ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11997/17-АК от 21.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11997/2017-АК

г. Пермь

22 сентября 2017 года Дело № А71-4924/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.

судей Васильевой Е.В., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,

лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс»,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 июня 2017 года по делу № А71-4924/2017, принятое судьей Л.Ф. Мосиной

по заявлению открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» в лице

Удмуртского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»

(ИНН 5612042824 ОГРН 1055612021981)

к Администрации муниципального образования «Камбарский район» в лице Управления финансов Администрации муниципального образования «Камбарский район» (ИНН 1810000610 ОГРН 1021800717861), Муниципальному образованию «Камбарский район» в лице Администрации муниципального образования «Камбарский район»

о признании незаконным бездействия,

установил:

Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов Администрации МО «Камбарский район» (далее - заинтересованное лицо, Управление финансов), выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального образования «Камбарский район» в лице Администрации МО «Камбарский район», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов); об обязании Управление финансов Администрации МО «Камбарский район» приостановить осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МО «Камбарский район» в лице Администрации МО «Камбарский район», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента погашения долга по исполнительному листу серии ФС № 011866594 от 15.11.2016 выданному Арбитражным судом Удмуртской Республики на основании решения суда от 16.09 2016 по делу №А71-6146/201б в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в финансовый орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 1 ч.7 ст.242.5 БК РФ), вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является обязанностью финансового органа. Бездействие управления финансов Администрации МО «Камбарский район», выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, нарушает права и законные интересы взыскателя на своевременное полное и правильное исполнение судебного акта, принятого в его пользу.

Управлением финансов представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.09.2016 по делу №А71-6146/2016 с МО «Камбарский район» в лице Администрации МО «Камбарский район» за счет средств Казны муниципального образования «Камбарский район» в пользу взыскателя ОАО «Энергосбыт Плюс» подлежит взысканию 9 881 890 руб. 72 коп. долга, 305 300 руб. 26 коп. процентов, а также 73 936 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

15.11.2016 на основании указанного решения Арбитражным судом Удмуртской Республики выдан исполнительный лист ФС № 011866594, который направлен взыскателем для исполнения в Управление финансов Администрации МО «Камбарский район».

28.11.2016 исполнительный лист ФС № 011866594 поступил в Управление финансов Администрации МО «Камбарский район».

05.12.2016 Управление финансов Администрации МО «Камбарский район» в адрес должника МО «Камбарский район» в лице Администрации МО «Камбарский район» было направлено уведомление о поступлении исполнительного документа с приложением решения арбитражного суда Удмуртской Республики и исполнительного листа.

Всего, по исполнительному листу в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Полюс» из бюджета МО «Камбарский район» перечислено денежных средств в размере 621 386,98 рублей.

07.03.2017 в адрес взыскателя от Управления финансов Администрации МО «Камбарский район» поступило уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа в установленный законом и возможности отзыва указанного исполнительного документа с целью его дальнейшего предъявления в соответствующее подразделение УФССП России по УР для обращения взыскания на имущество должника.

Полагая, что действия бездействия Управления финансов Администрации МО «Камбарский район», выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МО «Камбарский район» в лице Администрации МО «Камбарский район», являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что бездействия по исполнению требований исполнительного документа не установлено, органом местного самоуправления принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 данного Кодекса (п. 3 ст. 239 БК РФ).

На основании ст. 242.5 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктом 1 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно абз. 6 п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при нарушении должником требований, установленных этим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Из анализа указанной нормы права следует, что приостановление осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника возможно только в случае нарушения последним требований, установленных в пункте 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Так, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник должен представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа исключительно в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

В случае, если упомянутых лимитов недостаточно или они отсутствуют, финансирование расходов для полного исполнения исполнительного документа в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 242.5 БК РФ производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Из материалов дела усматривается, что исполнительный лист по делу №А71-6146/2016 ФС № 011866594 поступил в Управление финансов Администрации МО «Камбарский район» 28.11.2016 года.

Как установлено судом первой инстанции, на исполнении в Управлении финансов находились также и иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования, ввиду чего, погашение задолженности по спорным исполнительным листам производилось частично, каждый месяц по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом.

По состоянию на 28.11.2016 в соответствии с выпиской из бюджетной росписи остаток бюджетных ассигновании на цели исполнения судебных актов составлял 319 400 руб. Сумма исполнительных документов, находящихся на исполнении на 28.11.2016 составляла 20 301 813 руб. 89 коп.

Иных источников финансирования данной статьи расходов не предусмотрено.

В декабре 2016 года, при поступлении дополнительной финансовой помощи из вышестоящего бюджет в форме дотации на сбалансированность, в бюджет муниципального образования были внесены изменения.

Решением Совета депутатов МО «Камбарский район» oт 21.12.2016 №24 внесены изменения в решение Совета депутатов МО «Камбарский район» oт 25.12.2015 №310 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2016 год», которым увеличены бюджетные ассигнования Администрации Камбарского района на исполнение судебных актов в сумме 1 000 000 руб. (уведомление № 315 от 22.12.2016 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств бюджета МО «Камбарский район» на 2016 год).

В соответствии с решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 22.12.2015 №28 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в бюджете МО «Камбарский район» на исполнение требований исполнительных листов на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 500 000 руб., на 2018 год - 12 130 000 руб., на 2019 год - 20 123 100 руб.

Все бюджетные ассигнования, которые были предусмотрены решением Совета депутатов МО «Камбарский район» от 25.12.2015 № 310 «О бюджете муниципального образования «Камбарский район» на 2016 год» на исполнение исполнительных документов, были перечислены по целевому назначению.

Итого по исполнительному листу в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Полюс» из бюджета МО «Камбарский район» было перечислено 621 386, 98 руб., из них в 2016 году - 437 326,98 руб., в 2017 году - 184 060 руб.

Управлением финансов осуществляются мероприятия по исполнению спорных исполнительных листов за счет казны муниципального образования. Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, приведенными выше нормами ст.ст. 242.5, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанности Управлением финансов исполняются.

Материалами дела установлено, бюджетом муниципального образования не было предусмотрено соответствующее бюджетное финансирование, а средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник не имел, что свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны должника абз. 5, 6 п. 3 ст. 242.5 БК РФ.

Таким образом, нарушение требований п. 3 ст. 242.5 БК РФ со стороны должника отсутствует, что исключает применение к нему негативных последствий в виде приостановления операций по счетам.

Исходя из системного толкования ч. 2 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным является не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса конкретного лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В этой связи принимая во внимание, что по исполнительному листу в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Полюс» из бюджета МО «Камбарский район» было перечислено 621 386, 98 руб., суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленные требования в части оспаривания бездействия Управления финансов не направлены на восстановление нарушенного права, то есть на возложение обязанности на Управление финансов приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

В материалы дела не представлено надлежащих доказательств нарушения своих прав и законных интересов, оспариваемым бездействием, выразившимся в неприостановлении Финансовым управлением осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Кроме того, из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации не следует, что финансовый орган обязан производить приостановление операций по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей местного бюджета, открытых в рамках счета местного бюджета.

Довод апелляционной жалобы о том, что Управление финансов Администрации МО «Камбарский район», установив неисполнение должником требований исполнительного документа, должно было в соответствии со ст. 242.5 БК РФ приостановить до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, был исследован судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.

Как указал суд, процедура исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований, предусмотренная статьей 242.2 Бюджетного кодекса РФ, не предоставляет право или обязанности финансовому органу производить приостановление операций по счету местного бюджета. Иное ставило бы под угрозу жизнедеятельность всего муниципального образования и его муниципальных структур, получающих средства местного бюджета: а это органы местного самоуправления Камбарского района, учреждения образования, учреждений культуры и другие получатели и их обязательства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не допускает приостановления операций по единому счету бюджета.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ в определении от 01.10.2009 № 1312-0-0 следует, что при исполнении судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований в соответствии с порядком, определенном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и определил, что конституционные права и свободы заявителей установленным порядком исполнения судебных актов не ущемляются.

Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда УР от 16 сентября 2016 года по делу №А71-6146/2016 МО «Камбарский район» привлечено к субсидиарной ответственности как собственник имущества должника - МНУ «Единая служба муниципального заказчика Камбарского района».

В резолютивной части решении Арбитражного суда УР от 16.09.2016 по делу №А71- 6146/2016, указано, о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образовании «Камбарский район», а не за счет органа местного самоуправлении - Администрации Камбарского района.

Таким образом, к субсидиарной ответственности привлечено публично-правовое образование (муниципальное образование), а исполнение должно осуществлять за счет казны. Администрация Камбарского района представляла интересы публично-правового образования.

Обязательство по оплате денежных средств по решению Арбитражного суда УР от 16.09.2016 по делу №А71-6146/2016 не является денежным обязательством казенного учреждения - Администрации Камбарского района, а является денежным обязательством муниципального образования.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» дано разъяснение, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений ст. 120 ГК РФ, учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам лого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. В резолютивной части решения суда должно укатываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

По судебным актам к субсидиарной ответственности привлечен не главный распорядитель бюджетных средств по долгам муниципального учреждения, а публично-правовое образование. Соответственно, отсутствуют основания для применения ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, МНУ «Единая служба муниципального заказчика Камбарского района» не является получателем средств бюджета МО «Камбарский район». Администрация Камбарского района не является главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета в отношении МНУ «Единая служба муниципального заказчика Камбарского района».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для применения Управлением финансов Администрации Камбарского района по УР при исполнении исполнительного листа ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановления операций по расходованию средств на счетах МО «Камбарский район» не имелось.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2017 года по делу № А71-4924/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

В.Г. Голубцов

Судьи

Е.В. Васильева

Л.Ю. Щеклеина