исходя из основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 2.1, 2.2 ст. 8 Закона о теплоснабжении установлены критерии дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 2.1 ст. 8 Закона о теплоснабжении с 01.01.2018 не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя следующие цены: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Однако, согласно п. 1 ч. 2.2 ст. 8 Закона о теплоснабжении "регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) сохраняется, в следующих случаях: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей...".

Таким образом, для дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения установлены исключения для населения и приравненных к нему категориям потребителей.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В установленном законом порядке для ООО «ПСК», в дальнейшем для его правопреемника – ПАО «Т Плюс» в спорный период времени был установлен тариф для потребителей, находящихся в зоне деятельности энергоснабжающей организации.

С учетом отмены тарифов решением Пермского краевого суда от 12.11.2020 № 3а-939/2020 стоимость тепловой энергии должна определятся на основании тарифов, утвержденных Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 09.08.2021 N 42-т (заменяющий нормативный акт) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям без дифференциации по схеме подключения, для категории потребителей "население".

Вместе с тем, согласно п. 4.5 договора энергоснабжения № ТЭ2600-02604/ОДН, направлявшегося энергоснабжающей организацией и не подписанного со стороны абонента, величина тарифа на тепловую энергию (мощность) составляет 1 952,82 руб./Гкал с учетом НДС.

Из представленного истцом расчета видно, что стоимость тепловой энергии, поставленной ТСН «Крупской, 56» в июне 2020 года определена с применением указанного тарифа.

Из расчета исковых требований следует, что стоимость ресурса, поставленного ответчику в период с июля 2020 года по ноябрь 2020 года, определена на основании тарифа – 2 025,85 руб./Гкал, за период с декабря 2022 года по март 2023 года – 2 127,14 руб./Гкал.

Поскольку указанный порядок определения стоимости ресурса в части применяемого истцом для расчета тарифа не противоречит размеру тарифа, утвержденного Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 09.08.2021 N 42-т (заменяющий нормативный акт) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям без дифференциации по схеме подключения, для категории потребителей "население" за тот же период, расчет истца следует признать верным, не нарушающим экономических прав ответчика.

В условиях отсутствия со стороны ответчика как мотивированных возражений относительно спорного требования, так и доказательств уплаты суммы долга, исковые требования, являющиеся правомерными, обоснованно удовлетворены судом.

По мнению заявителя, истцом неверно производится расчет количества тепловой энергии, поставляемой на цели пользования и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Так, производя расчет, истец указал на недопоставку ресурса в случае отключения ГВС (август 2020 год, май, август, ноябрь 2021 года, июнь, август 2022 года), однако, определяя стоимость ресурса в соответствующие месяцы, не скорректировал ее, исходя из фактического периода поставки ресурса.

Не принимаются апелляционным судом и доводы жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, поскольку принятым по настоящему делу судебным актом не затронуты его права и законные интересы.

В соответствии с частью 3 статьи 51 АПК РФ о вступлении в дело третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение.

Согласно части 3.1 статьи 51 АПК РФ определение об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство в арбитражный суд апелляционной инстанции.

По смыслу части 1 статьи 51 АПК РФ третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.

Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.

Лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее. То есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон. Иными словами, после разрешения дела между истцом и ответчиком у третьего лица возникает право на иск или у сторон появляется возможность предъявления иска к третьему лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.

Из содержания обжалуемого судебного акта не следует, что он принят о правах и обязанностях Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (не созданы препятствия для реализации субъективного права или надлежащего исполнения обязанностей данного лица), в связи с чем, оснований для привлечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края к участию в деле в качестве третьего лица у суда первой инстанции не имелось.

Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 сентября 2023 года, принятое путем подписание резолютивной части в порядке упрощенного производства, по делу № А50-16223/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

М.В. Бородулина