ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11827/17-АКУ от 13.10.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11827/2017-АКу

г. Пермь

13 октября 2017 года Дело № А50-14501/2017­­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н. В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле,

апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 11 июля 2017 года по делу № А50-14501/2017,

принятое судьей Шаламовой Ю.В.,

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми (далее – заинтересованное лицо, административный орган) от 17.04.2017 № 88 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.07.2017, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ИП ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что сотрудники налогового органа не наделены правом проводить проверочную (контрольную) закупку: также ссылается на существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения административного дела. Кроме того, указывает, что платежный терминал имеет встроенное автоматическое устройство для расчетов ККТ. По мнению заявителя, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок для привлечения к административной ответственности истек.

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании поручения от 23.01.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (акт от 23.01.2017 № ККТ-110270/15), в ходе которой установлено неприменение контрольно-кассовой техники при приеме платежа за услуги сотовой связи посредством платежного терминала № 10272269, принадлежащего ИП ФИО1, расположенного по адресу: <...>; на выданной платежным терминалом квитанции № 6565 отсутствуют реквизиты, свидетельствующие об использовании контрольно-кассовой техники: регистрационный номер контрольно-кассовой техники, признак фискального режима (фискальный признак документа), регистрационный номер ЭКЛЗ (номер фискального накопителя).

По данному факту Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 07.03.2017 № 72; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 17.04.2017 № 88 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ИП ФИО1, не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и об отсутствии оснований для применения предупреждения.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.

В ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) установлено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме, в том числе, печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ч. 2 ст. 5 Федерального закона №103-ФЗ).

В п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) установлено, что кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе, следующие обязательные реквизиты: регистрационный номер контрольно-кассовой техники; заводской номер экземпляра модели фискального накопителя; фискальный признак документа; адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака; порядковый номер фискального документа; фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные с использованием контрольно-кассовой техники, применяемой в автоматическом устройстве для расчетов, должны содержать в качестве обязательного реквизита заводской номер такого автоматического устройства для расчетов (п. 6 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ)

Требования к контрольно-кассовой технике содержатся в ст.ст. 4 – 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий установлено неприменение контрольно-кассовой техники при приеме платежа за услуги сотовой связи посредством платежного терминала № 10272269, принадлежащего ИП ФИО1, расположенного по адресу: <...>; на выданной платежным терминалом квитанции № 6565 отсутствуют реквизиты, свидетельствующие об использовании контрольно-кассовой техники: регистрационный номер контрольно-кассовой техники, признак фискального режима (фискальный признак документа), регистрационный номер ЭКЛЗ (номер фискального накопителя). Данные обстоятельства подтверждаются квитанцией № 6565, актом проверки от 23.01.2017 № ККТ-110270/15. Доказательств обратного в материалах дела не имеется. В связи с чем соответствующие доводы, приведенные в апелляционной жалобе заявителя ИП ФИО1 о том, что платежный терминал имеет встроенное автоматическое устройство для расчетов ККТ, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные никакими доказательствами и противоречащие имеющимся в материалах дела документам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вопрос о наличии вины предпринимателя в совершении вменяемого административного правонарушения был исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции о доказанности в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о проведении налоговым органом контрольной закупки, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае проверка проведена в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (вопрос 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015; определение Верховного Суда Российской Федерацииот 20.02.2017 № 305-АД16-20569).

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в частности, при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): налоговый контроль, надзор в национальной платежной системе.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении от 07.03.2017 и постановление о назначении административного наказания от 17.04.2017 вынесены в отсутствие ИП ФИО1 или его представителя. При этом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 07.03.2017 ИП ФИО1 извещен путем направления заказного письма по адресу регистрации (<...>), которое получено 14.02.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61400007220967; о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении на 17.04.2017 ИП ФИО1 извещен посредством направления определения о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 20.03.2017, которое получено 04.04.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 61400007493361. В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.

В силу положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вступившего в законную силу 15.07.2016) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники составляет один год.

Поскольку в рассматриваемом случае правонарушение выявлено административным органом 23.01.2017, то установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истекает 23.01.2018, следовательно, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 17.04.2017 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Соответствующие доводы апелляционной жалобы судом отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.

Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. При этом оснований для назначения наказания ниже низшего предела санкции в порядке ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ, а также для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не имеется, поскольку административным органом были установлены отягчающие обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения); кроме того, согласно общедоступным сведениям на официальном сайте «Картотека арбитражных дел» ИП ФИО1 привлекается к административной ответственности за аналогичное правонарушение не впервые.

В рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства, от 11 июля 2017 года по делу № А50-14501/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, черезАрбитражный суд Пермского края.

Судья

Н.В. Варакса